Он - самый загадочный человек современного искусства, известен всему миру, но скрывается ото всех и личность его не установлена. Его знают только по его работам и псевдониму - Бэнкси. Бэнкси - реформатор и лидер такого заметного явления в живописи как 'street art'. Популярность его огромна. И вот он, человек, который работает на виду у всех и чьё лицо при этом никто никогда (ну, за редкими исключениями) не видел, задумывает документальный фильм о граффити, где сам является одним из ведущих персонажей. Тому, кто надеется наконец узнать о личности Бэнкси чуть больше - повезло: ведь интересно, как мастер сам преподносит свою таинственную, полулегальную жизнь. А вот увидеть Бэнкси в лицо в фильме не придётся - оно скрывается под глубоким капюшоном. И голос изменён.
Но главный герой фильма 'Выход через сувенирную лавку' - не Бэнкси, а другой художник - Терри Гетта. Терри - американец французского происхождения. До поры до времени он был обычным буржуа, имел свой магазин модной одежды. Но было в нём нечто, отличавшее его от окружающих - он никогда не расставался с видеокамерой, снимал всё подряд. Со временем увлёкся стрит-артом и основной темой его съёмок стали художники, создающие граффити. Он перезнакомился с ними со всеми. Кроме, конечно, неуловимого Бэнкси. И найти Бэнкси стало мечтой Терри.
Однажды ему неслыханно повезло. Бэнкси нуждался в сопровождающем по Лос-Анджелесу, и согласился принять услуги Терри. Сопровождая повсюду художника, Терри продолжал вести непрестанную видеосъёмку. Он отснял огромный уникальный материал. Но у него никогда не возникало желания этот материал как-то оформить. И Бэнкси предложил ему создать фильм. Но оказалось, что Терри - человек, прилепившийся к искусству - только технарь, он не способен композиционно выстроить материал, и Бэнкси занялся фильмом сам, отправив своего приятеля-недотёпу заниматься живописью. Пока Бэнкси колдовал над картиной, Терри, никакой не художник по определению, проявил недюжинные коммерческие способности и организовал свою собственную выставку, где заработал кучу денег и стал новой звездой. Публика оказалась не слишком разборчива...
Печальная мораль фильма в контексте этого сюжета. Бэнкси - мастер, всю жизнь прячущийся и скрывающийся, человек-тень, создающий талантливые картины, оказывается обойдён предприимчивым симпатичным, но бесталанным пареньком, который долгое время был его собственной тенью. Когда Бэнкси втихую вешал свои работы среди картин классиков в Британском музее и это оказывалось не сразу замеченным, тем самым он уравнивал себя с великими мастерами прошлого. Художник-недоучка уравнял себя с самим Бэнкси, даже не осознав того, что разница, которая всегда была между ними, такой же и осталась.
'Выход через сувенирную лавку' - талантливая работа художника, сумевшего в новом для себя виде искусства создать интересную работу и донести до зрителя своё кредо. В фильме вы узнаете очень много нового, чрезвычайно интересного и даже захватывающего о жизни и творчестве художников-граффитистов.
Мне хочется костью встать у них в горле. Но кость проглотили - мала была, каюсь. Еще доплатили - и я улыбаюсь!
Машина Времени 'Меня Заказали!'
'Exit Through the Gift Shop' заявлен как подведение итогов возникновения в обществе явления стрит-арт, предоставляя нам возможность увидеть всю историю глазами одержимого им (или тем, что Терри принимает за стрит-арт) человека. Фильм честен с нами, и если и употребляет слово искусство в исконном его значении относительно данного вида деятельности, то исключительно с ироничной полуулыбкой на устах. Нет, это не искусство и даже не протест - скорее только напоминание о самой возможности протеста, всего лишь кусочек самовыражения в мире гипсокартоновых стандартов.
Первым делом картина нам показывает сам процесс 'работы' вандалов с фантазией, а так же вводит в курс дела о якобы истоках этой субкультуры, ее первопроходцах, кумирах и просто наблюдателях. Смотреть на это интересно с точки зрения банального любопытства прежде всего, к тому же можно полелеять свои скрытые глубоко в душе задатки и амбиции 'борца с системой'.
