Хочу сразу начать со своей точки зрения по поводу стрит-арта, граффити. Для меня не каждый рисунок, надпись произведение искусства. Не во всем заложен смысл.
А теперь к фильму. «Выход через сувенирную лавку» (Exit Through the Gift Shop) - авторский документальный фильм, созданный известным граффитистом Бэнкси. Фильм действительно больше получился о Терри, нежели о Бэнкси, как это подметил сам художник в начале картины. Она состоит из двух частей, и вот как раз вторая часть мне показалась максимально любопытной, и именно вторая часть - история успеха, по сути, бездарности - создает настроение прикосновения к настоящему творчеству, что так может пусть и не каждый, но так возможно. А все сводится к тому, что нужно всегда пробовать что-то делать. Бояться, но пробовать, чтобы понять, нужно было тебе это или нет. По-другому никак.
Фильм идеально скроен, и совершенно не похож на классическое документальное кино. Мне хотелось бы сейчас вставить цитату из рецензии Василия Коорецкого. Он очень здорово подметил резкий взлет и востребованность Мистера Мозгоправа и его работ: «Дело в том, что на самом деле «Выход…» — кино не о рождении, а о смерти стрит-арта. Его могильщик — сам Гетта, в какой-то момент вообразивший себя художником и вывернувший стратегию стрит-артистов наизнанку. Вместо рискованного творческого вандализма на улицах он стал сразу вставлять свои, похожие на плохие пересказы Бэнкси, принты в рамки, и народ повалил валом! Аншлаги, галеристы, успех — и больше никакой критики, провокации и риска. Да, хочется верить, что все это фейк, возможный, но необязательный сценарий развития событий. Но, увы, художник Mister Brainwash действительно продает свое говно за 25 тысяч». Отчасти я с ним согласна. Согласна с тем, что работы похожи на работы Бэнкси, согласна с тем, что кино, в какой-то степени, о смерти стрит-арта. Мне кажется, что именно такие псевдохудожники, как Тьерри, послужили этому. Каждый третий видел в себе потенциал и начинал «творить», где-то копируя стиль, где-то находить уже готовое. Возможно, в Тьерри все-таки что-то и есть, и все вышесказанное чисто мое субъективное мнение. Защищать Тьерри мне хочется только потому, что он рискнул. Главное- что ему комфортно в том, в чем он есть. Он зарабатывает себе и своей семье на жизнь, делая с удовольствием любимое дело.
«В конце концов, я стал самым выдающимся произведением Бэнкси» Тьерри Гетта
Он ничего не боялся, был готов работать всю ночь, и у него была огромная лестница.
Об этом фильме споров не меньше, чем вокруг самого автора. Никто уже не надеется узнать, кто он, этот Бэнкси: человек ли это, или целый коллектив, или лишь бренд для зарабатывания денег. По крайней мере, есть и такие теории.
Наверно сомнительное занятие пытаться анализировать и копаться в этом фильме, потому что непонятно: правда это или нет, едва ли это биографическая лента, и даже в конечном посыле присутствует неоднозначность (Может то, что противопоставляется современному искусству тоже всего лишь коммерческая мишура?).
Некий Терри сменяет свой нездоровый энтузиазм по отношению к съемке (в основном бытовуха) на настоящую одержимость, лазая по всюду за колумбами уличного искусства. Их объединяет страсть к своему делу: представители андеграунда стремятся к самовыражению, а Терри хочет запечатлеть это эфемерное явление. После знакомства с самой яркой и скрытной личностью этого течения (Бэнкси) и их совместной работы (синтез страстей), наступает переломный момент.
В диснейленде: Я переоделся, вышел и отправился на 'Индиану Джонса', а потом попробовал позвонить Терри, не дозвонился и пошёл на 'Пиратов карибского моря'.
