Шустрый мальчик из канадского Ньюмаркета, росший в фургоне вместо дома, бросивший школу, чтобы драить сортиры на фабрике титановых колес, компенсировавший свой СДВГ невообразимыми кривляньями, освистанный на своем первом стэнд-апе, вырос и стал великим. Феноменально успешным комиком и просто прекрасным актером, одним из лучших в своем поколении.
Я помню, как в середине 90-х в видеопрокатах отлавливали фильмы с Джимом Керри. Они все время были на руках! Купивший или записавший 'Тупого и еще тупее' слыл счастливчиком, которого в школе постоянно одолевали: 'Дай, дай, дай!' И кассета - уже потертая - с, естественно, гнусавым переводом и надписью на наклейке - 'суперкомедия' - ходила по рукам и перезаписывалась до полной потери потребительской ценности.
И, хотя 'Тупой и еще тупее' - определенно не детский фильм, любим он именно с детства, и - да, это одна из самых любимых комедий до сих пор. Комедия, в которой работает практически каждая шутка, что большая редкость, ведь юмор стареет довольно быстро. И только настоящее произведение искусства способно бороться со временем.
'Вот выдал то!' - скажет какой-нибудь бергманофил. - 'Тупой и еще тупее' - произведение искусства?' Пошлая комедия про двух идиотов с пердежом и дохлыми попугаями в руках слепых детей, которая откровенно потакает вкусам самой невзыскательной публики. Искусство?
Однако не все так просто. Действительно ли 'Тупой и еще тупее' - тупой фильм? Напомню, что он вышел через несколько месяцев после 'Форреста Гампа', установившего в кино моду на максимально недалекого героя, получающего от жизни все. Герои 'Тупого и еще тупее' - такие же 'лесные болваны', лишенные житейской хватки. По сути, Гарри и Ллойд - дети, 'Enfant terrible', продолжатели традиций 'Билла и Теда' и 'Мира Уэйна'. Они видят мир по-детски, шутят по детски, мечтают по-детски и весь юмор фильма строится именно на ситуациях, в которые взрослый человек никогда бы не попал. Но так ли сильно мгновенная влюбленность Ллойда в девушку, которая просто не послала его на. .. после первых же слов, отличается от влюбленности чаплинского 'Маленького бродяги' в слепую цветочницу? Оба абсолютно невинны в своих побуждениях и оба готовы на подвиги, которые не будет совершать ни один 'здравый, рационально мыслящий прагматичный взрослый'.
По сути своей 'Тупой и еще тупее' - переосмысление любого приличного ромкома, в котором бедный влюбленный рыцарь совершает ради предмета своей страсти подвиги и побеждает дракона. А еще это замечательное роуд-муви и, конечно, фильм о дружбе. Дружба Гарри и Ллойда - единственное, что есть у этих героев. Это какое-то гасвасентовское одиночество получилось бы, если б у этих парней не было друг друга. Между Керри и Дэниэлсом есть искра, этим людям хорошо и весело вместе, и они транслируют это через экран. Всё вокруг них - огромный враждебный мир, в котором им приходится выживать, цепляясь только за дружбу. У них нет семей, их никто не любит, они никому не нужны, их навыки минимальны, а наивность зашкаливает. Если бы это не было так смешно, то было бы просто трагично.
Но, несмотря на свою беспросветную жизнь, Гарри и Ллойд заражают оптимизмом, и, несмотря на некоторые - опять же абсолютно детские проявления жестокости - они не злые и их есть за что любить. За искренность во всех проявлениях, за готовность к самопожертвованию ради любви и дружбы, за неумение унывать, за бескорыстие, которые, опять же, сродни Маленькому Бродяге.
Да, юмор братьев Фарелли, тогда - дебютантов в большом кино - не всегда чаплинского уровня, но соответствует времени. А делал ли Чаплин свои фильмы как шедевры? Нет, шедеврами их сделало время, которое он победил. Тогда же это были просто успешные хорошие талантливые комедии, заставлявшие зрителей смеяться и плакать - ровно то, что делает 'Тупой и еще тупее'.
