К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Генрих восьмой с его шестью женами не дает покоя современным кинематографистам. Свежий британский проект 'Игра королевы' 2023 г. однако решил сосредоточиться не на самом короле, а на его последней жене Екатерине Парр.

С точки зрения исторической достоверности картина весьма сомнительная. Но как художественная лента весьма увлекательна. Она основана на романе Элизабет Фримантл 'Гамбит королевы' и предлагает нам историю выживания Екатерины Парр, осознающей, что супруг может убить ее в любой момент.

Еще в самом начале Екатерине Парр говорят, что ей удалось прожить дольше своих предшественниц только потому что Генрих VIII справедливо считает ее глупой, простой и послушной. Впоследствии выяснится, что она не такая уж послушная и не такая уж простая. Но каких-то впечатляющих хитроумных обманов и планов, как можно было бы ожидать от фильма с таким названием, Екатерина Парр тут не особо имела.

Главная героиня немного рискует, встречаясь с 'еретичкой', проповедующей в лесах за распространение англоязычной Библии взамен написанной непонятной народу латиницей. Вылазки она совершала пока Генрих VIII был во Франции. Но вот он неожиданно вернулся и тучи над королевой очень быстро сгустились.

Король подозревает супругу в связях с еретиками, желающих подтвердить его подозрения оказывается достаточно. И дальше зрителей ожидает погружение в напряженную обыденность королевской жизни. Короля одолевает паранойя и болезнь ног. Королева маневрирует между подыгрыванием и провокацией. А режиссер картины обильно делится с нами не особо-то эстетическими постельными сценами этих двоих.

Слоган фильма гласит: 'У Генриха VIII было 6 жен. Одна выжила'. Это неправда - Екатерина Парр не единственная, кто пережил супруга. В самом фильме есть россыпь подобных неточностей, как например беременность Екатерины Парр. Но все они служат более яркой демонстрации центральной идеи фильма - а именно прославлению женской силы.

И в отличие от многих феминистских картин, в которых женская сила оказывается синонимом силы мужской, тут пытались показать именно принципиальное отличие дамских возможностей и недостатков. Женщины могут выставлять себя слабыми и жертвами. Могут хорошо играть свои роли. Могут обзаводиться преданными друзьями. Могут превращать в своих союзников детей. Могут терпеливо ждать и бездействовать. Могут мечтать, но оставаться реалистами. Могут быть недооцененными мужчинами и использовать это в свою пользу... Они много чего могут.

Екатерина Парр в 'Игре королевы' вовсе не является образчиком впечатляющей силы, ума или отваги. Но именно дочери Генриха VIII, наблюдавшие сложносочиненные и зависимые отношения своего отца и его жен, оказались достаточно решительными, чтобы удержать в своих руках престол и превратиться в первых королев в истории Англии. Так что базовая идея 'Игры королевы' вполне может быть самой что ни на есть правдой.

Главные роли исполнили Алисия Викандер и Джуд Лоу. Режиссурой занимался бразильский режиссер Карим Айнуз, прославивший с фильмом 'Невидимая жизнь Эвридики'.

Рейтинг ленты - 6,2 в IMDB и 6,7 в Кинопоиске. Это далеко не шедевральный и не масштабный фильм. Но он вполне достойный, увлекательный, раскрывающий хорошо известных персон и религиозные конфликты Англии с нового неожиданного ракурса.

19 сентября 2024 | 13:33
  • тип рецензии:

Шестерых жен британского монарха Генриха VIII английские школьники заучивают таким образом: развелся-казнил-умерла-развелся-казнил-пережила. И все же больше всего внимания уделяется его первым двум женам - все-таки с ними связан процесс Реформации церкви Англии, а остальные оказываются не столь популярными. А зря - ведь о последней шестой жене, Екатерине Парр, тоже можно сказать немало интересного. Именно ей и посвящен фильм 'Подстрекательница' или 'Игра королевы' в русской локализации.

Англия, 1546 год. Королева Екатерина Парр правит страной в качестве регента, пока ее супруг воюет с Францией. Помимо этого она занимается воспитанием его детей - в особенности Елизаветы и Эдуарда, а также тайно помогает религиозной проповеднице Энн Аскью. По возвращении Генриха эта размеренная жизнь меняется, поскольку жизнь при дворе подозрительного и непостоянного монарха весьма опасна, а у Екатерины есть влиятельные враги, которые начинают плести заговоры против королевы.

