Политика – грязное дело. Люди, стоящие наверху, в первую очередь думают о себе, и уже потом о тех, чьи интересы они должны представлять. Так есть и было всегда и везде. Если же вдруг найдется честный человек, который не захочет жить по таким правилам, то долго он у власти не продержится.
В фильме рассказывается про Томаса Джонсона - мелкого афериста, который был избран в Белый дом только благодаря тому, что его фамилия совпадает с фамилией известного покойного политика. И попав в Вашингтон, наш герой понимает, что его аферы ничто по сравнению с теми, что творятся здесь. «Самые достойные люди страны», пользуясь служебным положением, делают, что хотят, и Том, поняв это, почувствовал себя «как рыба в воде»…
Джонатан Линн – один из немногих режиссеров, все фильмы которого, из тех что я смотрел, мне нравятся. Он умеет снимать хорошие комедии на разные темы. В этот раз он решил высмеять политиков, и получилось это у него отлично. Главную роль в фильме исполнил Эдди Мерфи, а это значит, что зрителю скучать не придется. Тем более в те времена, он еще умел выбирать фильмы, в которых сниматься и почти каждая работа с его участием была достойна внимания.
«- Скажи мне: если все эти деньги текут со всех сторон, как вообще здесь что-нибудь делается?
- А ничего и не делается. В том то и гениальность системы – ничего не делается» (с)
Когда деревья были молодыми, а Джонатан Линн снимал ещё замечательные комедии, появляется на свет 'Достопочтенный джентльмен' c неповторимым Эдди Мёрфи. Чёрная сатира, без намёка на главного героя. Превосходная пародия на весь законодательный аппарат Америки.
История, повествующая об аферистах, сумевших попасть в конгресс. Вы даже не представляете их удивления, когда они узнают что там такие же обманщики и лицемеры. Что может быть лучше для мошенника, чем попасть в город, где твоя профессия надувать людей? Только возможность обставить самых лучших аферистов. А по возможности ещё и помочь всевозможным избирателям и больным детям.
Меня очень радует то, что такой откровенный сюжет можно легко воплотить, не боясь последствий. Хоть всё преподносится в виде шутки, но между тем, этот вопрос актуален и проблематичен для Америки. Да и не только для неё. У нас, я уверен, творятся дела не менее ужасные.
Любопытно, что это последний фильм эпохи Эдди Мёрфи в роли хитрого плута. Последующие его роли будут уже не так эксцентричны, и поп-кино поглотит темнокожего комика. Так что советую всем насладиться прекрасными шутками и восхитительной актёрской игрой, в позабытой публикой комедии 'Достопочтенный джентльмен'.
Поклонники Эдди останутся довольны - фильм яркий и по-настоящему смешной. Понимаю почему сборы столь невысоки - янки не любят когда смеются над святыней и последним оплотом демократии (это ирония) - белым домом.
Фильм на все времена. В политике всегда будет присутствовать большая ложка дегтя, поэтому: описание различных махинаций и наблюдение за процессом в целом, через раскрытую дверь политической кухни - вызывают стабильный интерес.
Тем более, что все это подано под качественным соусом, состоящем из отличного сценария, режиссуры и обыграно великолепным Эдди Мерфи. Для меня, Мерфи, наверное, рекордсмен по количеству отличных фильмов с его участием: 'Поменяться местами', 'Бумеранг', 'Плуто Нэш', 'Обмануть всех', 'Знакомьтесь: Дэйв', 'Дежурный папа' - это из того, что вспомнил.
Данный фильм начинается, как легкая комедия, превращается в острую тонкую сатиру и заканчивается - относительно серьезным, политическим замесом.
Некоторые фразы - можно сразу заносить в афоризмы. Многие вещи очень точно подмечены. То что такой тип, как герой Мерфи (хотя ума ему не занимать - опыта только не хватает) - попал в конгрессмены - не кажется слишком сказочным: в свое время, и покойный ныне, гражданин Ш. - как-то попал в депутаты. Как говорится: выше нас - только плинтус.
В общем, нечего тут наворачивать: еще один отличный фильм с Эдди Мерфи! Оказывается, афроамериканцы, могут целоваться в губы - не наклоняя головы. Это - в эпизоде, на фоне фаллической стеллы, в городе, где вообще, многое - 'только для членов'.
Эдди Мерфи - актер фантастического обаяния, и даже странно, что впервые использовать это обаяние для политического фильма решился заезжий британец Джонатанн Линн в комедии 'Достопочтенный джентльмен'.
Всю первую половину своей карьеры Мерфи, пока не решил нести в массы разумное доброе и вечное, играл мошенников всех мастей. И это получалось у него потрясающе. 'Постойте! - скажете вы. - А разве Мерфи не был полицейским? Африканским принцем? Успешным менеджером ('Бумеранг')?' Конечно, был. Но при этом оставался мошенником. Аксель Фоули из великого 'Полицейского из Беверли-Хиллз' - плоть от плоти Реджи Хэммонда из '48 часов'. Тот же самый разгильдяй, горлопан и мошенник, которому просто повезло (или не повезло) оказаться по другую сторону закона. Мог ли Фоули оказаться тем, на кого он охотится? Разумеется. Благородный принц Аким из незабвенной 'Поездки в Америку' тоже идет на обман, пусть и ради любви, тем не менее, он и его жуликоватый приятель отлично справляются, дуря всех вокруг, изображая из себя нищих, в то время, как герой 'Поменяться местами', например, дурит всех вокруг, изображая из себя богача.
