Один из самых странных и невероятных фильмов, которые я видела в последнее время. Произведение без особого понятного и яркого сюжета, где в каждом кадре и звуке - особая атмосфера метро.
Метро не как транспортное средство, где каждый из нас проводит 'ежедневно сорок две минуты под землей', а как особый мир, в котором живут особые существа. Герой, который никогда не выбирается на поверхность, его друг-машинист, который когда-то водил поезда ТАМ, наверху, девушка в костюме медведя, которая никогда не покупает билет, нечто или некто в черном капюшоне и еще что-то... все, что сможет выдумать ваше взбудораженное воображение.
Все пассажиры ненавидят контроллеров. Есть пассажиры, которых контроллеры ненавидят. А еще у контроллеров есть забава, этакая русская рулетка: успеешь ты пробежать между последним и самым последним поездом? Не успеешь - так что ж?...
Мир 'Контроля' - это маленький темный мир, мало чем отличающийся от того мира, что знаем мы: тут тоже есть друзья, враги, одиночество, опасности и страхи. Мы, зрители, если захотим, можем увидеть их - глазами главного героя, глазами камер слежения, глазами человека с красной повязкой на рукаве. И даже если вы не любите фильмы, в которых сюжет только намечен, стоит посмотреть этот фильм. Хотя бы чтобы увидеть, как красиво он сделан, как здорово поставлены небольшие дуэли главного героя со всем его миром. Шаг вперед, шаг назад, шаг в вагон, шаг из вагона, а потом - много-много шагов, бегом по туннелю, который, как будто и не думает заканчиваться.
Этот фильм стоит посмотреть хотя бы для того, чтобы увидеть, как медведь превратится в фею. А потом встать, тряхнуть головой и уехать вверх по эскалатору.
Удивительному человеку, по имени Даниил, моему Деньку, который неустанно ведет меня к свету.
…от кого ты здесь прячешься?...
Вы никогда не хотели остаться в метро после того, как меркнет свет?
Вы никогда не хотели встать на самый краешек платформы перед приближающимся поездом?
Вы никогда не хотели пробежать по туннелю вслед за уходящим поездом, зная, что следом проедет еще один, не останавливаясь на станциях?
А вы когда-нибудь смотрели в черную дыру туннеля, стоя на платформе и представляли себе, что там за мир? Вряд ли это будет волшебный мир за дверцей платяного шкафа. Мир в подземке представляется мрачным, таинственным и зловещим. Здесь в каждом темном закоулке хранятся наши самые глубокие страхи и именно здесь, глубоко под землей, во мраке им так просто выбраться наружу.
Немного абсурдный, немного безумный, порою скатывающийся до циничного юмора, мистический и в какой-то степени безнадежный, но такой необыкновенный подземный мир с выдающимися персонажами. Машинист Бэла, добрый гений, ангел-хранитель или, может быть, пастор, развозящий заблудшие души. А его кабина, ну чем не исповедальня? Совершенно очаровательная девушка в совершенно очаровательном костюме медведя. Контролер Бульчу, намеренно затерявшийся здесь. Когда много дней подряд просыпаешься и думаешь, что сегодня тебя ждет битва и нужно победить, доказать, что ты лучше всех, начинаешь беспокоиться – а что будет дальше? Я же понял, что я не лучше. Я не хотел так волноваться каждый день. А вы видели, какие у него глаза? Два океана вселенской грусти и доброты. И, наконец, тень, мистер Черный капюшон, при одном взгляде на которого предательский холодок скапливается в области живота, расходится мурашками по телу и подступает ледяным комком к горлу, готовый в любой момент вырваться безумным криком и разлететься отголосками на сотни километров. Так что же живет в узком, темном, сыром туннеле? Всего лишь наш страх и неудачи или нечто большее? Возможно, там прячется наша темная половина, которая жаждет убить? Если тебя окружают агрессивные люди, ты тоже становишься агрессивным. Вспомните тихоню Лаци, которому все надоело.
