Очень интересный фильм - смотрится на одном дыхании и выполнен великолепно. Но увы - не во всем.
Сюжет, посвященный перепетиям охоты на великого и ужасного Аль Капоне отдает привкусом 'голливудной' патетичности. Трогательная дружба напарников, семейные ценности, противостояние мафии и полисменов. Не то чтобы это все заезжено, но смотрится банально и неестественно. Может надо было фильм сделать длиннее? Чтобы все сюжетные линии выглядели полноценно. Хотя, что я буду учить легендарного режиссера.
А некоторые моменты и вовсе смотрятся совершенно карикатурно - тот же эпизод с нападением на грузовики со спиртным. Я не могу принять на веру и схематичность складывания отношений между 'неприкасаемыми' - за какую то пару дней практически первые встречные становятся соратниками и близкими друзьями. Не смешите меня. Другие эпизоды вообще навевают какого-то Индиану Джонса - стрельба и беготня бухгалтера с винчестером. Дурость только.
В общем самый главный недостаток ленты - недостаточная глубина.. Я рассчитывал на увидеть большее, нежели просто приключенческую драму с элементами боевика. Никакого сравнения с классикой гангстерского кино - тем же 'Крестным отцом', 'Славными парнями' или де пальмовским же 'Лицом со шрамом'. Или 'Однажды в Америке'.
Зато актеры очень даже хороши. В особенности Капоне де Ниро. Вот где фирменная кривая ухмылка де Ниро сработала на все сто! Блестящая роль. просто блестящая. Еще мне запомнился главный подручный Капоне - убийца Фрэнк Нитти. Изумительная харизма и потрясающий типаж. Шон Коннери меня как-то не впечатлил, пусть и получил за это 'Оскара', зато понравился Энди Гарсия в роли молоденького стрелка-полицейского.
Самым заметным достоинством мне кажется постановка и операторская работа. Оператор это в самом деле что-то - практически каждый кадр отточен до мелочей! Каждый разворот камеры выглядит безумно красиво и четко. Ничего лишнего. Последний раз такое мастерство я видел разве что в 'Жильце' Полански. Музыка Морриконе здесь так же безупречна, да и вообще весь фильм от вступительных до финальных титров визуально потрясающ. Особенно вошедшая в учебники сцена на лестнице вокзала – дань памяти Эйзенштейну похоже. Местами это визионерство даже раздражает.
В общем кино хорошее, даже прекрасное, но при этом скорее развлекательное, чем впечатляющее и трогающее. Глупым и простоватым конечно не назовешь, однако оно 'голливудское'.Не хватает психологичности и глубины на мой вкус. Но посмотреть его стоит.
Несмотря на то, что фильм действительно достойный, возникает несколько вопросов или, так сказать, пожеланий.
1. Музыка. Уже многими рецензентами отмечалось, что музыка в некоторых частях фильма не вполне соответствует сценам по накалу и событиям. Не могу сказать, что такой человек как Эннио Морриконе сделал ошибку или что-то в этом роде. Видимо, такая задумка.
2. Игра Шона Коннери. Безусловно этот известнейший актёр вряд ли может плохо сыграть. И действительно в роли Джима Мэлоуна, он прекрасно передал образ опытного, мудрого наставника-полицейского, знающего законы и порядки города Чикаго. Но Оскар ли? Скорее всего это награда была дана по совокупности заслуг Шотландца перед кино и киноиндустрией, этаким запозднившимся официальным признанием. Статуэтка оказалось первой и на сегодняшний день пока единственной в коллекции незабываемого Агента 007.
3. Аль Капоне - Роберт де Ниро. Не скрою, что это один из моих любимых актёров, однако в фильме он представлен гораздо меньше чем хотелось бы. Всего несколько сцен и когда смотришь их, то пытаешься напиться великолепной игрой 'мастера мафиозных ролей', но жажду так и не утоляешь. Чувствуется присутствие такой харизмы, что даже не верится, будто она может уместиться в таком малом количестве эпизодов. Но мы уже ничего не можем сделать - остаётся только созерцать.
А в целом уверен, что фильм 'Неприкасаемые' идёт и будет идти в перечислении таких культовых фильмов как 'Крёстный отец', 'Однажды в Америке и т.д. Но только после них, а не до!
