Калеб проживает в многоквартирном доме в пригороде Парижа и занимается мелкокриминальной деятельностью вроде продажи ворованных кроссовок. Также парень обожает экзотических насекомых и однажды приобретает ядовитого паука, привезённого из Северной Африки. Почти сразу же особь сбегает и начинает неистово размножаться — каждое следующее поколение сильно превосходит предыдущее в размерах и количестве. Первой жертвой становится незадачливый покупатель Калеба, и полиция, опасаясь, что происходит распространение опасной болезни, закрывает многоэтажку на карантин.
Ни для кого не секрет, что в истории кинематографа не редки случаи, когда в производство запускаются несколько фильмов с максимально похожими идеями. Так было с «Матрицей» и «Тринадцатым этажом», «Падением Олимпа» и «Штурмом Белого дома» и так далее. Не стала исключением и «Паутина страха» Себастьяна Ваничека, который слегка опередила своего конкурента в лице фильма «Sting» за авторством режиссера Кия Роуч-Тернера.
Однако начав смотреть данный фильм понимаешь, что перед нами не очередной подражатель, а действительно талантливо сделанное кино, на просмотр которого никак не жалко потратить свое драгоценное время. Невооруженным взглядом видно, что с точки зрения сеттинга и локаций данный фильм явно вдохновлен последней частью «Зловещих мертвецов». Однако это нисколько не вредит восприятию данной ленты. Лишь подчеркивая то, что аналогично последним «Зловещим мертвецам», авторам данной ленты удалось рассказать действительно интересную и насыщенную на различные события историю, а также отлично раскрыть характера героев при том, что события данной ленты развиваются в локациях одного лишь дома.
Тем не менее, стоит признать, что главной жемчужиной данной ленты является именно режиссура Себастьяна Ваничека. Начиная с первых и заканчивая последними кадрами, Ваничек великолепно выдерживает атмосферу саспенса, напряжения и чувства тревоги, которая лишь усиливает хватку на шее зрителя по мере развития сюжета. Лишь усиливая общее впечатление действительно интересно поставленными сценами действия, которые сводятся к далеко не тривиальным и далеко не заезженным скриммерам. В том числе, подкупая интересной клиповой картинкой с отличной композицией в кадре.
Нельзя не отметить замечательные актерские работы. Это тот самый случай, когда все актеры отлично отыгрывают свои роли на экране, ни один из актеров не пытается перетягивать лямку внимания на свою сторону и отсутствие «звездных лиц» позволяет еще больше поверить в то, что на экране настоящие люди, а не актеры за своей работой.
9 из 10
Паутина страха – это один из немногих действительно талантливо сделанных энимал-хороров за всю историю жанра и определенно одна из главных приятных неожиданностей года. Картина охотно подкупает талантливой и атмосферной режиссурой, отлично выдержанной историей, а также яркими и живыми персонажами. Охотно добиваясь того, что происходящее на экране практически пролетает за пару мгновений.
Пауки и всяческие паукообразные – моя главная слабость по части монстров. Спать они мне не помешают, но в атмосферных произведениях способны вызвать сильное эмоциональное напряжение и прилив адреналина. В реальной жизни в закрытом пространстве вызывают дискомфорт, на свежем воздухе, впрочем, мы способны сосуществовать относительно мирно. В разумных пределах, разумеется, то есть на даче в Подмосковье или в городском парке – не в Австралии.
Себастьян Ваничек идеально выбрал место действия – жилой комплекс «Арены Пикассо» в Нуази-ле-Гран, с одной стороны, привлекает внимание оригинальностью постройки, а с другой – это огромное, но замкнутое пространство, в котором паукам есть где «порезвиться». В середине повествования в достаточно динамичный сюжет встроена медитативная сцена, демонстрирующая полный захват квартир пауками – поразительно атмосферные кадры, вызывающие искренний восторг.
Основная проблема заключается в том, что население в доме, скажем так, в полной мере соответствует современной Франции или, в переводе с толерантного, нашим представлениям о нищем гетто. С точки зрения сюжета – это оправдано и органично, с точки зрения субъективного восприятия – мне сложно сопереживать персонажам. Поведенческая логика, к слову, далеко не безупречна, но всё же находится на вполне приемлемом в рамках жанра уровне.