Герои меняются ролями. Теперь уже Бэнкси занят фильмом, а француз горит идеей организовывать свои выставки. Но если Бэнкси заключает, что деньги и слава его не интересуют, главное - творчество (и здесь опрометчиво было бы принимать это за истину в последней инстанции), то Терри, как раз наоборот, больше желает улучшить свое материальное положение. И его творческое начало лучше всего описывает сам Бэнкси:
Большинство художников годами совершенствуются, ищут свой стиль, манеру... Терри похоже проскочил эту стадию.
Может быть, он всю дорогу был непризнанным гением... или ему повезло... а может, это значит, что искусство вообще нельзя принимать всерьез.
Терри победил, но не с помощью идеи или таланта, а благодаря рекламе и менталитету людей, которые не в состоянии бороться со стадным чувством, а также не в состоянии объяснить ту бессмыслицу, что они пришли лицезреть.
- А как вам американская готика? - Готично.
'Выход через сувенирную лавку' - это шикарно оформленный, комедийно - ироничный мокьюментари, который дает ответы на вопросы (конечно, немало тех, для кого это риторические вопросы, и для них едва ли фильм стал откровением), но и оставляет некоторые открытыми. В любом случае, просмотра он точно стоит.
Этот мир не где-то далеко. Встал ночью к холодильнику, кинул взгляд в окно — и вот он перед нами, мир ночного мегаполиса. Ночью город становится пустым холстом, так и ждущим своего шедевра. И стритхудожники оставляют на пустых стенах послания тем, кто увидит произведения при свете дня — изысканный способ написать «Я здесь был» на воротах Вечности.
Забавный и обаятельный француз из Лос-Анжелеса Тьерри Гетта в обнимку с неизменной видеокамерой совершает тур по этому миру в компании художников стритарта.
Видеокамера Тьерри — это его способ оставить память о своей жизни, не пропасть в забвении. И стритхудожники принимают Тьерри в свою компанию, им тоже не хочется исчезнуть из памяти вместе с работой чистильщиков, смывающих поутру их произведения. Тьерри знакомится с известным стритартистом Бэнкси, ведёт хронику его приключений, а впоследствии становится и другом. Вечный аноним Бэнкси почему-то не против, чтобы Тьерри снимал его эскапады, призывающие людей задуматься о проблемах общества и политических систем.
Тьерри отснимает груду материала, но когда друзья-художники подталкивают его склепать из этого фильм, результат получается удручающим. Тогда Бэнкси, чтобы избавиться на время от бесталанного оператора, предлагает тому сделать выставку. Следуя законам, которые за годы ночных путешествий Тьерри почерпнул от других стритартщиков, он называется «Мистер Брэйнвош» (Мистер, промывающий мозги), с помощью нанятой команды делает трафареты, клепает горы «шедевров» и продаёт всё добро за два миллиона долларов. Бэнкси и Ко громко плачут, что поспособствовали успеху Тьерри.
Все довольны. Тьерри — миллионер и раскрученный бренд, хитрый пиарщик Бэнкси получил свою долю славы на сравнении, публика, которая обожает, когда ей читают мораль, радостно скандирует: «Хотим бича». Но Бэнкси не только умелый продавец собственного таланта, его художественный вкус позволил ему сделать фильм столь многогранным, что можно бесконечно находить всё новые смыслы.
На самой поверхности лежит сатирическая притча: Тьерри — бездарь, публика любит рекламу и ей можно продать, что угодно, было бы побольше цинизма у продавца. Но чуть сместим акценты. Мы же знаем о том, что Тьерри не самый великий художник только со слов Бэнкси, который такая же масс-фигура, как и Тьерри. И уже не ценители прекрасного плачут, что Тьерри стал популярен, а завистники жалуются, что кто-то из их среды получил успех, которого они заслуживают больше, если не талантом, так хотя бы многолетней старательностью. Трудолюбивые сальери не могут пережить лёгкости, с какой Моцарт срывает овации.
