Судя по количеству оценок этого фильма, он непопулярен, как и многие старые кинокартины, атмосфера которых непонятна и чужда современным зрителям. Я же хотела чего-то освежающего, летнего, искреннего и теплого, без лишнего пафоса и стального цинизма современности. Этот фильм наполнен умиротворяющими звуками китайской деревеньки, курочки, кролики, сверчки в поле... Он навевает приятную ностальгию, однако, это далеко не безмятежная пастораль.
Это драма, в которой есть место боли и справедливому возмущению. То и дело поражаешься до какой чудовищной жестокости может дойти вроде бы безобидный с виду человек. Нет, речь не идет о кровавых пытках, каких-то откровенных издевательствах, но о желчи, вытекающей из злого человеческого сердца и беспощадно ранящей невинных. (Единственную игрушку-вертушку, подарок покойной бабушки сломали, это ж какой мегерой надо быть...)
- Эти блинчики лучшие из тех, что я делала! Я бы хотела отнести парочку дяде и тете!
- Разве ты не ненавидишь свою тетю?
- Она не плохая!
Я редко плачу над фильмами, но почти во всех моментах, где Сяо Хуа ревела, слез было не сдержать. Современные родители из кожи вон лезут, только бы ненароком не ранить нежную детскую психику. А здесь - такой юный ребятенок, и лепешки печет, и двор метет, и корзины плетет, только бы из дома не выгнали...
- Сяо Хуа прекрасный ребёнок, лучше и желать нечего. Ты плохо относишься к ней, но она никогда не говорила ничего плохого о тебе!
Многим известны библейская фраза из Римлянам 12:20: «Если твой враг голоден, накорми его, если хочет пить, напои его, потому что, поступая так, ты соберешь ему на голову огненные угли». Передает ли эта картина мысль о мщении? Нет. Образное выражение из этого стиха связано с древним методом плавки металла. Руду клали на раскаленные угли и покрывали ее углями сверху. Благодаря этому металл плавился и отделялся от примесей. Если поступать с врагом по-доброму, его сердце может смягчиться, и раскроется то хорошее, что в нем есть. Трагедия в том, что здесь именно беззащитное малолетнее дитё 'кормит и поит' взрослого, подавая пример доброты и сострадания, хотя должно быть наоборот. Дети по своей натуре часто бывают нетерпеливы и капризны, но у Сяо Хуа, казалось, не было границ и пределов в любви к своему 'врагу'. Она достойно прошла этот путь любви до конца.
Хотя на протяжении фильма нет интриги, но концовка - словно ушат холодной воды, отрезвляет, поражает, раскрывает всю суть этой истории. Каким бы болезненным не был сюжет, половина всего драматизма заключена именно в конце.