Но это еще не самое главное, ведь 'какая-то мораль тут есть', как сказал нам в начале фильма Бэнкси. И действительно, мораль не заставляет себя ждать и является нам во всей своей красе и прямолинейности. Цивилизованное общество скорее отдаст всех своих первенцев, чем позволит чему-то существовать без ценника. Толпа способна увидеть даже черное в белом, если будет проведена грамотная пиар-компания. А любой художник со свободной душой превратится в раба индустрии развлечений за каких-то пару миллионов. Хотя...
Если подумать, то стрит-арт - самое настоящее детище современности, со всеми ее особенностями и банальностями. Так чему удивляться, когда мать приняла свое дитя таким, какое оно есть и каким еще может стать? И самое интересное, возникает такое ощущение, что создатели-то фильма прекрасно понимают всю естественность этого процесса, просто есть еще видно порох и запал не остыл - хулиганство с оттенком вредности заставляет нас метаться в сомнениях и переходить с шепота на крик, рассуждая о потребительском произволе, а само меж тем злорадно потирает руки у себя в мастерской.
Но в этот раз все же получилось скорее не в глаз, как когда-то на самой известной в мире стене, а в бровь. Как будто сам фильм нарисован из балончика с краской через трафарет: сначала забавно, слегка дерзко и весьма оригинально, как ранние граффити Бэнкси, затем отчасти вымучено, топорно и шаблонно, как 'искусство на продажу' от Мистера Мозгоправа. Зритель и не думал давиться, даже не поперхнулся ни разу - еще один забавный сувенир на полке, секонд-хендовская шмотка с необычным кроем и дорогим лейблом, пусть даже мы знаем, что она секонд-хендовская. Может создатели и получили то, чего хотели, но это их личная победа - нас она почти никак не затронула. Поэтому фильм по сути своей, что успех продавца Терри Гуэтте - всего лишь плевок в вечность.
Очень давно хотел посмотреть этот фильм, и вот наконец увидел его. От фильма я ожидал большего, как поклонник граффити- искусства, я ожидал увидеть настоящие картины на стенах, но фильм не об этом.
Сюжет картины, хотя его и сюжетом назвать тяжело, рассказывает нам историю простака- иммигранта из Франции, который начинает снимать всё вокруг на свою камеру. И вот однажды он снимает своего брата-граффитчика, тем самым открыв для себя новый мир уличного искусства. Тут и начинается его знакомство с райтерами и погоня за Бэнкси. Сюжет конечно, полностью пропитан юмором, и смеяться начинаешь с первых минут.
Очень порадовало появление Шепарда Фейри(OBEY).
Конечно, фильм понравится фанам Бэнкси и любителям граффити.
Фарс. Разоблачение. Или все-таки мистификация? Самый загадочный художник современности, человек, чьи работы украшают улицы всего мира, коллекционеры готовы убить за его произведения, а новые работы автора можно встретить буквально где угодно, снял документальный фильм, который восхищает, дико смешит и шокирует одновременно. Он - скандально известный английский андеграудный художник граффити по имени Бэнкси. Личность его не установлена. Уже во время просмотра фильма я понял, что самолично видел в Ливерпуле тот самый дом, на котором была нарисована самая большая в размере излюбленная крыса Бэнкси и даже фотографировал этот дом. Теперь надо присматриваться внимательнее.
Фильм 'Exit Through the Gift Shop' выстроен более, чем необычно. Изначально мы знакомимся с французским эмигрантом в Лос-Анджелесе по имени Тьерри Гуетта, который был очарован всем, что было связано с граффити. Многие годы он сопровождает то одного уличного художника, то другого, и фиксирует все на камеру, объясняя это тем, что он снимает документальный фильм. На самом деле никакого документального фильма не существует даже в задумке - Тьерри просто складывает все видеокассеты в коробки, по большому счету, никаким образом не маркируя их. Главной его мечтой становится 'поработать' вместе с самим великим и ужасным Бэнкси. Как выйти на художника, никто не знает, пока внезапно Бэнкси сам не связывается с Тьерри, чтобы тот помог ему сделать кое-какую работу в Лос-Анджелесе. Так сбывается мечта Тьерри - и он получает уникальную возможность не только сопровождать, но и фиксировать на видеокамеру все то, что делает Бэнкси.