Сами того не понимая, герои побеждают опытных киллеров, что роднит их с 'Высоким блондином' и 'Уколом зонтиком', а братья Фарелли, несмотря на неопытность, оказываются прекрасными режиссерами, искусно владеющими ритмом комедии, впуская в сюжет ровно столько шуток, сколько нужно, не давая зрителю отдыхать и вместе с тем не заваливая его кучей гэгов. Несмотря на уверения некоторых критиков, я не нахожу этот фильм пошлым. Ведь пошлое - оно, прежде всего, не смешное. А тут смешно. Иногда с фейспалмом, но все равно смешно.
У фильма есть очень добрая, позитивная, солнечная энергия, и он очень спонтанен. Я о том, что многие комедии пытаются смешить натужно, изо-всех сил, но в 'Тупом и еще тупее' - есть ощущение импровизации, спонтанности, правды жизни, возможно, именно потому, что он делался людьми, которые были друг другу добрыми друзьями.
И, конечно, самое-самое главное - актеры. Можно много рассуждать о сценарии, о жанре и грубоватом юморе, но все это не имело бы значения, окажись на месте этих актеров другие, менее яркие и талантливые. Это, конечно, в большей мере фильм Керри, нежели Дэниэлса. Он - движущая сила и двигатель сюжета, за его бешеной энергетикой, мимикой и шарнирной пластикой, коронными импровизациями, Дэниэлс не то, чтобы теряется, просто, скажем так, ловит мячи, которые бросает ему Керри. Дэниелс - интеллигентный, редкого обаяния актер, тонкий, 'вудиалленовский', казалось бы, чуждый керриевской клоунаде. Но и он создал образ добродушного увальня, юродивого с копной соломенных волос на башке, эдакого 'Страшилу' без мозгов, но с добрым сердцем, готового идти за своим другом в огонь и воду. И в целом, трудно найти более гармоничный и слаженный дуэт! Джим и Джефф действуют как карпентеровское 'нечто', как единый организм, где каждое слово и действие одного находит моментальный отклик у другого. Безусловно, они в том же ряду, что Де Фюнес-Бурвиль, Кертис-Леммон, Ришар-Депардье, Рено-Клавье, а это ну очень хорошая компания!
Вишенка на торте - огромный успех у зрителей, которые уже несколько десятилетий вносят фильм в списки лучших и самых-самых. Любовь невозможно подделать, она либо есть, либо нет. Можно дать среднему фильму Оскар, но нельзя заставить его любить. Нельзя заставить людей искренне хохотать, снова и снова переживая приключения двух таких чужих и одновременно таких близких всему миру дурачков! На такое способны только произведения искусства - предметы культуры, которые переживают свое время и спустя годы находят эмоциональный отклик у людей. И поэтому 'Тупой и еще тупее' - дурацкая комедия с нелепыми героями, пердежом и 'самым противным звуком в мире' - произведение искусства и абсолютно штучная работа. Сами Фаррелли так и не смогли повторить свой первый фильм. Они сделали много и разного, но в историю кино они вошли именно этим фильмом, который научил многих режиссеров следующего поколения настоящей эксцентрической комедии.
Комедия на все времена – это точно про «Тупой и еще тупее», ибо данный фильм, даже несмотря на очень жесткие шутки порой, ТАК напичкан гэгами, что может лопнуть по швам!
В те годы, когда не было интернета, этот фильм «вирусился» через VHS – посмотревшие его одноклассники растаскивали картину на фразы и те, кто еще не успел посмотреть историю про двух тупых друзей, терзала зависть, ведь к примеру слова «Экскьюзми, Фло» вроде и звучали весело, но было не ясно откуда они.
