Перед просмотром данного документального фильма все что я знал о стрит-арте - это работы лондонского художника Бэнкси. Он как раз является режиссером данный картины.
Но при этом весь материал отснял Терри Гуэто. Потом уже Бэнкси смонтировал из этого готовый фильм. Терри - выходец из Франции, живущий в Лос-Анджелесе, где у него свой небольшой магазин одежды. Он с детства заинтересовался съемкой и начал постоянно снимать. Однажды, приехав во Францию и увидев как его двоюродный брат занимается стрит-артом, Терри сразу же проникся этой культурой. Стал постоянно снимать деятельность уличных художников.
Со временем у него появилась возможность встретиться с Бэнкси, который приехал в Лос-Анджелес, чтобы сделать выставку собственных работ. Я в восторге от творчества Бэнкси. Они невероятно красивы, интересны, при этом некоторые веселят, а какие-то выставляют на свет пороки современного общества. Таким искусство и должно быть, вызывающим эмоции.
В один момент Терри по подсказке Бэнкси решает так же начать заниматься стрит-артом и сделать собственную выставку. Забавно то, что ему удается пройти путь от обычного уличного художника к собственной выставке очень быстро. В фильме нам показывали разных художников, которые занимаются таким искусством много лет, а Терри взял и сократил весь путь до минимума. Люди приходили толпами на выставку, Терри заработал несколько миллионов долларов, так что такое искусство имеет право на существование, людям ведь нравится. Но мне его творчество, не сильно импонирует. По сути он использует фотошоп и знаменитые фото звезд или художественные картины, добавляет к ним различные вещи, эффекты и собственно все. Это еще раз доказывает, что произведение искусства можно создать из все чего угодно. Кстати, Терри взял себе псевдоним 'Мозгопромыватель', который точно соответствует его работам.
Мне все таки куда интереснее работы Бэнкси, который создавал что-то уникальное и необычное, за что огромное ему спасибо.
Документальный фильм, режиссёром которого является сам великий Banksy, уникален.
Уникален персонажами, уникален событиями, а также странностями и парадоксами.
Даже сложно сказать точно, художественный фильм перед нами или документальный.
Вся та мешанина документальной хроники, последовательно снятой шизофреником, ведомым навязчивой идеей снимать все вокруг, попадает в руки талантливому творцу. Этот творец - Banksy. Соединив частички воедино, он воплощает свою идею.
О чем же эта картина?
На поверхности - история стрит-арта прямиком с места событий, в том числе и знакомство с самим Banksy. Все логично и понятно.
Чуть глубже - история необычного человека со странностями.
И, наконец, рассказ о том, как легко гениальные задумки могут быть превращены в пошлость и абсурд. А виной тому восхищение, желание подражать без собственных идей плюс дешевое позёрство.
Когда все перемешивается, сложно понять где настоящее искусство, а где просто штамп. Тем не менее, пипл хавает, и так автор наталкивает нас на на размышления о сути моды и трендов.
В любом случае, куда больше чем просто документальное кино, о чем бы то ни было, снятое загадочной и очень талантливой личностью. Чем не пища для ума.
Стрит-арт – величайшее со времен панка контркультурное явление, и о нем рассказывает не кто-нибудь, а сам Бэнкси! Одно это делает данную документалку обязательной к просмотру. Начав смотреть – уже не оторваться, потому что с первых кадров перед нами смелые, молодые, талантливые и красивые парни и девушки, которые делают что-то дерзкое и крутое.
Как и подобает хорошему кино (равно как и любому неоднозначному концептуальному явлению, подлежащему постепенному осмыслению и переосмыслению), «Выход через сувенирную лавку» рассказывает не совсем о том, что, казалось бы, заявлено и подразумевается. Есть стрит-арт – новое набирающее популярность движение: его арт-объекты обречены существовать недолго, а его действующие лица – оставаться вне видимости камер, потому что их деятельность, как правило, вне закона. И как об этом всем с ходу рассказать? Но в реальности происходит так, что когда движение разрастается, оно перестает укладываться в прогнозируемые рамки и начинается хаотичное движение – тысячи людей, взаимодействуя, рождают непредвиденные факторы. И один из таких факторов – появление некоего одержимого человека, которому суждено вольно или невольно очень серьезно повлиять на происходящее. Таким человеком в истории стрит-арта стал Терри Гетта – не совсем обычный торговец одеждой, который однажды взял в руки видеокамеру и не смог больше её отложить!