Тьерри — плоть от плоти стрит-арта и в плане творчества он не далеко уходит от «учителей». Так что, современное искусство столь расплывчатое понятие, что любой может стать там знаковой фигурой? Но смысл лежит ещё глубже. «Может, это значит, что искусство вообще нельзя принимать всерьёз» (с) Бэнкси. Любое искусство. Включая т.н. классическое. Под видом притчи о всеядности публики, Бэнкси задал существенный вопрос: что же такое искусство вообще?
Если бы реклама была единственным секретом, то раскрутка любого человека была бы плёвым делом. Но люди покупают не вещи, они покупают настроение. Лейблы, брэнды, реклама — они продают людям состояние души, статусность, символ, возможность. Искусство в этом случае отличается, что её настроение чуть тоньше, деликатнее: катарсис, сопереживание, обретение смысла.
Но в момент информационного бума, когда человек уже научился вешать большие замки на двери своей души, тактичное классическое искусство стало терять позиции, и тогда в души устремилось агрессивное искусство современное, дарящее такие чувства как сильное отвращение, восхищение и даже желание подражать. Оно не входило уважительно через дверь, а лезло в окна, влетало в каминную трубу, просачивалось сквозь щели в полу.
Мнение, что любой может стать представителем современного искусства, верно не потому, что современное искусство не имеет художественной ценности, но только потому, что мы пока не научились противостоять этой агрессии. Правила только вырабатываются, линеек не изобретено. Не потому, что нас можно кормить вторсырьём, а потому, что пока любой оригинальный приём вызывает у нас сильную реакцию — подражание Уорхоллу, трэшевый розовый слон или хотя бы и обаятельный француз, будто вышедший прямиком из 70-х годов и словно не понимающий, какой бум он сумел устроить.
Давно уже ходят слухи, что весь фильм — громадная шутка. Что Тьерри устроил выставку вместе с Бэнкси, а быть может он сам Бэнкси и есть. Думаю, когда-нибудь Бэнкси заявит, что все работы Тьерри на самом деле творил он сам. И те, кто сейчас опять и опять подвергаясь промывке мозгов, твердят, насколько плохи работы Тьерри по сравнению с работами Бэнкси, получат очередной разрыв шаблона. Но ведь в этом и состоит цель деятеля искусства — дарить настроение. Сильное настроение.
Не обольщайтесь, что будете весь фильм лицезреть знаменитого Бэнкси, он играет здесь эпизодическую роль, к тому же тщательно блюдет свою анонимность. Фильм о чуваке, Терри Гетта, которые из-за детской травмы не мог расстаться с камерой и снимал всех подряд. В дальнейшем его зацепил стрит-арт и люди, которые этот самый арт и создают, рискуя собственной шкурой.
Плёнок по итогу оказалось много, а вот таланта - ноль, поэтому запланированный фильмец об уличных художниках вышел форменным бредом. Чтобы спасти задумку, Бэнкси решил сам сделать фильм и тактично посоветовал Терри ехать домой в Штаты и пока не снимать, а просто расслабиться и расклеить пару постеров.
Всё бы ничего, но Терри, насмотревшись на признанных уличных знаменитостей, вообразил себя художником и начал пинками будить свой спящий гений. Гения, кстати, там нет и в помине. Но внимание! Как раз в этот момент мы может увидеть, какое колоссальное влияние имеет реклама на наше общество, хоть каждый в душе уверен, что именно он ей никогда не поддаётся.
Итак, Терри нанимает команду художников, скульпторов и инсталляторов, которые работают вместо него, дабы освободить боссу время для рождения 'идей'. Однако 'идеи' - полная туфта, просто-напросто немного переделанный плагиат, ворованное и размноженное творчество других. Если до этого Гетта кажется просто безобидным малым со своими странностями, то к концу фильма у меня он вызывал презрение и брезгливость.
А вот из-за чего я поставила фильму девятку, так это те тысячи человек, которые пришли на разрекламированную выставку никому неизвестного копипастера. Никто ни слухом ни духом о нём, но уже впечатлены, уже знают, что будет круто, и уже зовут его современным Энди Уорхолом. Смех да и только: ) Я считю, это замечательный пример грамотного маркетинга, на котором чувак срубил кучу бабла. И никто даже не подумал, что он и его выставка - мыльный пузырь.
