Что получится, если перемешать 'Криминальное чтиво' Квентина Тарантино с 'Небо над Берлином' Вима Вендерса и 'Подземкой' Люка Бессона?
Получится 'Контроль' 2003 г.- дебютный фильм венгерца Нимрода Антала. Эта картина стала сенсацией в год своего выхода, завоевала приз на Каннском кинофестивале и моментально провозгласила рождение нового авторского режиссерского таланта.
'Контроль' - это лента, все действие которой разворачивается внутри системы метрополитена. Зрители вместе с героями попадают в какой-то отдельный тесный мрачный мир, существующий будто-бы вне связи с миром 'наверху'.
Главные герои - группа сотрудников метрополитена, отвечающих за контроль проезда и штрафы для безбилетников.
Большая часть повествования - это забавные диалоги, нестандартные ситуации и странные герои. Но с развитием сюжета 'Контроль' всё больше и больше превращается в условность и метафору. А вместе с этим становится все более и более мрачным.
В метро промышляет убийца, сталкивающий людей под поезда. И этот убийца постоянно снится нашему главному герою. Хотя... возможно наш герой и есть убийца?
Короче, 'Контроль' нужно смотреть самостоятельно. Это многозначительный фильм, который не пытается отражать реальность, а вместо этого создает свою собственную вселенную. Данная вселенная превращается в аллюзию депрессивного подавленного состояния главного героя - он спустился 'вниз' и будет оставаться там до тех пор, пока не победит черную смертоносную фигуру и не обернется к свету.
'Счастье можно найти даже в темные времена, если не забывать обращаться к свету' - это одна из самых ярких цитат из Гарри Поттера. Нимрод Антал подарил зрителям неповторимый фильм, подталкивающий их к этой же мысли.
После триумфа 'Контроля', однако Нимрод Антал не стал развивать свой авторский взгляд на киноповествования. Он получил приглашение в Голливуд и начал режиссировать мрачные студийные триллеры 'Вакансия на жертву', 'Хищники' и др. Новый авторский проект в Венгрии он снял лишь в 2017 - биографический триллер о самом известном налетчике страны 'Грабитель Виски'.
Ад - это словно кольцевая ветка метро, по которой бесконечно возит своих пассажиров Харон в синей фуражке. Причём поезд исправно делает остановки на станциях, пассажиры выходят и заходят; толкаясь и ругаясь, спешат куда-то по переходам, по эскалаторам, питаются у автоматов и в дешевых буфетах, украдкой курят и напиваются, что-то ещё более украдочное происходит в тёмных углах... Некоторым везёт, и фигура в чёрном плаще с капюшоном скидывает их на рельсы перед приходящим поездом, но большинство всё спешит и спешит куда-то, никогда при этом не поднимаясь на эскалаторе под указателем 'Выход'; по кругу. Впрочем, изредка здесь встречаются и живые, возмутители порядка, непонятно зачем спустившиеся под землю в этот ад. Хотя, приглядевшись, можно понять, что к людям эти существа имеют весьма посредственное отношение, что и не люди они, однако, вовсе..
Ты всё правильно понимаешь, что ты не самый лучший. Но если ты всё-таки достаточно смел и быстр, чтобы пробежать по самому длинному перегону перед последним поездом, полночным экспрессом, если ты достаточно хорош, чтобы твоя несуразная здешняя команда уважала и видела в тебе вожака; если в конце концов ты достаточно долго пробыл здесь, под землёй, не поднимаясь наверх, не видя солнца, но при этом не разучился улыбаться этим странным живым существам в нелепых нарядах, то, может быть, однажды кто-то из них приснится тебе, устало заснувшему на холодной грязной платформе опустевшей на ночь станции, и проведёт она тебя за руку по пустым туннелям, покажет тебе твою птицу, а потом и место, где на ночь, скорчившись, прячется сама Смерть. И будет вскоре бег по перегону наперегонки с этой самой Смертью и настигающим вас обоих поездом Харона, и смерть проиграет, и будет маскарад-карнавал, на котором то существо из сна, как и ты, появится без костюма, без маски, и опять явится птица, и посмотрит птица туда, где все четыре ленты эскалатора поднимаются наверх, к выходу, и сделаете вы оба шаг на одну из этих лент, поднимающихся куда-то в серебристую неизвестность...
У каждого же свой ад, каждый может найти здесь свой собственный ад.
А или сказку.
Или на худой конец просто весомый довод продолжать ненавидеть, ну или любить людей.
«Символичность мира, в котором развиваются события — очевидна».
Бульча — бригадир небольшой группы контролеров в метрополитене Будапешта. Он почему-то уже давно перестал подниматься наверх. Работа, сон, еда, общение — всё исключительно на территории метро. Будни всеми ненавидимых контролеров полны приключений и опасности: драки, погони, жесткое соперничество с коллегами. Но привычный уклад дел нарушает череда «самоубийств». Пока еще никто не знает, что причиной стольких смертей стал таинственный маньяк, толкающий пассажиров на рельсы.
Странный венгерский фильм в свое время смог поразить кинематографическую общественность своей незабываемой атмосферой. Нуарный триллер с элементами сюрреализма действительно рассказывает очень необычную историю из мира, скрытого от глаз обывателя. События киноленты нарочито не выходят за пределы метро, придавая истории особый шарм. Свет электрических ламп неустанно вырывает из тьмы тоннелей усталые лица. Пассажиры, машинисты, контролеры здесь добровольно заключили самих себя в в подземную тюрьму. Манящие эскалаторы для них становятся чудесным спасением, ведь они будто лестницы в небо, которые сулят сбросить морок с усталых путников.
Удивительно, как повествование, сплошь наполненное колоритными персонажами, умудряется так легко менять свою тональность. Мистическое исчезновение женщины в начале сменяется комедией про погони за безбилетниками, а потом вдруг всё трансформируется то в романтическую мелодраму, то в экзистенциальную драму. Странствия главного героя по подземным артериям города пронизаны одиночеством и молчаливыми поисками своего места в жизни. Сценарий скуп на детали — Бульча не признается почему отрекся от прежней жизни даже при встрече со старым знакомым. Интригующую загадочность закрепляет великолепная актерская игра Шандора Чаньи, который отлично вписался в образ темной лошадки подземного мира.
К сожалению, в фильме форма всё же начинает превалировать над содержанием, так как на момент наступления титров довольно сложно ответить о чем именно был фильм. Магия кино работает на максимум — на подобное можно с удовольствием смотреть и два, и три часа, но истории по итогу не хватает финального рывка для придания всей картине монолитности и законченности.
«Контроль» — очень талантливый представитель венгерского артхауса, который радует своей самобытностью и смелостью. Находка для истинных киногурманов и, конечно, оголтелых фанатов метрополитена.
Where will it end? Where will it end...
— Joy Division, Day of the Lords
Если Вы когда-либо катались в метро под ночь, когда вагоны практически пусты и сырые, мраморные станции, залитые холодным светом светодиодным ламп встречают Вас своим безразличием, где одиночество гулким эхом шагов отдается в стенах и на языке возникает привкус камня, то Вы знаете, что это такое — настоящая подземка. И этот фильм происходит в ней, но он — не об этом. Он о напряжении, стрессе и, самое главное, контроле. Вся картина — одна огромная метафора к жизни каждого из нас. Можно даже не задумываться при просмотре и не искать глубинные смыслы; когда пойдут титры, все само по себе расслоится и Вы неизбежно станете одним из слоев. Затем сожмется обратно, оставляя Вас внутри. Понимать ничего не придется — Вы просто станете его частью. В голове само по себе всплывет: masterpiece. И никак иначе.
Люминесцентные огни подземного царства озаряют мертвенным светом ряды закованных в сталь колонн, в вагонах демонстрируют темперамент большеносые венгры, а призрачный убийца отправляет зазевавшихся пассажиров в последнее путешествие вдоль мрачных рельс. В рожденном воображением Нимрода Антала альтернативном мире будапештского метро темы, жанры и смыслы сталкиваются со скоростью летящих под откос поездов в количествах, возможных лишь для вдохновенной дебютной работы. Отметившись в Каннах, многоликий «Контроль» стал первой и последней удачей в быстро утратившем свежесть творчестве режиссера и сумел завоевать закономерную известность в узких кругах. Сюрреалистичная городская сказка объединила в себе безутешную горечь и светлую веру в чудо любви, что превратило ее в идеальное кино для романтиков всех степеней циничности.
Предваряющая картину оправдательная речь директора транспортного управления небезосновательна, ведь образ старейшего метрополитена Европы здесь необычайно угрюм и страшен. Место привычного глазу коммунистического храма заняла клоака. Вторгаясь в устоявшийся мир подземки, Антал концентрирует внимание лишь на контроллерах, полностью пренебрегая распорядком, множеством профессий и даже еженощной уборкой. Оттого сеть мрачных туннелей кажется не отлаженным механизмом, а рычащим, живущим без солнца зверем, день ото дня возрождающимся не из пепла, но из грязи и рвоты. Метро мертво: ни оповещений, ни сигналов, поезда запаздывают, торопятся, исчезают без следа. Среди работников – сплошь отбросы общества, живущие в собственных крошечных мирах. Нарколептик Муки спонтанно проваливается в сон, напоминающий персонажей Жамеля Деббуза Тиби потешно попадает в неприятности, Профессор едва поспевает за молодежью, Бульчу мрачно слоняется вокруг. Неопрятные, изукрашенные россыпью синяков и ссадин – будто персонажи нового прочтения горьковской «На дне», но никак не подтянутые работники государственной структуры.
Легкий постсоциалистический душок, веющий от дорогих сердцу вагонов производства Мытищинского машиностроительного завода и устаревших планерок, вносит в работу метро оттенок архаичности, который не может скрыть футуристичное убранство. Незадолго до Шона Эллиса с его презирающим скуку супермаркетов «Возвратом», венгерский режиссер предложил свой вариант самой неблагодарной работы в мире. Метрополитен Будапешта еще не обзавелся турникетами, поэтому каждый сознательный гражданин настойчиво портит жизнь представителю уходящей в прошлое профессии, вынужденному проверять билеты. Здесь царят все виды недопонимания, инициируемые склонными к сварам пассажирами, среди которых все больше пьяные шлюхи, грубияны и безликие обыватели. Суть вынесенного в заголовок контроля – в удручающей необходимости иметь подобных героям Антала надзирателей, готовых следить за тем, чтобы хаотичный, беспричинно бунтующий мир не развалился на части. Ведь если законы существуют, чтобы их нарушать, отсутствие барьеров, внешних и внутренних, может и вовсе стать роковым.
Увешивая кабину машиниста иконами и акцентируя внимание на до смешного неудачливых персонажах, режиссер одухотворяет и оживляет, пусть и несколько странным образом, обыденный мир метро. Знакомую серость разрывают контрастные цвета, в объектив внимательной камеры попадают яркие огни – и вот взгляду зрителя является другая сторона подземелья. Жуткую атмосферу подчеркивают темные дыры туннелей, теряющиеся где-то в пустоте эскалаторы и гаснущие как свет неоновых ламп пассажиры, исчезающие, будто по волшебству. В этом сумрачном Аиде жизнь и смерть эфемерны, а не показанное ни разу «Там, наверху» – параллельная вселенная, куда непросто попасть, вопреки обилию выходов. Следующее своим законам царство – отличное место для побега от гудящей на поверхности жизни, которой здесь, кажется, и вовсе нет. Антал умело конструирует не только модель общества, но и аналог Чистилища, обитель безутешных душ.
В ионизированном воздухе подземки щедро культивируется широкое разнообразие грехов, патологий и пограничных состояний. Запоминающаяся сцена у психиатра, вынужденного выслушивать безумные истории работников, становится немилосердной сатирой на слетевший с катушек мир. Но бесчисленные чудаки - лишь фон, а центральные идеи сосредоточены в образе внешне нормального и по иронии не посетившего врача Бульчу - главного заложника этого мрачного места. Бытие в «Контроле» - объект болезненной фобии, от которой нужно спасаться во мгле темных туннелей. Когда-то у героя были дом и работа, сейчас же остались лишь холодный пол вместо постели и бесконечные километры, где так приятного не жить, не иметь и не чувствовать. Потемки, по которым плутает Бульчу, созвучны тем, в которых многие бессмысленно коротают свои дни без смысла и стимула. А причина мучительного раскола со вторым «я» - желание сублимировать накопленную боль, разбудить в себе хоть что-то, хотя бы страшного демона.
Есть лишь один путь к свету, говорит Нимрод Антал в своей удивительной картине. И указать его могут лишь ангелы в смешных костюмах, спустившиеся с надземных небес. Ангелы, которые дадут понять, что контролировать пассажиров важно, но в остальном, нужно перестать беспокоиться и начать жить. Вопреки кажущейся пессимистичности, «Контроль» посвящен силе окрыляющей, очищающей, раскрывающей глаза любви, способной излечить любые страхи. Единственной стихии бренного мира, достойной искренней и бесконечной веры.
Настолько невероятно, что хочется верить, что кинематограф переметнется в сторону этой атмосферы.
Каждый кадр, линия, слово, персонаж не только будоражит, но и заставляет следовать их движению, чего стоит только музыка, подобранная в стези происходящему.
Кадры, я повторюсь, ну кадры же
Они уносят. Они близки к жизни, нет этого пресловутого голливудского сопровождения. нет взрывов, нет глупо наигранной приевшейся игры, нет предсказуемости.
Этим фильмом хочется жить. Все мрачно, не спорю, но в то же время настолько реально в переплет с мистичностью, что ты на протяжении фильма внутренне танцуешь, хочешь лететь
Романтика тут ну совершенно иная, нежели ее привыкли видеть сопливые зрительницы, вожделенно пускающие слюни на очередного качка с непростой историей любви.
Венгрия, я люблю тебя, хотя бы только за это творение
Случайно наткнулся на этот фильм, ничего абсолютно о нём не зная, кроме страны-производителя. Даже и не мог предположить, какое приятное времяпровождение меня ожидает!
Не понимаю, как 'Контроль' остаётся практически незамеченным такое долгое время. Люблю смотреть всяческие андеграундные, артхаусные, режиссёрские картины, но эта дебютная для Антала полнометражная работа смотрится профессиональнее того, что я от неё ожидал. В первую очередь, техническими аспектами. Камера не дёргается, в кадры не попадает ничего лишнего и т.д. Сюжет развивается и подан зрителю размеренным, приятным для просмотра темпом.
Саундтрэку стоит сказать отдельное 'спасибо'. Музыкальное сопровождение добавляло фильму привкус альтернативной подземной жизни, которую нам, живущим сверху, не понять. Картина абсурдна, но в рамки адекватности вписывается.
Также стоит отметить костюмы. Их разнообразие просто радует глаз.
Что касается моральной составляющей, я думаю, каждый, кто посмотрел этот фильм может вспомнить в своей жизни такое же 'личное метро' и такого своего медведя.
Можно было ещё долго писать своё мнение о 'Контроле', но, увы, без спойлеров не обошлось бы. В общем, не ожидал от венгерского кинематографа такого живого и интересного фильма. Смело ставлю
Массовому зрителю Нимрод Антал больше известен как режиссёр фильма 'Хищники',который мне совершенно не понравился и показался скучным. Но сегодня я посмотрел его дебютный фильм 'Контроль' и вот что я о нём думаю.
Скажу пару слов о сюжете:парень Бульцу работает контролёром в метро. Не просто работает, а живёт и спит в метро. Его жизнь ничем не примечательна:он проверяет билеты у пассажиров, вместе с другими контролёрами гонится за местным хулиганом, но безуспешно. Его жизнь темна, скучна и уныла, но тут появляется она. Девушка одетая в костюм медведя, которая изменит его жизнь.
Фильм мне понравился, не обещаю что он понравится другим. В нём есть смысл, каждый его понимает по-своему. Я его понимаю так:что заставляет нас делать добрые поступки, что заставляет нас жить?Любовь. Бульцу был замкнутым, необщительным и одиноким человеком. Таких людей очень много, к сожалению. Бульцу не жил, а существовал. Он так бы и закончил свои, если бы не эта девушка. Она для него стала лучом света в тёмном царстве, она помогла ему выйти из тёмного метро в светлый мир, она помогла найти ему смысл жизни. Любовь стала для него спасением.
Смотреть или не смотреть, ваше право. Но фильм реально заставляет задумываться.
Кино подкупает своей концепцией - боевик, участниками которого выступают контролеры метро. Сам мир - грязное место, где все друг для друга закрыты, и общаться приходиться только с теми, с кем состоишь в связке. В мире вечной давки, соперничества и оскорблений всё-таки существует любовь, живёт смысл, но некая сила заставляет вращать колёсики привычных механизмов. Главный герой живет, не выходя на поверхность, она для него как пространство, не имеющее отношения к метро, как тот свет. Очень захватывающее кино, погони, кровь, грязь, любовь и голос, объявляющий названия остановок сливаются в одно и создают стремление, стремление выжить, но выживая, остаться тем, чем хотел жить.
Невозможно не оценить иносказательность этого фильма. Добро и зло, свет и тьма, земля и подземелье, счастье и несчастье, успешность и прозябание - все это умело противопоставляется, но вовсе не банально. Для этого использованы довольно яркие (правда, в большинстве случаев протухшие, как того требует 'дно') образы.
Было много ярких моментов - например, односторонний диалог с психотерапевтом, препинания разнообразного люда с контролерами, эта самая пробежка не на жизнь, а на смерть (наверняка видевшие фильм сохранили отчетливое о ней воспоминание и будут неоднократно обращаться к нему) - и деталей.
Место событий делает происходящее сюрреалистичнее, но в то же всемя помогает истории обрести конкретику. Во время просмотра как будто чувствуется прохладно-резиновый запах метро, а над головой словно нависают лампы якобы дневного света.
Единстсвенное, что не понравилось - почти всех героев хочется умыть, обтереть от пота, крови, постирать и зашить их одежду. Глаз цепляется за эти шероховатости, что мешает восприятию андеграудного зрелища, хотя должно ему способствовать.
Холодок и чувство тошноты. Желание побежать и узнать - выиграю ли?