- сортировать:
-
по рейтингу
-
по дате
-
по имени пользователя
Недавно умер режиссер Юрий Ильенко. Была с ним знакома, общалась во время съемок фильма Молитава за гетьмана Мазепу, видела этот фильм в кинотеатре.
К сожалению, после того, как кино немножко показали в Украине и на нескольких кинофестивалях (мировая премьера прошла на Берлинале), права на него выкупил продюсер, который, по сути, и похоронил этот фильм — он не вышел даже на DVD (поправьте меня, если я не права, очень хочу ошибиться). В России кино запретили из-за неприятия властью персоны главного героя. Пиратская копия, которая время от времени выныривает в Сети, отвратительна по качеству, и не дает ни малейшего представления об этом фильме.
Ну, это была преамбула, а теперь, собственно, о кино.
Безусловно, фильм Молитва за гетьмана Мазепу сложно оценить человеку неподготовленному, без определенного багажа знаний по истории, культурологии и т.д. Мазепа — это ларчик далеко не простой, не с двойным и даже не с тройным дном. Хотя, в принципе, как долго его открывать — зависит целиком и полностью от зрителя, фильм от этого ничего не теряет.
Собственно, было бы неправильно ставить в заслугу оригинальность Мазепы только лишь автору сценария, режиссеру и оператору Юрию Ильенко. Потому как картина — это еще и одно большое кинополотно, пространство, созданное художником-постановщиком Сергеем Якутовичем. Известный украинский график, без преувеличения, создал свой оригинальный мир, возродив в фильме прославленное мазепинское барокко, которое после смерти гетмана нещадно зарисовывали в украинских церквях его потомки.
Безусловно, говоря о снятии московской анафемы с имени Мазепы, режиссер имел в виду также и это. С другой стороны, такое решение идеи многим показалось слишком авангардным. Хотя, как выразился, представляя фильм на всеукраинской премьере актер Никита Джигурда, произведения Винсента Ван Гога, Казимира Малевича тоже можно считать абсурдом с точки зрения художников-передвижников. И лишь сделав над собой определенное усилие можно понять, что хотел нам сказать посредством гения Космос или Бог.
Вообще-то, Ильенко не отрицал, что снял гениальный фильм, и этим своим выссказыванием вызвал волну негодования среди людей недалеких. Искушенным киноманам с ним спорить не хочется. Юрий Герасимович создал свой авторский киноязык, который еще предстоит расшифровать теоретикам от кино. Мазепа — это арт-фильм, который априори не может рассчитывать на большой кассовый успех, как, скажем, Огнем и мечом польского режиссера Ежи Гоффмана. Зато тем, кто посмотрел фильм и проникся, достаточно трудно отделаться от вопроса, кем же на самом деле был украинский гетман, о котором сложено столько разноречивых легенд, неуловимый образ которого, запечатленный на 40 портретах, так и остался неизвестен потомкам, а душа которого так и не нашла упокоения.
Безумно красивое кино.
10 из 10
|
прямая ссылка
07 июля 2010 | 15:57
В Украине вплоть до 2005 года выход каждого фильма отечественного производства осуществлялся практически без рекламы, что и было причиной провальных сборов, быстрого забвения того или иного фильма и развала украинского кинематографа. Но в 2002 году украинские кинематографисты решили вывести свое кино с подполья. Фильм «Молитва за гетмана Мазепу» режиссера Юрия Ильенко был неплохо раскручен, объездил множество фестивалей и… исчез. Почему?
Судьба фильма была тяжелой. В России фильм был запрещен ввиду его антироссийской направленности, а в Украине его быстро сняли с проката, чтобы не испортить отношения между странами. Но был ли у фильма шанс стать успешным?
Фильм «Молитва за гетмана Мазепу» до сих пор является одним из самых дорогих в украинском кинематографе – бюджет почти 4 миллиона долларов. На что пошли эти деньги непонятно, ведь на такую сумму в то время можно было снимать украинский «Огнем и мечом» или даже что-то более эпическое. Но, скорее всего, бюджет просто разворовывали «братки», оставив жалкие остатки бюджета. Ладно, перейдем непосредственно к фильму.
Сюжет рассказывает о жизни и деятельности одного из самых выдающихся гетманов Украины Иване Мазепе. Временной промежуток – ориентировано с 1687 года, когда Мазепа стал гетманом и до его смерти в 1709 году.
Внешне «Молитва за гетмана Мазепу» выглядит как типичное советское кино: качество изображения оставляет желать лучшего (неужели не было нормальных технологий?), операторская работа – в том таки советском стиле (снимал фильм сам Юрий Ильенко), музыка – тоже самое. Другое дело – декорации. Театральных декораций в фильме – огромное количество: статуи, картины, изображения на стене... Надо сказать, выглядят они красиво, но фильм из-за этого похож на театральное представление, а не кино.
Что в фильме выглядит отлично, то это актерская работа. Богдан Ступка в роли гетмана Мазепы сыграл как всегда безупречно. Мазепа в фильме показан как колдун, умеющий менять свое обличие. Отлично смотрится Вячеслав Довженко в роли безумного царя Петра I. Блеснул в фильме и знаменитый Никита Джигурда в роли такого же полусумасшедшего короля Карла XII. Запоминаются также Людмила Єфименко в роли Любви Кочубей, которая по фильму вроде как влюблена в Мазепу, Виктор Демерташ в роли слабодухого генерала Кочубея. Появляются в фильме и другие известные звезды украинского кино: Сергей Романюк в роли Федора Лелеки (агента Мазепы), Лесь Сердюк в роли гетмана Самойловича, Остап Ступка в роли Пилипа Орлика.
Надо сказать, что по жанру этот фильм не столько исторический эпик, сколько философский арт-хаус. События подаются в особой манере. Складывается ощущение, что ты смотришь чей-то сон – вроде бы, такие события имели место в истории, но они поданы в виде не совсем понятных муляжей. Человек, не читавший историю, вряд ли поймет, о чем идет речь, поэтому для просмотра фильма нужно как минимум перечитать биографию Мазепы, иначе понять что-нибудь будет весьма и весьма непросто. Например, после того, как царь Петр сжигает чучело Мазепы, нам показывают горящий макет города и убитых жителей, расстрелянных российскими войсками. Не каждый поймет, что это город Батурин, гетманская столица, которую уничтожили войска Петра I.
Стоит вспомнить и о политической стороне фильма. Из-за того, что фильм показывает российского царя Петра I, как сумасшедшего человека, скорее всего, и было причиной запрета фильма в России. Также фильм активно критикует политическую деятельность Российской империи по отношение к Украине, которая привела к падению самой Украины.
Масштабных битв в фильме как таковых нет. Например, битва под Полтавой. Нам показывают стол с едой и напитками, за которым сидят Мазепа и Петр I. А за ними, собственно, и идет сама битва, которую еле можно заметить в клубе дыма. Мазепа в это время критикует Петра I и всех его предшественников… Как вам?
Не понимаю, почему для создания исторической драмы Ильенко выбрал арт-хаусный стиль. Его ведь не каждый переваривает. Нет, не таким способом надо было воскрешать украинское кино в далеком 2002 году, поэтому рассчитывать на коммерческий успех создатели фильма просто не могли.
Не могу сказать, что фильм меня не впечатлил. Что-то особое, что может привлечь, а иногда даже увлечь в нем есть. Поставить оценку фильму невозможно, ибо на протяжении просмотра она колеблется от «ужасно» до «гениально». Если задать более простой вопрос «Стоит ли посмотреть фильм?», я отвечу «Да».
|
прямая ссылка
19 мая 2009 | 16:27
|
|