'Достопочтенный джентльмен' легко и вольготно вписывается в ряд остроумных 'мошеннических' комедий Мерфи, использующих классические схемы 'Принца и нищего', 'Вольпоне', 'Тартюфа' и на полную катушку использует обаяние Мерфи, его умение за секунду надевать маску шута, иронию, харизму, остроумие и неприкрытое презрение к сильным мира сего. Выйдя из бедного нью-йоркского гетто, Мерфи хоть и довольно быстро стал популярным и богатым, на всю жизнь сохранил недоверие и отвращение к разного рода властителям мира, проявляя это практически в каждом фильме - от 'Полицейского из Беверли-Хиллз' до более поздних 'Клевого парня' (где он неприкрыто издевается над кинозвездами вроде себя самого) или даже какого-нибудь 'Представь себе', где герою Мерфи ужасно некомфортно оказаться на вершине карьеры в крупной компании. Во всех фильмах Мерфи некомфортно рядом с сильными, богатыми, властолюбивыми. Этот дискомфорт он переносит и в комедию 'Достопочтенный джентльмен'. Не сомневаюсь, что если бы он хотел, на пике карьеры он вполне мог бы как Иствуд или Шварценеггер баллотироваться в Конгресс или стать мэром, но Мерфи очевидно лишен политических амбиций, запах власти ему искренне отвратителен, и это отвращение он легко проецирует в этот фильм.
'Достопочтенный джентльмен' - смешная комедия, хотя по прошествии времени смотрится несколько наивно, как старые фильмы Капры, вроде 'Мистер Смит едет в Вашингтон', на которые он, несомненно, отчаянно пытается быть похожим. Беда в том, что времена изменились, не только по сравнению с 30-ми довоенными, когда мистер Смит ездил в Вашингтон, но даже с 80-ми и 'Поменяться местами'. Ту же ошибку совершил Мел Брукс со своим 'Жизнь-дерьмо', фильмом из 90-х, снятом как будто в 30-е.
Вероятно, 'Джентльмен' и в 1992 смотрелся наивным и старомодным, поэтому критики разругали его, а зрители реагировали намного хуже, чем на предыдущие - 'современные' - фильмы Мерфи. Линн, отлично разбирающийся в британских 'достопочтенных джентльменах' (он изучал право в Кембридже, был племянником министра иностранных дел Израиля и снял культовые политические сериалы 'Да, господин министр' и 'Да, господин премьер-министр'), не смог соединить британское элитарное равнодушие, с каким герои его сериалов реагировали на внешние раздражители, занимаясь интригами и мошенническими схемами с американским популизмом и псевдопатриотизмом, прикрывающим лицемерие и банальное желание урвать побольше бабла. В общем то, фильм стал первой картиной знаменитого комика, не окупившейся в прокате и открывшей череду не слишком удачных фильмов 90-х, прерванную только 'Чокнутым профессором'.
Другое дело у нас. Выйдя на видео в 90-х, на пространстве бывшего СССР эта комедия завоевала огромную популярность и признание зрителей. Для жителей бывшего СССР, знавших, какие мошенники и бандиты наводнили их 'Белый дом', было откровением и забавой наблюдать за такими же мошенниками в далеком и неизвестном Вашингтоне. Для самих же американцев, привыкших к подобным картинам про хороших жуликоватых парней, связавшихся с 'большими дядями' и побеждающими их добром и истинной демократией, в фильме не было ничего необычного или сколько-нибудь особенно интересно.
Хотя я считаю, что картину недооценили, и роль сыграли завышенные ожидания, очевидно, что и в карьере Мерфи, и на фоне других комедий 90-х этот фильм смотрится достойно и даже очень хорошо, а на фоне нынешних так и вовсе великолепно, несмотря на свое показное добродушие и беззубую сатиру. Иногда создается ощущение, что Линн слишком хотел закрепиться в Голливуде, хотел понравиться и не хотел никому переходить дорогу, чтобы не получить по шапке, и поэтому сочиняет сказку, старательно избегая острых углов и сообщая лишь полуправду. А правда наполовину - это всегда наполовину ложь.
Тем не менее, сам Мерфи просто блистает в роли Томаса Джонсона! Безусловно, это его роль, и он использует весь свой арсенал, играя этого очередного мошенника с золотым сердцем, противостоя и побеждая злобных и сытых взяточников и негодяев со значками конгрессменов. Забавно например, что среди настоящих мошенников - команды героя Мерфи, его друзей 'со дна' - властвует дружба, доброе участие, взаимное уважение и симпатия, а среди конгрессменов - ложь, подхалимаж, ненависть, лицемерие и право сильного. В этом смысле Мерфи и авторы фильма остаются верными себе. Да и в целом - это чудесно сыгранный фильм, чудесно поставленный, очень добрый, просто опоздавший лет на 60 со своими выводами.
Но любят фильмы не за то, что они актуальные, гениальные или очень умные. Иногда фильму достаточно прийти вовремя в твоем детстве, чтобы остаться любимым навсегда. У меня такое отношение к 'Достопочтенному джентльмену'. Я прекрасно понимаю, что это не шедевр, но люблю это кино. Впрочем, он способен развлечь, позабавить и заставить задуматься. Если вам по душе такие фильмы как 'Миллионы Брюстера', 'Дэйв', 'Человек года', 'Мой кузен Винни', вы определенно полюбите и это кино.