Помешанный на запечатлении («ведь ничего не будет таким как секунду назад»), он стал снимать всё подряд, а сотни-тысячи кассет просто складывать в ящики («иногда я их подписывал, иногда нет»). Волею случая он познакомился с одним из уличных художников – Космическим Захватчиком (!), увлекся и стал снимать его работы. Потом – больше и дальше, стал помогать непосредственно при акциях, а потом кому-то на вопрос «А вообще зачем ты нас снимаешь?», ответил, мол, я фильм снимаю о стрит-арте. И так и потянулось, а потом появился Бэнкси…
Пересказать дальнейшее, не выдав самого интересного, не получится – настолько неожиданное развитие получает фильм, поэтому и смотреть, и удивляться дальше нужно самому. Как говорил Исаак Бабель: «Хорошо придуманной истории незачем походить на действительную жизнь; жизнь изо всех сил старается походить на хорошо придуманную историю». И здесь – все в точности так! «Как будто вытащил что-то на свет, а раньше это было видно только в темноте», - так сказал Терри, и именно об этом вся история. Замечательное «финальное» граффити фильма – надпись на обломке стены «Life is beautiful» – доказано фильмом: жизнь удивительна, прекрасна и вполне себе непредсказуема!
Начнем с того, что я не люблю документальные фильмы, кроме научных выпусков или исторических (но тут тоже много исключений). Мне понравилось наблюдать за процессом творчества. Интересный фильм. Что касается искусства, то спорно это все. Что-то определенно является искусством, а что-то вульгарщиной и глупой карикатурой. Но рисуют здорово в любом случае. Рисковые ребята. Я вот не понимаю почему это во всем является подсудным делом. Например парень, который рисует тени предметов. Никаких намеков на власть, никаких издевок над обществом, никакого насилия, ничего, просто красиво. Инсталляции интересные. Но для меня очень многое слишком уж экстравагантно. А во многом просто китч, особенно у свихнувшегося «Мистера Мозгоправа». Какое-то все пустое. А брать шедевры искусства и переделывать в дешевки – вот это точно преступление. Я вот была в нескольких галереях современного искусства. Что можно сказать? Такую откровенно говоря ерунду может сделать кто угодно. А вот вылепить скульптуру Микеланджело или хотя бы повторить картину Тициана не может никто. Такое ощущение, что после эпохи Возрождения, искусство то ли достигло своего пика, то ли вообще начало вымирать. А глупая публика считает себя истинными коллекционерами и ценителями прекрасного, собирая кучу, по сути, мусора. Ха, наивняк. И кто кому еще мозги промывает? Поп-культура…думаю от этого слова нужно оставить только «поп». Двусмысленно получается, да? На то и рассчитано.
Рассказчик повеселил, такой простой, молодцом! Но как художник….повторю реплику Бэнкси: «*пауза* эм *пауза*…только тогда я понял, что Терри никакой не режиссер, а просто ненормальный» и вот эта вспомнилась «я всегда поощрял своих знакомых заниматься искусством…больше я этого делать не буду»
Тьерри Гетта - один из тех обывателей, которые ни за что в жизни не выпустят вас из своего дома до тех пор, пока вы не пересмотрите все их фото- и видеоархивы. А поскольку они день и ночь не выпускают камеру из рук, материалов в этих самых архивах несметное количество. И, просматривая их, вы рискуете состариться или умереть от скуки. Так что на третьем часу этой изощренной пытки вы все-таки отбрасываете вежливость, и посылаете своего мучителя в том самом направлении, которое так любят начинающие граффитисты. Но еще неделю вас будут мучить кошмарные сны, такие же скучные и невыразительные, в которых детские экскременты и стриптизер, приглашенный на поминки любимой бабушки, в эмоциональном плане будут выглядеть примерно одинаково.