До Бэнкси ему, как до Луны. У первого есть посыл, есть смысл, есть подтекст. Поэтому его работы - социальное искусство. А Гетта, как ни печально, увидел во всем этом только обёртку популярности.
Фильм стоит посмотреть. Для меня о том, что всё в мире нужно ставить под сомнение, особенно вещи под громкими названиями, вроде современного искусства, потому что отличить золото от подделок с каждым днём всё труднее.
Лучший документальный фильм 2011-го года, 'Выход через сувенирную лавку', вызывает очень противоречивые чувства. В целом давать ему оценку довольно трудно. На рассказ о стрит-арте как явлении он не тянет, ибо действие крутится вокруг личности главного героя и его беспорядочных видеозаписей. Правильнее будет, наверное, сравнить 'Выход...' с описанием кухни уличного искусства, его изнанки.
Формально на первом плане фильма - история Тьерри Гетта, та её часть, которая оказалась тесно связанной со стрит-артом. По историческим меркам - короткий отрезок, но стандартный для жизни любого андеграундного течения, за развитием которого мы наблюдаем через объектив камеры выходца из Франции. Вначале уличное искусство существует как странное увлечение единичных маргиналов, через некоторое время оно обретает популярность, становясь в итоге источником обогащения главного героя.
Весь фильм можно поделить на три части. Первая длится чуть более половины от полного времени, рассказывая о стрит-арте как об ещё одном способе самовыражения молодых людей, настоящем андеграунде. На данном этапе анонимность художников превалирует над публичностью, ибо их искусство балансирует на грани закона. Заявить о себе открыто - значит признаться в правонарушении. Остаться инкогнито - лишиться зрителей если не вообще, то большей её части. Эту дилемму творцы стрит-арта разрешают каждый по-своему, определяя таким образов своё место в классификации художников, но о ней чуть позже.
Во второй части фильма стрит-арт показан заметно повзрослевшим, не ограничивающимся уже простецкими наклеечками на вертикальные поверхности и любительской мазнёй по стенам. Здесь нам демонстрируются инсталляции в стиле так называемого современного искусства с привлечением спецтехники и людей, а также первый этап монетизации творческого потенциала Бэнкси в виде выставки его работ и последующего аукциона. БОльшая публичность и обязывает больше, мотивируя стрит-арт вырастать из хулиганских штанишек до чего-то более вменяемого.
В третьей фазе фильма рассказывается о приходе в искусство больших денег и превращении стрит-арта в индустрию со всеми вытекающими. Сами работы художников здесь отделяются от их авторов, да и автору уже, собственно не обязательно иметь талант - даже уметь рисовать больше не нужно! Деньги и коммерческая жилка - вот что ныне заправляет уличным искусством.
Таким образом 'Выход через сувенирную лавку' показывает нам три типа художников:
1) рисующих чисто ради самовыражения, для себя - типа Space Invader.
2) Амбициозных, талантливых и масштабных ребят вроде Banksy.
3) И наконец натуральных дельцов со своей бизнес-моделью, зарабатывающих искусством на жизнь, как Mr. Brainwash.
Желание Бэнкси просто рассказать о стрит-арте благодаря снимающему всё подряд Тьерри материализовалось в мини-историю искусства, в которой все эти три типа последовательно предстают перед нами соответственно тому, как взрослеет стрит-арт.
'Наше искусство чрезвычайно недолговечно, поэтому такой человек, как Тьерри - человек с камерой - был нужен нам.' - говорит Бэнкси, объясняя снисхождение популярных художников к увлечению главного героя. Однако отчасти он лукавит - Тьерри был нужен прежде всего тем, кому было мало самовыражения ради самовыражения, кому был нужен выход на бОльшую аудиторию, кому была нужна популярность, признание и слава, наконец. И вот уже Бэнкси первый среди художников организует выставку своих работ, начиная новый этап в истории уличного искусства, открывая новый взгляд на стрит-арт - делая из него целую индустрию.