Ллойд Кристмасс (Джим Керри) и Гарри Данн (Джефф Дениелс) – неразлучные друзья и нет таких дней, чтобы они грустили. Хотя будь они чуть умнее, поводы для грусти наверняка бы нашлись. Тем не менее грусть – это не про них!
Забавно, но почти половину своего бюджета, братья Фаррелли заплатили Джиму Керри, чьи котировки на актерской бирже скакнули резко вверх после оглушительного успеха «Эйса Вентуры», который вышел в прокат в феврале 1994 года, а также «Маски» (июль 1994-го). Первоначально зарплата актера должна была составлять «всего» 700 тысяч, но выросла в 10 раз!
Все три картины собрали более 700 миллионов в сумме и не стоит удивляться тому, что Джим Керри сразу же ворвался в Голливуд, став одним из самых высокооплачиваемых актеров того времени!
А вот Джеффа Дэниелса агенты уговаривали не сниматься в фильме братьев Фаррелли, заявляя, что участие в этой комедии разрушит его карьеру. На что Дэниелс сказал им, что его решение окончательное, и если это ошибка, то ее должен совершить он сам.
И ведь этот дуэт получился отличным! Здесь есть и явный дурачок №1 в исполнении Керри, но ведь и персонаж Дэниелса от него не отстает! Эти двое в кадре создают гармоничную картину полнейшего идиотизма и зрителю только и остается задаваться вопросом: а правда – кто из них тупее? Ллойд или Гарри?
Однако этого дуэта ведь могло и не быть. В свое время братья Фаррелли рассматривали кандидатуры Кори Фельдмана на роль Ллойда и Кори Хейма на роль Гарри. Но генеральный директор New Line Cinema Роберт Шей не позволил этого сделать, посчитав, что оба Кори больше не являются востребованными актерами. Да и представить их вот в таких ролях – если честно – мозг не поворачивается. А ведь Гарри и Ллойда могли также сыграть Николас Кейдж и Гэри Олдман…
Для братьев Питера Фаррелли и Бобби Фаррелли этот фильм стал дебютным в полнометражном кино, что достаточно символично, ведь для Тома Шедьяка «Эйс Вентура: розыск домашних животных» тоже был первым. В обоих снялся Керри и все три режиссера явно не пожалели, что Джим работал у них. Впрочем, и сам Керри ведь проснулся знаменитым. Поэтому данное сотрудничество можно назвать удачным для всех!
«Тупой и еще тупее», конечно, далеко не самая интеллектуальная комедия. Напротив, ее как раз можно назвать тупой, с долей сортирного юмора, черного юмора. Однако она не вызывает отторжения. Возможно, потому что на дурачков не обижаются и «что с них взять». Ллойд и Гарри – те еще тупицы, но они безобидные и такие добрые!..
А сам фильм – на все времена!
ФАКТЫ:
- Вуди Харрельсон рассказывал, что он и Питер Фаррелли были соседями по комнате, когда оба начинали свою карьеру. Питер Фаррелли хотел пригласить Харрельсона в «Тупой и еще тупее», но Харрельсон сказал, что они должны сыграть партию в бильярд. Если Харрельсон выиграет, то он не будет сниматься в фильме, а если выиграет Фаррелли, то он будет снимать фильм. Харрельсон выиграл, поэтому в фильме он не появился.
- В фильме снялся профессиональный хоккеист Кэм Нили (на тот момент игрок «Бостон Брюинз»), сыгравший дальнобойщика. На момент выхода фильма в Национальной хоккейной лиге играли два хоккеиста - Джим Кэри (на тот момент вратарь «Вашингтон Кэпиталз») и Джефф Дэниелс (в сезоне 94-95 играл за «Флориду Пантерз»). Кстати Джим Кэри, из-за сходства в написании фамилии с актером Джимом КЕРРИ, получил от фанатов прозвища: The Mask, Ace и The Net Detective.