И все потому, что у этих горе-операторов один единственный интерес в жизни. Как подчеркнуть свою неповторимую, отмеченную высшими силами, 'индивидуальность' и недюжинный 'талант'. Снимая все подряд, они не хотят рассказать нам о стрит-арте, или помойном баке, в котором поселился кот с необычным окрасом. Вовсе нет. Плевать они хотели и на стрит-арт и на котов и на тех людей, которые будут это смотреть. С чего бы ни начиналось видео, или комментарий к нему, все сводится к рассказу об операторе.
Здесь стоит отметить, что о себе тоже можно рассказать весьма интересно и со вкусом, но вся беда в том, что этот самый вкус негде взять. Именно поэтому таким людям абсолютно все равно, чем заработана их популярность. Прослыл ли ты 'самым модным кутюрье', впаривая таким же обывателям, которые мечтают отличаться от 'серой толпы', подержанные шмотки под видом стильной одежды. Или прославил себя как 'великий художник', устраивая выставки таких же подержанных идей. Наплевать. Спрос на секонд-хенд существовал всегда. Поэтому лично делать ничего не нужно. Не нужно осваивать швейное производство, специальные графические программы, учиться рисовать, придумывать стильные модели одежды, идеи для граффити или инсталляций. Воспользуйся трудом профессионалов. А чтобы у людей не возникало сомнений, кто именно здесь 'гений', необходимо придумать себе стильный псевдоним. Что-нибудь, знаете, такое... с мозгами... мозготер, нет... мозгоклюй... а нет - мозгоправ! Так солиднее.
Ну а то что видео якобы про стрит-арт получилось совсем не про стрит-арт и вышло таким невыносимо скучным, что с того. В любом случае найдутся люди, которые отыщут в нем кучу тайных смыслов. И опять делать ничего не придется.
Я только что полистал инстаграм Мистера Мозгоправа. Он регулярно обновляется, последнее фото было загружено два дня назад. По фотографиям видно, что работа идет, предметы искусства создаются. А раз создаются, значит, есть спрос. Но существует ли сам мистер Мозгоправ? Или это всего лишь проект Бэнкси? Этот вопрос теперь не дает мне покоя.
Самый загадочный хулиган нашего времени, открывший себе лаз с улицы в дорогие галереи, Бэнкси не перестает удивлять. Перед просмотром, я думал, что фильм будет о самом художнике, в некотором роде так и оказалось, но совсем не так как я себе это представлял. История, рассказанная в фильме, является яркой иллюстрацией к вопросам о современном искусстве. Художественная ценность объектов определяется рыночной ценой, Бэнкси демонстрирует это зрителю, создав симулякр в лице Терри Гетта. Безумный француз на протяжении нескольких лет всюду следовал за стрит артистами, вооруженный ручной камерой, не обремененный конкретной целью, просто отдавался своей страсти фиксировать все на видео. Но когда съемки кончились, вместо того чтобы смонтировать фильм, Терри сам решил стать художником, ведь теперь ему известна вся кухня. И у него это получилось, легко и просто. Замешав без всякой рефлексии коктейль из стрит-арта и поп-арта, он смогу угодить как критикам, так и зрителям. Теперь он известный художник, востребованный в арт-мире под никнеймом Мистер Мозгоправ!
Когда Умберто Эко написал «Имя Розы», он поставил к стенке весь художественный мир с его ценностями и загадками. Теперь искусство можно творить по рецепту, достаточно только внимательно изучить предмет. Постмодернизм дает каждому возможность стать творцом, дело лишь в напоре. Для обывателя отличить искусство от пустышки в современном мире просто невозможно. Единственный критерий это цена. В этом плане Мистера Мозгоправа можно считать полностью состоявшимся.
И вопросы, вопросы, вопросы… И ни одного ответа. Вся история, рассказанная в фильме, имеет доказательства, творчество Мистера Мозгоправа существует, выставки проводятся, инстаграм опять же работает. Неужели это все произошло на самом деле? Или Бэнкси создал человека, определил его судьбу как художника, так же как он создает свои уличные полотна, жестко и злободневно, сделал карьеру плохого, но популярного художника для Терри Гетта? Или может быть Терри Гетта и есть Бэнкси? Вот это было бы круто…
Буду ждать въедливого документалиста, который заинтересуется этой темой и выведет всех этих пройдох на чистую воду.
С каждым новым днём интересы публики становятся ещё разборчивее, а её вкусы и желания – всё более претенциозными. Любая всплывающая в хаосе человеческой культуры сверхидея, претендующая на оригинальность, непременно должна развиваться и, потому, тщательно оберегаться от посторонних. Идеалистов, то есть тех, кто безвозмездно собирает извилины на гладкой мозговой поверхности всё более тупеющей массовой культуры, единицы. Нынешнее поколение обладающих уникальными способностями людей, чаще всего становится заложником собственного дара, превращающего частную жизнь в объект куда более пристального внимания, нежели само творчество. И потому, искренне удивляет тот факт, что Бэнкси до сих пор остаётся неразгаданной тайной для современников. При этом, в высшей степени наивно полагать, что умение этого человека оставаться неуловимым, в том числе, для спецслужб – исключительно его заслуга.
Не только жанры смешались в этом странном фильме, здесь смешались мечты о чём-то по-настоящему великом. Безымянные ценности уникальной в своём роде стрит-артовской культуры зримо обретают малопривлекательные буржуазные оттенки, сводя к нулю и без того шаткие принципы «уличного искусства», априори стремящегося к публичной конспирации. Искусство ведь тоже в некотором роде живой организм. Чем более открытым оно становится, тем быстрее теряет свою неповторимость и сугубо интимную значимость.
Название фильма аллегорично, но за ним кроются более чем серьёзные вопросы, ставящее огромный вопросительный знак над будущим не только искусства, но и всех, кто хоть немного связан с ним. Оно охотно разбирается на сувениры ещё со времён многоуважаемого Энди Уорхолла, но тогда это была благоприятная тенденция, а сейчас – нет. И в скором времени рискует превратиться в бутафорию общественной жизни. В очередной раз Материалисты будут радоваться победе над Идеалистами, тем же снова придётся жалеть о своей доверчивости к людям с капитальным блеском в глазах, но в дураках останутся не они, а простые смертные, в большинстве своём далёкие от представления о другой стороне популяризации креативных идей. Существует только один способ разрубить этот гордиев узел противоречий – разлюбить искусство во всех смыслах, но вряд ли такое возможно. Даже если это когда-нибудь случится, непременно найдутся те, кто обладает искусством заставлять любить искусство.
Всё-таки, удобнее этому фильму верить и принимать его как историю нашедших своё место в жизни людей, реальные имена которых, как в романе Замятина «Мы», заменены условными обозначениями. При всей неодинаковости, каждый в своём роде талантлив и успешен. Не будь их случайной встречи в Лос-Анджелесе, не было бы этой совместной картины, и всех споров вокруг неё. Новейшее искусство, донельзя размытое и оболганное, всё ещё объединяет людей. И это прекрасно.
Этот мир не где-то далеко. Встал ночью к холодильнику, кинул взгляд в окно — и вот он перед нами, мир ночного мегаполиса. Ночью город становится пустым холстом, так и ждущим своего шедевра. И стритхудожники оставляют на пустых стенах послания тем, кто увидит произведения при свете дня — изысканный способ написать «Я здесь был» на воротах Вечности.
Забавный и обаятельный француз из Лос-Анжелеса Тьерри Гетта в обнимку с неизменной видеокамерой совершает тур по этому миру в компании художников стритарта.
Видеокамера Тьерри — это его способ оставить память о своей жизни, не пропасть в забвении. И стритхудожники принимают Тьерри в свою компанию, им тоже не хочется исчезнуть из памяти вместе с работой чистильщиков, смывающих поутру их произведения. Тьерри знакомится с известным стритартистом Бэнкси, ведёт хронику его приключений, а впоследствии становится и другом. Вечный аноним Бэнкси почему-то не против, чтобы Тьерри снимал его эскапады, призывающие людей задуматься о проблемах общества и политических систем.
Тьерри отснимает груду материала, но когда друзья-художники подталкивают его склепать из этого фильм, результат получается удручающим. Тогда Бэнкси, чтобы избавиться на время от бесталанного оператора, предлагает тому сделать выставку. Следуя законам, которые за годы ночных путешествий Тьерри почерпнул от других стритартщиков, он называется «Мистер Брэйнвош» (Мистер, промывающий мозги), с помощью нанятой команды делает трафареты, клепает горы «шедевров» и продаёт всё добро за два миллиона долларов. Бэнкси и Ко громко плачут, что поспособствовали успеху Тьерри.
