Итак, фильм 'Эффи', несомненно, является блестящей работой коллектива кинематографистов, принявших участие в его создании. Он пополнил коллекцию шедевров британского кинематографа. Язык произведения прост и изыскан, передает атмосферу колониальной Англии в мельчайших деталях. Впечатляет все: и внешние данные актеров, и их восприятие событий, и чувство меры в раскрытии внутреннего мира героев, и деликатность в оценке их поступков. Несмотря на пикантную подоплеку сюжета, события отображены целомудренно и эстетично. Глубина прочтения сюжета выше всяких похвал. Естественно, как и и любое другое произведение искусства, фильм рассчитан на интеллектуала, эстета и, вероятно, англомана, поскольку есть немало поклонников британской культуры как в самой Британии, так и за ее пределами. Пожелаем им приятного просмотра. И последнее: в фильме затронуты проблемы супружеского долга, моральных обязательств, женской чести и ее конфликта с природой. Героиня фильма, как и ее прототип, достойно вышла из трагического конфликта, в котором оказалась по милости обстоятельств. Можно провести параллель между ней и героиней экранизации пьесы Островского 'Сердце не камень', где жена престарелого купца хранит верность мужу, но при этом любит молодого приказчика, оставляя за собой право на сильное чувство и надежду на его реализацию, но достойным образом. Вечные ценности, победа чувства и разума над животным началом - все то, что пытается вытравить из сознания человека современные масс-медиа. Как оказалось, безуспешно. Жив курилка! Есть еще среди кинематографистов художники классической школы, несущие традиции высокого искусства в хижины и вертепы, мечущие бисер и звонящие в колокола...
Это совершенно простая история. Такая простая, что и подумать, кажется, нельзя о том, чтобы снять об этом фильм. Совершенно определенно, в мире происходит что-то необычное: люди хотят снимать и смотреть или катастрофически бурные экшены, или совсем тихие и невыразительные на первый взгляд картины.
К слову, картина. Это ведь именно картина, полотно – искусство в чистом виде, без каких-то особенных приемов, но так чисто выписанная и такая при этом удивительно невнятная, замечательно никакая, как акварель, растворенная туманом… Нет, это и правда искусство par excellence, и все составляющие фильма хороши сами по себе: актерская игра доведенная до тихого совершенства благодаря чудесной Дакоте Фаннинг, операторская работа, работа художника по костюмам и декоратора – и конечно режиссерская работа, чтобы собрать все это воедино. Кажется, что Ричард Лэкстон, снимавший до этого исключительно сериалы, не снимал никогда ничего вовсе, так свежо выглядит «Эффи». Нет, конечно, сюжет этого фильма можно пересказать одной фразой – но «Эффи» не станет от этого хуже. Ну, скажем: это фильм о неравном браке. Или так: девушка выходит замуж за старого придурковатого критика-богача и страдает. А потом встречает молодого художника… «Помогите моей жене, мистер Эверет!..» Чудо-фраза, определяющая многое в этом фильме. И ничего не происходит.
В этом фильме правда мало что происходит. Хотя герои постоянно куда-то переезжают, разговаривают, страдают... Много длинных планов (не Джейлан, конечно, но вспоминается в эти моменты почему-то именно он), много красивых пейзажей, короткие диалоги, табу на прикосновения и ни одного поцелуя за весь фильм, уж не говоря о чем-то большем… И кстати, никаких рыданий. Так, поблестят глаза от слез, и перестанут...
Это настолько необычное кино, что его впору было бы назвать арт-хаусным. И в то же время нет в нем натужности арт-хауса, нет этого обещания самому себе быть уникальным и не похожим ни на что виденное раньше… Нет, оно по-настоящему интересно порой, а порой – по-настоящему скучно. И привлекает оно, похоже, именно этой своей честностью.
Вот, в общем-то и все. Добавить можно разве что еще немного об актерах. Американка Дакота Фаннинг едва ли не лучше всех true-англичан в этом фильме. Грег Уайз настолько отвратителен, что даже не пытаешься понять, чего ж он все-таки никак не займется сексом со своей прекрасной юной женой. Даже не возникает вопроса, чего он вообще женился – так он мелок и мерзок… Только поневоле начинаешь задумываться, как же живет с ним в реальном – не киношном – браке актриса Эмма Томпсон... Она, кстати, единственная вызвала у меня в этом фильме когнитивный диссонанс – слишком ее кожа загоревшая, слишком губы перламутровы и вообще она вся немного слишком для 19 века…
Советовать этот фильм – это все равно, что приглашать прогуляться в тумане. Кому-то холодно и зябко, кому-то ничего не видно, а кому-то дышится легче и сказочно на душе. «Эффи» невероятно атмосферная и чистая работа. И очень, очень красивая.
В драме Ричарда Лэкстона совсем немного прерафаэлитов (один, если быть точной), так как лента его, в конце концов, называется «Эффи Грей», а не «Данте Габриэль Россетти» или «Джон Уотерхауз».
Сюжетом картины послужила скандальная – в своё время – история брака Эффи Грей и Джона Рёскина. Когда они познакомились, Эффи была ещё совсем девочкой. В ожидании её совершеннолетия, Джон писал для Эффи истории и обсуждал с ней искусство. Вот, наступает счастливый миг, которого они так долго ждали: играет нежная музыка; перед лицом Господа я беру в жёны; я люблю его, он увезёт меня в Лондон… Что произошло потом доподлинно не известно.
Разница ли в возрасте, различие в темпераменте, уровень образования, влияние родителей Рёскина – что из этого привело их брак к краху, разрушило, не дав ему начаться? Лэкстон не даёт однозначного ответа, предлагая каждую из версий, или все сразу – как возможные.
Фильм Лэкстона – не смотря на «Офелию» Милле на постере – исключительно о любви и жажде её. Юная героиня расцветает в предчувствии скорого исполнения заветного желания и светится ярче венчальных свечей. Она же начинает засыхать и сереть, словно роза, срезанная и поставленная в дорогую вазу. Она ещё тщиться пробудить в супруге ответное чувство, тщится быть счастливой, но начинает понимать, что, кажется, совершила ошибку, и увядает запертая под надзором в позолоченной клетке. Изнывая от тоски и безысходности, Эффи уже смирилась с тем, что всю жизнь ей придётся прожить с чувством совершённой ошибки. Она надеялась, как нежная повилика обвить старый дуб и все дела, но в этом саду за цветами следит исключительно старшая миссис Рёскин, которая умело орудует ножницами и срезает лишнее. Когда казалось, что одинаковым серым дням не будет уже конца и последние лепестки уж скоро облетят… «Помогите моей жене, мистер Эверетт», - сказал заботливый супруг, и оказалось, что нежный цветок ещё можно реанимировать.
Признаться, мне не хватило в этом фильме искусства и характеров. «Эффи» - красивая, занятная, хорошая костюмная мелодрама, не больше, но и не меньше. Не смотря на то, что в заглавие вынесено имя героини, именно Джон Рёскин получился более ярким и выпуклым, что ли, образом. Особых претензий к актёрской игре Дакоты Фэннинг у меня нет, мне показалось, что её образ слабо именно продуман: её героиня – тривиальная провинциальная барышня в ожидании чуда. Хотя, в конце фильма она приобретает решительность и становится более активной участницей событий, переставая быть безвольным цветком, который каждый может переставить, куда ему угодно.
Возможно, вам показалось, что в моём отзыве было слишком много цветочных метафор, но, поверьте, их было меньше, чем поэтичных шотландских пейзажей и заплаканных глаз Фэннинг в фильме.
P. S. К слову сказать, Ричард Лэкстон является одним из режиссёров сериала «Детективное агентство Дирка Джентли» 2016-2017 гг. по Дугласу Адамсу, в котором роль Дирка Джентли исполнил Сэмюэл Барнетт, который, в свою очередь, сыграл Джона Милле в «Отчаянных романтиках».
Очень красивый, атмосферный фильм с шикарными видами Англии и Шотландии.
Как время идёт: Дакотка уже совсем взрослая, уже и замужнюю играет. Было очень и очень жаль её героиню - такая молодая и попала в заточение, ожидала принца, а получила гадкую лягушку. Я ей очень сопереживала, сделала бы ровно то же самое на её месте, хотя в то время это, наверное, казалось нонсенсом.
У ТомаСта там такой поэтичный, романтичный образ художника и по совместительству защитника героини, что закачаешься.
Но конечно, как и всегда в таких фильмах, всё так холодно, по-английски чопорно и скучновато. Но я знала, на что шла, когда начала смотреть. Так что впечатление, в целом, удовлетворительное. Смотреть любителям костюмированных, истинно английских фильмов про превратности любви.
Редкой красоты кинополотно, скорее даже ожившая живопись, особенно сцены на фоне природы, отсылающие к прекрасным пейзажам Джона Эверетта Милле, прерафаэлита, которые, в свою очередь, четко отсылают тебя к 'передвижникам', особенно к А.А. Шишкину с А.К. Саврасовым (к нему особенно).
А чего, собственно, удивляться, если снимал фильм Эндрю Данн, работавший с гениальным Олтманом 'Госфорд-парк' (одного этого было бы более чем достаточно!), но ещё был и невероятный по силе воздействия Good Висенте Аморима, Mrs.Henderson presents Стивена Фрирза, Stage beauty Ричарда Эйра...
А ещё сценарий, написанный Дэйм Эммой Томпсон, и она сама в очень яркой роли леди Истлейк, ее муж Грег Уайз в роли апологета прерафаэлитизма, критика и писателя Джона Рескина, Дэвид Суше, дивная Дама-Командор Джули Уотерс, Робби Колтрейн и Клаудиа Кардинале, впечатляет ' подарочный набор', не так ли?
Старшая из сестричек Фаннинг в роли музы Юфимии Грей (чудесная, очень чувственная и тонкая работа - могла на ее месте оказаться Сирша Ронан (было бы прекрасно, но иначе) и Кэрри Маллиган (слава богу, что нет!).
Дакота в этой роли так точна в этой своей заторможенности, передавая нежность и фарфоровую хрупкость наряду с качественными мозгами и внутренним стержнем, ибо в викторианской Англии женщины, отказывающиеся от подчинения мужу и его семье, а ещё когда своих средств нет - то пути всего 3: в бордель, в Темзу (ну или какой еще водоем поблизости), в работный дом, откуда путь только на кладбище.
Чудесный, изящный, улыбающийся, с полупрозрачной кожей, ясноглазый, с кудрями и бородой (что твой Джеймс Патрик Пейдж образца 1970 года), переигравший массу великих от Джорджа Гордона Байрона до Генриха VI, мистер Томас Сидни Джером Старридж в роли Джона Эверетта Милле, который там то в чем мать родила по берегу ходит, то, задыхаясь от ярости к Рескину и любви к его missus, портрет Рескина-старшего под дождем среди холмов Шотландии пишет.
Красивейшая с точки зрения чистого, дистиллированного искусства картина Ричарда Лэкстона, когда 'картинка', построение кадра, cast, костюмы, декорации, натура и эпоха, возможно, даже важнее, чем сценарий и диалоги героев. Разумеется, Эмма Томпсон была и остаётся блестящим сценаристом и выпускницей Кембриджа, и тут она свою работу выполнила как всегда на 'А'. Тем, кому не хватает истинной красоты, эстетики и подлинного искусства в каждой детали, а не чего-то пережеванного, адаптированного и банального - welcome on board.