Все продолжается до того момента, когда Бэнкси заинтересовывается тем, когда его сопровождающий будет делать свой фильм. Тьерри в панике - он методом тыка выбирает кадры из своей во истину уникальной коллекции - и монтирует отвратительнейшее зрелище под названием 'Life Remote Control'. Бэнкси, поняв, что тут нужна помощь, чтобы такой потрясающий материал не пропадал, берет власть в свои руки и отправляет Тьерри пока домой, чтобы тот пока занялся чем-нибудь - например, организовал выставку. Каково же было его удивление, когда он узнал, что Тьерри принял его слова всерьез. И пока на свет будет появляться художник-чудовище под именем Мистер Мозгоправ, Бэнкси срежиссирует документальный фильм не только об уличном арте, но еще и о странном французе Тьерри Гуетте, который сопровождал самых известных в мире граффитчиков.
'Exit Through the Gift Shop' номинирован на 'Оскар' в категории 'лучший документальный фильм'. Посмотрите его - вы не только узнаете, но и увидите очень много нового. И даже если вы считали, что вы что-то знаете, то после просмотра этого фильма такое самоуверенное убеждение может испариться. Очень легкое, смешное и, одновременно, невероятно информативное зрелище, в котором кроме восхищения талантом и наглым героизмом уличных художников, нашлось место и разоблачению тех, кто к миру искусства не имеет совершенно никакого отношения, и тех, кто, ведясь за модным, вдруг становится проповедником откровенных штампов и банальных самоповторений.
Я ожидал увидеть фильм о Бэнкси, об уличном художнике с мировой популярностью. Его работы действительно восхищают. Они имеют мысль, имеют мораль, призыв к действию. Они вдохновляют. Наверное именно таким должно быть искусство, и именно поэтому он стал популярен на весь мир.
Но фильм не о нем, а о парне по имени Терри Гетта. По сравнению с Бэнкси он бездарен (мое личное мнение). Но он достиг успеха благодаря своей вере, безумной вере. А также большой работе. А также благодаря использованию имени Бэнкси. Сегодня искусство имеет огромное количество направлений, и у каждого человека свой вкус, но работы Терри я не оценил. И полностью понимаю заключительные слова Бэнкси.
Фильм содержит большое количество материалов про стрит-арт, а также самих художников и их работы. Его нужно видеть всем, кто занимается искусством, дизайном, и вообще любым творчеством. Он отлично показывает сегодняшнюю ситуацию в мире художников и поклонников искусства.
Почему ты не творишь искусство?. . и стоит ли тебе в этом потакать.
Очень приятно смотреть фильм, который непосредственно касается тебя в такой интимной для многих сфере, как самовыражение.
Мы все когда-то хотели оставить след в истории, до сих пор часто необъяснимым образом беремся за краски, карандаши, баллончики, гитары, фотоаппараты, печатные машинки, - от тщеславия ли, желания вкусить бессмертия или изменить что-то в этом мире.
То же с нашими друзьями, которые могут получать огромнейшее удовольствие от непонятной мазни, созданной ими бессонными ночами в гараже..
Для меня фильм именно о том, что настоящее искусство творится людьми, получающими удовольствие от процесса, а не результата.. но не все, сделанное с удовольствием может считаться культурным достоянием человечества.
Но красота и сила самого фильма в его неоднозначности, в непреодолимом желание долго и жарко дискутировать, обсуждать с друзьями, «что это было», «что это означает» и «реально ли крут Бэнкси». И у каждого свой ответ.
8 из 10
(если оценивать чисто как документальный фильм - 10 из 10)
Никогда до сих пор искусство не имело столь неопределенного статуса, который Бэнкси талантливо раскрывает в своем дебютном фильме. «Конец истории» Фукуямы, «Дегуманизация искусства» Хосе Ортеги-и-Гассета и «Закат Европы» Шпенглера — три основополагающих труда, предопределивших апокалипсические настроения общества относительно его дальнейшего развития, и Энди Уорхол как сугубо прагматический выразитель этих настроений. Что-то непоправимо изменилось после Уорхола, но мы так до сих пор популярно не проанализировали положение вещей. «Выход через сувенирную лавку» — это и очередная провокация главного street-художника современности Бэнкси и тончайшее исследование искусства постмодернизма, поп-арта и стрит-арта, которые, как доказывает автор, можно выразить в самом доступном человеческому пониманию эквиваленте — деньгами.
