Просто так подобные фильмы не снимаются. И, конечно же, прежде чем приступить к просмотру, стоит усвоить целый перечень того, чем фильм не является.
Это не чернуха, сдобренная крайним цинизмом по отношению к жизни. Не психологическая драма, отягощенная остросоциальными проблемами и оттенком сюрреализма, со всеми этими печками в домах и музыкой для релаксации в самых неподходящих сценах. Даже не хороший повод плюнуть и отменить просмотр. «Кочегар» - верное средство в том случае, если жизнь вдруг стала наполнена светлыми красками, чересчур светлой и радостной.
Вы исполнены оптимизма? Посмотрите на место действия. Как минимум мороз по коже от впавшего в ледяной транс Питера. Как мне сообщают, вы любите людей? Родственники, сослуживцы и просто посетители контуженного якута, который, как выяснилось, в душе настоящий самурай, мигом сдуют ваши идеалы. Неужели любите Россию? Готовитесь принять ведро геморроя в форме бандитизма, равнодушия, проблем малых народов и обыкновенного скотства. Косите под Цоя, и считаете, что кочегарка – это романтично? Что ж, и здесь вас ждут некоторые разочарования, хотя, по сравнению с внешним миром, постоянное место жительства и работы Майора порой кажется островком покоя. До поры до времени. Пока не привезут свежую партию «дров».
Словом, приступайте к просмотру, руководствуясь практикой общего развития и чистого любопытства. Только не говорите потом, что я порекомендовал вам какую-то...
За мной сидели ребята с пивом и чипсами и время от времени ржали
Давно не ходил в кино, и, признаться, не скоро теперь ещё пойду.
Фабула фильма такова: угольные компании активно вытесняются с рынков 'Газпромом' с его программой газификации, и топ-менеджеры на корпоратив смогли пригласить только ДиДюлю. У него дела тоже не особенно хороши. Положение многих героев-афганцев тоже незавидно. И тогда Алексей Балобанов решается на съёмки новой своей ленты 'Кочегар', убивая сразу массу зайцев.
Сюжет очевиден. Если бы герои ходили немножко быстрее, фильм можно было сократить едва ли не вполовину. То, что будет дальше, очевидно в любой момент. С тридцатой минуты каждому становится понятным, что 'сейчас будет мясо'. Главным вопросом для зрителя остаётся только способ расправы кочегара над обидчиками. Жёлтые туфли в начале - просто притча во языцех.
Смотреть фильм можно лишь воспринимая его как продолжение традиций Тарантино, с пивом и чипсами, ржа, не смеясь, а именно ржа над каждым моментом.
Не разделяю эмоционально-положительной реакции соседей по ресурсу. 'Он не сказал мне ничего нового, Балабан умер', - осталось сказать мне, выйдя из зала, в котором к слову было всего двое зрителей.
Вглядитесь повнимательнее, беспристрастнее, отложите в сторону звездные успехи Мастера...Те же формы, виды и идейные ходы вытянутые на 103 минуты - поездки героя на трамвае (Брат), движение авто с бандосами по городу (Жмурки), может чуть менее романтическое мочилово по сравнению со 'жмуркинским' (какое оно и есть на самом деле). Ну есть еще некая эзотерика с всеочищающим огнем (языческий заостризм), но в таком случае фильм не надо было выпускать в широкий прокат, совсем он не для всех.
И вот, прочитав одну из рецензий к фильму, я узнаю, что фильм оказывается про самого Балабана и сам он кстати не отрицает такого авторского отождествления.
Он - герой фильма, старый якут, майор в отставке, афганец, работает в кочегарке и пишет в свободное время рассказ. Наведывающиеся к нему люди отвлекают героя от действительно серьезного дела - от писательства (тут видимо применена метафора).
Не спешите критиковать. Конечно, можно понять Мастера как художника - в старой уже форме он хочет еще раз напомнить, что вокруг дерьмо, в котором невозможно создать уже ничего светлого и нового, и тем более беря за основу 90-ый период, и т.д. и т.п.
Но мне лично и без его его катехизиса минорного чрезмерно, даже гомерически, видны духовные изъяны не только жителей 90-ых, но и сегодняшних (и мои в том числе). Ну зачем опять констатировать - 'вы все г...о, кругом г...о, мешаете мне тут творить светлое и ничего в этом не смыслите, поэтому нате вам еще г...а!'. Покажи же путь, художник! Или Мастер думает, что в пору уже делать харакири перед огнем газовой конфорки дома, придя угрюмым с работы! Пусть сам и лезет в топку, если у него творческий криз.
Боюсь, что сняв очередной 'итоговый' опус про эпоху 90-ых, к Балабанову может надолго пристегнуться лейба обычного хроникера этого периода, до дыр замусолившего тему. Остается искренне пожелать Мастеру отдохнуть, набраться творческих сил и отыскать формы, в которых действительно нуждается зритель.
Алексей Октябринович Балабанов давно укоренился в коллективном бессознательном в качестве главного мизантропа от кино. Как минимум на постсоветском пространстве. Фигура мимо, которой трудно пройти. Летописец “лихих девяностых”, он обращался и к другим временам. Был “Морфий” о революции 17-го, был провокационный восьмидесятнический хоррор “Груз 200”, был гениальный фильм “Про уродов и людей”, чьё действие развивалось на рубеже 19-20 веков. Но большая часть его фильмов о 90-х и про 90-е. И “Кочегар” этот ряд продолжает.
Образы, типажи и темы, эпоху выражающие и отражающие, - так тонко в своё время были уловлены и проартикулированы режиссёром в первом “Брате”, что в какой-то момент начинает казаться, что жили мы в этих сконструированных Балабановым девяностых. Передел собственности на всех уровнях. Пуля в голову как панацея от всех проблем. Обострённый национальный вопрос, при отсутствии политкорректности. Квартирники с “элитой” русского рока, когда это словосочетание ещё что-то значило. Что-то гитарное в саундтреке.
Чем интересна эпоха Балабанову понятно. Как хирурга, препарирующего род людской своими фильмами, его не может не привлекать время экстремальных ситуаций, вошедших в норму. Время насилия, ставшего привычкой, такого же будничного и заурядного как посиделки центральных персонажей фильма “Кочегар”.
Вот и “Кочегар” на первый взгляд выглядит байкой из жизни провинциальной России эпохи первоначального накопления капитала. Все атрибуты на месте: братки, казино в кочегарке, вечные красные трамваи, ветераны афгана, афиши Дидюли. Старый добрый постсоветский апокалипсис. В центре сюжета история мести. Одна из наиболее растиражированных в истории кино вообще, и у Балабанова в частности. Подаётся она для Алексея Октябриновича по обыкновению жёстко и буднично. Декорируется этот сюжет рассуждениями о том, кого убивать нужно, кого нет. Контуженый афганец-кочегар вспоминает с явной ностальгией простоту войны, с явным врагом и ясным приказом в чью сторону стрелять.
Всё это складывается в достаточно предсказуемую картину. Хотя “Кочегар” в силу своей цельности выигрывает у двух предыдущих балабановских высказываний о 90-х. Здесь нет мелодраматической наигранности “Мне не больно” или чрезмерной китчевости “Жмурок”, предыдущих обращений режиссёра к уже недавнему прошлому. “Кочегар” лаконичен и целен. Пять основных персонажей, четверо из которых до титров не доживают. Титульный герой - контуженый афганец-кочегар с печатной машинкой. Его дочь с локальным меховым бизнесом. Его бывший сослуживец, возящий трупы на утилизацию в кочегарку и рассказывающий какие это были “плохие люди”. Дочь сослуживца – подруга (бизнес-партнёр?) дочери кочегара. “Торпеда” бывшего сослуживца, формирующий вместе с двумя женскими персонажами любовный треугольник. Герои фильма существуют только в контексте необходимых режиссёру действий, выполняют голый функционал. Особой сопричастности не вызывают. Умирают быстро, также быстро забываются. К актёрам в этой ситуации даже неудобно предъявлять претензии, хотя их, в общем-то, и не может быть. Актёры здесь абсолютные марионетки, нужные в той же степени, как например декорации. Катарсиса в данной ситуации ждать не приходится.
“Кочегара” можно было бы счесть самоповтором. Вполне вероятно так и оно и есть. Но есть одно немаловажное обстоятельство - намеренно ограниченный круг интересующих режиссёра тем и аскетичный художественный инструментарий, которого последовательно придерживается Балабанов. В такой ситуации самоповтор может восприниматься как сознательное решение автора. И единственным критерием оценки фильма будет служить личное отношение к выбранному режиссёром языку.
Фильмы Алексея Балабанова – это загадка. Его любимая тема 90-е года, самое суровое время России, такому режиссеру как Балабанов есть, где развернуться, он показал нам 'Брата', напугал «Грузом 200», развлек «Жмурками», его 13-й фильм, заставляет подумать, что же хочет режиссер показать обычному зрителю.
После войны главный герой устраивается работать в кочегарку, где совместно сработай, пишет рассказ, о плохом обращение русских к якутам. У кочегара бывают разные гости, авторитеты которые сжигают трупы в кочегарки, маленькие девочки которые любят слушать рассказы старого военного.
В фильмах Балабанова не стоит искать особого смысла, этот талантливый режиссер отлично показывает атмосферу тяжелого времени. «Кочегар» можно назвать фильмом «маленького» человека, что насколько не будь ты добр к людям, ты не значим, ты никто, ты ничего не решаешь. Он понимает, что, как и в своем рассказе, он лишь является последствием событий, и только он может понять суть, что война, а что мирная жизнь.
Учитывая тот факт, что современная и крайне избирательная система распределения финансирования российского кинематографа 'ожидаемо' дала сбой, причудливо повернувшись лицом к одному из своих инфант-террибль, можно смело констатировать, что социальная несправедливость на очередном извилистом историческом повороте красиво обошла стороной всех поклонников таланта Алексея Октябриновича. О 'Кочегаре', выросшем из сценария, больше тянущего на короткометражку, нежели на полный метр, можно вести речь именно в этом контексте, потому что интертекстуальная составляющая фильма будет понятна только тем, кто в свое время победоносно прошелся по ключевым мерцающим в российском кинематографе точкам балабановского творчества. Цитаты из прошлых фильмов сыплются с экрана с тем же изобилием, как у Линча или Годара.
Промаркированный несчастливым числом очередной фильм бывшего летчика повествует о жизни контуженного якута-кочегара, помимо сжигания в печке криминальных трупов, коротающего свой век набиванием на печатной машинке рассказа Вацлава Серошевского о злом человеке – 'Хайлах'. На дворе смутные 90-е, а за окном жаркой кочегарки – унылый и серый Питер.
Кинематограф Балабанова, в первую очередь, уже можно любить только за прямую декларативность автором насилия, помноженного на неизменную константу изложения и непоколебимость политических взглядов и социальных воззрений. За это же его можно с равным успехом и ненавидеть. Проще говоря, Алексей Октябринович никогда не сдавал назад, даже если общественное мнение упорно заставляло его попридержать коней. И 'Кочегар' уж точно подтвердил намерения Балабанова не менять свои взгляды.
Намертво вросшая в 90-е кочегарка с полутрагическим героем Михаилом Скрябиным (незаконченные 'Американец' и, особенно, 'Река' тому подтверждение) - альтер-эго самого режиссера в фирменной панамке и тельняшке, находится на родной земле, ни пяди которой, будьте покойны, Алексей Октябринович не отдаст никогда. Последнее десятилетие прошлого века остается для него главным источником вдохновения и ответом на мучительные для новой режиссерской поросли вопросы о возникновении существующего государства российского.
Да-да, Балабанов, словно Карамзин или Ключевский (только в несколько меньших масштабах) последовательно фиксирует точки невозврата ушедших в прошлое разрозненных событий, проецируя на экране современную мифологию слияния отечественного бандитизма и представителей власти, при этом вырывая из основного контекста самое главное – истоки. Именно такая оголтелая привязанность режиссера к 90-м и его нежелание хоть немного заглянуть в будущее сквозь пелену разборок братков/наркотических ломок классических булгаковских героев/или безаппеляционного насилия на фоне идиллического для многих совкового существования и выдает в нем певца действительности, осознавшего, что истинное настоящее кроется только в прошлом.
Наигранные издевательским рефреном две из трех самых известных композиций Дидюли, настойчиво теребящие зрителя в самые неподходящие для этого моменты, только скрепляют разорванные миллениумом половинки застывшей вечности – мол, не тешьте свое самолюбие, времена не изменились, прошлое продолжается, а капитан Журов уже спешит к вам на мотоцикле. К слову, музыкальная небрежность Балабанова бросается в глаза в 'Кочегаре' так же, как и некоторая футуристичность 'Плота' Юрия Лозы в 'Грузе 200' или интеллигентский Вертинский в разрушающем ту самую интеллигенцию 'Морфии'. Короткие исторические эпохи лишь пыль, – есть только неизменность адского кошмара, повторяющегося с регулярной последовательностью. Взрыв агатовской 'Истерики' иллюзию перемен разрывает на части окончательно.
А если Балабанов когда-то и забывал о мерзости насажденной, обращаясь к мерзости, распространяемой сугубо культурными способами, то лишь для того, чтобы в очередной раз высказаться о проклятой человеческой природе, чья сущность вряд ли подвержена даже косметическим изменениям. 'На войне убивали чужих, а здесь своих'. И тогда на помощь режиссеру приходил сугубо онтологический инструментарий, который позволял безболезненно резать, кромсать, крошить человеческий материал, насиловать и жечь в топке без сожалений. 'Мухи у нас' легко трансформируется в 'Лыжи у вас'. В 13-й картине все это происходит уже без зрительского отвращения и режиссерского цинизма, а лишь с небольшой усталостью от с честью выполненной работы.
'Кочегар' пока что и есть апогей творчества Балабанова, его высказывание о себе и предыдущем пути в искусстве, кино в кино, завершающееся многозначительным многоточием. И если Алексей Октябринович натурально жжет в печке воспоминания о несбыточном и своей, в общем, определенной степени богоизбранной миссии, то лишь затем, чтобы возродиться, словно птица-феникс и заново обрасти 'Кожей'.
Яркое доказательство тому последний кадр – трескучая вспышка Полароида. Устаревшая технология, ушедшее время, схваченное мимолетом. Но ведь и Балабанов не привык пользоваться новыми гаджетами для своих вечных и, чего греха уж таить, довольно метких высказываний.
Такова философия простого кочегара-якута, получившего Героя Советского союза и контузию, будучи ненужным государству, тихонько сидит у себя в кочегарочке и печатает со скоростью три предложения в день рассказ о нетолерантности и насилии русского мужика по отношению к якутам.
После просмотра осталось двойственное чувство. Я смотрел все предыдущие фильмы Балабанова, очень нравится его стиль и манера. А этот фильм вроде и в таком же стиле снят, и актёры главные из 'Груз 200', но как-то не дотягивает и не становится в один уровень. Взять тот же 'Груз 200' или 'Морфий', где антураж и атмосфера тех времён великолепно вписаны в центральную драму главных персонажей, то здесь наблюдается какое-то раздвоение. Связь главного героя с окружающим его миром скорее косвенная. Большую часть атмосферы и жестокой реалии лихих 90-х Балабанов передал через второстепенных персонажей. Безусловно, передал великолепно. Жестокость и беспринципность, отсутствие нравственности показаны как и было в то время. Человеческая жизнь не значила вообще ничего, убивали не только за деньги, а и просто так, буквально из-за того, что просто человек не нравится или чтобы удовлетворить капризы дочки - как было на примере главного бандита. И отдельно показывают приземлённую и цикличную жизнь кочегара, он всё печатает и уголь подбрасывает в топку, а 'плохие люди' тела всё привозят.
Но проблема в том, что фильм смотрится однообразно, он не цепляет ничем, просто видеоряд. Все эти убийства, насилие показаны как-то так легко, что не воспринимаются как нечто ужасное или трагичное, просто рутина. Раскрывать идею фильм начинает только в последних 10-15 минутах, когда кочегар находит в квартире дочери такую же туфлю, которую видел на ноге энного трупа, привезённого бандитами, наряжается и идёт вершить вендетту. Только эта концовка и затем самоубийство кочегара вызывают чувство сострадания. Качегар-якут - простой и отвергнутый жизнью очень одинокий человек, и его контузия делает его ещё более несчастным. Поэтому потеря дочери, которая для бандитов, хоть среди них и его знакомый, сослуживец, просто плёвое дело, а для самого него - единственный любимый и важный человек, превращает беспомощного старика в безжалостное орудие мести. И он не гордиться поступком, ему чужды убийство и насилие, но он просто не может поступить иначе, потому что хоть он и глупый якут, но всё же гордый Человек. Удачно подобрана песня со словами «Смешное сердце умеет только любить, смешное сердце — его так просто убить» - в этом весь главный герой фильма. Да и идея тоже.
Помимо некоей раздвоенности мне очень не понравился персонаж молчаливого киллера. Уж через чур тупо и прямолинейно, слишком напущено. Понятно, что это его образ жизни и заработка, но он больше походил на Игора - слугу доктора Франкенштейна, тупое тело выполняющее все приказы. Складывается впечатление, что если бы кто-то ради прикола сказал 'Застрелись', тот бы только кивнул и застрелился. Считаю излишним в данном фильме наличие таких нудных сексуальных сцен, лишённых какого-либо надобности и эмоционально значимой нагрузки, переборщил Балабанов. Какую роль в развитии сюжета или передачи проблематики фильма играют девочки, приходящие посмотреть на огонь? Если бы их не было - вообще ничего бы не изменилось. И музыка... Ничего кроме раздражения не вызвала. Во время половины диалогов играла так громко, что было просто не разобрать того, о чём говорят.
Я считаю, что картина сделана немного на скорую руку, не доведена до ума, сложилось такое ощущение, что снимали на секундомер, снимают, снимают, снимают, потом команда СТОП, сняли, вот то что успели, то и пустили как готовый фильм. Но в то же время картина не потеряла фирменного стиля Балабанова, она правдива, лишь в конце, но всё же трогательна и интересна собой. Но далеко не лучшее, что мог снять этот режиссёр, я считаю.
Вот не знаю почему, но всегда интересны фильмы Балабанова. И вроде скупой видеоряд, и музычка так себе бывает, и кое-где с чернухой перебор...
Балабанов в интервью говорит, что просто снимает истории. Я обычно интервью не читаю, но тут что-то захотелось прочесть. Видимо, в попытке найти скрытый смысл, который при просмотре до меня не дошел. Многие хотят показаться умнее, выдумывая то, что даже режиссер не собирался вкладывать в фильм.
Честно говоря, лучше воспринимать это кино буквально - как оно есть. Вот кочегар, вот его история, такая у него получилась жизнь. Если посмотреть на свою жизнь - в ней, возможно, есть символы, совпадения, но подтекст? или какая-то генеральная идея? Может, стоит перестать думать о жизни, и просто жить.