- Забавно, но если бы Мэри вышла замуж за Ллойда и взяла его фамилию, ее звали бы Мэри Кристмас.
- Финальный кадр, где Гарри и Ллойд идут одни по шоссе в неизвестном направлении, когда начинаются финальные титры, - это отсылка к жанру вестерна, где ковбой покидает город, возвращается в пустыню и едет дальше.
Впрочем, смотреть Вам. Свое мнение никому не навязываю.
Один из первых фильмов с Джимом Керри, который буквально задал тон всем предстоящим произведениям экспрессивного комика. Так же ленту можно назвать своего рода классикой современных скетч-комедий. И даже в какой-то степени «умным» кино.
Питер Фарелли выполнил отличную работу и создал для зрителя форматную картинку, в которой все подчинено одной, самой главной цели - смешить. Нет ни перенасыщенности, ни тусклости, ничего не мельтешит и не сверкает. Основной задачей режиссера было буквально, словно маркером, выделить юмористический дуэт и все их комедийные этюды. Удачный монтаж в купе с правильной постановкой кадра достигает как раз таки нужного эффекта. Худпост тоже является преимуществом картины, ибо он филигранно переносит зрителя в атмосферу Америки среднего класса, придорожных кафешек и грязных туалетов. Сегмент с элитарной жизнью так же выглядит аутентично.
Безусловно, главное преимущество фильма - это тандем Джима Керри и Джеффа Дэниэлса. Химия между этими двумя исключительно настоящая, да причем настолько сильная, что невольно сам начинаешь постепенно тупеть, смотря на приключения незадачливой парочки. Слава богу эффект временный, проверил на себе. Еще больше комедийный гений Керри и Дэниэлса подчеркивает то, что значительное количество шуток в фильме являлись чистой импровизацией. Сей факт неудивителен, ибо настоящий юмор, в каких бы формах он не был, рождается в моменте.
А чтобы разобрать сделанное мною заявление об «умном» кино, стоит углубиться в рассказанную зрителю историю. Если опустить зубодробительное сумасбродство, которым переполнена почти каждая секунда хронометража, перед нами откроется довольно таки поучительная мораль о дружбе. Дело в том, что большая часть фильма рассказывает по сути историю двух фриков, изгоев общества со своим особенным взглядом на жизнь, которые нашли друг друга. Если они и ссорятся, то только из-за основного двигателя сюжета - тупости. Искренних негативных чувств, так же как и желания навредить у них нет. Да, недальновидность часто приводит к конфликтам, но ничего не уходит дальше детских обид, которые почти сразу забываются. Как мне кажется, подобный взгляд на жизнь стоило бы позаимствовать многим. По итогу, пройдя совместное испытание, в ходе которого каждый должен был хоть чуть-чуть, но преодолеть себя, наши герои остаются вместе. Даже роковая красотка, как это обычно бывает, не разделила их. Чем не прекрасная мораль в форме идиотизма граничащего с медицинским диагнозом?
Честно скажу, что далеко не всем людям можно советовать этот фильм. Здесь необходима сильнейшая толерантность к наивным глупостям и невероятно тонкое умение быть несерьезным, при этом оставаясь сконцентрированным на происходящем. Или же можно просто быть тупым.
Если вы еще не забыли, Оскар в этом году отхватила “Зеленая книга”. Кто ее снял? Да-да, Питер Фаррели, один из создателей данной комедии. Рад ли я за Фаррелли? Безусловно. Любопытный момент - между картинами реально проскакивают схожие нотки. Смотрите сами, в фильме “Тупой и еще тупее” – главные герои, больше половины экранного времени, едут на машине (из пункта А в пункт Б, грубо говоря).
Что происходит в “Зеленой книге”? Аналогичная ситуация. Это очень забавно на самом деле. А самое забавное – в “Зеленой книге” присутствовали довольно веселые зарисовки (все-таки Фаррели комедиант по своей природе, хоть и снимал драму). В “Тупом и еще тупее” – наоборот, безумно смешная комедия, но почему-то становится грустно (особенно ближе к финалу – ущипнул, ущипнул, ущипнул…).