«Выход через сувенирную лавку» — по всем параметрам это фильм-ловушка. Жанрово — это мокьюментари, по смысловым пластам — пианино в траве. Начинаясь как история о французском чудаке Тьерри Гуетте, который страстно ездит за граффити художниками по всему миру в попытке запечатлеть на камеру становление этого вида изобразительного искусства, внезапно история приобретает двойное дно, поворот на полной скорости. Мы выходим не через парадный выход, а через сувенирную лавку, и видим не легендарного Бэнкси, а глупого, но чрезвычайно расчетливого буржуа, приспособившегося продавать не только уцененные вещи за баснословные деньги, но и знаменитые имена друзей, и артефакты свалок, выдавая их за искусство. Это история о том, как PR сгубил красоту.
Гениальный Бэнкси вновь заставил говорить о себе. В очередной раз он умудрился остаться неузнанным, но порядочно нашуметь. И нашуметь не только своим фильмом-приговором современному искусству, но и полнейшей неопределенности документальной природы «Выхода через сувенирную лавку». Упорные поиски Brainwash`a в сети Интернет вывели на его официальный сайт, но все же большинство сходится на том, что Тьерри Гуетта — персонаж выдуманный, что еще больше поднимает дебют Бэнкси в моих глазах. Важно ли, на самом деле, существовал Мозгопромыв или нет, когда таких как он пруд пруди. И именно такие Гуэтты, представители «американской мечты», способные сколотить миллион за неделю, девальвировали ценность современного искусства, а баночка супа Кэмпбелл раз и навсегда доказала, что один определенный концепт будет цениться гораздо больше, нежели бездонные произведения живописи, в которых идей столь много, что ни одну не поймать.
«Выход через сувенирную лавку» — очередное доказательство гения Бэнкси, создавшего очередную лакмусовую бумажку, действительно промывающую мозг и софитами высвечивающую всех преступников от мира псевдоискусства. Но что еще важнее, систему TV-PR-СМИ, обладающую столь сильным влиянием на умы людей, что любой бездарь, при определенном подходе, команде художников и менеджеров всего за неделю сможет создать «Выставку года». А «бараны» уже топчутся в количестве двух тысяч человек, и рядом стоит всеми неузнанный Бэнкси. С ироничной, но очень грустной улыбкой он смотрит, как в главное произведение искусства всех времен и народов превращается купюра в сто долларов.
Что сказать, Новый Свет всегда был падок на быстрые деньги, и то, что у Мистера Мозгоправа (Mister Brainwash) в итоге они появились, дает надежду, что мы увидим его новые шедевры. Надо отметить, что почти весь фильм я под гипнозом смотрела на выходки и манипуляции художников street art, и лишь в конце возникает полемика о том, что не важно продаёт ли автор свои картины, главное не это, а ТВОРЧЕСТВО. Когда во второй половине ХХ века позиции модернизма уступили новым течениям в искусстве, в том числе и street art, стало ясно одно - все они ориентированы на зрелищность, на эффект, одним словом «массовая культура». Самое обидное, что это искусство (могу согласиться с таким определением) лишь будоражит прессу и остается нужным самим авторам. А попытка повлиять на массы (возможно это именно так стоит воспринимать) рисункам на стене в Иордании в итоге просто очередная картинка, которая по словам самого крутого стритартера Бэнкси, может быть уже забыта или исчезнет на следующий же день. Это не искусство, а игра в искусство если за несколько месяцев можно создать сотни работ. В деятельности художников street art я вижу заигравшихся людей, у которых не прошел юношеский максимализм и появилось желание оставить свой след в этом мире, как неандертальцу отпечаток руки в глине. Тем не менее фильм мне понравился - в нем передан дух мегаполисов, бунтарство и креативность художников, хотя порой они, конечно, лукавят и занимаются плагиатом, но что делать если душа просит! Особенно занимателен сюжет с портретом леди Ди на денежных купюрах - сразу понятно художник поработал. Вот опять денежки всплыли... неизбежность.
Уличное искусство укоренилось в сознании людей совсем недавно. Ему чуть больше пятидесяти лет, но образ неблагополучных районов, несанкционированно разрисованных неуловимыми художниками, прочно вошел в повседневность, стал частью представления о мегаполисе, где зло смешивается с добром и порождает именно то, что гуляет по улицам ежедневно, двадцать четыре часа в сутки. Кинолента “Выход через сувенирную лавку” подстать искусству, о котором она снята: хаотичная, без конкретного сюжетного рисунка, выставленная напоказ всем, но не адресованная никому, непримиримая, неуловимая. Как Street Art.
