Наверное, фильм достаточно хорош для тех, кто не знаком с книгой Дэвида Николса 'Один День'. В который раз убеждаюсь, что книга в тысячу раз лучше, чем фильм...
Увы, после того, как после прочтения книги я посмотрела фильм, чувство разочарования и неудовлетворенности преследовало меня еще очень и очень долго. В книге практически не отражен внутренний мир главной героини, что является ключевым по отношению к развязке этого сюжета.
Однако, стоит отметить, что фильм снят довольно-таки неплохо. Хороший актерский состав. Искренне отыграны сцены человеческих отношений.
'Один день' вплетает в одну историю юную барышню - педантичную Эмму с девчачьими комплексами, идеалами и амбициями писательницы в исполнении хрупкой и трепетной Энн Хэтуэй и эпатажного, беспечного молодого человека Декстера, в лице запомнившегося зрителю по романтизированному фильму по мотивам песен The Beatles “Через Вселенную” – Джима Старджесса. Двое этих красивых и по-своему интересных и весьма странных людей встретились на университетском выпускном. По закону таких алковечеров герои должны были просто переспать. Но на этом можно было и закончить рассказ. Наша же картина растянется на долгих 20 с лишним лет, мы будем видеть только один день практически из каждого года до настоящего времени - 15 июля (именно тогда, в 1988 году наши друзья и познакомились).
Не в первой режиссеры предлагают на широких экранах освятить дилемму – есть ли дружба между мужчиной и женщиной. Декстер – типичный мужчина, признается своей подруге Эмме, что смотрит на противоположный пол, словно он только вышел из тюрьмы. Вроде бы все так, все это понимают, и даже такая честность импонирует. Но, с другой стороны, правда глаза колит (как и у нашей героини глаза уже на мокром месте), она и доказывает, от чего двое – вроде бы созданных друг для друга человечка – лучшую часть жизни подыскивают альтернативные варианты. Возможно, растягивая ожидание, нам сообщают, что любое счастье, скорее всего, недолговечно и ненадежно.
Я не смею больше произнести ни слова о сюжете. Это просто легкий романс, весьма разочаровавший драматичными изменениями в судьбах и головах героев, на фоне Лондонских прогулок, взросления, депрессий и перипетий наших друзей с довольно предсказуемым финалом, о котором можно догадаться незадолго после начала фильма.
«Американская мелодрама о том, как с годами сохранить близкие отношения» - гласит нам Википедия. Хм… Неужели? Декстер – бабник, каких ещё свет не видывал. Любит только себя, занимается только собой, не обращает внимания ни на мать, ни на отца, ни на друзей – да их у него и нет. Хотя есть: лучшие его друзья – это алкоголь и наркотики. Единственный человек, который где-то в глубине души ему дорог, - это Эмма. Она влюблена в него практически с юных лет, робкая, скромная, но как-то более-менее успешно идёт к своей цели и становится человеком. При этом вроде встречает нормального мужчину, но тут появляется он – весь такой жалкий, потерянный, пропавший, но осознавший, что очень её любит. Не самая свежая история, согласитесь. Что-то похожее мы видели и в «Друге невесты», и в «Больше чем любовь», и даже в «Дневнике памяти». Но «Один день» дарит нам другой финал.
Что нам хотели сказать сценаристы и режиссёр? «Что надо любить родителей, родных, друзей?» – ну это я и так знаю. «Что не стоит опускать себя до наркотиков и т.п.?» – это давно всем известно, ещё после «Реквиема по мечте». «Что не всегда браки «по залёту» бывают удачными?» – никто и не спорит. «Что не надо бояться своих чувств, что не надо бояться признаться в первую очередь себе?» – да, это не ново, но, пожалуй, об этом надо напоминать людям. «Что иногда может быть слишком поздно?» - наверное, да. Бинго! В водовороте жизни человек может потерять себя, «перестать быть хорошим человеком» - как сказано в фильме. А другого шанса стать нормальным и хорошим может и не быть! Или вот ты наконец-то разобрался в себе, два года прожил счастливо, и тут несчастный случай…….и ничего уже нельзя изменить и вернуть! Печально, грустно, но это правда, правда жизни.
В целом, фильм можно посмотреть, но он меня не зацепил. После часа просмотра мне стало немного скучно. Хотя за такой финал, поставить совсем низкий балл не могу.
6 из 10
P.S. И смотрите по сторонам, когда идёте или едете по улице!