Людям, обитающим здесь, нечего терять или скорее, они не прочь потерять последнее, что имеют. Лишь утратив все до конца, мы обретаем свободу. Что-то знакомое, не так ли? Да, да, это своеобразный Бойцовский клуб. Каждый день здесь происходит проверка на прочность себя и других. Каждый новый день это схватка, вызов, прежде всего себе. Саморазрушение с целью познать себя. Рейлинг адреналином хлещет через экран. Лихие погони не хуже гонок по вертикали – каждый раз по краю бездны. И каждый день как последний. А еще здесь всегда звучит опьяняющий хайтек-рок, от которого кружится голова.
Вам это кажется чем-то из разряда фантастики? Оглянитесь вокруг. Все мы блуждаем в темноте, борясь в одиночку со своими страхами и все больше запутываясь в липком ночном кошмаре, ища выход из лабиринта. Говорят, есть много выходов. Но каждый раз, выбрав, как нам кажется, правильный путь, мы оказываемся в тупике. Лишь немногим везет встретить человека, который спасет нас от глубин ада и сможет вывести к свету.
…на титрах мы едем вверх на эскалаторе и уже не оглядываемся…
Никто не хочет водить поезда, все хотят прыгать туда-под них.
Посмотрела фильм «Контроль» Нимрода Анталя. Он потрясающий и невероятный.
То триллер, то мистика, то детектив, то любовная история, то мюзикл- думаю, к какому-то одному жанру отнести его будет весьма затруднительно.
Вообще люблю, когда все действие в фильме происходит к каком-то замкнутом пространстве. В данном случае это метро. Место, где нет солнечного света. Вывернутая на изнанку картина мира. Не смотря на некоторую сюрреалистичность- картина не теряет своей реальности, сразу же понимаешь что метро Анталя- социальное дно, а не кошмарный сон, что чтобы выбраться надо не проснутся, а подняться наверх.
Запомнились многие персонажи.
В центре, конечно же, Бульчу, после- его коллеги-контролеры и девушка-медведь.
-Как отсюда выйти?
-Тут много выходов.
Бульчу-потерянный и запутавшийся, вечно в крови и с уставшими глазами.Метро- не только место где он живет, но еще и олицетворение его внутреннего мира. Тут и стремление к самоанализу в виде ночных прогулок по разным веткам, тут и призраки прошлого, тут и его мрачная сторона- Альтер-эго кидающее людей под поезда.
Подняться по эскалатору вверх оказывается не такой простой задачей. Главный герой настолько привык жить в мрачной подземке, что выход в свет, вверх, его просто пугает.
Метро воспринимается им как единственное место, где возможно существование для такого как он. Вверху - не просто люди, вверху- небожители.
В конце происходит преображение и обитатели подземки перестают ими быть. Бульчу выигрывает поединок со своей темной стороной, девушка-медведь превращается в фею.
Люминесцентные огни подземного царства озаряют мертвенным светом ряды закованных в сталь колонн, в вагонах демонстрируют темперамент большеносые венгры, а призрачный убийца отправляет зазевавшихся пассажиров в последнее путешествие вдоль мрачных рельс. В рожденном воображением Нимрода Антала альтернативном мире будапештского метро темы, жанры и смыслы сталкиваются со скоростью летящих под откос поездов в количествах, возможных лишь для вдохновенной дебютной работы. Отметившись в Каннах, многоликий «Контроль» стал первой и последней удачей в быстро утратившем свежесть творчестве режиссера и сумел завоевать закономерную известность в узких кругах. Сюрреалистичная городская сказка объединила в себе безутешную горечь и светлую веру в чудо любви, что превратило ее в идеальное кино для романтиков всех степеней циничности.
