По общим впечатлениям, это фильм-сказка, я бы даже сказал роуд-муви без автомобиля. Из тех редких фильмов, которые при первом просмотре вызывают мало эмоций, но как только он заканчивается, душа начинает шевелиться и возникают вопросы.
Безусловно, это кино для людей под 40 и выше, когда в жизни уже есть на что оглянуться, и много чего накопилось, настойчиво требующего ответов. Собственно, примерно столько лет и героине фильма - человеку, в целом бессмысленно и бездарно прожившему первую половину своей взрослой жизни. Перед нами на экране кусок мяса (я не имею в виду комплекцию), биоробот с одной-единственной программой - монотонно исполнять рутинную работу. Раскрытие этой темы - бесцельности и тупости существования Пирошки - занимает изрядный кусок времени картины. Трупы, безликие больные, испускающие дух у неё на руках - а дома муж (сожитель), который, как и она сама, поддерживает этот гражданский брак лишь по привычке, и оба уже лет сто как забыли, для чего и почему собрались вместе. Вот и всё. Это ВСЯ её жизнь. Ни детей, ни перспектив карьеры, ни друзей - и никакой радости. Однако, этот человек, всё же, как-то живёт, передвигается в пространстве, исполняет свои профессиональные обязанности. Правда, с последним уже давненько неважно - то заснёт на дежурстве и больные остаются без лекарств, то пирожные над покойником ест, то начальник выговор за прогул устроит... Душа Пирошки перегорела, полностью. Это очень ненавязчиво, но очень точно передаёт режиссёр через отношение медсестры к страдающим больным. Для всех медработников хосписа очередной труп - это просто 'минус один', который надо отвезти 'вниз', но Пирошка даже здесь случай особый, всех переплюнула в своём равнодушии к страдающим людям - и это тоже показано очень тонко. Причём становится понятно, что это даже не её вина - такова насквозь вся её жизнь. Вообще же, огромным плюсом фильма является как раз полное отсутствие видимого отношения к происходящему со стороны режиссёра, отсутствие морализаторства, каких-либо выводов. Вот, смотрите сами, ходите вслед за огромной спиной, наблюдайте мощный затылок и отсутствующий взгляд. И именно то, что авторы картины никуда нас не ведут и ни к каким выводам не подводят, парадоксальным образом заставляет вжиться и ощутить всю бессмысленность происходящего.
Однако, с некоторого момента всё меняется. В хоспис поступает больной (точнее, больная), имя и фамилия которой совпадают с таковыми подруги детства Пирошки. Судя по реакции Пирошки (лёгкий шок), школьное детство - это последнее яркое событие, которое с ней случалось к настоящему моменту. Там осталось всё - дружба, люди, эмоции. Однако, выясняется, что больная - всего лишь однофамилец её подруги. Но память, этот наш друг и враг, уже разбужена, и фильм начинает чрезвычайно медленно 'подниматься вверх', как функция, прошедшая точку минимума. Мы видим (опять же, с очень тонкой подачи автора), что эта больная, по ошибке принятая за подругу детства, - первый пациент, получивший в глазах Пирошки особый статус, ей уделяется явно больше заботы и внимания. Когда эта пациентка умирает, неосознанное решение становится окончательным: надо совершить путешествие назад к себе самой. Надо отыскать в своём прошлом и снять тот якорь, который мешает жить и тянет на дно бесконечной депрессии и пустоты, надо попытаться - хотя бы попытаться - исправить все ошибки.
Дальше начинается долгий и странный путь 'домой'. Работа отодвигается на второй план, и медсестра даже меняет график работы, чтобы она не мешала ей встречаться с призраками прошлого - своим бывшими одноклассниками, учителями и просто случайными людьми. Всё лишнее понемногу отпадает - уходит опостылевший вконец 'муж', причём никакой жалости по этому поводу Пирошка не испытывает - и к тому моменту картины мы уже прекрасно понимаем, почему: в одеревеневшей личности этого ходячего мертвеца начал проглядывать Человек. Несмелым ручейком по жилам мертвеца начинают двигаться нормальные человеческие эмоции, в глазах появляется небольшой блеск, и я бы даже сказал, ум, появляются люди, хорошие люди, которых она уже два десятка лет вокруг себя просто не замечала. И, удивительным образом, совершенно логичным выглядит так и не набранный телефонный номер этой загадочной подруги 'Пал Адриенн', добытый с таким трудом в ходе этой удивительной 'Одиссеи' по своему отравленному внутреннему миру. Вот мы уже видим, как Пирошка попадает в лес - и неожиданно видит его красоту и слышит его сказочные звуки. Вот мы видим, с каким вниманием и ответственностью она начинает относиться к больным - и это, очевидно, на этот раз абсолютно искренне. Вот она уже танцует на дне рождения ребёнка своей подруги, и просыпающийся в ней Нормальный Человек заставляет её пока мягко, еле заметно, но очень красиво улыбаться детям...
Пал Адриенн ушла. Да и была ли она вообще, по фильму в принципе даже непонятно. Её то помнят, то не помнят, то помнят - но не ту. Но она сделала своё дело - реанимационные мероприятия в виде 'Одиссеи' дали безусловный результат: у жизни главной героини появился твёрдый и уверенный пульс. Собственно, именно об этом и финальная сцена.
Кто-то скажет, что фильм ни о чём. Да, он ни о чём. И одновременно об очень многом. Это и притча, и сказка про венгерскую 'Красную Шапочку' с её путешествием по 'лесу сознания', и 'фильм-надежда'... Меня уже давно трудно удивить и озадачить каким-либо кино, но 'Пал Адриенн' стал оглушительным исключением. Спасибо умному режиссёру и замечательным актёрам!
10 из 10