С пауками ситуация также получилась двоякой. Ваничек снял впечатляющий экшен-триллер с постоянным ухудшением ситуации для главных героев. В целом ряде сцен его изобретательность и внимание к деталям приятно меня удивили, а придираться к сюжету я смысла не вижу – он на общее впечатление не влияет. В рамках выбранной модели повествования фильм, вне всякого сомнения, заслуживает высокую оценку.
Вот, только лично мне было бы интереснее увидеть более реалистичную историю, без чрезмерной гиперболизированности процесса размножения пауков, в фильме он основан на реальных фактах, но игнорирует физические ограничения. Возможно, история в духе первого Alien, без гигантских пауков и их количества, но с более опасным монстром, получилась бы ещё интереснее. В любом случае, это лишь моё предположение, а не критика – фильм хорош и так.
Юноша Калеб случайно покупает необычного паука для своего террариума. В первый же день паук сбегает, и жизнь многоквартирного дома, где этническим меньшинствам и так не сладко, превращается в кошмар.
Никакого хоррора без социальной подоплеки! - такой девиз, кажется, избрали кинематографисты наших дней. Теперь недостаточно просто снять, как маньяк убивает подростков - теперь нужно проработать психотравму и обличить социальные службы! Недостаточно чтобы акулы кушали дайверов - должна быть экологическая тема. Нельзя просто показать, как расплодившиеся паучки захватили унылую, как в 'Кэндимене', многоэтажку-общагу. Нужен социальный контекст - ведь Калеб и его друзья - арабы и афроамериканцы - чувствуют себя в Париже так же неуютно, как и диковинные членистоногие - поэтому в оригинале фильм называется 'Паразиты'.
Что ж, не то чтобы Калеб и его друзья были ангелами во плоти: Калеб барыжит ворованными кроссовками, его друг тырит по округе велики. Единственный белый человек в его компании - парень его сестры, Джорди (в его роли - узнаваемый после 'Убойного монтажа' Финнегэн Олдфилд). Так что когда дела в многоэтажке накрываются медным тазом, главными врагами героев становятся даже не пауки (растущие не по дням, а по часам), а жёсткие полицейские, которым, кажется, даже нравится закрыть всех 'пауков' в одной банке.
Страшных сцен в фильме хватает - особенно дебютант-режиссёр Себастьян Ваничек любит показывать, как паучки располагаются по стенам за спиной ничего не подозревающих героев. Людям с арахнофобией стоит выбрать что-то более безобидное - акулы-людоеды или маньяки-каннибалы подойдут. Остальные же могут наблюдать смертельный аттракцион, где пауки не делят жертв на хороших и плохих, на большинство и меньшинство. В каком-то смысле пауки - вершина инклюзивности. Кто бы вы ни были, какого бы цвета ни была ваша кожа, из какой бы страны вы ни прибыли - они захотят вас укусить, залезть в голову и отложить потомство. Вот такое торжество равенства.
David Arquette, Kari Wuhrer, Scarlett Johansson and Doug E. Doug
Была суббота, выходной. Посетили первый утренний сеанс фильма 'Падение империи', потом вышли и сидели, никого не трогая. Времени свободного было много, поэтому внезапно увидели в расписании того же кинотеатра сеанс другой новинки проката от 'Arna Media' - 'Паутина страха' Себастьяна Ваничека. Так как у американцев есть вполне себе культовые и любимые 'Боязнь пауков' и 'Атака пауков', то французы, заручившись отличными производственными мощностями, сняли свой ответ крутым американцам. Насчёт ответа, конечно, шутка, они таким не занимаются. Короче, что же получилось на выходе?
С одной стороны, пауки - главный аттракцион фильма - вышли устрашающими, от одного вида которых можно спокойно наложить вот тяжелые кирпичи. Представьте ещё их в тесных квартирах панельного дома, в стенах, системе вентиляции, трубах. Дрожь пробирает, так? Ладно бы просто пауки обычного размера с ладонь ребёнка, так эти членистоногие удивительным образом жёстко вымахали! Целая ночь становится выживанием для местной молодежи. Бежать там в подземный гараж или на крышу? А бежать некуда, ибо паутина облепила почти все помещения. Приходится надеяться на чудо, дихлофос, петарды, крики и огонь.