Рекомендую к просмотру оба фильма, конечно же, а сейчас давайте уже поговорим про дебютную картину братьев Фаррели “Тупой и еще тупее”. Первый блин всегда комом – явно не про нее! “Тупой и еще тупее” удались на все сто процентов. Одна из самых смешных комедий 90-ых. Русские киноманы смотрели во времена кассет в переводе Гаврилова. Идеально подобранный каст.
Не могу представить кино без Керри и Дэниелса. Они чертовски обаятельные, как ни крути. Великолепный тире яркий тандем, отыгрывают на запредельном уровне. Кто-то пишет, что юмор мерзкий. Включите любую современную комедию, “Тупой и еще тупее” вообще покажется невинной шалостью – с этими снами героя Керри, где он дерется с поваром. Да и всю пошлятину картины, положа руку на сердце, можно оправдать – тебе смешно и даже очень.
И еще такой момент, герой Керри и герой Дэниелса – добрые и немножко наивные люди, которые выглядят взрослыми детьми (ты не поверишь, Гарри, меня ограбила старушка)! Фильм собрал хорошую кассу, а сейчас уже стал комедийной классикой. Лично я, обязательно пересматриваю каждые два года. Никогда не надоест. “Тупой и еще тупее” – частичка детства.
P.S.
Полицейский на дороге – а-хи-хи, нет слов, бедолага…
И Джиму Керри и Джеффри Дэниелсу, как непоседливым (но очень уж сообразительным) мальчишкам простить можно всё. В том числе и участие в этой «судорожной» комедии братьев Фаррелли. Актёрским и мимическим даром исполнители главных ролей не обделены определенно, а потому даже самая сортирная хохма сглаживается за счёт профессиональной подачи последних.
Сам внешний вид Харри и Лойда являет собой жуткий facepalm, что изначально настраивает на нужный лад: любители чрезвычайной тупости устраиваются поудобнее, а остальные завершают просмотр дебютной картины режиссеров на первых минутах. И это хорошо, потому что «Тупой и ещё тупее» название говорящее само за себя и совсем не «тонкое». Сценаристы опускаются до уровня шуток над инвалидами, дураками, богачами и преступностью. Полный набор, где, помимо прочего, страдают ещё и животные (только в кадре, конечно же). И тут можно для сравнения привести Кевина Смита с его двумя «укурками», где в графике «плюсы и минусы» Джей с его Молчаливым Бобом находятся на десяток ступеней ниже. Объясняется это тем, что фильм Фаррели можно назвать если не эталоном того самого «туалетного юмора», то классическим и выверенным примером оного. Ведь даже тупейший юмор может быть продуманным и уместным и тут всё это есть.
Аспен – это город в Колорадо, прекрасно подходящий для горнолыжников. Для всех тех же, кто знаком с картиной братьев Фарелли (Питера и Бобби) «Тупой и ещё тупее», Аспен является конечной точкой своего путешествия, местом, куда держат путь герои Джима Керри и Джеффа ДэниэлсаЛлойд Кристмас и Гарри Данн.
Но, если я лично для себя отмотаю пару десятилетий назад, то обнаружу себя в компании своего дружбана, с которым рос. Он тогда уже видел этот фильм и решил показать его мне. Помню, я тогда смеялся как умалишённый. Я истерически рыготал с шуток ниже пояса, с пахабщины и с сортирного юмора. Я ржал и не стеснялся этого. Причём, сразу же, тут же, с готовностью говорю о естественной природе этого смеха. Никакой «смеховыжималки», когда тебя «заставили» захохотать, а ты потом этого устыдился, не было. Всё чисто и непринуждённо. (Под «чистотой» я понимаю зарождение «смеха от души»).
Не могу согласиться с критиком Сергеем Кудрявцевым, который в своей книге «3500 рецензий» говорит о том, что, дескать, сюжет в такого рода картинах не является первопричиной. Является. Является почти всегда, почти во всех фильмах. Во всяком случае, «Тупой и ещё тупее» имеет неплохой сюжет для закрутки и закрутку для сюжета.
Беспечный водитель лимузина (как он назван в «Вики»)Ллойд влюбляется без остатка с первого взгляда в одну из своих пассажирок. И вот он видит, что в аэропорту, куда он подвёз Мэри Свонсон (Лорен Холли), девушка оставила кейс. Он по простоте душевной проскользнул промеж двух людей (которым как раз этот кейс и предназначался) и подхватил этот самый кейс, дабы сразу же его вернуть его же владелице. Он ни сном ни духом не подумал, что вмешался в одну историю. А проще говоря – влип…
Гарри Данн – друг Ллойда, занимается перевозкой собак в микроавтобусе, стилизованном под собаку. И эта «машина-собака» навсегда будет помниться зрителям, хотя бы раз увидевшим этот фильм!.. Оба паренька: Ллойд с причёской как у Иванушки-дурачка и лохматый, вечно растрёпанный Гарри уже скоро примут решение: отвести чемоданчик в Аспен (ведь именно туда и полетела Мэри Свонсон), дабы лично передать этот дипломат из рук в руки. Знали бы они: что в нём!..
В этом фильме всё построено таким образом, что лишних кадров и сцен здесь попросту нет. Ещё до того, как лента превратится в роуд-муви, создатели нашли как насмешить своего зрителя. Речь о попугае Питти.
Но вот уже дорога… Я не знаю почему, но я с большим почтением и интересом всегда отношусь к фильмам, герои которых проводят время в пути. И сказать бы, что «само путешествие всегда приятнее приезда», но «Тупой и ещё тупее» может лесом послать этот постулат. Потому что и после приезда в Аспен ничего ещё не закончится. (Хотя и 2/3 фильма уже пройдёт).
Но я забегаю вперёд. «Уголок Акра» говорит, что отломанный зуб Ллойда есть не что иное как в действительности щербатость самого актёра. Мистера Кривляку всех времён этот момент делает ещё более органичный. Так получается, что ещё за кадрами, Ллойд мог лишиться части зуба из-за своего чудачества. Только вспомнить: как они чудили. Ох уж эти дуралеи… То, как они тушили острый перец кетчупом и горчицей, стало притчей во языцех. А заодно и мемом на все времена. Но!.. Не такие они иногда и тупые, как говориться в названии. Это ж ещё додуматься до схемы, испробованной в забегаловке с оплатой счёта…
Да, героям сопутствует ещё и колоссальная удача. Но ведь везёт тому, кто везёт. Но сцена в туалете в 02:15 – это вообще из ряда вон! Тут двояко можно на неё взглянуть. Успело ли состояться то, о чём написано было на стене туалета? Тут есть две версии. Одна из них – усечённая, другая – говорящая об обратном.
Но главное в другом!.. Какими бы недотёпами ни были главные герои, показана настоящая дружба из разряда «не разлей вода»! По ходу действа нам предстоит узреть и взаимные обиды друг на друга, но ведь куда важнее, что эти двое всегда придут друг другу на выручку…
Так, на серьёзной ноте я хотел бы закончить рассказ о своих впечатлениях об этой картине. Она далеко не тупая, не смотря на то, что в названии дважды звучит это слово (второе даже усиливает эффект от первого). Есть и более дурацкие фильмы (в том числе и с участием Джимма Керри), которые исключительно для «поржать». Но «Тупой и ещё тупее» фильм не глупый. Он не унижает главных действующих лиц. Он не глумится над ними. Тут как бы чувствуется грань, которую создатели не перешли. Не перешли, потому что тоже её чувствовали. А сортирный юмор?.. Я не ханжа. И сильнее всего смеялся в моменте со сломанным унитазом и «уже сделанным делом»!.. Так что… мне даже не стрёмно это признать...
А фильм-то породил и мультсериал (о котором узнал лишь намедни), и приквел (который ужасен по своей природе). А уже много лет спустя состоялось полноценное возвращение того Гарри и того Ллойда.
Ну ей богу, что вы ждете от фильма девяностых с таким 'громким' названием, да еще и с Джимом Керри в главной роли? Конечно же кучу 'сортирного' юмора, кривляний, мычаний, чуть ли не 'пердежа'. Потому что в детстве вы наверняка видели этот фильм, и, самое ужасное, вам запомнилось в основном эти качества фильма. А они тут действительно есть, от этого никуда не деться.
Но пересматривая фильм сегодня, когда мне уже 25 лет, я дипломированный врач, сложно не отметить то, что комедия не из разряда 'пошлых' и 'тупых', коих сегодня делают пачками как у нас, так и за рубежом. Фильм содержит просто кучу разноплановых шуток.
Да, повторюсь, есть 'гэги' с 'пердежом', Джим Керри большую часть времени кривляется (что собственно отлично у него получается), шутки ниже пояса тоже присутствуют. Но помимо этого куча остроумных высмеиваний, комические ситуации, куча диалоговых шуток и даже пародийные моменты.
То есть фильм практически для любого любителя комедий. Можно расслабиться и посмеяться над 'низменными' шутками, а можно сидеть в сосредоточении, 'ловить' остроумные шутки, улыбаться и местами смеяться в голос... Братьям Фарелли удалось найти уникальную золотую середину в этом 'ассорти шуток'.
И кстати, для меня больше герой Джеффа Дэниелса пришелся более смешным, нежели Керри. Хотя конечно же, в дуэте они куда круче.
Из деталей: Лорен Холли была та еще штучка в молодости, отличное попадание с Аспеном в плане города и отличные саундтреки.
История о двух друзьях: Ллойде (Джим Керри) и Гарри (Джефф Дэниэлс), которые никак не могут решить свои проблемы. Дабы изменить свою жизнь, они решают уехать в Аспен, где живет знакомая Ллойда, которая, по мнению Ллойда, поможет им обустроить свою жизнь. Так как это комедия, да еще и с Джимом Керри, то нужно понимать, что это самая малая часть от сюжета, дабы не портить впечатление от фильма.
Вообще, в техническом плане не верится, что это фильм 1994 года, так как качество картинки добротное даже по меркам сегодняшних фильмов.
Фильм по-настоящему смешной! В фильме присутствуют шутки, которые заставят смеяться зрителя до боли в животе. Джим Керри оправдал все мои ожидания. Он сыграл на все 100 из 10, кривляясь и шутя в каждом кадре, что наводит на 'животный' смех, который, безоговорочно, говорит о его таланте. В этом фильме Джим играл не один, а в дуэте. В дуэт ему дали актера Джеффа Дэниэлса, который сыграл ничуть не хуже Джима, а даже по-своему лучше. Но их нельзя сравнивать, так как у каждого из них собственный комический образ и стиль.
Фильм очень смешной. Потраченное время не уйдет в пустую, так как хорошее настроение вам обеспечено. В некоторых моментах создатели перегибают с шутками, но они выглядят более мене уместно на фоне всех остальных шуток в этом фильме.
Совершенно отвязная эксцентрическая комедия, которую (используя богатство русских суффиксов) следовало перевести как «Тупой и тупейший», вышла в Америке на Рождество и десять последующих недель держалась там в первой десятке проката, обойдя в итоге по кассовым сборам два других хита с участием Кэрри – «Маску» и «Эйса Вентуру».