Предваряющая картину оправдательная речь директора транспортного управления небезосновательна, ведь образ старейшего метрополитена Европы здесь необычайно угрюм и страшен. Место привычного глазу коммунистического храма заняла клоака. Вторгаясь в устоявшийся мир подземки, Антал концентрирует внимание лишь на контроллерах, полностью пренебрегая распорядком, множеством профессий и даже еженощной уборкой. Оттого сеть мрачных туннелей кажется не отлаженным механизмом, а рычащим, живущим без солнца зверем, день ото дня возрождающимся не из пепла, но из грязи и рвоты. Метро мертво: ни оповещений, ни сигналов, поезда запаздывают, торопятся, исчезают без следа. Среди работников – сплошь отбросы общества, живущие в собственных крошечных мирах. Нарколептик Муки спонтанно проваливается в сон, напоминающий персонажей Жамеля Деббуза Тиби потешно попадает в неприятности, Профессор едва поспевает за молодежью, Бульчу мрачно слоняется вокруг. Неопрятные, изукрашенные россыпью синяков и ссадин – будто персонажи нового прочтения горьковской «На дне», но никак не подтянутые работники государственной структуры.
Легкий постсоциалистический душок, веющий от дорогих сердцу вагонов производства Мытищинского машиностроительного завода и устаревших планерок, вносит в работу метро оттенок архаичности, который не может скрыть футуристичное убранство. Незадолго до Шона Эллиса с его презирающим скуку супермаркетов «Возвратом», венгерский режиссер предложил свой вариант самой неблагодарной работы в мире. Метрополитен Будапешта еще не обзавелся турникетами, поэтому каждый сознательный гражданин настойчиво портит жизнь представителю уходящей в прошлое профессии, вынужденному проверять билеты. Здесь царят все виды недопонимания, инициируемые склонными к сварам пассажирами, среди которых все больше пьяные шлюхи, грубияны и безликие обыватели. Суть вынесенного в заголовок контроля – в удручающей необходимости иметь подобных героям Антала надзирателей, готовых следить за тем, чтобы хаотичный, беспричинно бунтующий мир не развалился на части. Ведь если законы существуют, чтобы их нарушать, отсутствие барьеров, внешних и внутренних, может и вовсе стать роковым.
Увешивая кабину машиниста иконами и акцентируя внимание на до смешного неудачливых персонажах, режиссер одухотворяет и оживляет, пусть и несколько странным образом, обыденный мир метро. Знакомую серость разрывают контрастные цвета, в объектив внимательной камеры попадают яркие огни – и вот взгляду зрителя является другая сторона подземелья. Жуткую атмосферу подчеркивают темные дыры туннелей, теряющиеся где-то в пустоте эскалаторы и гаснущие как свет неоновых ламп пассажиры, исчезающие, будто по волшебству. В этом сумрачном Аиде жизнь и смерть эфемерны, а не показанное ни разу «Там, наверху» – параллельная вселенная, куда непросто попасть, вопреки обилию выходов. Следующее своим законам царство – отличное место для побега от гудящей на поверхности жизни, которой здесь, кажется, и вовсе нет. Антал умело конструирует не только модель общества, но и аналог Чистилища, обитель безутешных душ.
В ионизированном воздухе подземки щедро культивируется широкое разнообразие грехов, патологий и пограничных состояний. Запоминающаяся сцена у психиатра, вынужденного выслушивать безумные истории работников, становится немилосердной сатирой на слетевший с катушек мир. Но бесчисленные чудаки - лишь фон, а центральные идеи сосредоточены в образе внешне нормального и по иронии не посетившего врача Бульчу - главного заложника этого мрачного места. Бытие в «Контроле» - объект болезненной фобии, от которой нужно спасаться во мгле темных туннелей. Когда-то у героя были дом и работа, сейчас же остались лишь холодный пол вместо постели и бесконечные километры, где так приятного не жить, не иметь и не чувствовать. Потемки, по которым плутает Бульчу, созвучны тем, в которых многие бессмысленно коротают свои дни без смысла и стимула. А причина мучительного раскола со вторым «я» - желание сублимировать накопленную боль, разбудить в себе хоть что-то, хотя бы страшного демона.