Поставторский кинематограф Брайана Де Пальмы (часть 13)
«Неприкасаемые» - одна из тех коммерческих картин Де Пальмы, от которой трудно оторвать глаз: при всей приторности ее положительных персонажей и монструозности отрицательных, при всем соблюдении лекал массовой культуры (с неминуемым хэппи-эндом) это все же лента, выполненная на высоком техническом и профессиональном уровне. Сценарист картины Дэвид Мэмет, известный также как автор остросоциальной ленты «Гленгарри Глен Росс», на этот раз решил воспеть слову органам правопорядка и прочитать зрителю мораль. Однако, при всей пафосности сценария о том как честные люди засадили за решетку самого Аль Капоне, «Неприкасаемые» все же берут публику за глотку прежде всего тщательной визуализацией экшен-сцен, снятых, как это всегда у Де Пальмы, едиными, длинными планами-эпизодами. В частности, в самом мастерском из них режиссер цитирует сцену на одесской лестнице из «Броненосца Потемкина», где острый монтаж дробит длительные эпизоды.
Несмотря на то, что мессидж данной ленты чрезвычайно прозрачен даже для самого невзыскательного зрителя, синефилы также сходят по «Неприкасаемым» с ума, во многом потому, что это нетипичный для гангстерского жанра фильм: разборки мафии, стрельба и погони занимают в ней чрезвычайно мало места. Картина Де Пальмы во многом – о личном мужестве людей, бросивших вызов беззаконию, о преодолении внутренней трусости, как генераторе социального подвига. Вместе с тем, как и известная лента Алана Пакулы «Вся президентская рать», это фильм о власти закона в Америке, которому подчиняются все ее граждане. В этом смысле перед нами – вполне себе идеологическая картина о верховенстве закона и ценностях либерализма, что, конечно, не могло понравиться левым. Выйдя на экраны в 1987 году, в годы советской «перестройки» «Неприкасаемые» транслировали идею о том, что любое беззаконие наказуемо, что скрыто содержало послание о неминуемом возмездии тоталитаризму (мы уже писали о том, что тоталитаризм – это полу-уголовный режим, основанный на всевластии сильного).
Аль Капоне, каким он предстает в ленте Де Пальмы, - чикагский уголовный царек, купающийся в своей безнаказанности (Де Ниро делает все, чтобы его персонаж выглядел как можно отвратительнее и надуто-самодовольно), однако, четные, мужественные люди все же находят на него управу. По этой причине «Неприкасаемые» - о неминуемой победе ценностей либерализма и верховенства закона над политическим и социальным беззаконием тоталитаризма. Как бы наивно эта лента не выглядела сейчас, когда в мире все перемешалось, и полу-уголовные элементы живут и процветают во власти, и остановить их не может даже демократия, в свое время она выглядела весьма актуально. Важно, что поверить в себя главному герою помогает простой патрульный (так, по крайней мере, невыносимая слащавость героя Костнера несколько уравновешивается брутальной маскулинностью героя Коннери), а полицейское братство выглядит в картине образцовым и противопоставлено коррупции в высших чинах органов правопорядка.
По мере просмотра «Неприкасаемых» чувствуется, что Де Пальма ощущает себя «не в своей тарелке»: пафосный сценарий, хэппи-энд, лобовая идеологичность ему чужды, ведь он склонен к более мрачному и этически индифферентному искусству, однако, и здесь этот постановщик показал себя профессионалом высокого класса, справившись со всеми поставленными ему продюсерами и сценаристом задачами. Однако, чуть позже, через три года после «Неприкасаемых», он экранизирует «Костры амбиций» Тома Вулфа, где основательно пройдется по либеральным иллюзиям, тем не менее эта картина слаба в художественном отношении и представляет собой довольно беспомощную карикатурную комедию, потому мы не будем ее разбирать.
Так уж вышло, что эту картину я посмотрел только в 2021 году. Не знаю, как так вышло — я люблю фильмы о мафии и пересмотрел, наверное, их все. Оказалось, что есть еще старые фильмы, которые я пропустил. Рейтинг и актёрский состав повысили мои ожидания куда-то на 23й этаж. Забегая вперёд, могу сказать, что они не оправдались.
Я с уважением отношусь к творчеству Брайана де Пальмы, а 'Лицо со шрамом' — один из моих самых любимых фильмов. Но в случае с 'Неприкасаемыми' что-то пошло не так. Возможно, в конце 80х впечатления были другими, но в 2021 это кино смотрится так себе. И давайте начнём с негатива:
1. Нераскрытые персонажи. У Нэша есть жена, но кто она? Да, она пишет мужу мотивирующие записки и смотрит коровьими глазами, но дальше то что? Фильм не даёт ответа на этот вопрос. У Нэша рождается сын, но какие эмоции он испытывает по этому поводу? Фильм не даёт ответа. В какой-то момент плохие парни намекают, что семья Нэша в опасности, но он оперативно увозит её в таинственное нигде. Вопрос: а зачем вообще в фильме показана его семья? Ответ просто: чтобы показать, что вот он — хороший парень, у него семья. Но приём этот крайне примитивен.