И первый яркий её представитель - Mr. Brainwash. Бэнкси кажется несколько растерянным, будто оправдываясь перед зрителями: ну да, так получилось, кто же знал - больше никогда и никому не посоветую заниматься искусством. Но он снова лукавит - мне кажется, это просто зависть, ведь сам Бэнкси и породил MBW. Своей популярностью, своей выставкой - в общем своим примером он перебросил мостик от искусства к бизнесу. А дальше в стрит-арт пришли ремесленники, которые серьёзно потеснили творцов. Ведь успех для первых означает прежде всего коммерческую составляющую. Не нужно мучительно искать себя, не нужно проходить тернистый творческий путь, даже таланта уже не нужно - умей себя продать и всё!
Смотрится фильм очень легко: до конца просмотра так и не понятно - документальный ли он или парни просто прикалываются. Глядя на 'промышленную' мазню MBW, делающуюся наспех ко дню открытия его первой выставки, как вменяемый человек думаешь о его неминуемом разорении - и непредсказуемо ошибаешься! Мир сошёл с ума - люди готовы платить немыслимые деньги за кусок разрисованного картона только потому, что это сейчас модно. Массовый психоз порождает мысли о том, что фильм - это качественная мистификация. Однако... всё правда.
Ремесленник Тьерри, предприимчивый делец, волею случая попавший на гребень волны, в итоге получил больше, чем свой брат, Космический Захватчик, и даже больше, чем Бэнкси. Несправедливо? С позиций оценки его состоятельности как творца - да, ибо дорога к американской мечте пробита не талантом эмигранта. Однако для человечества это обычная история. Ремесленники всегда кормились искусством, а творцы его создавали. На это можно обижаться, но это должное - так было всегда и так будет. В фильме нет морали, нет оценки происходящему. Возможно, Бэнкси и сам понимает, что осуждать Mr. Brainwash бессмысленно - это жизнь. Тем более, что сам Бэнкси и тот уже давно участник бизнес-тусовки.
P. S. Mr. Brainwash - скорее не мистер Мозгоправ, а мистер Мозгопромывщик.
Для меня фильм познавательный, что и характерно для документалок. На протяжении всего фильма я ждал какого-то поворота событий, каких-то ощущений, но к сожалению не получил. Сложно воспринимать его как документальный фильм, потому что интерес к нему, к истории, на уровне полноценного Голливудского боевика. Радует, что персонажи настоящие, и Теьери Гетта покоряет зрителя своей простотой и в одно время неформальностью, его обаянием, позитивом и искренностью, как у ребенка.
За что благодарен, так это за то что мне показали и рассказали о таком чуде как стрит-арт, и о гении (если можно так сказать) современного искусства - Бэнкси. Если честно, даже и не догадывался что есть такой человек, инкогнито с большими талантами, побольше миру таких людей, скромность их красит, а они красят мир.
Таким же был Тьерри, он просто ходил, и снимал, не имея никакого таланта, это может каждый, но Тьери для меня стал героем. Его стремление и усилия, раскрыли в нем талант. Может это и было 'изюминкой' фильма, что нам показывают парня с камерой, а в конце фильма он уже тот, кому подражал. Спасибо Тьери что напомнил, спасибо, что открыл глаза на прошлые увлечения, не менее важные для моего саморазвития. Что дает надежду и смысл стремится к чему-то, что интересно, что привлекает. Что то к чему ты применишь усилия и труд, любовь и старания - пригодится тебе в жизни. И что можно потратить все деньги, заложить дом, но ты будешь делать то, что тебе нравится. И если это будет что-то стоящее, то люди это увидят, и оценят. Спасибо за фильм, больше не важно о чем он, больше важно о ком он.
