'Я сказал: вы — боги, и сыны Всевышнего — все вы; но вы умрете, как человеки, и падете, как всякий из князей'. Эта цитата из 81 псалма из книги Псалтырь (Ветхий Завет) стала эпиграфом для французского фильма Ксавье Бовуа 'Люди и Боги' (в русском прокате фильм получил название 'О богах и людях'). Слово 'боги', употребляемое во множественном числе в этом псалме, встречается в Ветхом Завете не раз. Поскольку вся история израильского народа представляет собой теократию (государство управляемое самим Богом), то от Бога происходил и закон гражданский, и вся исполнительная власть. Цари, судьи, князья и прочие представляли собой видимых представителей Бога на земле, которые во имя же Бога приводили божий закон в исполнение. Именно поэтому представители, скажем так, Бога, как Верховного судьи, и назывались в Ветхом Завете 'богами'. Во всяком случае, такое толкование, данное протоиерем Григорием Разумовским, превращает историю, рассказанную в фильме, из местной трагедии в катастрофу мирового масштаба. Обязательно держите в памяти только что прочитанное - и 'Люди и Боги' покажутся вам зрелищем особой увлекательности.
В основе сюжета в фильме лежит реальная история, произошедшая в Алжире, где французские служители монашеского ордена траппистов жили некоторое время в полной гармонии с местным мусульманским населением и оказывали со своей стороны возможную помощь и поддержку. Все закончилось тем, что в 1996 году семеро из восьми монахов были таинственным образом убиты - и до сих пор это происшествие вызывает множество вопросов. История, рассказанная в 'Людях и Богах', фокусируется на времени, которое предшествовало гибели монахов.
В фильме мирная жизнь монахов заканчивается в тот момент, когда неизвестные убивают иностранных рабочих и вся округа оказывается охвачена паникой. Монахи отказываются от помощи армии и идут на переговоры с агрессивно настроенными мусульманами-фундаменталистами. Но обреченность ситуации становится очевидной - и монахи становятся перед выбором покинуть Алжир или остаться с осознанием того, что когда-нибудь они будут убиты...
Этот фильм сложный для просмотра и, что уж тут скрывать, скучный. Может быть, причиной тому возраст и недостаточный уровень ума в совокупности с полным отсутствием какой-либо мудрости. По крайней мере, на дискуссии по 'Людям и Богам', на которой мне довелось присутствовать, все пожилые люди были восхищены фильмом и мучительная тоскливость истории, обрамленная в монашеские песнопения и клубы североафриканской пыли, совершенно не была для них ни мучительна, ни тосклива. Главной и раздражающей меня претензией стало то, что мне не совсем понятен смысл самопожертвования, на который пошли главные герои. Среди причин, которыми руководствовались некоторые из монахов, были почтенный возраст или полное одиночество, которое обозначало, что в родной Франции их все равно никто не ждет. В фильме по отношению к монахам агрессивно настроены и фундаменталисты, и власти, которым не понравилось то, что трапписты согласились лечить одного из террористов. Круг смыкался вокруг героев все плотнее - и чем ближе становилась угроза, тем решительнее оказывалось их желание остаться, вопреки здравому смыслу. В этом отношении, такая абсурдность, заквашенная на религии и верности своим идеалам, прекрасный повод для долгих и интересных дискуссий. Было бы только с кем.
'Des Hommes et Des Dieux' получил главный приз Каннского кинофестиваля и выиграл целый ряд престижных премий. Я смотрел фильм в ту неделю, когда в аэропорту Шереметьево произошел терракт. История о людях, добровольно принявших кару по своей ли глупости или мудрости, и о псевдобогах, под которыми я понимаю всех тех, которые получают власть законно либо по каким-то своим правилам и убеждениям решают, что они имеют право не только судить, но еще и наказывать, вплоть до убийства так называемых 'виновных', прекрасно отражается в современных событиях. Когда монстры уничтожают мирных людей, разрушая судьбы, мечты и доверие, такой фильм, как 'Люди и Боги' становится прозрачной притчей высшей степени жестокости и разоблачительности. Все Боги, как сказано в 81 псалме, умрут, как люди, и падут, как 'всякий из князей'. А там уже, думается мне, террористов и им подобных не только Бог, но и Дьявол не простит.