Мэлоун, он же Шон Коннери, практически в первом появлении намекает, что в столь преклонном возрасте он занимает пост простого патрульного не просто так. И вот ты смотришь и ждешь развития этой линии, хочешь узнать причину. Но фильм не даёт ответа. Это просто крутой идейный коп, который остаётся патрульным перед выходом на пенсию. Почему? А потому что гладиолус.
Итальянец в исполнении Энди Гарсия вообще попал в фильм просто пострелять. Кто он, чем он живет, что он чувствует? Да неважно, он просто хороший парень, который круто стреляет в плохих парней.
2. Дырявый сценарий. Не скажу, что он плохой. Он просто дырявый. Если описать его одним предложением, то я сделал это в названии рецензии. К нераскрытым персонажам добавляется притянутый за уши драматизм и прерванные линии.
Вот есть у Нэша жена и это намёк на романтическую линию. Жена пишет ему записки и смотрит влюблёнными глазами, но дальше то что? Эта линия никак не развита, она просто исчезает в таинственном нигде.
Линия Мэлоуна вообще разочаровала. Это самый интересный персонаж в фильме (моё личное мнение, само собой), но мы так ничего и не узнаём о нём. Какие дела были у него с шефом полиции?
Зачем нужна была сцена с коляской на вокзале? Притянутая за уши, она вроде бы призвана раскрыть главного героя, но по факту смотрится как тот самый рояль в кустах. Какие у него дела с Майком, в каких таких делах замешан Майк? Нам делают намёк, но не более того.
3. Притянутый за уши драматизм. Я уже упомянул о сцене с коляской, сюда же можно отнести крупные планы глаз Кевина Костнера, его палец на курке и ментальные метания, которые окончатся понятно чем (пишу расплывчато, чтобы не спойлерить). И музыка. Она хорошая, но её слишком много. Нагнетать атмосферу только музыкой — так себе решение для кино.
Ну а чтобы вы не подумали, что фильм не стоит просмотра, пришло время отметить и позитивные стороны. Они, безусловно есть.
1. Шон Коннери и Чарльз Мартин Смит. На мой взгляд, отыграли классно, их персонажи понравились. Особенно цельным получился герой Смита. Ну а Коннери есть Коннери, он просто хорош в роли копов и спецагентов.
2. Красивые сцены. Например, сцена в квартире Мэлоуна, погоня Нэша за Нитти (ну это тот парень, который всех убивал, потому что его и по имени никто не называет), встреча на мосту.
3. Роберт Де Ниро в роли Аль Капоне. Также как Коннери хорош в роли копов, Де Ниро хорош в роли мафиози. Его Аль Капоне очень убедителен: отталкивающий, по пытающийся казаться обаятельным, жестокий и расчётливый преступник, не лишённый сентиментальности.
Итог: среднее кино, которое язык не повернётся назвать плохим, но и до хорошего ему далеко. Посмотреть можно, но только один раз и под настроение. И да, в 2021 году этот фильм кажется устаревшим, чего не скажешь о том же 'Лице со шрамом'.
Один из самых ярких шедевров гангстерского кино, которое было особенно популярно в 80-е и в начале 90-х. Прекрасная режиссерская работа мастера саспенса Брайан Де Пальмы. Отличная музыка Эннио Морриконе. Именно этот фильм открыл таких хороших актеров, как Кевин Костнер и Энди Гарсия. Роберт Де Ниро просто великолепен в роли Аль Капоне. Но настоящим достоинством фильма является обреченный быть вечным и лучшим Джеймсом Бондом – Шон Коннери. Его герой, стареющий полицейский, совершенно не похож на Бонда, но открывает совершенно новый образ его героев – образ наставника. Именно эта роль принесла Коннери долгожданное признание велеречивых критиков и главную награду в его карьере - премию “Оскар”.
«Неприкасаемые» – это криминальный триллер, который расскажет зрителю про известного всем гангстера – Аль Капоне, который наводил ужас на Америку в 30-ых годах. Основой заработка Капоне был бизнес, связанный с контрабандой алкогольной продукции во времена сухого закона. Но что самое главное, он никогда не палился, и был очень умным, не попадал в трудные ситуации, и никогда не оставлял следов. Действие этого фильма основано на реальных событиях, и развернется в 30-ых годах в Чикаго. Правительство не может поймать Капоне, и собирает группу под названием «Неприкасаемые», которым надо поймать гангстера и мафиози, и им разрешено все.