Что сказать, Новый Свет всегда был падок на быстрые деньги, и то, что у Мистера Мозгоправа (Mister Brainwash) в итоге они появились, дает надежду, что мы увидим его новые шедевры. Надо отметить, что почти весь фильм я под гипнозом смотрела на выходки и манипуляции художников street art, и лишь в конце возникает полемика о том, что не важно продаёт ли автор свои картины, главное не это, а ТВОРЧЕСТВО. Когда во второй половине ХХ века позиции модернизма уступили новым течениям в искусстве, в том числе и street art, стало ясно одно - все они ориентированы на зрелищность, на эффект, одним словом «массовая культура». Самое обидное, что это искусство (могу согласиться с таким определением) лишь будоражит прессу и остается нужным самим авторам. А попытка повлиять на массы (возможно это именно так стоит воспринимать) рисункам на стене в Иордании в итоге просто очередная картинка, которая по словам самого крутого стритартера Бэнкси, может быть уже забыта или исчезнет на следующий же день. Это не искусство, а игра в искусство если за несколько месяцев можно создать сотни работ. В деятельности художников street art я вижу заигравшихся людей, у которых не прошел юношеский максимализм и появилось желание оставить свой след в этом мире, как неандертальцу отпечаток руки в глине. Тем не менее фильм мне понравился - в нем передан дух мегаполисов, бунтарство и креативность художников, хотя порой они, конечно, лукавят и занимаются плагиатом, но что делать если душа просит! Особенно занимателен сюжет с портретом леди Ди на денежных купюрах - сразу понятно художник поработал. Вот опять денежки всплыли... неизбежность.
Однозначно - кино для интересующихся. Однако нельзя сказать, что аудитория фильма будет делиться на 'черных' и 'белых', тут, знаете ли, просто интересная темка.
Сам факт, что большой человек из мира стрит-арта оказался крайне разносторонне развитым - подкупляет и не обескураживает. На самом деле вопрос 'Зачем разрисовывать стены и не только?' всплывает каждый раз при виде неуклюжих каракулей на вертикальных поверхностях под открытым небом. За идею. Вот перед нами гуру западного стрит - арта, говорящие в любительскую камеру, поясняющие 'зачем'.
Фильм похож на слоеный пирог, с которого гурман снимает слой за слоем, и под каждым - 'начинка'! Смешной чувак с бакенбардами оказался не просто 'помешанным наблюдателем', фанатизм в этом деле сделал свое хорошее дело. А если задуматься : сам Бэнкси смонтировал материалы 'помешанного' в полноценный фильм. А ведь получился фильм о стрит -арте в целом и идейном Тьери в частности. Сам Большой Бэнкси здесь - лишь крупная 'паззлина' в огромной картине обзора этого искусства, заснятого на видеопленку. Вкусно! Неожиданно! не так ли?
И если разворачивать этот 'пирог' до конца, но по-настоящему в дамках здесь - помешанный Тьери, ибо 'пипл схавал' его псевдоискусство. Тот период, что для многих художников называется поиском себя - для Тьери был периодом наблюдения. Он просто перерос этот период, будучи идейным теоретиком, и понял, что ему нужно. Пока Бэнкси показывает людям ужас Гуантанамо, такие как Тьери, стоя на его плечах, будут косить деньги. И так будет всегда.
Но ведь как приятно, что есть такие отзывчивые люди, как Космический Захватчик или тот же Бэнкси, за руку приведшие в искусство идейных ростовщиков. Тьери выпьет за них рюмочку красного, а мы, ценители и пожиратели искусства, будем ходить на вот такие выставки - слепые подражания и выжимки из идей носителей современного арта. Это не обидно, потому как мы никогда не узнаем об этом. Такова жизнь.
И последнее: Тьери сделал деньги и стал общепризнанным деятелем искусства, а один из его учителей, Космический захватчик, уже полжизни делает пиксельные картинки. Так что жизнь - это движение, только одни шевелят мозгами, а другие хлопают ушами.
Мне хочется костью встать у них в горле. Но кость проглотили - мала была, каюсь. Еще доплатили - и я улыбаюсь!
