«В конце концов, я стал самым выдающимся произведением Бэнкси» Тьерри Гетта
Да, примерно к середине этой картины (у кого-то, возможно, и раньше) никаких сомнений по поводу «правдивости» происходящего не остаётся: перед нами очередной розыгрыш, буффонада. Причём в контексте самой тематики стрит-арта это вполне могло бы смотреться естественно и целостно.
Могло бы.
Но автор(ы) либо чересчур прозрачно – и тогда возникают вопросы по выбору жанра, либо попросту бездарно и по-дилетантски* продолжают очевидное повествование.
Бесспорно, идея фильма о Бэнкси, рассказанная им самим – от первого лица, и в то же время, формально повествующая о другом персонаже, т.е. как бы отводящая свет софитов от и без того скрытого лица главного героя – небезынтересна. Очень красивый ход мистификации как нельзя лучше подходит по контексту: действительно выводить на первый план малоизвестных персонажей – будь то Андре Гигант, улыбающийся и подмигивающий мультяшка или пиксельные инопланетные захватчики – и делать это масштабно и последовательно, добиваясь того, чтобы образ переосмысливали, узнавали и верили в его значимость – вполне в духе стрит-арта. И мировой кинематограф готов предложить примеры такого подхода: вспоминается сразу «Ф как фальшивка» или, например, «Проект Ведьмы из Блэр». В таком случае остаётся только удивляться, что же пошло не так – зачем столько «намеренных небрежностей», когда не только персонаж Тьерри Гетта воспринимается как гипертрофированно-фарсовый образ, но и сам он – как бездарный актёр.
Если желанием создателя была очередная констатация того, как непредсказуемо иронично современное искусство и насколько доверчивыми и ведомыми одновременно с этим могут быть его потребители, т.е. в самом деле создать кинематографический социальный эксперимент, то нужно было либо идти до конца, создать нового создателя и заставить весь мир в это поверить, либо в конце фильма признаться, что Mr.Brainwash существовал и будет существовать только в течение 87 минут экранного времени.
Как мы знаем, ни того, ни другого не произошло. Причины этого не хочется искать в банальных лимитах и ограничениях – в бездарности, страхе или творческой лени создателей. Остаётся предположить, что именно такой картина и задумывалась – «как бы»-мистификацией; т.е. вроде бы всем очевидно, что показанное на экране не имеет ценности в виду отсутствия правдивости – и в то же время оказывается, что очевидно это не для всех. И вот тогда авторам «в компании» более проницательных зрителей можно от души покуражиться и поглумиться над теми, кто во всё это поверил.
В таком случае становится противно и мерзко от подобных целей – будь то продажа куска холста с пролившейся на него краской за баснословные суммы или желание выдать отсутствие смысла за смысл с двойным дном – а заодно и подстраховать себя со всех сторон: типа, так и задумывалось.
Искусство творить и искусство заставлять людей верить, что ты творишь – всё-таки разные вещи, и грань между ними зачастую весьма условна. Создателям этой картины, к сожалению или не очень, не удалось ни то, ни другое.
Тьерри Гетта - один из тех обывателей, которые ни за что в жизни не выпустят вас из своего дома до тех пор, пока вы не пересмотрите все их фото- и видеоархивы. А поскольку они день и ночь не выпускают камеру из рук, материалов в этих самых архивах несметное количество. И, просматривая их, вы рискуете состариться или умереть от скуки. Так что на третьем часу этой изощренной пытки вы все-таки отбрасываете вежливость, и посылаете своего мучителя в том самом направлении, которое так любят начинающие граффитисты. Но еще неделю вас будут мучить кошмарные сны, такие же скучные и невыразительные, в которых детские экскременты и стриптизер, приглашенный на поминки любимой бабушки, в эмоциональном плане будут выглядеть примерно одинаково.