Эмма Морли и Декстер Мейхью, выпускники Эдинбургского университета, знакомятся на выпускном вечере 15 июля 1988 года в день Святого Светуна. Проведя вместе неоднозначную ночь, они становятся друзьями и договариваются встречаться ежегодно 15 июля. Тем не менее Эмма и Декстер сразу осознали, что их отношения будут развиваться неординарно, в любовно-дружеском русле. Вся картина поделена на 20 неодинаковых по хронометражу частей, отображая события из жизни парня и девушки, а также их неизменные встречи 15 июля. И в то время, как жизнь процветающего Декстера постепенно катится по наклонной, Эмма, постигшая неудачу в личных отношениях, обретает заслуженное признание.
Датчанка Лоне Шерфиг, экранизируя книгу Никколса, изрядно играет на контрастах между двумя главными персонажами-антагонистами. В её фильме Эмма предстаёт романтической натурой, скромной, но острой на язык и в тайне желающей немного изменить мир к лучшему. Декстер, наоборот, особых целей в жизни не имея, пользуется подарками судьбы, изображает из себя плейбоя и считает, что мир должен принадлежать ему. Эмма долгие годы торчит в мексиканском ресторанчике в Лондоне, Декстер ведёт своё ночное ТВ-шоу для подростков. Эмма, став учительницей, никак не может обрести счастья в личной жизни, а на Декстера вешаются девушки. Со временем везение стает на сторону Эммы, однако, от этого их отношения только крепнут. Как известно, противоположности притягиваются и постановщица с удовольствием эту истину эксплуатирует.
Конечно, сама история не отличается оригинальностью, и сразу же вспоминаются «Когда Гарри встретил Салли» Роба Райнера и сравнительно свежее «Влюбись в меня, если осмелишься» Яна Самюэля. «Один день» и в одном ряду с этими картинами не стоит, однако, стоит отдать должное постановщикам: из изначально скучной задумки им удалось создать целостное повествование из вереницы встреч и разлук в течение 20 лет в жизни главных героев.
Следующее. Лоне Шерфиг известна тем, что самые заурядные истории у неё иногда приобретают совершенно иной поворот. «Один день» также не стал исключением; приготовившись к просмотру очередной приторной голливудской мелодрамы, зритель будет приятно разочарован: лондонская эстетика, побережье северной Франции, умные диалоги, отменная игра актёров не дают ленте скатиться в набор клише и штампов. Постоянная смена акцентов и мест лишь подогревает интерес к дальнейшему происходящему. Обидно другое – фильм вышел слишком монотонным, а некоторые сцены невыразительными. И там, где история должна была логично завершаться либо хеппи-эндом, либо неопределённостью, творцы ленты - и постановщица и сценарист – совершают трагический поворот событий, ввергая в ужас и уныние не только Декстера, но и зрителей.
Отдельное спасибо стоит высказать участникам съёмочной группы. Сильнейшая составляющая фильма – завораживающая музыка – написана оскароносцем Рейчел Портман, на счету которой «Эмма», «Правила виноделов», «Герцогиня» и многие другие фильмы. Оператором выступил Бенуа Деломм, в активе которого «Предложение», «Мальчик в полосатой пижаме» и выходящий вскоре «Король Лир». Сама же постановщица – Шерфиг – более всего запомнилась неплохими лентами «Итальянский для начинающих» и «Воспитание чувств».
Игра актёров – на высоте. Энн Хэтэуэй, поднаторевшая в подобных постановках («Любовь и другие лекарства») играет Эмму без фальши, вызывая симпатию даже у тех, кому актриса вовсе не нравится. Джим Стерджесс, памятный по «21» и «Через вселенную», здесь сыграл замечательно, да и роль Декстера была потяжелее Эммы.
Картина «Один день» создана явно на любителя. Тем не менее просмотр рождает смешанные чувства и каждый вынесет из него свои выводы и заставит сопереживать главным героям, что поверьте, не так уж часто случается в современном кинематографе.
От режиссера «Воспитания чувств» Энн Хэтэуэй и Джим Стерджесс… это привлекает зрителя, а некоторые, как я, ждут фильм и идут читать книгу.
«Один день» - фильм о том, что иногда требуются годы, чтобы понять, что счастье все это время было рядом.
«Она сделала тебя человеком, а ты за это сделал ее счастливой». Весь фильм держится на актерских работах Энн и Джима. Они оба искренни и неподдельны. И эта пресловутая экранная химия – вот она, на ладони. На них смотришь и веришь в саму историю.