Прочитав все романы из серии «Тюдоры и Плантагенеты» авторства Филиппы Грегори, а также достаточно различных статей об эпохе правления Генриха VIII, у меня сложилось четкое представление о том, какая атмосфера и какие настроения царили при дворе в поздние годы правления короля. И должна сказать, что в фильме это все смогли передать очень точно: этот страх и угнетение, когда придворные боятся сделать лишнее движение, зная что его могут неверно интерпретировать, или когда боишься сказать лишнее слово, и напряженность, когда все зависит от настроения стареющего, больного, непредсказуемого монарха, который считает, что выше него только Бог и потому он может делать все, что захочет, и как многие влиятельные личности этим умело пользуются. И в центре сюжета находится женщина, которая хоть и занимает высочайшее место в стране, но понимает, насколько шаткое ее положение, и что неверный шаг может стоить ей жизни. Атмосфера при дворе монарха-тирана передана невероятно реалистично.

К плюсам стоит отнести и великолепные костюмы, многие из которых повторяют наряды со знаменитых портретов. Богатые платья и камзолы, жемчужные украшения, тюдоровские чепцы, арселе и вуали, роскошные меховые рукава (понравились мне больше всего). Однако сценарий не всегда можно похвалить – понятно, что события в фильме не могут быть стопроцентно историческими, но многие моменты кажутся нелогичным. К примеру, зная о судьбах своих предшественниц, Екатерина точно не могла поступить так безрассудно, как показано в фильме. И многие другие моменты кажутся чересчур невероятными и слишком надуманными, чтобы иметь место в реальности.

Привлекает еще и участие шикарных актеров – их игра действительно украшение фильма. Алисия Викандер исполнил роль Екатерины Парр, образованнейшей женщины и дважды вдовы, который волей-неволей пришлось стать шестой женой Генриха VIII. Осознавая переменчивость натуры своего супруга, она все же пытается сделать как можно больше – поддерживать порядок при дворе, заниматься религиозной деятельностью, достойно исполнять роль регента и воспитывать детей короля. Алисия представляет нам королеву величественной, статной и непоколебимой, никогда не теряющей своего достоинства, даже когда ее намеренно провоцируют. Хоть и показали ее слишком уж неосторожной, но именно такой я себе и представляла Екатерину (которая вполне могла разделить судьбы Анны Болейн и Китти Говард). Противопоставлен ей один из самых известных британских монархов в истории – Генрих VIII, роль которого исполнил Джуд Лоу. Ранее ни за что не представила его в подобной роли, но Джуд с первых кадров мастерски перевоплощается в могущественного и тиранического правителя (порой бывает очень похож на портреты короля), который убежден в полноте своей власти, выше которого только Бог. Причем видно, что он смертельно устал, что его терзают не только больная нога с незаживающей и гноящейся раной (понравилось, как обращали внимание зрителей на этот «аромат»), из-за которой он не может даже нормально ходить, тяжелое дыхание и одышка (вызванное постоянными пиршествами и чревоугодием), но он ни на секунду не уступит свою власть кому-то еще, будет держать судьбы всех в своих руках и покарает любого, кто по его мнению строит заговор против него (и неважно реальный или надуманный). Устрашающе-шикарно сыгранный образ короля-тирана.

На вторых планах в ролях исторических личностей тоже знакомые лица: братья Сеймуры Эдвард (Эдди Марсан) и Томас (Сэм Райли), братья любимой жены короля и дяди наследника Эдуарда, которые всегда ищут пути, чтобы остаться у власти и сохранить влияние на племянника (особенно Томас, который несмотря на всю любовь к Екатерине, всегда действует в пользу себя и своей семьи); епископ Стивен Гардинер (Саймон Рассел Бил), который питает особую неприязнь к королеве и строит против нее интриги; проповедница Энн Аскью (Эрин Доэрти), которая высказывает крамольные идеи и не боится наказания, которое на ними обязательно последует.

Икра королевы – может быть не совсем достоверная, но весьма реалистичная зарисовка событий, происходящих в конце правления Генриха VIII. К тому же, в нем подробно рассказывается о его последней супруге, о которой знают не так много, как о других. И ради этого уже стоит посмотреть.

7 из 10

05 июля 2024 | 07:51
  • тип рецензии:

Любой, кто интересовался личной жизнью Генриха VIII, наверняка знает, что сказка о Синей Бороде отчасти основана на его взаимоотношениях с жёнами. Бразильский режиссер Карим Айнуз взялся рассказать нам о последней из них - Екатерине Парр (Алисия Викандер).