И все потому, что у этих горе-операторов один единственный интерес в жизни. Как подчеркнуть свою неповторимую, отмеченную высшими силами, 'индивидуальность' и недюжинный 'талант'. Снимая все подряд, они не хотят рассказать нам о стрит-арте, или помойном баке, в котором поселился кот с необычным окрасом. Вовсе нет. Плевать они хотели и на стрит-арт и на котов и на тех людей, которые будут это смотреть. С чего бы ни начиналось видео, или комментарий к нему, все сводится к рассказу об операторе.
Здесь стоит отметить, что о себе тоже можно рассказать весьма интересно и со вкусом, но вся беда в том, что этот самый вкус негде взять. Именно поэтому таким людям абсолютно все равно, чем заработана их популярность. Прослыл ли ты 'самым модным кутюрье', впаривая таким же обывателям, которые мечтают отличаться от 'серой толпы', подержанные шмотки под видом стильной одежды. Или прославил себя как 'великий художник', устраивая выставки таких же подержанных идей. Наплевать. Спрос на секонд-хенд существовал всегда. Поэтому лично делать ничего не нужно. Не нужно осваивать швейное производство, специальные графические программы, учиться рисовать, придумывать стильные модели одежды, идеи для граффити или инсталляций. Воспользуйся трудом профессионалов. А чтобы у людей не возникало сомнений, кто именно здесь 'гений', необходимо придумать себе стильный псевдоним. Что-нибудь, знаете, такое... с мозгами... мозготер, нет... мозгоклюй... а нет - мозгоправ! Так солиднее.
Ну а то что видео якобы про стрит-арт получилось совсем не про стрит-арт и вышло таким невыносимо скучным, что с того. В любом случае найдутся люди, которые отыщут в нем кучу тайных смыслов. И опять делать ничего не придется.
'Если ты ничего не умеешь делать, если ты живешь в мегаполисе и за всю жизнь ниразу ничего не создал/сделал/слепил/посадил, не унывай! Возможно ты получишь свои первые полмиллиона за абсурдный трэш.'
Не знаю что заставило посмотреть этот фильм до конца, наверное доселе непонятное мне явление как стрит-арт да и оценка фильма критиками в целом.
Сам фильм несет в себе дух неопределенности. Начинается все главным героем (далее ГГ), который непонятным образом перебирается из Франции в штаты, и занимается непонятными делами, как продажа сэконд хэнд одежды по ценам известных бутиков, при этом имея неплохой профит с ничего не подозревающих гламурных кис и блондинов. Наверное, в глубине души, ГГ осознает всю абсурдность своей жизни. Его жизнь лишь обман, поэтому он береться двумя руками за камеру и начинает без разбору все снимать.
Далее режисер нас знакомит с братом ГГ, «захватчиком», который в силу такой же неопределенности ничего не делает, а лишь клеит так называемый стрит-арт где нипопадя. При этом чувствуя себя героем сложившейся ситуации в мегаполисе, где кто-то самовыражается одеждой из крутейших бутиков за огромные деньги, а кто-то просто рисует на всех стенах подряд, считая это за искусство, что-то неординарное и доселе неизведанное. Особенно доставляют моменты, когда ГГ и его компания выбирает стену для 'шедевра'.
-Вот эта стена мне нравиться, тут мы и будем клеить! — говорит коллега ГГ по.
Единственный момент, который меня лично порадовал, это невидимо заложенный гайд (инструкция), для подрастающего стрит-артиста — Чтобы быть услышаным, нужно залезть максимально высоко, что бы тебя увидели поутру унылые жители мегаполиса. Но как мы знаем с большей высоты падать болнее, в этом и есть плюс.
Конец этой псевдо комедии все так же банален. ГГ не перестал обманывать людей, и даже не смог научиться делать что-то своими руками, более того, обман беловолосых и прочих гламурных созданий приобрел массовый масштаб.
Этот фильм рассказал нам про величайший регресс общества - от человека разумного до неандертальца, который рисует в пещерах мамонтов.
P.S. Еще одна немаловажная деталь - Посмотрите на никнейм ГГ - «Брэйнвошер», наверное он хотел нас перепрограммировать в такое же никчемное существо как и он сам. Это заставляет задуматься. ..