Данный фильм очень и очень соответствует своему жанру. Фильм ужасов… И это именно так!
По крайней мере, я при просмотре частенько вздрагивала и подскакивала в кресле от неожиданности. А в некоторых моментах фильма, прекрасно понимая, что по смыслу сейчас на экране должна появиться какая-нибудь жуть, хотелось закрыть глаза и сжаться в комок, чтобы снова не испытать чувство панического страха. Придя же домой, после вечернего сеанса (а я смотрела «Астрал» именно на таком сеансе умышленно, желая получить всю гамму возможного страха), хотелось вопреки всякой логике включить в каждой комнате свет и оставить так до самого утра. В данном плане фильм заслуживает оценки десять с плюсом.
Однако… Я по своей натуре зритель весьма внимательный и память на сюжеты у меня неплохая. В связи с чем, начиная приблизительно с середины фильма, я уверенно начала себе повторять: «Я видела этот фильм!» Давным-давно и немного в другой интерпретации.
Обосную. В 1982 г. вышел фильм режиссера Тоуба Хупера – «Полтергейст» (кстати, одним из сценаристов к нему был Стивен Спилберг). Я его смотрела намного позже. Сюжет незамысловат, и если вкратце, то выглядит следующим образом: семья, кажется из пяти человек (папа, мама, трое детей – 2 девочки и 1 мальчик), переехала в новый дом. Спустя некоторое время в доме стала происходить всякая чертовщина, а потом, прямо из своей детской, пропала младшая дочь. Приглашенный медиум пояснил, что это буйствует полтергейст и ребенка забрало в другое измерение (может и не «измерение», но буду называть это место именно так) нечто очень злобное и нехорошее. Матери пришлось для спасения своего ребенка зайти туда и благополучно вернуться обратно вместе с дочерью…
По-моему схожесть сюжетных линий – налицо, остается только найти «десять» отличий.
Теперь перейду от ужасов к комедии. Были в «Астрале» некоторые моменты, которые меня развеселили.
Первый: спиритический сеанс с противогазом на голове. Я конечно точно не знаю, по какой схеме общаются с миром духов и астральных тел, но противогаз на голове у медиума, все-таки оригинальное решение. Такого я еще нигде не видела. И наверно это с гордостью можно назвать прорывом в области спиритизма и кинематографа.
Второй: образ сáмого главного злодея, так сказать «воплощения вселенского зла». Первоначально это была только неопределенная тень, вселяющая неподдельный ужас (с моей стороны ужас был действительно неподдельным). Затем, жуткое лицо, которое за счет того, что возникало в совершенно неожиданных местах, тоже заставляло вздрагивать и хвататься за локоть рядом сидящего. Но когда весь этот «ужас» показали целиком… Я даже не знаю, как описать те эмоции, которые посетили меня. И опять же этот персонаж напомнил кое-что из ранее виденного: Фредди Крюгера и ситха Дарта Мола из 1-го эпизода «Звездных войн» (все новое – это хорошо забытое старое). Кого из них больше, даже не знаю. Наверно, все-таки ситха. Глаза, которые фигурируют практически в финальном эпизоде, мне показалось, позаимствовали из фильма «Ребенок Розмари» Романа Полански (точно утверждать не буду, так как этот фильм смотрела ну, уж очень давно). А вот рога, копыта и хвост, по моему скромному мнению, были вообще излишними. Именно они и вызвали у меня улыбку. Ну, зачем же так явно изображать «вселенское зло»? Тени, недосказанность и неопределенность при изображении чудовищ, пугают гораздо больше.
Игра актеров, наверно хороша. Употребляю данное словосочетание только потому, что все время наблюдала за Роуз Бирн (она все ж таки смогла завладеть моим вниманием), в связи с этим не так пристально следила за игрой остальных. И… Опять же, по моему скромному мнению, эта роль не для Бирн. Ну, не ее это жанр! Задумчивая, меланхоличная и анемичная – это не тот образ и не те эмоции для фильма ужасов. Ну, ярче эмоции должны быть! Отчетливей! В итоге у меня сложилось впечатление, что в данной роли она отбывала трудовую повинность, не более. Я на протяжении всего фильма наблюдала за Бирн и ждала, когда же она начнет играть в соответствии с жанром. Дождалась. Это было в самом конце.
Однако, справедливости ради, стоит заметить, что может быть дело и не в Роуз Бирн. Возможно дело в режиссере, поставившем перед ней задачу создать образ меланхоличной депрессирующей домохозяйки, которую «задолбал» быт, вечно орущие дети и муж, постоянно прячущий голову в песок, как страус. Тогда, беру свои слова обратно, она просто гениально это сыграла.