Пройти мимо пятого полнометражного фильма Ксавье Бовуа не представляется возможным. В копилке ленты «О людях и богах» «Сезар» за лучший фильм года, Гран-при Каннского кинофестиваля и номинация на Оскар за лучший фильм на иностранном языке. Собрание наград внушительное, как внушителен и сам фильм. Причина успеха штатного французского режиссера кроется в актуальности цивилизационной темы, поднятой им, и с осторожностью, и с трепетом раскрытой.
В основу сюжета фильма Бовуа положен реальный случай, произошедший в 1996 году в Алжире. Исламистские террористы взяли в плен семерых монахов-бернардинцев с требованием всем иностранцам покинуть территорию страны. Однако их требования не были выполнены, и спустя семь дней об обезглавленных монахах узнал весь мир. Как рассказать об этом, чтобы не были задеты чувства ни христианской, ни исламской стороны, если сам конфликт нацелен на разрушение этого диалога? Ксавье Бовуа находит самый лучший выход, сделав акцент на монашеском братстве, его миссионерской роли, тех людях, которые несмотря на колоссальную разность культур, смогли расположить к себе местных жителей, не навязывая при этом своих верований.
Начальное положение вещей кажется слишком идеалистичным. Бернардинцы молятся, ведут свой быт и принимают сирых и обездоленных, оказывая посильную помощь и лечение. Каждый монах оказывается здесь, вверяя свою жизнь во служение Христу. В этой коммуне всем за пятьдесят, каждый оставил свою мирскую жизнь далеко во Франции, обретя новый дом в Алжире, несмотря на стойко предубеждение со стороны правительства, что все французы – оккупанты. Жители же понимают, что француз французу рознь, и когда отец Кристиан, глава общины, сидит за столом, делая выписки из Корана, к зрителю должно прийти понимание, что эти бернардинцы своей целью ставят не пропаганду христианских идеалов и крещение мусульманских братьев, а поиски точек соприкосновения.
Мирная жизнь монастыря оказывает под угрозой, когда исламские фундаменталисты из «Вооруженной исламской группы» начинают уделять пристальное внимание соблюдению предписаний Корана. Первыми летят головы гасторбайтеров из Хорватии, потом тех, кто призывает к либерализации арабских устоев. Очевидно, что христианская монашеская община, полностью состоящая из «неверных», рискует попасть под удар.
Сценарий, положенный в основу фильма, изначально выигрышен. Название «О людях и богах» очень точно описывает происходящие события. Причем Ксавье Бовуа не зацикливается на какой-то одной теме и не ищет кого-то одного виноватого. Ключевым моментом становится то, что монахи не делают различий между своими посетителями, будь они крестьянами, или убийцами этих крестьян. Каждый живет, как может, а Бог рассудит. Когда судить начинают люди, неважно кто они, те, кто стоят у власти, или те, кто эту власть пытаются захватить, всегда получается насилие и зло. Поначалу позиция бернардинцев кажется не понятной, и даже двурушнической, пока каждый монах, сидящий за столом, не расскажет, почему он решает остаться в Алжире, рискуя распрощаться с жизнью. Так проявляется истинное мужество и, практикуется христианское учение. Ксавье Бовуа показывает то хорошее, что в нем есть, что позабыто и подменено на многочисленные его толкования. Еще Бовуа показывает, как это учение соприкасается с жизнью и способно изменить ее к лучшему, а также, что нет различия между представителями разных религий, за что «О людях и богах» был удостоен приза Экуменического жюри.
«- Режиссер может ярко показать слова людей, монахов, или других людей. Это слова мудрости. Их смысл - просто-напросто не надо бояться друг друга. Не надо бояться говорить друг с другом, тогда всё будет хорошо. Свобода, равенство и братство – это как раз об этом» (Ксавье Бовуа).
