К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Если вы где-то и слышали об этом мультфильме, то, вероятно, в топах о самых страшных лентах Союзмультфильма. Страшны ли «Два клёна» на самом деле? Об этом сложно судить уже будучи взрослым, но Баба-Яга тут выглядит и правда жутковато, особенно когда поворачивается лицом к зрителям. Правда, голос у неё смешной, а если взглянуть на нелепые ноги, то вас затрясёт от усмешек. Нет, проблемы этого мультфильма не в излишней жути, а в убогой анимации.

А также в странном цветовом фильтре. Абсолютное большинство сцен сине-зелёные, будто в «Матрице» или «Гарри Поттере». Взирать на всю эту зелень быстро надоедает, даже если смотреть получасовой мультфильм в ускоренном режиме. Поскольку у нас обычный лес, а не подводный мир, то такое цветовое решение очень странное и неподходящее.

А вот вам один парадокс: Василиса, чьих сыновей похищает ведьма, иногда выглядит страшнее, чем Яга. Бледное лицо с тёмными глазами производит такое впечатление, будто главная героиня является зомби. И кстати, цвет её глаз почему-то меняется от чёрных к тёмно-синим. И раз уж я затронул ляпы, то нельзя не упрекнуть художников за то, что наружная и внутренняя стена избушки на курьих ножках зеркально противоположны друг другу. Эх, невнимательность!

Итак, анимация. Чего вы в принципе ждёте от 1977 года? Может, чего-то ещё более прекрасного и качественного, чем «В яранге горит огонь»? И не надейтесь! Несмотря на то, что «Яранга» вышла на двадцать один год раньше, анимация там лучше раз в двести. Здесь же всё хуже: в кадре отсутствует перспектива и плавность движений, все персонажи будто плоские, да ещё и выглядят карикатурно. Чем объясняется такая деградация в 1970-е гг, я затрудняюсь сказать. Но маскировать подобное убожество оправданием «это эксперимент!» просто стыдно.

Поэтому «Два клёна» — мультфильм однозначно провальный. Его тяжело, а порой и неприятно смотреть.

2 из 10

16 февраля 2023 | 01:48
  • тип рецензии:

В черном-пречерном лесу среди серых-пресерых деревьев стоит переминаясь с ноги на ногу избушка на курьих ножках. Внутри нее сумрак и запустение, паутина катается по углам, на лавочке сидит-восседает Баба Яга – нос пупырчатый спускается ниже подбородка, шельмовские глаза зыркают по сторонам. Мерзавка, разбойница, шалунья, умница-разумница. А в сельской идиллии – под шелест листьев и детский смех – из трубы поднимается дымок. В этом доме живет Василиса-работница со своими детьми, трудно живет, не покладая рук работает, и все равно счастливо. Но злодейка Яга уже положила на нее глаз, а значит, трудности Василисы только начинаются.

Характерная особенность советских мультфильмов состоит в удивительно гармоничном сочетании простого внятного сюжета и глубокой общечеловеческой морали. На простейшем примере мышек и кошек до зрителя доносятся сакраментальные истины о ценности дружбы, необходимости прощать, недопустимости подлости и ненависти. Мультфильмы вроде «Кота Леопольда» или «Ну, погоди!» относятся к своеобразному нулевому уровню, предназначенному для самых маленьких. Картины наподобие «2 кленов» или «Троих из Простоквашино» засчет эксплуатации более сложных и разнообразных понятий представляют интерес и для взрослых зрителей.

Удивительно, как много можно впрессовать в получасовой мультик. Здесь и откровенная тирания хитрого над простачком («Проглочу!» со стороны тщедушной старушонки, обращенное к медведю – это действительно внушает) и подлая зависть к более счастливому и желание сотворить гадость исключительно из любви к процессу («Того ограбь, того побей, того накажи ни за что ни про что»). Одновременно с каждым зрителем мультик имеет свой разговор.

Мы говорим на разных языках…

Взрослый увидит глумление злобной карги над более слабыми, почувствует беспомощность матери и тоску детей, восхитится мужеством и самоотверженностью женщины. Для ребенка же на экране разворачивается захватывающее действо с похищением, долгой дорогой, кладоискательстом и прочими увлекательными приключениями. Взрослому близка и понятна бесконечная нежность в глазах матери, сожаление о прошедшей молодости («А волосы-то серебряные…»), для ребенка - листья на деревьях шелестят, избушка отплясывает, Яга вдохновенно вопит: «Выдохлася! Выдохлася!»

Смешались в кучу люди, кони…

Щемяще беззащитный, откровенный разговор ведут «2 клена» - о простодушии, о достоинстве, о верности и вере, о великой мудрости и поразительном упорстве. В схематичного вида марионеточных персонажах выведена квинтэссенция человеческих качеств, необходимость и однозначность правильного выбора («Кто, если не я?»), низость и себялюбие мелкой души («Я в себе, голубке, души не чаю»)

Притворяясь простеньким серо-зеленым квестом, в меру шутливым и легкомысленным, «2 клена» на самом деле представляют собой своеобразный срез реальной жизни среднестатистического человека, адаптированный под детское восприятие. Здесь и тяжелый труд, дарующий не богатство, но ощущение счастья и правильного пути, и зависть случайных людей со стороны, и неожиданное неравнодушие посторонних, здесь простота и достоинство там, где не ожидаешь их встретить, и большое горе, и мелкая подлость… Здесь много чего есть. И пусть в реальной жизни не всегда матерям удается вернуть сыновей, в данном случае это все-таки сказка для детей, облегченный вариант, в котором побед всегда больше поражений.

И пересматривая мультик через 20 лет, уже порядком избалованный компьютерной графикой, стереозвуком и различными спецэффектами, все равно не можешь не восхититься фасадными декорациями, простым уютным говором, и не воздать дань уважения безграничной доброте и вечной морали.

Кто ищет - тот всегда найдет.
Кто хочет - тот всегда добьется.
И что ни делай - все равно
К тебе всегда оно вернется.

24 июля 2014 | 22:38
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: