Отвлекаясь от реальности персонажей фильма, а также того факта, что в истории остался Рёскин, а на его бесправную жену практически всем наплевать (что тогда, что сейчас), 'Эффи' - удивительно точное кино о том, как юная дева по наивности выходит замуж за чудовищное в своих масштабах скопище мужских недостатков.
Начнем с того, что у муженька 'оказался' очень богатый внутренний мир, крайне богатый, излишне богатый. Будь Эффи современной девушкой, она бы четыреста раз подумала, прежде чем связываться с человеком, задаривающим даме сердца сказки. Люди искусства, даже если это всего лишь критики - товарищи в целом сложные, даже когда они женщины. А уж творческий мужчина - это и вовсе кот в мешке, и речь даже не о том, что возлюбленная всегда будет на втором месте (в лучшем случае), а скорее о том, что редкого мужчину богатая духовная жизнь не превращает в существо, абсолютно не приспособленное для того, что называется 'нормальным браком'.
В наше просвещенное время самодостаточная женщина может составить с подобным персонажем неплохой тандем, если продолжит заниматься своими делами и будет воспринимать дражайшего супруга как приятное, но необязательное дополнение к своей и так в целом неплохой жизни. Во времена же многоуважаемого господина Рёскина чуть ли не единственной радостью прекрасных дам была забота о муже и детях. И в этот момент мы плавно переходим ко второму источнику страданий новобрачной.
Свежеиспеченый муж оказался еще и маменькиным сынком. Властную мамашу хлебом не корми - дай погиперопекать сыночка, а тот и рад. Причем делиться своим сладким беременем старшая госпожа Рескин не собирается, а те крохи заботы, которые она считает ниже своего достоинства, вроде заштопывания рубашек, доверяет только проверенным временем слугам. Ну что тут делать юной деве в те времена, когда фитнеса, спа и прочих развлечений для содержанок богатых мужей еще не придумали, а многочасовой полировкой ногтей она в жизни не увлекалась?
Ну да, разве что завести своего собственного ребенка - может, хоть об этом дадут немного позаботиться. Но с этим, в общем, тоже не вышло. Трагедия, что ни говори.
'Ударная' игра леди Фаннинг, впрочем, несколько снижает градус сочувствия, которое любой нормальный человек будет испытывать к попавшему в подобное положение, но даже если вы не увлекаетесь викторианской эстетикой и драмами богатых бездельников, фильм стоит посмотреть хотя бы для мотивации. Посмотришь так - и сразу радуешься, что у современного человека так много занятий и возможностей при полном отсутствии необходимости жениться/выходить замуж.
Однобокая и хромоногая история получилась, на мой взгляд.
В целом фильм создан для создания атмосферы и призван в основном передавать настроение главных героев, сюжет здесь служит исключительно остовом и питательной средой для этих самых настроений и эмоций. Фильм скуп на слова и медитативен, большое количество времени Вы будете в тишине наблюдать за внутренними переживаниями персонажей. При таких вводных подбор актеров особенно важен, и Дакота Фаннинг, на мой взгляд, справилась хорошо. Тянуть большую часть хронометража фильма про личные переживания, не имея в арсенале ни эмоциональностини персонажа, ни его многословности, ни емкости и хлесткости реплик, согласитесь, довольно непросто, при этом она все же умудряется донести то, что происходит с ее героиней.
Далее о сюжете. Как мной уже было сказано, сюжет здесь не является главным, так что я не буду избегать его обсуждения. Непосредственно к самому сюжету у меня претензий нет, зато они есть к изложению истории и расставлению в ней акцентов.
Некоторым поворотным моментам уделено слишком мало внимания, а на некоторых второстепенных, напротив, чрезмерно концентрируются. Сцена первой брачной ночи получилась плоской, а ведь это один из основополагающих моментов фильма. Что и почему перещелкнуло в голове Рёскина не показано, сцена вышла скупой и невыразительной в плане его восприятии момента. Возникновению романтических чувств в отношениях Эверета и Эффи тоже уделено недостаточно внимания. При этом, надо отдать должное, хорошо передано, как меняется отношение Эверета к Джону, как зарождаются и стремительно крепнут антипатия и отвращение и попутно возникают сочувствие и симпатия к Эффи. Но романтическая составляющая на этом фоне потерялась. Совершенно напрасно уделено такое внимание последней сцене с Рёскиным. До этого отсутствие половой жизни служило дополнительным фактором в и без того тяжелых отношениях, далее оно стало средством достижения Эффи желаемой свободы, но в последней сцене на этой теме зачем-то был поставлен жирный восклицательный знак без особой на то нужды. Из-за этого намеренно сделанного акцента создается впечатление, что это действительно было корнем проблем взаимоотношений главных героев, а вовсе не отношение Джона к жене как таковое. Да и в сюжетном плане эту сцену вполне можно было бы урезать до бездиалогового вручения документов, фильм ничего бы не потерял. Зато плюнули 'импотентом' в Рёскина, даром что до выразительных жестов в адрес всего семейства не дошли, тоже было бы не менее уместно.
В плане раскрытия персонажей и характеров фильм вышел поразительно однобоким и черно-белым. Джон Рёскин плохой. Родители Джона Рёскина плохие. А остальные молодцы.
Помимо этого, у меня сложилось впечатление, что режиссер так до конца и не определился, про что у него фильм. По всему выходит, что это драма о взаимоотношениях, но периодически он вспоминает, что у него тут Рёскин и Миллес, и начинает швыряться картинами прерафаэлитов.
Я ждала этот фильм и не могу сказать, что жалею о потраченном на просмотр времени, но пересматривать и рекомендовать не буду.