Если проводить параллели, то можно вспомнить недавний фильм Клер Дени «Белый материал», события которого также происходили в Африке и касались сегрегации и террора европейских плантаторов. В картине Дени, например, был ярко выражен саспенс. Опасность, нависшая над ее героями, чувствовалась физически, чего нет, к сожалению, в картине Ксавье Бовуа. Многочисленные песнопения и рваный ритм фильма мешают сосредоточиться, и насилие, остающееся за кадром, и по впечатлениям остается где-то там. Но «О людях и богах» имеют свое неоспоримое преимущество: в смысловом плане картина гораздо богаче, глубже и гуманистичнее. Она возникает как великолепный храм, построенный из простого серого камня со многими арками и сводами, куда можно нырнуть и в упоении заблудиться.
Всесторонняя панорама жизни группы цистерцианских монахов в горах Северной Африки становится полем решения острых экзистенциальных проблем.
Сады и пасеки, чистые просторные кельи и благодушно настроенные местные жители. Таким земным раем открывается фильм Ксавье Бовуа. Режиссёр сходу включает зрителя в каждодневный круг действий монахов, не пренебрегая сценами с религиозным пением или рутинной работой.
Внезапные внешние угрозы – появление небезобидных террористов, о которых здесь раньше даже имамы не знали, и вторжение армии – вводят монахов в растерянность. Уехать в безопасную Францию или остаться в Алжире до конца, исполнив свой долг перед ставшей чужой страной?
Свобода. Свобода индивидуального выбора и решение группы, отношение к исламу и исламизму, вера и сомнения. Все эти вопросы Бовуа рассматривает в свете гуманизма в лучшем понимании этого слова. Призванные быть богами, монахи регулярно демонстрируют собственную слабость, но при этом не оставляют свой долг. Они страшатся будущего, страдают от одиночества и массы сомнений, но так же методично, как и всегда, собираются на ежедневные службы. 'Мы как птицы на ветке', – говорит брат Селестин. 'Нет, это мы птицы, а вы – ветка', – возражают местные жители.
В фильме есть две сцены, мимо которых невозможно пройти.
Равенство. Рёв боевого вертолёта, пролетевшего над ветхими домиками в соседней деревушке и грозно зависшего у стен монастыря. Опасность мира, побуждающая призвать Бога в подлинно объединяющей молитве.
Братство. И второе объединение, на чисто человеческом уровне. Апофеозом которого становится обычная трапеза под светскую музыку. Но, думаю, никогда ещё Чайковский не становился символом сплочения в обстановке, явно вызывающей аллегорию с очень известной фреской.
Призванные стать богами, герои фильма Бовуа как минимум смогли остаться людьми.
Одним воскресным утром сентября 2013 года я ходил по rue du Taur в Тулузе в поисках объектов для фотографии и в итоге вышел на небольщую площадь, посреди которой красовалась монументальная Базилика. В ней как раз шла месса и я зашел в это огромное здание. Медленно приближаясь к рядам деревянных скамеек, я был подхвачен органной музыкой куда-то вверх, не только взгялд, все естество устремляется куда-то вверх. Католики поют на высоких нотах, мне так нравилось это 'амен'. Я представил себе, что много веков назад крестьяне и ремесленники приходили сюда на мессу из своих небольших домов, из смрада средневековых улиц и вторгались в этот мир, и это действительно был другой мир - мир божественный. ТОгда я подумал, что разделение между религиями какое-то человеческое и условное, что-то было в этом злое и человеческое.
Теперь для меня есть еще один режиссер, который действительно сделал работу изящную и красивую, как по содержанию, так и по смыслу. Природа, вера монахов, их братолюбие, их прошлые жизни, их страх, их смелость - все это предстает в несомненной правде перед глазами, в живом кинообразе. Пожалуй, это лучший французский фильм, который я видел.
Бувуа выносит за рамки противостояние религий, отвергает слепую фобию перед инородным и ненависть к 'чужакам'. Своим фильмом он показывает 'людей': независимо от того, каким богам они следуют эти люди либо ненавидят, либо любят. Люби они сеют смерть, либо они несут любовь.