Музыка. Она очень хорошо дополнила фильм, добавила напряженности и ужаса. Кое-где заставила бешено или с замиранием, в такт мелодии, колотиться сердце. Именно такое музыкальное сопровождение и должно быть у фильма ужасов.
При выставлении оценки, я очень долго не могла определиться и металась из одной крайности в другую. Решила выбрать «золотую середину». Но потом, задала себе несколько вопросов, и ответила на них предельно честно, отбросив предвзятость. Этот фильм ужасов напугал? Да. Сильно? Еще бы! Сюжет хоть и не нов, но пересказан на новый лад, новшества привнесены? Да. Роуз Бирн привлекла внимание? Да. (Тогда нечего говорить, что она плохо играет! Если бы играла плохо, внимания не привлекла бы). Желаемую дозу адреналина я получила? Да. Буду ли я пересматривать этот фильм снова? Н-у-у-у… Наверно, нет. Он на один раз.
Подытожу. «Астрал» - яркий представитель своего жанра. Любителей ужасов он несказанно порадует. Поэтому сильно мелочиться не буду.
- И что, стоит 'Астрал' смотреть?
- Да ну, такая фигня...
Такое мнение я услышала от подруги, но любопытство взяло верх, так что решила посмотреть сама.
Начало не было интригующим: семья переезжает в новый дом, там начинается мистика, бла-бла-бла... Интересное начинается вместе с появлением классической бабки-экстрасенса и ее фееричных, комедийно нелепых помощников. Тут начинаются и монстры, некоторые из которых заставляют подпрыгнуть на диване и подумать (а то и сказать): 'ТВОЮ МАТЬ, ЧТО ЭТО?!', появляются интересные факты из прошлого и настоящего главных героев, и все это вертится вокруг лежащего в коме мальчика, который оказался в ненужное время в ненужном месте.
И вот родители, ведомые сумасшедшей старушкой и ее фриками, вступают в борьбу с нечистью. Похвально. Но не оригинально.
Вообще, в этом фильме оригинального мало. Концовка пугает своей неожиданностью, но вполне предсказуема. Да и сам сюжет не отличается свежестью. Но привычных всем нам штампов, надоевших до зубной боли, практически не встречается.
Пока там то да сё, сын в коме, родители гоняются за чертями, черти за родителями, саундтрек устрашает, а зритель потихоньку начинает скучать, ибо ничего шедеврального в фильме нет. Что не отменяет его добротности.
Смотреть можно. Но не ждите слишком хорошего от этого фильма, иначе разочаруетесь. Как и моя подруга, с которой я позволю себе не согласиться.
Все мы прекрасно знаем, что не так страшны монстры (а их в 'Астрале' целый зверинец), как само ожидание встречи с ними. Фильмец начинается довольно неплохо и то и дело заставляет нас покрываться мурашками... пока нам не демонстрируют главных антагонистов. Черный когтистый бес с красной рожей, неадекватная покойная бабка, не менее покойные молодые леди со зловещей улыбкой и застывшими глазами, мужик в кожанке с подрисованным недоброжелателями лицом - когда все эти товарищи начинают появляться в кадре и нападать на главных героев, начинается тягомотина в духе старых добрых фильмов о призраках. Все до боли стереотипно - от очередных паранормальных явлений в доме (мебель ходит ходуном, свет гасится и прочая классика жанра) до вызова старушки-медиума. В некоторых случаях тянет на смех, особенно когда бабуля во время 'контакта' явно переигрывает или красномордый бес играется со своей музыкальной машинкой. Ну несерьезно это:)
Сцены с нагнетанием ужаса в первой трети фильма получились наиболее удачно. Гнетущее музыкальное сопровождение делает своё дело - пугливый человек со слабой психикой реально долго будет под впечатлением. Проблема в том, что 'Астрал' мог бы получиться на голову выше в плане своей 'ужасности', если бы вместо остросюжетной беготни папаши по тонкому миру и прочих драйвовых моментов зрителю дали подольше испытывать мистическое предвкушение встречи с неведомым - вот это было бы супер! А так... Когда зло очерчено, материально, изучено со всех сторон, ползает по стенкам, прыгает по деревьям - это уже совсем не хоррор.