Вызывая в памяти любимый 'Репортаж', когда немногочисленные жильцы старого дома тоже оказались взаперти из-за непонятного карантина, французский ужастик мог добавить себе кучу очков, если бы у них пауки были на первых ролях и пожирали всех людишек смачно i со вкусом. К сожалению, зрителям предлагают проникнуться крикливыми, чересчур паникующими людьми молодыми, которые дополнительно любители собачиться друг с другом по поводу и без. Потом, на передовой брат и сестра, жившие в доме с раннего детства, с соседями мы на короткой ноге. Драма расставания с родной квартирой будто важнее.
В итоге, пауков не так много, как хотелось бы, а отношения между юными и свободными нердами забирают значительную часть стандартного хронометража. Кстати, одного из них сыграл франко-английский актер Финнегэн Олдфилд, он явно выделялся. Нужно плотно признать, что 'Паутина страха' неплохой фильм, который старательно внушает ужас и демонстрирует праздных пауков, только при этом страшные насекомые не на первом месте, из-за чего увидеть на экране глазками великолепный треш с кучей фарша, крови и костей не удастся. Аж целый пролог кони придумали с появлением того самого паука. Ладно, идите в кино.
Фильмы ужасов считаются жанром, скажем так, 'неэлитным', поскольку из всех человеческих эмоций проще всего вызвать как раз таки страх. Но это не отменяет того факта, что и здесь есть свои шедевры - такие как 'Чужой' Ридли Скотта, 'Нечто' Карпентера, 'Муха' Кроненберга и т.д.. Кроме того, хорроры пользовались неизменной популярностью во все времена: наверняка многие обращали внимание, что именно здесь больше всего франшиз, количество фильмов в которых близится, а то и переваливает за десяток ('Пила', 'Пятница, 13-е', 'Кошмар на улице Вязов').
Сам жанр при этом не был статичен. Мода менялась с полтергейстов на слэшеры, затем на зомби/вампиров/оборотней, потом опять на полтергейсты - и так по кругу. Но вместе с обилием фильмов на вышеупомянутые темы всегда существовал и ещё один поджанр: фильмы ужасов, главным пугающим фактором в которых выступают хищные рыбы, звери и насекомые.
С представителем этого поджанра - и весьма достойном - я вчера и ознакомился.
Я, честно говоря, и не вспомню сходу ни одного хоррора родом из Франции. Конечно, они есть, но сталкиваться как-то ни разу не приходилось. Да и о том, что смотрю французское кино, я узнал только из начальных титров. Совершенно ничем 'Паутина страха' (которая в оригинале, кстати, носит название 'Паразиты') не отличается от среднестатистического хоррора, сделанного в США.
Среди причин, по которым рецензия окрашена в зелёный цвет, я выделю следующие:
Атмосфера и динамика. Действие происходит в очень ограниченном пространстве - жилой многоэтажке. И это сильно урезает варианты спасения и пространств для манёвра, автоматически взвинчивая градус напряжения (чего-то страшного ждёшь буквально каждую минуту) и плотность событий.
Картинка. Не могу сказать, что пауки прорисованы безупречно (доходит до смешного: чем больше их размеры, тем менее натуральными они выглядят), но в условиях недостаточной освещённости, а также благодаря грамотной работе оператора и дизайнеров они вызывают у зрителя ровно тот отклик, который должны: страх и отвращение.
Актёры и персонажи. Разумеется, на 'Оскар' тут никто не претендует, но для хоррора средней руки актёры справляются очень хорошо. Вдобавок к этому как основные, так и второстепенные персонажи прописаны весьма неплохо (по крайней мере, их запоминаешь и начинаешь различать, а заодно и сопереживать). И несмотря на то, что главный герой обозначен практически с первых кадров, второплановые действующие лица в кадре мелькают практически столь же часто, так что у зрителя не складывается ощущение, что протагонист обязательно переживёт всех и вся, а остальные добавлены лишь в качестве мяса для мясорубки.