Одни мусульмане убивают других мусульман во имя Аллаха, другие проявляют милосердие и радуются жизни. Одни солдаты защищают, другие проявляют зверство во имя своего государства. В фильме четко видна мысль: ты один отвечаешь за свои поступки и никакой религией или идеей ты не прикроешься. Если ты родился мусульманином - будь добрым мусульманином, если родился католиком - будь добрым католиком. Люби, служи, протягивай руку помощи другим людям, а не доказывай свою исключительность в жарких спорах или с автоматом в руках.
Достойное кино о том, кто и как рассматривает религию, как пользуется этим, как растолковывает это себе и людям, а так же как это влияет на каждого. История о монахах, которые живут в Алжире близ маленькой деревушки и в монастыре, паствы как таковой у них нет, есть те, кому они помогают - жители деревни, которые нуждаются в медицинской помощи. Алжир стоит на грани гражданской войны между мусульманами и католиками, сепаратисты то и дело убивают невинных людей на почве религиозной сознательности. Но монастырь стоит, монахи поют молитвы и продолжают помогать простым людям, до тех пор, пока к ним не наведываются исламские фундаменталисты и не просят медицинской помощи, после чего монахи становятся между двух огней - террористами и военными.. Кино хорошо тем, что показывает быт монахов, их разговоры, их дружбу, их видение этого мира, их молитвы и песнопения, их религиозность. Здесь очень много разговоров философских, но нет занудности. Есть впечатляющие моменты - прослушивание Чайковского очень глубоко снят. И не скажу что там много бога, скорее много человечности.
Кристиан – очень хороший: видный, одарённый, умный, талантливый, порядочный, честный, в чём-то амбициозный, справедливый, добрый, отзывчивый…
Он тайно влюблён в Алжир, в эту африкано-арабскую красавицу–страну. Фильм полон любования глазами Кристиана пасторалью и чудесной природой страны. Он выучил её язык. Чужой язык можно выучить только тогда, когда есть чувство; когда чувства молчат – язык мёртв, и выучить его невозможно.
И Кристиан, конечно, просто не может покинуть любимую при первых же трудностях. Он же хороший, а не какой-нибудь там трус… И он вдохновляет своё испугавшееся войско мыслью, что силою любви можно победить любое зло.
Но история любви окажется трагичной и несчастливой. Злые родственники возлюбленной установили террор и разрушили счастье влюблённых. Почему и из какой корысти? Просто из злой злости. И ему больше не лечить её хвори и не распахивать её поля, а ей больше нельзя влюбляться, отдаваться чувствованиям, ибо за это смерть.
Так видится эта история глазами европейской пострадавшей стороны, потерявшей своих сыновей. Так рассказывает нам эту историю режиссёр. Красивая история любви, взаимного проникновения и счастливого сосуществования двух разных культур и религий, разрушенная непонятной, необоснованной, животной, тупой, дикой жестокостью. Агрессивные дикари, что с них возьмёшь?
Но можно посмотреть на историю и с других точек зрения.
Он факельщик, несущий давно потухший факел. Он жених, которому лень жениться. Он наследник мёртвой религии. И поэтому родственники невесты не могут его полюбить. И если наивной женщине он затмил глаза, то душа арабского мира ещё не ослепла. И она просто обязана совершить очищение от тлетворного влияния европейской идеологии. Сначала послали одного, но он не смог справится, попав в плен ложного очарования. Тогда придут другие. Варвары-разрушители всегда приходят туда, где перезревшая цивилизация начала разлагаться. Так работает иммунитет.
7 из 10
P.S. В названии люди стоят на первом месте, боги на втором. Бога живого давно уже не любит христианская религия. Благородный Кристиан влюблён в свою благородную возвышенную миссию, в красоту природы, но не в Бога. Какие-то там боги – христианский и мусульманский, мешающие взаимопониманию людей, разобщающие их. Зачем они нужны, зло одно от них…