Есть лишь один путь к свету, говорит Нимрод Антал в своей удивительной картине. И указать его могут лишь ангелы в смешных костюмах, спустившиеся с надземных небес. Ангелы, которые дадут понять, что контролировать пассажиров важно, но в остальном, нужно перестать беспокоиться и начать жить. Вопреки кажущейся пессимистичности, «Контроль» посвящен силе окрыляющей, очищающей, раскрывающей глаза любви, способной излечить любые страхи. Единственной стихии бренного мира, достойной искренней и бесконечной веры.
Настолько невероятно, что хочется верить, что кинематограф переметнется в сторону этой атмосферы.
Каждый кадр, линия, слово, персонаж не только будоражит, но и заставляет следовать их движению, чего стоит только музыка, подобранная в стези происходящему.
Кадры, я повторюсь, ну кадры же
Они уносят. Они близки к жизни, нет этого пресловутого голливудского сопровождения. нет взрывов, нет глупо наигранной приевшейся игры, нет предсказуемости.
Этим фильмом хочется жить. Все мрачно, не спорю, но в то же время настолько реально в переплет с мистичностью, что ты на протяжении фильма внутренне танцуешь, хочешь лететь
Романтика тут ну совершенно иная, нежели ее привыкли видеть сопливые зрительницы, вожделенно пускающие слюни на очередного качка с непростой историей любви.
Венгрия, я люблю тебя, хотя бы только за это творение
Время и деньги, к сожалению, меняют все. Иногда в хорошую сторону, но очень часто и в плохую. Применительно к персоне Нимрода Антала сложно сделать однозначные выводы. Со стороны профессионального успеха - так он просто молодец. Уроженец Лос-Анджелеса венгерского происхождения поснимал-поснимал в Европе, а потом раз – и дебютировал в Голливуде с кинокартиной Вакансия на жертву. Кино получилось спорное, а лично мне показалось крайне вторичным и неинтересным. Но привлечь в свой американский дебют Кейт Бекинсейл и Люка Уилсона – это тоже дорогого стоит. Потом был Инкассатор с Жаном Рено и Лоуренсом Фишберном. А не за горами Хищники под патронажем самого Роберта Родригеса. Все это, конечно, прекрасно и восхитительно, если не знать и не слыхивать о раннем периоде творчества режиссера, а точнее о фильме Контроль.
Бульчу – контролер в будапештской подземке. Работа для него – это не просто пришел- ушел, а вся жизнь. Он проводит в метро все свое время и даже спит, не отходя от рабочего места – прямо на полу станций с часу ночи до пяти утра.
Сразу хочется отметить, что там у них в Венгрии все не так, как у нас в Москве. Заместо бабушек со свистками у турникетных рядов в метро города-героя Будапешта работают группы контролеров-ревизоров, которые в вагонах и на станциях отлавливают и штрафуют несознательных граждан, катающихся на шармачка.
Группа, в которой работает Бульчу – самые, что ни на есть отъявленные раздолбаи – курят прямо на станциях, собачатся друг с другом и постоянно травят различные сплетни и небылицы. Между конкурирующими группами ревизоров по ночам проводятся соревнования, связанные с прямой опасностью для их жизней. Перед последним составом участники запрыгивают на пути и бегут на ближайшую станцию. Времени – считанные минуты, не успел – извини, усталый к концу смены машинист вычеркнул из своего словаря словосочетание “экстренное торможение”.
Грамотный сценарий позволил включить в фильм массу интереснейших персонажей – обитателей подземки, большая часть из которых не просто уверена, что коммунизм давным-давно наступил, и все стало абсолютно бесплатным, а считает своим долгом вступить в прения с контролерами при каждом удобном случае. Это и сутенер с девушками облегченного поведения, и гоповатые мужички и даже романтичная девушка-безбилетница в костюме медведя. На нее-то Бульчу и кладет глаз. Актриса, признаюсь чистосердечно, в фильме смотрится гармонично и с ролью медведя справляется похвально. Помимо указанных выше граждан у контролеров есть и еще одна головная боль – бегун-безбилетник. Данный товарищ не просто пользуется услугами метрополитена совершенно безвозмездно, а еще и всячески издевается нал контролерами. Все же попытки догнать его приводят к неизбежному фиаско. Возможно, у него разряд по бегу, возможно, что-то еще, но как бы оно там ни было – Бульчу и его товарищам от этого не легче.