Все довольны. Тьерри — миллионер и раскрученный бренд, хитрый пиарщик Бэнкси получил свою долю славы на сравнении, публика, которая обожает, когда ей читают мораль, радостно скандирует: «Хотим бича». Но Бэнкси не только умелый продавец собственного таланта, его художественный вкус позволил ему сделать фильм столь многогранным, что можно бесконечно находить всё новые смыслы.
На самой поверхности лежит сатирическая притча: Тьерри — бездарь, публика любит рекламу и ей можно продать, что угодно, было бы побольше цинизма у продавца. Но чуть сместим акценты. Мы же знаем о том, что Тьерри не самый великий художник только со слов Бэнкси, который такая же масс-фигура, как и Тьерри. И уже не ценители прекрасного плачут, что Тьерри стал популярен, а завистники жалуются, что кто-то из их среды получил успех, которого они заслуживают больше, если не талантом, так хотя бы многолетней старательностью. Трудолюбивые сальери не могут пережить лёгкости, с какой Моцарт срывает овации.
Тьерри — плоть от плоти стрит-арта и в плане творчества он не далеко уходит от «учителей». Так что, современное искусство столь расплывчатое понятие, что любой может стать там знаковой фигурой? Но смысл лежит ещё глубже. «Может, это значит, что искусство вообще нельзя принимать всерьёз» (с) Бэнкси. Любое искусство. Включая т.н. классическое. Под видом притчи о всеядности публики, Бэнкси задал существенный вопрос: что же такое искусство вообще?
Если бы реклама была единственным секретом, то раскрутка любого человека была бы плёвым делом. Но люди покупают не вещи, они покупают настроение. Лейблы, брэнды, реклама — они продают людям состояние души, статусность, символ, возможность. Искусство в этом случае отличается, что её настроение чуть тоньше, деликатнее: катарсис, сопереживание, обретение смысла.
Но в момент информационного бума, когда человек уже научился вешать большие замки на двери своей души, тактичное классическое искусство стало терять позиции, и тогда в души устремилось агрессивное искусство современное, дарящее такие чувства как сильное отвращение, восхищение и даже желание подражать. Оно не входило уважительно через дверь, а лезло в окна, влетало в каминную трубу, просачивалось сквозь щели в полу.
Мнение, что любой может стать представителем современного искусства, верно не потому, что современное искусство не имеет художественной ценности, но только потому, что мы пока не научились противостоять этой агрессии. Правила только вырабатываются, линеек не изобретено. Не потому, что нас можно кормить вторсырьём, а потому, что пока любой оригинальный приём вызывает у нас сильную реакцию — подражание Уорхоллу, трэшевый розовый слон или хотя бы и обаятельный француз, будто вышедший прямиком из 70-х годов и словно не понимающий, какой бум он сумел устроить.
Давно уже ходят слухи, что весь фильм — громадная шутка. Что Тьерри устроил выставку вместе с Бэнкси, а быть может он сам Бэнкси и есть. Думаю, когда-нибудь Бэнкси заявит, что все работы Тьерри на самом деле творил он сам. И те, кто сейчас опять и опять подвергаясь промывке мозгов, твердят, насколько плохи работы Тьерри по сравнению с работами Бэнкси, получат очередной разрыв шаблона. Но ведь в этом и состоит цель деятеля искусства — дарить настроение. Сильное настроение.
ЧТО ОЖИДАЛА УВИДЕТЬ: с творчеством Banksy (хотя как-то странно называть то, что он делает «творчеством», по-моему, тут нужно немного другое определение) я была знакома достаточно давно, однако «Выход через сувенирную лавку» попался мне на глаза только сейчас. Каких-то конкретных ожиданий у меня не было, скорее было любопытно, что же вытворит Banksy на этот раз.
ЧТО УВИДЕЛА: ну что ж, Banksy остался верен себе: такого шикарного фарса, к тому же еще и на тему современного искусства, я не видела уже давно!