А если судить фильм как фильм, то они взяли книжку, порезали ее, выкинули половину и склеили. Даже если учесть, что книжка сама не шедевр, но в ней было гораздо больше причинно-следственных связей, был понятен весь рост и развитие персонажей и было много моментов, которые могли сделать фильм еще ярче. Весь кусок, как Эмма преподавала в школе, как ее ученики стали прототипами ее книг, например.
Если вы не читали книгу, идите и вы получите удовольствие, всплакнете в конце и выйдете с ощущением, что и в своей жизни нужно что-то менять, открыть глаза и увидеть мир по-настоящему. Если читали – не ждите многого, но вам все равно понравится.
Сюжет: В ночь после выпускного бала двое проводят ночь вместе, чтобы стать друзьями. Он: берет от жизни все, имеет успех, женщин, деньги, славу, нюхает кокаин, теряет работу, впадает в депрессию, женится, разводится...
Она: острит, пропадает в официантках, страдает, выходит замуж за нелюбимого, начинает писать... И раз в год, в день их знакомства, зритель видит, как герои проверяют пульс своих отношений: есть накал, нет накала. Он козел, а она его жалеет. А потом они понимают, что хотят быть вместе...
И как? Волна мелодрам о реальной жизни началась после «PS. Я люблю тебя». Предыдущие фильмы Лоне Шерфиг «Итальянский для начинающих» и «Воспитание чувств» были сделаны по рецепту «PS» и новый фильм не изменяет этой традиции. Мы снова в Эдинбурге Сесилии Ахерн: дожди, скотч, холмы, уродливые ботинки, мечты о несбыточном. А потом - тусовочная Европа и бары, но истина именно там - на зеленых холмах. Где мы сидим и думаем о каплях дней, о своей несложившейся жизни, об умерших людях, и о том, что в жизни все не так, как хочется. А все именно так, как не хочется: он для нее слишком успешный, она для него слишком колючая. Поэтому всю жизнь ребята тренируются, как жить друг без друга. Но вот герою уже сорок, вся сладость и горечь тусовок выпита до дна, жизнь кажется законченной, а что дальше - непонятно... И вот тут-то он все и понял, хотя что ему нужно было понять - тоже непонятно совершенно. Вообще мысль о том, что если парень знаменит и успешен, то ему не худо было бы и извиниться, красной нитью проходит сквозь фильм. Это прямо-таки написано на лице у Энн Хэтэуэй, которая виртуозно отыгрывает каждую ситуацию, локацию и реплику. Как раз тот случай, когда ленту можно смотреть только ради актеров: пара Хэтэуэй-Стерджесс настолько тонко передает химию, возникающую между влюбленными друг в друга людьми, что на экране возникает иллюзия настоящей жизни. Иллюзия совершенно необъяснимая - как и сама настоящая жизнь. Собственно, это история о значении женщины в жизни мужчины. Потому что «у каждого должно быть такое место, где бы и его пожалели» - или кто-то, кого можно просто поцеловать в висок, будь то мама, дочь или подруга. Запутанный монтаж немного скрадывает эту мысль - впрочем, книги вообще трудно экранизировать. А эта экранизация удалась на пять с плюсом: в ней невольно узнаешь себя.
Стоит ли смотреть? Стоит, хотя бы для того, чтобы еще раз напомнить себе о ценности времени, о странностях жизни и о том, что о чем бы мы ни говорили - мы говорим о себе.
С творчеством датчанки Лоне Шерфиг я познакомился лет 10 назад, когда увидел ее фильм 'Итальянский для начинающих' - двенадцатый фильм снятый под манифестом 'Догма'. Ну, посмотрел и посмотрел, хороший авторский фильм, снятый в заданных рамках, не более того. После этого, о Шерфиг я вспомнил лишь 2008 году, когда на экраны вышла обласканная критиками картина 'Воспитание чувств'. Для меня это кино прошло достаточно ровно, не произведя должного впечатления. И вот, наконец, мы подошли к последний на сегодняшний день работе режиссера - фильму 'Один день', который не только поразил меня, но даже заставил вновь сесть и написать рецензию на фильм 'для всех', что делаю я, откровенно говоря, крайне редко и нехотя.