Все бы ничего, но в метро появляется маньяк. В позднее время некто в капюшоне выпрыгивает из-за колонн и толкает зазевавшихся граждан под колеса составов. Все в панике – и контролеры, и пассажиры. В дополнение ко всему этому маньяк является во сне к Бульчу и сидит перед ним, склонив голову.
Фильм – ярчайший образец мистического сюрреализма. Да еще и с мощнейшим сценарием. Каждый из героев – отдельная и крайне интересная история. Съемки фильма проходили в метро по ночам – так что атмосфера самая, что ни на есть, настоящая. Любители Андрея Малахова и шоу Играй, гармонь! вряд ли оценят эту ленту по достоинству. Граждане, не лишенные художественного вкуса и острого сценарного взора, будут в неописуемом восторге. На уровне все – атмосфера, игра актеров, твисты.
К моему глубочайшему сожалению Нимрод Антал не снял после Контроля ничего артхаусного и глубокого. Унесло парня в попсу, оно ведь и денежнее, успехов ему, конечно, а вот талант-то жалко.
Ад - это словно кольцевая ветка метро, по которой бесконечно возит своих пассажиров Харон в синей фуражке. Причём поезд исправно делает остановки на станциях, пассажиры выходят и заходят; толкаясь и ругаясь, спешат куда-то по переходам, по эскалаторам, питаются у автоматов и в дешевых буфетах, украдкой курят и напиваются, что-то ещё более украдочное происходит в тёмных углах... Некоторым везёт, и фигура в чёрном плаще с капюшоном скидывает их на рельсы перед приходящим поездом, но большинство всё спешит и спешит куда-то, никогда при этом не поднимаясь на эскалаторе под указателем 'Выход'; по кругу. Впрочем, изредка здесь встречаются и живые, возмутители порядка, непонятно зачем спустившиеся под землю в этот ад. Хотя, приглядевшись, можно понять, что к людям эти существа имеют весьма посредственное отношение, что и не люди они, однако, вовсе..
Ты всё правильно понимаешь, что ты не самый лучший. Но если ты всё-таки достаточно смел и быстр, чтобы пробежать по самому длинному перегону перед последним поездом, полночным экспрессом, если ты достаточно хорош, чтобы твоя несуразная здешняя команда уважала и видела в тебе вожака; если в конце концов ты достаточно долго пробыл здесь, под землёй, не поднимаясь наверх, не видя солнца, но при этом не разучился улыбаться этим странным живым существам в нелепых нарядах, то, может быть, однажды кто-то из них приснится тебе, устало заснувшему на холодной грязной платформе опустевшей на ночь станции, и проведёт она тебя за руку по пустым туннелям, покажет тебе твою птицу, а потом и место, где на ночь, скорчившись, прячется сама Смерть. И будет вскоре бег по перегону наперегонки с этой самой Смертью и настигающим вас обоих поездом Харона, и смерть проиграет, и будет маскарад-карнавал, на котором то существо из сна, как и ты, появится без костюма, без маски, и опять явится птица, и посмотрит птица туда, где все четыре ленты эскалатора поднимаются наверх, к выходу, и сделаете вы оба шаг на одну из этих лент, поднимающихся куда-то в серебристую неизвестность...
У каждого же свой ад, каждый может найти здесь свой собственный ад.
А или сказку.
Или на худой конец просто весомый довод продолжать ненавидеть, ну или любить людей.
Насколько мне известно, это режиссерский дебютник. Очень популярен у себя на родине. Был избран фильмом года или что-то вроде того.
Фильм простенький, но привлекательный. Притягивает сама атмосфера пыли, замкнутости и незамысловатого сюрра. Поскольку фильм независимый, штампов, практически, нет, кроме традиционной схемы развития сюжета и хэппи энда. И то он остается жизненно-мрачным, без налета американского гипероптимизма.