В оригинале фильм называется 'Подстрекательница' - и это название, конечно же, передает суть происходящего на экране куда как точнее, чем безликое 'Игра королевы'. Так как в истории Екатерина осталась как вполне подходящая пара своему третьему мужу, собственно Генриху - дважды до того, как стать королевой, овдовела, а через несколько месяцев после смерти короля выскочила замуж за Томаса Сеймура (в фильме нам по некоторым причинам этого не покажут, а жаль). Да, вот такие нравы были в Англии шестнадцатого века, а вы что думали?

Зрителю подробно расскажут о последнем годе жизни Генриха (Джуд Лоу) с его очень, очень, очень непростой женой. У которой он, с одной стороны, вызывает законное отвращение, так как пукает, рыгает, ведет себя как идиот, ужасен в постели - а тут еще и гангрена на ноге с соответствующим, пардон, запахом. Но, с другой стороны, стоит подруге Екатерины, проповеднице Энн Аскью (Эрин Доэрти) дурно высказаться о Генрихе - как тут же королева Кэт со всем жаром бросается отстаивать доброе имя мужа. В общем, до поры до времени с отношением главной героини к супругу все не очень понятно.

На самом деле, я ожидала от этого фильма много большего. По сути, единственное, на чем держится картина - это потрясающая игра Джуда Лоу. Как говорит сам актёр, его мечта наконец-то сбылась - теперь он не молодой и не очень красивый. Но как ни странно, закономерные временные трансформации в данном случае открыли новые, ранее неизвестные грани таланта Лоу. В 'Игре королевы' он гениально изображает тучного, истеричного, гниющего заживо параноика - и на его фоне все прочие исполнители выглядят не более чем говорящими обоями.

К сожалению, даже Алисия Викандер в роли Екатерины Парр сильно проигрывает Джуду - достоверно она выглядит только в те моменты, когда боится чего-либо (своего мужа, смерти, разоблачения). Никакие другие эмоции ей на экране не даются - но зато мы полфильма любуемся ее точеным профилем, обрамленным очень красивыми головными уборами - жемчуг и драгоценные камни форевер.

Вообще, в целом зрелище получилось очень своеобразное и крайне физиологичное - крупные планы невероятно эффектных и дорогих костюмов, например, перемежаются подробными изображениями гниющих ран, кровяных выделений и некрасивого секса. В общем, брезгливым однозначно смотреть не стоит.

6 из 10

16 июня 2024 | 11:28
  • тип рецензии:

«Игра королевы» - достаточно редкий случай, когда основная сюжетная линия не играет никакой роли в картине вообще. Больше того, сложная и путаная ситуация с реформированием церкви в Англии 16-го века представлена в фильме в стиле сказки «Курочка Ряба», в которой главным героем неожиданно оказалась мышка. С ее точки зрения основным событием этой истории становится «Мышка бежала». Так и в фильме. В изложении авторов ключевыми отличиями Реформатской церкви от Англиканской становятся два фактора. Первый: возможность читать Библию не на латыни, а на английском. Второй: умаление роли священства в качестве посредника в диалоге человека с Богом. Если учесть уровень грамотности населения 16-го века, то с таким же успехом можно было бороться за издание священного писания на сербско-хорватском. В дальней перспективе борьба за приближение церковного языка к народному смысл имела. Но не до исступления же. В 16-м то веке! Что же касается священников, то к моменту событий картины, английский монарх Генрих Восьмой уже успел порвать с Римско-католической церковью, быть от нее отлученным Римским Папой Климентом Седьмым, основать новую церковь – Англиканскую, главой которой стал сам монарх и немало пошарахаться в разные стороны, благоволя то римскому сакральному обряду, то протестантскому. Так что роль английского священства сама по себе стала сугубо утилитарной для реализации желаний нестабильного короля.

Все эти разрывы и хаотичные метания Генриха имели под собой основу не в виде духовного томления. В фундамент были заложены два основных ингредиента – Деньги и Страсть. Страна вела бесконечные войны. И, безусловно, церковная десятина, отправленная в английскую казну, а не в далекий Рим, имела важнейшее значение для экономики воюющего государства. Формальным поводом для разрыва с католицизмом стал отказ Римского Папы утвердить развод Генриха Восьмого с нелюбимой женой Екатериной Наваррской ради брака с любовницей Анной Болейн. Учитывая, что женат Генрих Восьмой был неоднократно, легко объяснить его смену интереса к конфессиям в дальнейшем. Что было выгодно – тому и благоволил. Теперь об этом андерграунде можно благополучно забыть. В фильме от него остались только легкие намеки, похожие на романтическую сказку. Если бы не одно НО: фильм притворяется, что он именно об этом.