Так в один год взошли звёзды Джима Кэрри и братьев Фарелли. Но в данном случае обоюдный успех определил ещё и удачно найденный партнёр – Джефф Дэниелс, вписавшийся в фильм столь удачно, что остаётся только сожалеть, что в дальнейшем братья режиссёры отказались вновь эксплуатировать этот тандем. Суть данной истории традиционно незамысловата.
Два дружка везут через всю страну чемоданчик, набитый банкнотами, за ними по пятам следуют гангстеры, которым, собственно, эти деньги и предназначались, и естественно, что по дороге случается всякое. В сравнении с двумя другими хитами Кэрри, этот выделяется заметно большим числом скабрёзностей, что стало фирменным знаком антикорректных братьев-постановщиков.
Именно брутальный мужской, если не сказать - матросский, юмор, сделал их культовыми фигурами эпохи политкорректности. Братья прикалываются здесь над всем, чем только можно и нельзя, а в титрах сознательно допускают грамматические ошибки. Несмотря на далеко неромантические сюжетные перипетии, в процессе съёмок у Кэрри и Лорен Холли завязался роман, который продолжался затем больше года.
Была в истории двух конкурирующих сверхдержав такая великая эпоха - Девяностые. В России, если верить миллионам ванильных постов ВКонтакте, она представляла собой коктейль из прогулок во дворах, 'Сеги', 'Зуко' с 'Инвайтом' и леденцов из жжёного сахара; когда же тамошние герои возвращались домой, там их ждал верховный бог - видеомагнитофон и апостол - VHS, открывающие тайну той же эпохи, только из-за океана. Никогда больше в Америке не снимут такую комедию: великие Девяностые, уйдя, забрали всё с собой, предложив взамен сперму, блевотину и дерьмо - трёх слизней, на которых уже не меньше пятнадцати лет пытается удержаться американский развлекательный кинематограф. Не зря кинокомпании отказали Фаррели в широком промоушне вышедшей в 2015-м второй части 'Тупых' - то время определённо и безвозвратно утеряно. Основной аудитории кинотеатров - подросткам - уже подавно не нужны шутки, на которых росли их старшие братья и родители; нынешний 'комедийный' герой восседает на троне из бессмысленных похабностей, а в руках держит чей-нибудь анус и фалоимитатор. И увы, это привело к тому, что на данный момент даже такой гений, как Керри, в качестве комика практически устарел. Современному зрителю нужно - как это ни странно - иметь мозг, чтобы должным образом воспринять 'Тупого и ещё тупее' и получить от него удовольствие.
А фильм - хорош. Даже будучи обласкан 92 процентами рецензентов, он не становится переоценённым. Да, тут есть вполне конкретный туалетный юмор. Да, это #типичнаяамериканскаякомедия. Но это Девяностые - а значит, любая эксцентричная выходка сценаристов автоматически гармонична. Всё беззаботно, всё невинно, всё весело (за исключением пары неуместных шуточек про убитых животных); именно с этой главной задачей лента справляется на ура - она веселит. Нет ни в одном фильме с Сэндлером, Стиллером и другими такой вкуснятины в саундтреке, таких ландшафтов, таких по-детски нелепых ситуаций и таких прелестных придурков, как Гарри и Ллойд; нет там и стеснения по поводу мерзких сексуальных шуток, которыми наши сегодняшние герои, что закономерно, зрителя не балуют вовсе.
Кусочек уникальной эпохи, когда фильмы любых жанров, уже будучи по-своему хлёсткими и эпатажными, все ещё имели, тем не менее, смысл и полностью оправдывали свой двухчасовой хронометраж. Если вы заинтересуетесь новейшей историей штатовского кино - не пропустите одну из классических современных комедий, большую ступень в карьере любимейшего когда-то Дж. К. Если же просто захотите хорошо провести время - смотрите всё равно. Настроение отпад.
PS. И да, отдельная благодарность за шикарный финал, который выводит весь фильм после некоторых скромных недоработок.