Кевин Костнер играет Элиота Несса - известного в штатах детектива. Он носится по всему городу и пытается найти улики для привлечения Капоне к суду. Что касается улик, то на мой взгляд они являются сфабрикованными, так как слов бухгалтера явно недостаточно для обвинения. Очевидно, что правительство на самом деле использовали Капоне, а когда он им надоел - они его слили.
Роберт Де Ниро- человек, без которого в те годы не снимали даже мало-мальски качественного гангстерского кино. Но почему мы почти не видим Аль Капоне? Почему главным героем стал именно детектив, который в исполнении Костнера ну совсем не блещет, как и вся его команда 'Неприкасаемых', а Капоне мы видим только завтракающим в кроватке, либо спускающимся/поднимающимся по лестницам? Если вы хотите посмотреть фильм ради игры несравненного Де Ниро, то проходите мимо. Его имя тут не более, чем для кассы.
Энди Гарсиа - персонаж-бездельник. Его можно смело выкинуть из фильма, если придать больше стрелкового умения Костнеру.
Чарльз Мартин Смит - бухгалтер, который целыми днями копается в бумагах. Персонаж нужен для создания симпатии у зрителя, для дальнейшего плакплак. Весь юмор тоже закручен на его выходках.
Шон Коннери Вот и добрались мы до оскороносной роли полицейского Мэлоуне. Шон Коннери всегда играет людей, от которых исходит уверенность и мужество. Вот и тут попали с образом просто на сто процентов. Пожалуй единственная роль с которой угадали. Всех остальных можно с лёгкостью заменить и качество не изменится, а вот Шона нельзя.
В целом мне запомнились всего три-четыре сцены. Остальные же очень нудные и бессмысленные. И если бы не вот эта тема Ennio Morricone – Four Friend, то я бы вообще не запомнил неприкасаемых парней.
Роберт Де Ниро, Кевин Костнер, Шон Коннери. Три легендарных имени, и фильм зачисляем в разряды «шедевров» друзья? Здесь не тот случай, к сожалению. Да есть Де Пальма, Коннери с дробовиком пытается навести порядок, как всегда немного дубоватый Костнер, в роли знаменитого Несса, но на мой взгляд, не хватает нескольких основополагающих вещей, отличающих просто хорошее кино, от реликтов. Режиссура – сценарий.
Де Пальма не привнёс ничего нового в известную всему миру байку про бутлегеров. Знаменитый Капоне, специально не был посажен, потому что правительству США было выгодно его так называемое «дело». Когда он стал не нужен, его посадили за банальную неуплату налогов, ирония судьбы, правда? Сколотив бригаду, Несс борется с захлестнувшим страну насилием, в качестве наживки – спиртное, запрещенное сухим законом. Ни эмоций, ни чувств, толком не показывает герой Костнера, ему не веришь. Хмурый взгляд Коннери, спасает весь этот капустник. Про остальных и говорить нечего. Последующая затем, его картина - Путь Карлито, держит в напряжении намного дольше, чем данный «шедевр».Пересказ, это не стиль Де Пальмы, жаль что он этого так и не смог понять. Не спасает картину и музыка виртуоза- Морриконе, и это странно, многие картины 'вытащил' именно он.
Итог – сумбурная, но в целом неплохая работа великого мастера, скомканная отвратительным кастингом.
'Неприкасаемые' оставляют странное впечатление - с одной стороны, есть все признаки того, что это превосходное кинопроиЗведение на все времена, с другой - наличествует не менее признаков того, что это очередной проходной киноотстой. К сожалению, я, при всей моей любви к гангстерским драмам и киноработам ДеНиро/Костнера, вынужден остановиться на втором пункте.
По форме это - очень сбивчивое, неровное кинодействие со множеством пробоин в художественном плане. Сценарий (который на основе реалсобытий) - не иначе как черновой, иначе трудно найти объяснение целой куче разного рода погрешностей в сюжетной линии.
Главные актёры не понравились абсолютно. Начну с Костнера. Снимаясь в 'Неприкасаемых' товарищ Кэвин, такое ощущение, находился под воздействием каких-то препаратов. По крайней мере не думаю, что серость и неэмоциональность его персонажа была итогом сознательной работы. Нет, персонаж Костнера раздражает и надоедает - вряд ли он этого сознательно добивался.
Однако Шон Коннери вызывает ещё больший негатив: он с блеском отыграл своего героя так, как будто на дворе не конец 80-х, а конец 30-х, в полном согласии с буквой и духом тогдашних правил кинолицедейства. Персонаж очень надуманный, искусственный, не вызывающий никакого сочувствия (у меня). 'Оскар', который Коннери получил за эту роль - одно из самых несправедливых решений Академии за всю её историю. Поззор!