Это достаточно сложная тема, потому что современное искусство во многом само и так уже является фарсом, буффонадой, китчем... называйте, как хотите. И это вполне закономерно, потому что искусство прошло уже практически все этапы развития от примитивного изображения, через классицизм, ренессанс, импрессионизм, кубизм и абстракцию, вне зависимости от принятой им формы, оставаясь отображением реальности художника, точнее его восприятия реальности. И только Поп-арт не был восприятием реальности: это была сама реальность. Доказательством тому могут служить работы Энди Уорхолла, взять хотя бы его суп Campbell или порошок Brillo и сразу становится ясно, что изобразительному искусству уже просто некуда развиваться. Как писал американский художественный критик и философ Артур Данто, искусство стало пост-историческим, достигло пределов своих возможностей и стало... философией. А так как философия никогда не была легко доступной массовой аудитории, на смену настоящему искусству пришел китч, для начала, в виде Поп-арта, который многие рассматривали как дурачество, псевдоискусство не достойное быть воспринятым всьерьез. Однако впоследствии именно китч стал любимым направлением современного обывателя.
Но вернемся к фильму: честно говоря, я не сразу сообразила, что происходит, пока не увидела картины Mr. Brainwash'а. Посредством всей этой истории с Тьерри Гетта Banksy в очередной раз посмеялся (как я мягко-то выразилась, а?) над массовой аудиторией, пользуясь ее любовью к пустой экстравагантности - основополагающему принципу китча.
Вообще, мне иногда кажется, что Banksy попал в очень странную ситуацию: откровенно высмеивая при помощи своих граффити скудоумие современного общества потребителей, он стал кумиром этого общества. Следовательно, нет ничего удивительного в том, что Banksy перешел к более замысловатым и сложным провокациям, одной из которых стал и псевдо-документальный «Выход через сувенирную лавку».
Не обольщайтесь, что будете весь фильм лицезреть знаменитого Бэнкси, он играет здесь эпизодическую роль, к тому же тщательно блюдет свою анонимность. Фильм о чуваке, Терри Гетта, которые из-за детской травмы не мог расстаться с камерой и снимал всех подряд. В дальнейшем его зацепил стрит-арт и люди, которые этот самый арт и создают, рискуя собственной шкурой.
Плёнок по итогу оказалось много, а вот таланта - ноль, поэтому запланированный фильмец об уличных художниках вышел форменным бредом. Чтобы спасти задумку, Бэнкси решил сам сделать фильм и тактично посоветовал Терри ехать домой в Штаты и пока не снимать, а просто расслабиться и расклеить пару постеров.
Всё бы ничего, но Терри, насмотревшись на признанных уличных знаменитостей, вообразил себя художником и начал пинками будить свой спящий гений. Гения, кстати, там нет и в помине. Но внимание! Как раз в этот момент мы может увидеть, какое колоссальное влияние имеет реклама на наше общество, хоть каждый в душе уверен, что именно он ей никогда не поддаётся.
Итак, Терри нанимает команду художников, скульпторов и инсталляторов, которые работают вместо него, дабы освободить боссу время для рождения 'идей'. Однако 'идеи' - полная туфта, просто-напросто немного переделанный плагиат, ворованное и размноженное творчество других. Если до этого Гетта кажется просто безобидным малым со своими странностями, то к концу фильма у меня он вызывал презрение и брезгливость.
А вот из-за чего я поставила фильму девятку, так это те тысячи человек, которые пришли на разрекламированную выставку никому неизвестного копипастера. Никто ни слухом ни духом о нём, но уже впечатлены, уже знают, что будет круто, и уже зовут его современным Энди Уорхолом. Смех да и только: ) Я считю, это замечательный пример грамотного маркетинга, на котором чувак срубил кучу бабла. И никто даже не подумал, что он и его выставка - мыльный пузырь.
До Бэнкси ему, как до Луны. У первого есть посыл, есть смысл, есть подтекст. Поэтому его работы - социальное искусство. А Гетта, как ни печально, увидел во всем этом только обёртку популярности.
Фильм стоит посмотреть. Для меня о том, что всё в мире нужно ставить под сомнение, особенно вещи под громкими названиями, вроде современного искусства, потому что отличить золото от подделок с каждым днём всё труднее.