Фильм - не шедевр. Просто добротно поставленный ужастик, один из лучших в категории Б. Если вы хотите реально испугаться, то даже старина Кубрик со своим 'Сиянием' и то больше мистики и ужаса наведёт. Фильм - не отстой, ибо игра актёров, работа оператора, звук (а он тут реально супер) на высоте. 'Астрал' воспринимается как цельная, завершенная картина, а потому ниже 7 баллов палец клацнуть не потянулся. Итого - очередная коллекция скримеров, скомпилированная очень добротно, но не вызывающая желания спать только при свете или оглядываться по сторонам во время ночной вылазки к туалету. Как то так: )
Картина сопровождается, пускай не 100% реалистичностью веры в то, что происходит при просмотре, но тем не менее заслуживает внимания хотя бы на 1 раз. Потому что есть динамика развитий сюжета, есть актерская игра: мне особенно понравилась игра Лин Шей, она подошла к работе, думаю, лучше, чем все остальные, т. к. считаю, что именно из-за неё продолжительность фильма смотрится в более динамичной атмосфере и именно она придала новый интерес к фильму (новый - потому что у меня в начале возник интерес к картине, а ближе к середине как-то увял). Что не скажешь об актрисе Роуз Бирн, по началу вроде бы всё нормально, но ближе к середине, как-то начинает надоедать своими 'визгами' и честно говоря не всегда настоящей игрой, именно из-за этого к середине и почти до конца на её присутствие в картине пусть и замечается, но быстро 'улетучивается', поскольку не держит она своей игрой зрителя. Что же до Патрика Уилсона, то здесь по сравнению с Роуз, игра сильнее, но и с Шей не сравнишь. Хотя так же надо заметить, что выдвигая Лин Шей лучше всех остальных, это не значит, что её работа тянет на 'Оскар' или хотя бы 'Золотой глобус', нет, просто как я уже сказал ей удалось своей игрой придать динамику развитий и чуть более заинтересованность в сюжете.
В целом, картина заслуживает просмотра, режиссеру на некоторые мгновения при просмотре всего фильма удалось запечатлеть мое внимание некоторыми моментами (например концовкой, где страшная женщина, которую вроде бы изгнал герой Уилсона внезапно возвращается в реальность и надо признать это неожиданно, эффектно и интригующе!), ведь есть в сценарии немного и правда, если говорить о сопоставлении написанного материала и реальности. Так же нужно заметить и честно признаться мне это понравилось - НИ КТО за весь фильм не погибает, а ведь мы знаем, что жанр этой картины - 'ужасы'!
Джеймс Ван и Ли Уоннелл - люди в мире фильмов ужасов далеко не последние. Этот творческий тандем навсегда вписал своё имя в историю, создав 'Пилу' - изобретательную, жестокую и захватывающую серию фильмов, быстро обрётшую статус культовой. Не остановившись на этом, семь лет спустя они взялись за создание новой франшизы, которой также суждено было стать успешной. Каким же получился первый 'Астрал'?
На мой взгляд, неоднозначным. Взяв за основу порядком заезженный уже в то время сюжет о потусторонних существах, вселяющихся в тела живых людей, Джеймс и Ли не то чтобы смогли привнести в жанр что-то новое. Да, здесь есть очень хорошая работа со звуком, но это единственное, пожалуй, что можно назвать в 'Астрале' выдающимся.
При всём желании погрузиться в фильм не получается. Виной этому и длительная раскачка (первый по-настоящему страшный момент случается уже когда хронометраж переваливает за полчаса, т.е. за треть фильма), и неинтересные персонажи, и довольно посредственная актёрская игра. В итоге ощущения при просмотре 'Астрала' очень схожи с теми чувствами, которые появляются при посещении какого-нибудь 'Дома ужасов' в парке аттракционов. То есть иногда ты почти вздрагиваешь от неожиданности, иногда тебе становится неуютно, но ты ни на минуту не забываешь, что всё вокруг - понарошку и действительно до смерти тебя пугать тут никто не собирается. Порой возникает ощущение, что Ван и Уоннелл пытались снять нарочито старомодный фильм ужасов, включив в кино массу соответствующих атрибутов: начиная от резких звуков струнных в острые моменты, заканчивая стремительными наездами камеры на центральный объект кадра.
В какой-то момент появляется и сам Уоннелл в составе дуэта охотников за паранормальными явлениями. Откровенно говоря, до самого конца неясно: то ли это тонкая самоирония, то ли сценарист действительно пытался создать полноценного комедийного персонажа. В любом случае, эффект получается так себе. И проблема не в самом факте присутствия Уоннелла - в той же 'Пиле' он вполне успешно отыграл одного из главных персонажей. Проблема в том, что для полноценных персонажей дуэт паранормальщиков смотрится слишком плоско и дурашливо, для комедийных - слишком несмешно.
В итоге атмосфера, и без того трещащая по швам, разлетается вдребезги окончательно. А потому моменты уровня того, когда главный герой воспрял духом и начал раздавать лещей призракам просто после мотивирующего 'Помни, ты сильнее их!' смотрятся ещё более натянуто и беспомощно, чем могли бы.
Я посмотрел этот фильм два раза (решил освежить в памяти перед походом на пятую часть), и во второй раз он мне понравился даже меньше, чем в первый. Однако плохим назвать его нельзя: всё же смотреть местами было интересно. Думаю, адекватной оценкой будет