Что касается Роберта ДеНиро, то здесь всё намного сложнее. Я немного подумал и решил вынести такой вердикт: в принципе, если принять во внимание саму сущность роли ДеНиро как эпизодической (15 мин. за 2 часа), то тогда все вопросы отпадают: его надрывная, заносчивая и 'рваная' манера игры как раз и была рассчитана на небольшой формат роли, в рамках которого она (роль) выглядет вполне сносно. Однако играть большую роль с тем же подходом - значит ставить крест на своей карьере.
И Энди Гарсиа. У него тоже была маленькая роль - но тоже яркая. Вообще я хорошо отношусь к этому актёру и считаю, что он оказался за бортом большой славы и большого респекта со стороны зрителей только потому, что не вписался в формат западно-побережной киноиндустрии. Недооценили его, короче. А в 'Неприкасаемых', которые способствовали некоторому росту его карьеры, Гарсиа сыграл даже лучше, чем все остальные, вместе взятые. Его герой оказался довольно естественным, живым; для этого ему не пришлось надрываться подобно ДеНиро или Коннери.
Что ещё? Ну да - музыка Морриконе. Посмотрев и послушав его партитуру в рамках 'Неприкасаемых' я понял, что Морриконе не зря злобно кличут 'графоманом'.
Главный же плюс фильма - это атмосфера 30-х: она воссоздана режиссёром довольно достоверно.
Танатоцентрическое тяготение захлестывает и удавливает своею каркающею воронкой, едва проделан путь нескольких минут прелюда, и какая разница, на кого трактирным перстом 'Здесь обедают' указывает вектор низвержения в мальстрём, пускай на ДеНиро, исполняющего роль Аль-Капоне. Вдребезги крошится (крушится) выстрелами стекло, и что совсем пустяковая деталь - так это аршинно-стойкий, трупердый ратоборец всех и всяческих мраков Кевин Костнер, с одеревенелой мускулатурой лица Совсем жалкой фигуркой распластан на вихре водограя Коннери. Зло добро побеждает, как водится, но не об этом Де Пальма, заваривший эдакое Гран-Бурито. Ведь фабула фабулой, а кино это аттракцион, не требующий доказательств.
И вот апофеоз в апофеозе Престолов Тьмы сменяется по гребню экспонентной амплитуды новым апофеозом в апофеозе тех же Престолов, но чтобы выжить в Мальстреме даже самонадеянно объявившему себя неприкасаемым, надо спуститься на самое дно, где боль рванет грудь, и ты станешь свободен, ибо подобна Луне, вышедшей из-за туч, душа человека, избавившегося от привязанностей, настоящего неприкосновенного для демонских лап мира сего. Но так глубоко не спускался не только муштрованный мим Костнер, но и, думается, сам Брайан де Пальма. Так глубоко спускался Лютер, или персонаж довольно известного сериала 90-ых, или Ницше - в безумье, его проклятье, спасенье его, туда, где над бездной в его объятьях Вечность в испуге замирает. А так - истина здесь, ты ее ощущаешь всей кожей, слишком близка, но не даст прикоснуться к себе. Неприкасаемая. Неуязвимая.
Но однако же это по-умному, а у Брайана-то не так. Рыцарь без страха и без нервной системы, способной испытывать страх и упрек, умудряется, по мелочи нагадив Аль Капоне, досягнуть торжественно туда, где его и духу быть не могло бы. Можно и шею, конечно, свернуть на такой тарзанке. Рыцарю придется узнать на своей шкуре, не на ржавом цирюльничьем тазике Мамбрина, что такое зло и смерть. Он, правда, так ничего и не понял.
Сюжет о непреклонном одиночке, противостоящем архонтам всех зодиаков, отыгран, Костнер и Аль Капоне - прошу прощение, гм, гм - Де Ниро под свисток и голос 'брейк' расходятся, фильма клонится к титрам и уже вон они - титры. Да, нам рассказали о работе отдела полиции по борьбе с итальянской мафией, эдакого рубопа, воодушевляемого одним энтузиастом, решившим, что нечестивый Карфаген должен быть разрушен. Но при этом разбудили, вовлекли в эту незамысловатую газетную эпику такую энергию нещадности к теплу живого организма, с нами играли такими ярко раскрашенными зловещими арканами, что прямо хочется сказать: растревожили лихо не по делу. А значит, не будет и выхода на тьфу-то поганое слово 'позитив'. Останется устрашенное недоумение перед отбушевавшей стихией неорганики.