Моя первая отрицательная рецензия на довольно безобидное произведение. Безобидное, бесцветное и нелепое.
Я настроилась на острую психологическую драму на тему абьюзивных отношений, жертва-агрессор, 'какие семейные тайны хранятся за задернутыми шторами', страх, болезненная зависимость, домашнее насилие. Я этим не восхищаюсь, но так заявлено в описании.
Что мы имеем на выходе? Два взрослых человека, мужчина и женщина 40+, через пару месяцев после знакомства решают, что всё идеально, можно играть свадьбу и рожать детей. На этом эпизоде из мужчины на сцену выходит абьюзер, который вынуждает бедную женщину переехать из дома мамы в другую местность, чтобы жить с ним в большом загородном доме. Через несколько лет счастливой совместной жизни абьюзер начинает переживать, что женщина вышла на работу и ездит на авто. Женщине это довольно скоро надоедает и, недолго думая, она изменяет своему мужу, этому страшному человеку, который вечно чем-то недоволен и высказывает ей свои претензии крайне возвышенным штилем. Остальной сюжет строится на попытке абьюзера выяснить, с кем же, когда и каким образом ему наставили рога. Не бойтесь, насилия вы так и не дождетесь.
Скажу честно, сочувствие в этой драме у меня вызвал разве что муж, построивший в своей голове идеальный камерный мирок, где есть только он, жена и дети. В идеальный мирок страстный секс жены с незнакомцем, виртуозно владеющим луком и стрелами, никак не вписался. Хотя, по задумке авторов фильма, очевидно зритель должен сочувствовать несчастной жене, измученной вопросами мужа-рогоносца про таинственного стрелка.
О чем это вообще снято? В чем суть, мораль, что хотели показать этому миру авторы сия произведения? Тот самый фильм, которого могло бы не быть. Ничего, кроме недоумения, просмотр у меня не вызвал.
Ещё одна картина на модную нынче тему «абьюзивных» отношений. Такие ленты, кстати, теперь успешно снимают не только на Западе. Не так давно смотрел казахстанский фильм «Счастье» 2022 г. – и был приятно удивлён. Жестоко, шокирующее, безысходно.
От французов ждал более мягкого, чувственного, но зрелого кино. Тем более, что главные герои – уже совсем немолодая пара, пусть, возможно, и без счастливого опыта семейной жизни в прошлом.
Увы, очень ошибся. Картина плохо раскрывает тему домашнего насилия – физического и психологического. Здесь нет взаимоотношений «агрессор - жертва». Здесь взаимоотношения двух психически не готовых к семейной жизни людей, один из которых патологически ревнив, не уверен в себе и зациклен на своём партнёре. А вторая, напротив, полностью погружена в себя, собственные эмоции и обиды.
Смотреть, как далеко не молодая женщина не боится спокойно оставлять с явно нездоровым супругом маленьких детей, и вместо того, чтобы поскорее уехать с детьми к матери или попытаться помочь мужу с его психическими проблемами, находит себе любовную интрижку на стороне, довольно удивительно.
Не менее удивительно наблюдать на экране и неожиданную трансформацию её супруга. Ещё десять минут назад он виделся зрителю почти идеальным мужчиной, и вот уже слёзно кается жене, что осознал себя в роли домашего абьюзера. Причём это признание он делает ещё до того, как зритель увидит нанесённые потерпевшей унижения и страдания.
Личность «абьюзера» в картине показана поверхностно, развитие отношений после женитьбы героев очень скомкано. Отдельные сюжетные фрагменты выглядят как последовательный набор умышленно вставленных кадров, чтобы у критически настроенного зрителя не осталось никаких сомнений – у нас здесь точно «абьюзер». И вот она – жертва, которую, о ужас, увезли после свадьбы подальше от матери и сестры, терроризируют телефонными звонками, чьи расходы на машину скурпулёзно подсчитывают, а после рабочего дня муженёк унижает возлюбленную грубым предложением орального секса.
Выглядит это не как целостное раскрытие на экране психологического портрета героя, а как целенаправленный, но взятый «от фонаря» набор обвинений, дабы оправдать то, что произойдёт в дальнейшем.
Очень смешно смотрится противопоставление супруга главной героини с молодым симпатичным красавчиком, которого «отхватила» себе более удачливая и знающая себе цену сестра. Посыл здесь понятен: женщины, не тратьте своё время на слабых и неуверенных мужчин. Вы достойны самого лучшего! Просто верьте в себя, и рядом с Вами окажется молодой, обеспеченный, бездетный принц на белом коне. Ну, или, на худой конец, немного седовласый, но импазантный, умеющий стрелять из лука и пользоваться феном для волос, любовник.
Я ни в коем случае не оправдываю физическое и психическое насилие. И с большим сочувствием отношусь к женщинам, пострадавшим от жестоких семейных отношений.
Но это кино очень напомнило мне «Человека-невидимку» с Элизабет Мосс в главной роли, которую я смотрел три года назад. В той картине, правда, всё было ещё более нелепо, а французы, хотя бы в отдельных местах немного «поддали жару». И всё равно, по итогу, сценарий и режиссура выглядят очень слабо. А финал картины напоминает рекламу служб юридической и психологической помощи: «Если над Вами издеваются, не бойтесь заявить об этом как можно быстрее!» Совет, наверное, во многих случаях верный. Только где тут художественный фильм, сюжет, драматичная история? Скучное и неестественное кино, которое не спасают даже неплохие актёрские работы…