Здесь обитают иные божества, здесь причащаются горным мёдом и жало молнии не разит лишь преклонённую голову. Здесь бог пчёл ваш сталкер. Солярный символ на его груди ваша карта, а духи эфира бесплотная свита.
Здесь за седьмой печатью пчёлы схоронили свой мёд.
В 1990 году Акира Куросава представил миру свои «Сны» и навсегда закрепил сновидение как один из наиболее иллюстративных рычагов киноязыка. Но визуальная динамика его «снов», которую эксплуатировал фильм не была порождением стерильной мысли, но интерпретацией реальности.
«Тайна дикого мёда» исполнена динамики сновидения. Нарратив выстроен нелинейно и рассказ о превратностях жизни алтайских пчеловодов постепенно обживается более широким спектром. И любование флорой в духе Берта Ханстры рифмуется с упоением снятыми нижними ракурсами зарисовками религиозных обрядов. Но не заблуждайтесь, это не погружение в хаос региональных верований, фильм до конца остается верен своему тайтлу и тайны не раскрывает.
В десятках культур мёд это сакральная жидкость, он олицетворяет все в диапазоне от скоротечности жизни до ее неизбежной конечности, но с уверенностью можно сказать, что его мифологический генезис неотделим от магии. Мистические леса Алтая, подчинившие себе волю человека, ему в дар приносят мёд. То пьянящий галлюциногенный мёд, сбивающий с ног, то целительный, мгновенно проникающий в капилляры сквозь ткани.
Фильм стремится запечатлеть ощущение несубъектности человека, его зависимости от природы и ее даров. Поэтому повествование как маятник бросает от одухотворенных чантов бортника-шамана до технологии чердачной пасеки.
ТАЙНА ДИКОГО МЁДА это 20-минутное рукотворное сновидение, подвешенное на темпоральных качелях, безудержное, текучее и липкое как мед.