Об исполнителях
На красивую и изящную американскую актрису Энн Хэтэуэй, с глазами испуганного Бэмби и восхитительной белоснежной улыбкой, я 'положил глаз' уже давно и с тех пор обращаю внимание на любой фильм с ее участием. В фильме 'Один день' она смотрится более чем органично, ее героине Эмме, веришь с первого до последнего кадра. Я очень не люблю дублированные фильмы и смотрю их крайне редко (как правило выбираю связку оригинального звука и субтитров), но в данном случае, хочется отметить очень удачный выбор актрисы, озвучивающей героиню Энн Хэтэуэй (дебютная работа в озвучивании актрисы Дарьи Семеновой).
Англичанина Джима Стерджесса, как любой, полагаю, битломан, я заметил в первый раз в фильме 'Across the Universe', где он не только убедительно играл Джуда, но так же и очень качественно исполнял песни. Через год после первого поворотного в его карьере фильма, он блеснул ролью шулера в '21' и побывал Джорджем Болейном в 'Еще одной из рода Болейн'. Дальше ничего примечательного не было, и вот, ему предложили роль Декстера в 'Одном дне', с которой он справился и надо отметить, весьма удачно.
О фильме
Не буду водить никого за нос, скажу честно - Я не читал одноименной книги Дэвида Николлса, на основании которой он и написал сценарий фильма. Не знаю даже, хорошо это или не очень.
Мне фильм близок тем, что я сам пребывал, да, пожалуй, наверное и пребываю в схожем положении, что и главные герои картины. В свое время, я испытывал подобное при просмотре фильма Дуни Смирновой 'Связь'. Достаточно необычно видеть в показанных персонажах частичку себя. Вероятно, именно это вовлекает в просмотр еще больше.
Очень понравилось, как создатели фильма ненавязчиво и очень органично, на протяжении всего фильма, достаточно часто вплетают временную ленту с отсчетом 15 июля из года в год.
Пожалуй, единственное мое нарекание будет в адрес гримеров, которым на мой взгляд, удалось не в полной мере показать внешние различия персонажей на протяжении более чем 20 лет.
Заключение и рекомендации
Не смотря на то, что фильм разбудил во мне бурю чувств, тем самым запав глубоко внутрь, я бы не стал рекомендовать фильм всем кому не лень. Такие фильмы, к сожалению, а может быть даже к счастью, снимают не так уж и часто. Только не поймите меня неправильно. Мелодрамы снимают с завидной периодичностью, но много ли из них действительно заслуживают внимание, и, что самое, главное, многие ли мелодрамы можно посоветовать к просмотру сильной части человечества? Пожалуй, нет.
Так вот, эту ленту мне бы очень хотелось, чтобы посмотрели мужчины, при чем не положительные мужья или закоренелые холостяки, а бабники и гуляки с частичкой 'человеческого' внутри. Таких много, поверьте. Уверен, у каждого такого 'Декстера', не смотря на блуд и поверхностное и беззаботное отношение к жизни, проявляющиеся в той или иной степени, есть та самая своя 'Эмма', которая до поры до времени может лишь верить и надеяться, что она и есть та самая.
Как не совершить фатальной ошибки и исправить то, что еще можно исправить? Фильм не дает прямых ответов, но подталкивает к правильным умозаключениям. Жизнь - хоть и долгая, извилистая дорога, но и она имеет свой конец. Задумайтесь и 'Один день' вам в помощь.
Вообще-то я не очень люблю драмы, особенно с грустной концовкой (разве что истории про собак, которые я смотрела в глубоком детстве...) Вот честное слово, знала бы, что все так закончится, не смотрела бы, но история милая. Милая настолько, что хотелось плакать вместе с главным героем 'за все про все', жалея себя, его, ее и всех подряд.
Энн Хэтэуэй никогда не была для меня убедительной актрисой, больше наигранной простушкой, впрочем, и здесь то же самое. Но Джим Стерджесс.. в чувства его героя Декстера я поверила: и в его похотливые взгляды, и в обдолбанный дурман, и в горе горькое, и в мнимую радость на протяжении 20 лет, кроме тех трех лет, когда он, действительно, был счастлив с Эммой. Как он менялся все эти годы, старел, хмелел, взрослел! Вот он убедил! Поверила жеж!
Изначально Джим Стерджесс боялся браться за этот проект, в котором необходимо было сыграть 'сильную, характерную роль да еще и с такой точкой отчета', но после выхода фильма на экраны поделился: 'сложно найти фильм, который бы понравился больше, чем книга' (Скромняга!) Образ Декстера сексуален, шутлив, он воплотил в себе все образы секс-символов 80-90-х гг... Мда, что это я все о нем, да о нем...