При этом в фильме есть и слабые стороны. Саундтрек подобран интересный (французский рэп в хоррорах нечасто услышишь), но иногда звучит невпопад. Динамика, как я уже писал выше, хороша, но ярких, ключевых сцен могло бы быть и побольше. Несколько раз за фильм персонажи резко теряют пару-тройку десятков баллов IQ, начиная совершать нелогичные поступки.
Эти минусы не дают оснований предполагать, что к фильму захочется вернуться снова, но, думаю, 'Паутина страха' стоит внимания любителей данного поджанра хорроров и способна подарить им несколько десятков минут интереса и напряжения.
Люди сталкиваются с самыми разными фобиями, от которых не так просто избавиться даже после длительного общения с психологом и одна из самых распространенных из них – это боязнь пауков. Если верить статистике, то приблизительно каждый третий человек испытывает к паукам как минимум чувство неприязни, а потому неудивительно, что довольно часто эти членистоногие становятся гостями в действительно жутких и напряжённых хоррорах. В качестве примера можно назвать «Паутину страха», которая как раз вышла на экраны и произвела на меня сильное впечатление.
Сюжет фильма разворачивается в обычном французском пригороде, который также принято называть новым гетто. Здесь живут люди, у которых есть проблемы как с работой, так и адаптацией к социуму. И здесь скорее выживают, чем живут полноценной жизнью. И как раз в таком районе и живет главный герой этого фильма, парень по имени Калеб. Он старается крутиться, как может, продает брендовые кроссовки всем желающим в районе и лишний раз в серьезные неприятности старается не ввязываться. Но самое интересное то, что хобби Калеба является коллекционирование всевозможных жуков и земноводных.
Однажды парень принес домой новый экзотический экземпляр в свою коллекцию, а именно диковинного паука, от которого было сложно отказаться. Но беда в том, что из-за невнимательности своего нового хозяина этот самый паук сбегает, стремительно размножается и теперь уже тысячи монстров устраивают самый настоящий террор в многоквартирном доме, который теперь становится куда более опасным местом, нежели обычное пригородное гетто. Люди становятся заложниками ситуации и помимо страха пауков главному герою и его близким теперь приходится еще и сталкиваться с другими обитателями дома, которые в критической ситуации выплескивают всю свою ненависть и злобу наружу.
Меня фильм на самом деле впечатлил, потому что это напряженное и реально пугающее зрелище, которое умело играет на страхах человека. Признаюсь, что я тоже не испытываю теплых чувств к паукам и считаю их неприятными и отталкивающими. И то, как их показали в этом хорроре, реально пугает. Пауки выглядят очень правдоподобно, словно их на самом деле расплодили в доме для съемок фильма и это не может не шокировать! Пока смотришь фильм, то до самого конца не можешь расслабиться.
Особенно жутко здесь выглядит паучьи гнезда из бесконечной жуткой паутины. Их не всегда выходит обойти стороной, а потому героям предстоит протискиваться через них очень аккуратно и далеко не всегда выходит сделать это не задев логово этих монстров. И вот эти моменты реально пугают до дрожи – снято очень эффектно и ты словно оказываешься в самом центре всего этого паучьего кошмара.
Также мне понравилось то, как раскрыли для нас главного героя, его сестру Манон, с которой у Калеба складывают очень сложные отношения, Матиса, который все время тащит в подвал чужие велосипеда, знатока насекомых и пресмыкающихся Джорди, а также прочих персонажей, которые стали заложниками дома с пауками. Да, никто из них не идеален и порой они нарушают границы морали и закона, но они уж точно не заслужили того, что для них подготовили авторы этого фильма. И как раз благодаря тому, что герои тебе симпатичны, ты реально переживаешь за исход событий.
Как итог скажу, что «Паутина страха» является довольно напряженным и жутким фильмом, который на меня произвел очень сильное впечатление. Если вы относитесь к людям, которые считают пауков жуткими, то вам будет также страшно, как и мне. Это гарантия.