Очень понравилась девочка в костюме медвежонка - отсылка к аниме 'Лейн', которое даже сюрром не назовешь, так лихо закручено. Но 'Лейн' киберпанк, а 'Контроль' милая драма с легкими и грустными нотками сюрреалистического восприятия мира, хотя я бы сделала акцент на слове 'символизм', все-таки действия не выходят за рамки метрополитена не только потому, что у режиссера не было денег.
Смотреть в первую очередь любителям независимого кино, а потом их друзьям, т. е. почти всем.
На счет оценки сомневаюсь, что-то среднее между 8 и 9.
Это не просто рассказ о системе общественного транспорта в Будапеште и её обитателях, сотканный из шуток, забавных ситуаций и гэгов. Это история любви на фоне мистического реализма, которая помогает главному герою вырваться из скорлупы обыденности, из затянувшейся депрессии. Неизвестно когда она началась и неизвестно, когда бы закончилась, если бы в один прекрасный момент не появилась девушка в нелепом костюме медведя. И совершенно не важно что она уже сотни раз могла пройти и наверное проходила мимо него, просто в определённые жизненные моменты мы начинаем смотреть на мир по-другому. По ходу сюжета не ставится конкретных вопросов и тем более не даётся определённых ответов, смысл не на поверхности, как может показаться с первого взгляда, а там, в глубине многокилометровых подземных тоннелей, которые в любом случае нацелены вывести своих пассажиров к свету дня.
Умелое, грамотное и качественное смешение основных ингредиентов любого кинофильма (сценарий, место действия, атмосфера, музыка, актёры - отличный синтез по всем пунктам) делают его просмотр волшебным и приятным, что и получилось.
«Символичность мира, в котором развиваются события — очевидна».
Бульча — бригадир небольшой группы контролеров в метрополитене Будапешта. Он почему-то уже давно перестал подниматься наверх. Работа, сон, еда, общение — всё исключительно на территории метро. Будни всеми ненавидимых контролеров полны приключений и опасности: драки, погони, жесткое соперничество с коллегами. Но привычный уклад дел нарушает череда «самоубийств». Пока еще никто не знает, что причиной стольких смертей стал таинственный маньяк, толкающий пассажиров на рельсы.
Странный венгерский фильм в свое время смог поразить кинематографическую общественность своей незабываемой атмосферой. Нуарный триллер с элементами сюрреализма действительно рассказывает очень необычную историю из мира, скрытого от глаз обывателя. События киноленты нарочито не выходят за пределы метро, придавая истории особый шарм. Свет электрических ламп неустанно вырывает из тьмы тоннелей усталые лица. Пассажиры, машинисты, контролеры здесь добровольно заключили самих себя в в подземную тюрьму. Манящие эскалаторы для них становятся чудесным спасением, ведь они будто лестницы в небо, которые сулят сбросить морок с усталых путников.
Удивительно, как повествование, сплошь наполненное колоритными персонажами, умудряется так легко менять свою тональность. Мистическое исчезновение женщины в начале сменяется комедией про погони за безбилетниками, а потом вдруг всё трансформируется то в романтическую мелодраму, то в экзистенциальную драму. Странствия главного героя по подземным артериям города пронизаны одиночеством и молчаливыми поисками своего места в жизни. Сценарий скуп на детали — Бульча не признается почему отрекся от прежней жизни даже при встрече со старым знакомым. Интригующую загадочность закрепляет великолепная актерская игра Шандора Чаньи, который отлично вписался в образ темной лошадки подземного мира.
К сожалению, в фильме форма всё же начинает превалировать над содержанием, так как на момент наступления титров довольно сложно ответить о чем именно был фильм. Магия кино работает на максимум — на подобное можно с удовольствием смотреть и два, и три часа, но истории по итогу не хватает финального рывка для придания всей картине монолитности и законченности.
«Контроль» — очень талантливый представитель венгерского артхауса, который радует своей самобытностью и смелостью. Находка для истинных киногурманов и, конечно, оголтелых фанатов метрополитена.