Лучше о героине Энн - Эмме. Остроумна. И все.. Вообще, мне такие девушки как Эмма совсем несимпатичны, 'каждый сверчок знай свой шесток', ну не по зубам ей был Декстер! Единственное, чем она его подцепила, это своим чувством юмора и тем, что она была с ним все эти годы, видела его насквозь и знала, что он из себя представляет. Недаром, в своем признании Декстеру, она говорит: 'если ты меня подставишь или изменишь, я тебя убью!', потому что она знает его сущность! Да, она нашла себя к 30-ти с лишним годам в писательстве, а он как раз стал деградировать. Идеальная пара! Нет, не то, чтобы я тут не верю во все происходящее на экране, любовь - это прекрасно! Особенно, когда вот так пронизывающе все показано, но в реале, на деле все наоборот... Она влюблена в него, он на нее не обращает никакого внимания, проходят года, они все это время общаются как друзья, у нее неудачные романы, но есть жизненные цели, к которым она стремится, карьера и бла-бла-бла. Он же наоборот - сначала слишком крут, а потом наркоман и алкоголик, вспоминает, что у него есть верный и преданный друг, который никогда его не бросит и будет любить. И вот уж поверьте, если бы она встретила нормального мужика, она бы не стала гоняться за призраками молодости!
И уж точно тут Декстеру повезло - встреть Эмма того самого нормального мужика, наш герой закончил бы свою жизнь весьма прозаично..
Идея фильма напоминает историю Бернарда Слэйда 'Там же, тогда же', только спектакль, на котором мне посчастливилось побывать был настолько скучным (я имею ввиду игру актеров), что мне хотелось, чтобы кто-нибудь из героев уже сдох, а тут, в 'Одном дне' мне бы хотелось, чтобы все жили долго и счастливо...
«Один день» - так мог бы называться фильм «Перед рассветом», если бы режиссёр пожелал остаться чуть более очевидным. Признаться, синопсис меня заинтересовал, в сердце поселилась надежда на ещё один шедевр о любви, которая нечаянно нагрянет, а потом уйдёт, но ты не сможешь её отпустить. К сожалению, все старания Николлса не оправдались, и перед нами всего лишь очередная мелодрама с симпатичными актёрами в главных ролях.
Фильм снят по книге, и это видно невооружённым глазом. Но если на бумаге идея вести повествование, перепрыгивая годы, смотрится свежо, то в кадре не каждый зритель заметит надписи, указывающие на дату происходящего. Эпизоды недостаточно разделены между собой: у главных героев, конечно, меняются причёски, но это всё. Нет ощущения, что влюблённые разделены временем и расстоянием, более того, вообще непонятно, что мешает им быть вместе. Первые минут сорок сложно за что-то зацепиться, видишь только набор сцен романтического характера.
Самая главная проблема, наверное, в том, что я просто не смогла влюбиться в происходящее с первого взгляда, прочувствовать обаяние Стёрджесса и Хэтэуэй. С таким же успехом их можно было заменить на начинающих, никому не известных актёров, чтобы соответствовали мелковатости всей этой истории. И кстати, трагичный конец нисколько не делаёт её глубже, и, на мой взгляд, он здесь вообще неуместен.
В итоге: «500 дней лета» не получилось, «Перед рассветом» не получилось, а вышла какая-то безликая, необязательная лирическая комедия.
В день окончания Эдинбургского университета флиртующая парочка Эмма и Декстер чуть было не залетели в одну общежитскую койку. Остановились на полпути - проспали в обнимку до солнечного утра. Он - нагловатый романтик из патриархальных времен, она - романтическая дурешка с соседнего дома. Проходят эпохи. Мечты рушатся, жизнь одна, но год за годом они обещали встречаться в один и тот же день - 15 июля. Постепенно крепкое плечо Декстера слабеет, Эмма становится самодостаточной, и они все еще не вместе.
'Один день' ближе всего к ненавязчивой мелодраме с фантастической условностью. Если бы у героев существовала возможность вернуть время, то они бы незамедлительно это сделали. Фильм не о том, что надо любить, а о том, что нужно ценить некую абстракция спектра чувств. И в каком-то смысле очень грустно наблюдать, как бренное увядает вместе с осенними листьями. Декстер прав - жизнь чувствуешь моментами. Но только не когда ты одинок. Романист может освежать в памяти цветные фотографии, но это не здесь и сейчас, как у Вуди Аллена, а только в воспоминаниях.