Машина Времени 'Меня Заказали!'
'Exit Through the Gift Shop' заявлен как подведение итогов возникновения в обществе явления стрит-арт, предоставляя нам возможность увидеть всю историю глазами одержимого им (или тем, что Терри принимает за стрит-арт) человека. Фильм честен с нами, и если и употребляет слово искусство в исконном его значении относительно данного вида деятельности, то исключительно с ироничной полуулыбкой на устах. Нет, это не искусство и даже не протест - скорее только напоминание о самой возможности протеста, всего лишь кусочек самовыражения в мире гипсокартоновых стандартов.
Первым делом картина нам показывает сам процесс 'работы' вандалов с фантазией, а так же вводит в курс дела о якобы истоках этой субкультуры, ее первопроходцах, кумирах и просто наблюдателях. Смотреть на это интересно с точки зрения банального любопытства прежде всего, к тому же можно полелеять свои скрытые глубоко в душе задатки и амбиции 'борца с системой'.
Но это еще не самое главное, ведь 'какая-то мораль тут есть', как сказал нам в начале фильма Бэнкси. И действительно, мораль не заставляет себя ждать и является нам во всей своей красе и прямолинейности. Цивилизованное общество скорее отдаст всех своих первенцев, чем позволит чему-то существовать без ценника. Толпа способна увидеть даже черное в белом, если будет проведена грамотная пиар-компания. А любой художник со свободной душой превратится в раба индустрии развлечений за каких-то пару миллионов. Хотя...
Если подумать, то стрит-арт - самое настоящее детище современности, со всеми ее особенностями и банальностями. Так чему удивляться, когда мать приняла свое дитя таким, какое оно есть и каким еще может стать? И самое интересное, возникает такое ощущение, что создатели-то фильма прекрасно понимают всю естественность этого процесса, просто есть еще видно порох и запал не остыл - хулиганство с оттенком вредности заставляет нас метаться в сомнениях и переходить с шепота на крик, рассуждая о потребительском произволе, а само меж тем злорадно потирает руки у себя в мастерской.
Но в этот раз все же получилось скорее не в глаз, как когда-то на самой известной в мире стене, а в бровь. Как будто сам фильм нарисован из балончика с краской через трафарет: сначала забавно, слегка дерзко и весьма оригинально, как ранние граффити Бэнкси, затем отчасти вымучено, топорно и шаблонно, как 'искусство на продажу' от Мистера Мозгоправа. Зритель и не думал давиться, даже не поперхнулся ни разу - еще один забавный сувенир на полке, секонд-хендовская шмотка с необычным кроем и дорогим лейблом, пусть даже мы знаем, что она секонд-хендовская. Может создатели и получили то, чего хотели, но это их личная победа - нас она почти никак не затронула. Поэтому фильм по сути своей, что успех продавца Терри Гуэтте - всего лишь плевок в вечность.
Не считаю постыдным, но я впервые узнал о Бэнкси. Раньше даже не слыхивал о нем, хотя как оказалось его «графические» работы я видел (не «живьем» естественно). Документальный (или псевдодокументальный) фильм рассказывает не столько о самом Бэнкси, чьего лица широкая общественность не видела, а о неком Тьерри Гетта известным теперь в миру как Мистер Мозгоправ.
Что касается самой идеи стрит-арта, то тема для меня далекая, а к самим арт-живописцам я отношусь двойственно – все таки их деятельность на улицах, в большинстве случаев самый настоящий вандализм. А вот по поводу фильма, сказать трудно, лично мне было не особо интересно, хотя оригинальность фильма все же отмечу. Ну а учитывая, что так и не понятно, что правда, а что «гениальная» мистификация, так вообще трудно судить о документальном контексте данного кинематографического произведения. Но на критиков он произвел впечатление, а вот на меня нет. Поэтому все похвалы этому произведению для меня прошли стороной. Наверное по этой причине номинацию на «Оскар» за документальный фильм я назову спорной.