По мне так спорное решение - сделать мрачную притчу из романтической революционной сказки. Понятное дело, в 1980 революционный пафос уже никого бы не заинтересовал. Идея мировой революции к тому времени выцвела и высохла, страна устала быть Советским Союзом... так что Серебряков оставил революцию практически за скобками и сосредоточился на тематике куда более общей. На поединке души и бездушия.
Но поединок души и бездушия именно что слишком общий вопрос. Простой, я бы даже сказала. Понятное дело, душа лучше бездушия. Нет ни одного произведения искусства, где утверждалось бы обратное. Так о чем тогда тридцать минут? Для кукольного мультфильма это огромный хронометраж. Для притчи - предельный.
Тут от сказки Олеши осталось слишком много и непонятно зачем. К примеру, тут есть Просперо и его освобождение. А зачем? Кто он в этой истории? Непонятно. Просто мужик, которого схватили 'бездушные', а потом спасли 'душевные'. Или вот Тибул. Что он тут делает? Да ничего, только рассказывает Гаспару о сходстве куклы и его напарницы.
Чудесная песня 'Кукла остается' могла бы задать тон всей истории, но заявленная вечность и неизменность куклы тут же компрометируется событиями и эту тему не развивают совершенно. А зря! Вот это было бы глубоко и интересно, выбор между вечной куклой и живой девочкой... кстати, во второй 'Истории игрушек' эту тему очень неплохо подняли и раскрыли. Без всякой притчевости и претензий на высокое искусство. А мы могли бы сделать это еще и поэтично и на столько лет раньше. Но вот не сделали. Обидно.
Я к тому, что раз уж от атмосферы и поэзии оригинала отказались, то надо было идти до конца и выкинуть революцию к черту совершенно, сосредоточившись на истории брата, сестры и куклы. Были бы классические десять-пятнадцать минут кукольной притчи и было бы прекрасно.