Сие творение, судя по нелестным репликам самого Бэнкси, претерпевшее не одну “пластическую” операцию, было изначально снято и смонтировано человеком, который ни разу в жизни не смотрел российское телешоу “Сам Себе Режиссер”, но следовал её слогану чаще, чем любой её преданный зритель. Вернее, не следовал, а жил им, мучаясь вялотекущей болезнью, неизвестной медицине, но прекрасно знакомой творческим натурам, и тем, кто к зрелому возрасту еще не нашел себя. Человек этот все же дорвался до своего миллиона, и не одного, нажив себе при этом кучу проблем и столько же недоброжелателей.
Начинал свою карьеру мистер Терри aka Brainwash aka Мозгоправ (именно так зовут главного виновника) обыкновенным любителем поснимать видео. Везде и всюду он таскал видеокамеру и выключал её только в типичных ситуациях: спать, принимать пищу и ходить в туалет можно без свидетелей, пусть даже будущих. Скучная жизнь владельца не самого востребованного магазинчика “Second Hand” обрела смысл! Снимать, фиксировать каждое мгновение своей жизни, запечатлеть на кассеты и складировать их в чудовищное количество, которое имеет тенденцию расти.. Лишь после знакомства с потаенными уголками мира стрит-арта мистер Мозгоправ задался главным вопросом – куда девать столько пленки? Безудержное стремление жить в движении приостановилось.
На этот вопрос ему ответил “супергерой” закрытого общества деятелей уличного искусства, “черный плащ” на спине вольного художника, скрывающего личность человека и оставляющего напоказ только плоды творчества в стиле новейшего экспрессионизма, впитавшего в себя плодящиеся пороки тьмы, и остатки света в этом мире. Люди уверены, что знают о нем лишь одно – его имя. Бэнкси. Этот человек ведет настоящую ассоциативную войну, забрызгивает улицы краской кричащих карикатур, выплескивает энергию концептуальных инсталляций и всячески заявляет… об андерграунде, как и о себе. Говоря начистоту, как только Терри хорошенько вник в ту суть, что представляет собой underground-культура, поиск Бэнкси, кумира тысяч, живой легенды, стало главной его страстью.
А Бэнкси - предприимчивый малый. Даром время не теряя, он оперативно отшлифовал булыжник, который Мозгоправ случайно швырнул в огород райтеров. Бэнкси обработал тонны записей, задействовав редких личностей, кому он имел доверие открыться, указал себя создателем картины “Выход через …” и распылил кадры фильма, как краску из баллончика. Он предоставил зрителям самолично решать, зачем же, для кого же и о чем же этот обломок стены, на которой когда-то будет нанесено единственное произведение искусства, сотканное творцами, когда-либо приложившими свои руки к созданию вольной великой вечности.
'Не 'Унесённые ветром', конечно, но какая-то мораль здесь есть' (Бэнкси)
Для меня фильм чётко раскололся на две половины:
Первая - непосредственно о street art - о невероятно вызывающем и загадочном искусстве на грани закона. Благодаря плёнкам Терри зрители - очевидцы того, что ежедневно происходит по ночам на улицах мегаполиса, и, более того, - соучастники этого 'искусного вандализма'. Это невероятно заводит! Поэтому для меня первые 40 минут фильма прошли на эмоциональном подъеме: восхищение, интерес, адреналин!..
Но есть и вторая половина «Выхода через сувенирную лавку», и она, к сожалению, не так захватывает. История стремительного творческого взлёта Мистера Мозгоправа (Mr. BrainWash) меня разочаровала. Бедняга Терри слишком долго вращался в кругах талантливых и отчаянных художников, поэтому вполне естественно, что такого сумасбродного человека посетила мысль 'А чем я хуже?'. И понеслось: огромная студия, колоссальное количество работ, придуманных за час, выполненных посредниками и развешанными как придётся... Не хочу знать и верить в то, что все современные художники такие.
И хотя вторая половина фильма изрядно подпортила то грандиозное впечатление, которое на меня произвела первая часть картины, 'я уважаю страсть' и 'во время съёмок фильма ни один слон не пострадал' (это главное!), поэтому