Очень хорошо, что в фильме нет соплей. Просто берут - и делают. Кто и зачем - другой вопрос, но делают, а не говорят без толку. И якут сделал, что должно без лишней суеты. Как сделал - ради этих пары минут можно было выносить и раздражающую музыку, и некоторую затянутость (это почему-то было кстати, для создания атмосферы, да какая к черту атмосфера - все до боли знакомое!).
Даже концовка не слезоточивая - закономерная.
В общем, это жизнь, как она есть. И она идет к вам. Можете быть не готовы - но она вас не будет ждать и сочувствовать.
А сверхзадача в фильме, конечно, есть, в любом художественном произведении она есть. Только я вам о ней не скажу. Обидно, да? Нельзя так заканчивать? А всё равно. Кому надо - додумает. Как и завершение той истории якута, показанной в конце фильма.
Они на войне не были, издалека стрелять это не война.
Режиссёр Алексей Балабанов снимает свои фильмы в той присущей ему манере, в которой у него это отлично получается. Отмороженные 90е в его фильмах выглядят одинаково невероятно холодно, строго и резко, несмотря на меняющие жанры. Но, надо отдать должное, смотрятся при этом на отлично. Чувствуется, как уверенно режиссёр держит планку качества выдаваемой продукции. В данной работе всё также на своих местах. Если вам по душе Брат, Жмурки, в какой-то степени Груз 200, в плане визуального ряда и тематики, то фильм Кочегар вам, я думаю, более чем стоит посмотреть и он вам, я уверен, придётся по вкусу. Вам расскажут очередную достаточно суровую, прямолинейную и незатейливую сагу о плохих и хороших людях, отдельно взятого небольшого городишка, которые живут свои разные жизни и решают свои повседневные заботы так, как единственно умеют. Всё происходящее сопровождается, как всегда, невероятно мастерски подобранным музыкальным сопровождением. Отдельных похвал стоит одна из заключительных сцен фильма, когда главный герой картины возвращается к себе в кочегарку в трамвае, под совершенно сумасшедшую композицию товарищей из ДиДюЛя, придающую сцене особо бешеный драйв на фоне общего спокойствия всей картины. Актёры играют просто, без затей, отчего смотрятся вполне натурально и достаточно естественно, но, может быть, немного плоско - всё таки без затей. Фильм, конечно, можно отнести к числу в какой-то степени философских или, по крайней мере, погружающих по прошествии в раздумья, но я предпочёл бы это оставить на рассмотрение каждого зрителя в отдельности. Мне фильм понравился. Не в коллекцию, но посмотреть вполне можно, тем более, что качественного кина от родимого отечества ждать часто не приходится.
О чем фильм? Ну... кто-то может сказать, что фильм о суровой российской действительности, кто-то о перелитых за край отморожества и бесстыдства фантазий режиссера. Лично я вам скажу, что фильм меня особо не удивил. Картины Балабанова часто очень похожи своей стилистикой, но почему то мне кажется что каждый следующий его фильм хуже предыдущего. Парадокс моей логики, однако я не могу сказать, что это худшая его картина. Но эпизоды с откровенной порнографией загадили всё моё впечатление о фильме. Я считаю это его главный минус. Ну никак я не ожидал увидеть ЭТО. Ладно, я смотрел один, без младшего братишки, девушки, и т.д... Сюжет сам по себе вообще ни о чем. Единственно, что накаляло атмосферу, это тогда когда наступал момент мести, и ты думаешь 'ну что же он сделает, что...'
Концовка фильма вообще неожиданная. А эта девочка, что, больная совсем, или настолько тупая, что не видит смерть?
Что мне конкретно понравилось в фильме, так это музыка. Дидюля действительно великолепный гитарист. Но по правде говоря музыка к фильму не шибко подходит. И зачем музыка играет все время, а на некоторых эпизодах с диалогами не утихает так, что не слышно беседующих? Большая ошибка звукомонтажа.
Общий вывод: Сюжет, господин Балабанов, можно было бы и лучше придумать. В некоторых местах фильм интересный, но больше смотреть не буду.