На что рассчитывала Екатерина Парр, идя под венец с таким монархом? Она не могла не знать, что пять предыдущих жен закончили истории своего супружества разными вариантами одного и того же слова «плохо». Две сложили головы на плахе, одна умерла в родильной горячке, две были отправлены в забвение и в отставку. В воплощении Алисии Викандер Екатерина Парр – воплощение твердости в дружбе, материнстве, защите женского начала. Материнские чувства Екатерина реализовала достаточно оригинально, любя и заботясь о детях своих мужей от прежних браков. Екатерина до морганатического брака успела дважды овдоветь. Трогательная дружба с падчерицей Елизаветой и подругой, поэтессой Энн Аскью – это фундамент характера главной героини. Энн вошла в мировую историю не столько своей мученической смертью на костре, сколько тем, что стала первой женщиной в мире, потребовавшей развода. В картине мы знакомимся с поэтессой, оставившей мужа и двух детей ради проповеди протестантизма. Проповедует она в лесу какому-то сброду, неся откровенную патетическую околесицу. О том, что самым главным элементом конфликта поэтессы с церковью стало ее убеждение в ложности евхаристического превращения вина и хлеба в кровь и плоть Христову, в фильме ни слова, ни полслова. И правда, чему сложности, когда можно просто ? Она – отважная женщина, бросающая вызов гнусному мужскому миру и хватит об этом. Екатерина заботится о подруге, пытается спасти ее от обвинений в ереси и костра. Но едва сама не оказывается придушенной своим грубым и непоследовательным мужем. После того попытки заступиться за подругу прекращает, сохранив в памяти нежные жесты, которыми Екатерина и Энн одаривали друг друга в лесу.

Если церковная реформация притворно главная тема фильма, то реально центральным мотивом становится гендерный. Дефицит сведений о реальном устроении средневекового общества дает возможность режиссеру развернуться во всю ширь своих представлений о мужских брутальности, жестокости, коварстве и непоследовательности в те годы. Мужчины женщин душат, заставляют облизывать свои столовые приборы, засовывают им пальцы в рот, наваливаются на них жирными тушами с гниющими и вонючими ногами. И все это на фоне эпидемии чумы! Мужчины интригуют, предают, роются в грязном женском белье. О, с каким упоением реализуется в фильме вся эта физиология с ранами, загноениями, женской кровью, выкидышами! Вот для чего кино создавалось! К середине становится понятен и начальный титр картины, который предупреждает: как там было в 16-м веке, мы точно не знаем, лишь предполагаем. То есть, то, что мы видим, все-таки не реконструкция средневекового быта, а лишь фантазии наших современников, реализация их подавленных желаний! Брр-р!

Что в картине точно интересно – так это быт и нравы английского двора. Эвакуация по случаю чумы всей свиты дает странный эффект толкучки в час пик в метро. Малоприспособленный для королевских приемов дом: залы тесны, коридоры узки, апартаменты темны. Коварный и жестокий монарх на расстоянии вытянутой руки. С ним можно и песню спеть, и головы лишиться. В этом элементе «Игра королевы» начинает подозрительно напоминать забытую картину Бориса Бланка «Кремлевские тайны 16-го века». В той ленте Иван Грозный со своими опричниками выглядели, как банда «Черная кошка» по недоразумению оказавшаяся в Кремлевских палатах. Это не было откровением, но было интригующе. Примерно такой же эффект возможностей умноженных на опасности присутствует и в «Игре королевы». И это – единственное, ради чего фильм стоит смотреть.

В фильме, естественно, не будет упомянуто о том, что Екатерина Парр, не погоревав во вдовстве и 4-х месяцев снова выйдет замуж. И правда, сегодня – Генрих, завтра – Томас: какая разница! Главное: женскую дружбу сохранить. Картина оставит зрителя – неофита в полном неведении, что же это за религия такая, которую проповедовали Екатерина и Энн, наполненная светом, любовью и радостью ? То, что это протестантизм, который потянул за собой в новую историю шлейф новых конфликтов и новых жертв – зачем зрителю знать ? Тогда и жертва главной героини обесценится. Все проще: мышка бежала, хвостиком задела.

14 июня 2024 | 11:43
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: