В черном-пречерном лесу среди серых-пресерых деревьев стоит переминаясь с ноги на ногу избушка на курьих ножках. Внутри нее сумрак и запустение, паутина катается по углам, на лавочке сидит-восседает Баба Яга – нос пупырчатый спускается ниже подбородка, шельмовские глаза зыркают по сторонам. Мерзавка, разбойница, шалунья, умница-разумница. А в сельской идиллии – под шелест листьев и детский смех – из трубы поднимается дымок. В этом доме живет Василиса-работница со своими детьми, трудно живет, не покладая рук работает, и все равно счастливо. Но злодейка Яга уже положила на нее глаз, а значит, трудности Василисы только начинаются.
Характерная особенность советских мультфильмов состоит в удивительно гармоничном сочетании простого внятного сюжета и глубокой общечеловеческой морали. На простейшем примере мышек и кошек до зрителя доносятся сакраментальные истины о ценности дружбы, необходимости прощать, недопустимости подлости и ненависти. Мультфильмы вроде «Кота Леопольда» или «Ну, погоди!» относятся к своеобразному нулевому уровню, предназначенному для самых маленьких. Картины наподобие «2 кленов» или «Троих из Простоквашино» засчет эксплуатации более сложных и разнообразных понятий представляют интерес и для взрослых зрителей.
Удивительно, как много можно впрессовать в получасовой мультик. Здесь и откровенная тирания хитрого над простачком («Проглочу!» со стороны тщедушной старушонки, обращенное к медведю – это действительно внушает) и подлая зависть к более счастливому и желание сотворить гадость исключительно из любви к процессу («Того ограбь, того побей, того накажи ни за что ни про что»). Одновременно с каждым зрителем мультик имеет свой разговор.
Мы говорим на разных языках…
Взрослый увидит глумление злобной карги над более слабыми, почувствует беспомощность матери и тоску детей, восхитится мужеством и самоотверженностью женщины. Для ребенка же на экране разворачивается захватывающее действо с похищением, долгой дорогой, кладоискательстом и прочими увлекательными приключениями. Взрослому близка и понятна бесконечная нежность в глазах матери, сожаление о прошедшей молодости («А волосы-то серебряные…»), для ребенка - листья на деревьях шелестят, избушка отплясывает, Яга вдохновенно вопит: «Выдохлася! Выдохлася!»
Смешались в кучу люди, кони…
Щемяще беззащитный, откровенный разговор ведут «2 клена» - о простодушии, о достоинстве, о верности и вере, о великой мудрости и поразительном упорстве. В схематичного вида марионеточных персонажах выведена квинтэссенция человеческих качеств, необходимость и однозначность правильного выбора («Кто, если не я?»), низость и себялюбие мелкой души («Я в себе, голубке, души не чаю»)
Притворяясь простеньким серо-зеленым квестом, в меру шутливым и легкомысленным, «2 клена» на самом деле представляют собой своеобразный срез реальной жизни среднестатистического человека, адаптированный под детское восприятие. Здесь и тяжелый труд, дарующий не богатство, но ощущение счастья и правильного пути, и зависть случайных людей со стороны, и неожиданное неравнодушие посторонних, здесь простота и достоинство там, где не ожидаешь их встретить, и большое горе, и мелкая подлость… Здесь много чего есть. И пусть в реальной жизни не всегда матерям удается вернуть сыновей, в данном случае это все-таки сказка для детей, облегченный вариант, в котором побед всегда больше поражений.
И пересматривая мультик через 20 лет, уже порядком избалованный компьютерной графикой, стереозвуком и различными спецэффектами, все равно не можешь не восхититься фасадными декорациями, простым уютным говором, и не воздать дань уважения безграничной доброте и вечной морали.
Кто ищет - тот всегда найдет.
Кто хочет - тот всегда добьется.
И что ни делай - все равно
К тебе всегда оно вернется.