Не поняла, почему столько разговоров, номинаций и наград у этой картины. У него узкая целевая аудитория. Фильм будет близок тем, у кого разошлись подобным образом родители и тем, кто ездил отдыхать с отцом вдвоем на классическом курорте. У такой аудитории должны быть флэшбеки из детства и слезы. Я посмотрела чужие воспоминания, простую историю - и забыла тот час этот фильм.
1,5 часа тебе навязывают ощущение, что сейчас должно произойти что-то неприятное. Мне это помешало искренне и открыто смотреть на героев, я постоянно ожидала худшего и начинала клеить ярлыки без повода.
Я люблю фильмы со смыслом, с ответами на жизненные вопросы. В Aftersun показали любовь дочери и отца и боль от того, что твои родители разошлись. И вот тебе самой уже 31, как папе из воспоминаний, а рана все еще открыта и не позволяет быть до конца счастливой. И нам показали только боль, без ответов, как ее прожить и сделать свою жизнь лучше.
Не то что бы этого сильно хотелось, но уж по крайней мере были ожидания увидеть душещипательную драму отношений отца и дочери, и вроде бы, именно это нам и обещается… на протяжении всего фильма. Даже грустная, тревожная музыка предрекает, что вот-вот произойдёт нечто непоправимое, и вроде бы, оно даже и происходит… но как-то теряется во всём этом эстетском, аллегорическом камуфляже, напоминающим оный в прекрасном «Герцоге Бургундии». Только вот в том фильме любовь, грусть и страсть действительно были изображены гениально и тонко, а главное, не в ущерб самой истории пусть даже и чисто физиологической. Здесь же простор для изобразительного искусства просто огромен! Каждый неодушевлённый предмет в кадре можно оживить чувствами и недомолвками героев, однако оператор с этой задачей откровенно не справляется. Это первый критический минус данной картины. Я искренне не понял, почему должен был пол-фильма лицезреть кадры, в которые попадает только половина лица персонажа; где-то камера завалена; где-то перевёрнута вверх ногами, передавая ракурс глазами девочки, свесившей голову с кровати; где-то события отражаются в экране неработающего телевизора и так далее. Что это, закос под Сокурова? Вроде, идея понятная, но реализована она как-то неряшливо и не эстетично.
Вторым минусом стоит назвать диалоги. Судя по всему, задумка фильма состояла в том, чтобы девочка вела себя, как 30-летняя, а её папаша — как 11-летний, потому что мужик реально весь фильм страдает фигнёй, что-то бубнит и жуёт сопли. Вместо того, чтобы радоваться долгожданному воссоединению с дочерью, он грузится из-за бренности бытия, причём никак это не объясняя и не проговаривая — одни высокохудожественные намёки. Но если в то, что он такой депрессивный неудачник, ещё можно поверить, то вот в поведение его дочери — отнюдь. Дети просто не общаются так. Вспоминаю безукоризненную «Алису в городах» и плачу! Здесь же весь фильм не покидало чувство, что девочка просто декламирует философские реплики, написанные для неё взрослыми сценаристами. Лучше бы вместо этого добавили ей пару лет, поближе к пубертату, и сделали акцент на первых эротических переживаниях, как это было, например, в «Дневнике девочки-подростка». Но вместо этого создаётся ощущение, что авторы вкладывают свои мнимые травмы в невинного ребёнка, чтобы затем поглядеть, как он в финале будет их прорабатывать, уже будучи взрослым, вместо того, чтобы просто показать мир детства его глазами, хотя попытки сего предпринимались — получилось так себе. Драматургия с учётом высоты заявки не на должном уровне, к сожалению.
В общем, это фильм целиком поданный на языке чрезмерно заумных метафор, с закольцованной, почти открытой и очень грустной концовкой. За это можно даже накинуть балл. Но, откровенно говоря, фильм скучный, в визуальном плане не проработанный, ему очень не хватает технического исполнения: в первую очередь, оператора и сценариста. Как-то не сложилось впечатления великой любви отца к дочери (даже «солнцем» ни разу не назвал!). Кто её искал, пусть лучше посмотрит «Бьютифул» Иньяриту: там драма родительских чувств играет в принципиально другой лиге, и это при том, что фильм преимущественно на тему личной психологической драмы.
«Солнце моё» 2022 г. получил звание лучшей картины года по версии сразу нескольких авторитетных институций — журнала Британского института кино «Sight and Sound», Национального совета кинокритиков США, британского издания «The Guardian»…
Это отличное достижение, тем более что «Солнце моё» — это дебютная малобюджетная работа.
Однако посмотрев этот фильм, хвалить его совсем не хочется. Хочется ругать тех, кто так высоко его вознес…
«Солнце моё» сняла шотландская кинематографистка Шарлотта Уэллс. Сюжет основан на ее личной биографии и довольно прост. Фильм рассказывает нам о нескольких днях совместного отдыха молодого отца и его дочери подростка. Все повествование держится на саспенсе — зрители понимают, что что-то плохое и неприятное должно будет произойти. Режиссер всячески намекает нам на эротику и романтику, побуждая подозревать отца в педофилии. Но окажется, что 'Солнце моё' - это фильм совсем о другом. Он о любви ребенка к родителю и родителя к ребенку. О значимости таких отношений и порой болезненных отпечатках, которые они оставляют в душе любого взрослого человека.
«Солнце моё» более чем достойное художественное произведение. Оно мастерски передает чувства и эмоции главных героев, погружает зрителей в свой мир и с помощью визуальных образов отражает то, что словами невозможно выразить.
Но… Называть «Солнце моё» лучшим фильмом года — это конечно лишнее. Киносообщество уж очень сильно в последние годы пытается вознести к небесам женщин режиссеров, дабы уровнять их заслуги с более чем столетней историей доминирования мужского кино. Но правда в том, что Шарлотта Уэллс не сняла ничего действительно восхитительного и не привнесла своей картиной ничего нового…
Еще в 2010-м году София Коппола сняла сходную преподносимую зрителям как полуавтобиографическую историю. Фильм назывался «Где-то», рассказывал о нескольких днях совместного отдыха отца и дочери в гостинице. Даже если вы его смотрели, то наверняка вам нечего вспомнить о его содержании. А европейские кинематографистки за последние годы буквально завалили кинопрокат своими меланхоличными абстрактными лентами, не имеющими событийной наполненности, но вдоволь передающие эмоциональные переживания своих героинь. «Сувенир» Джоанны Хогг, «Маленькая мама» Селин Сьямма, «Корсаж» Мари Кройцер, «Сент-Омер» Элис Диоп, «Остров Бергмана» Мии Хансен-Лёв — лишь малая часть подобных лент.
Все эти женские нудные, скучные, медитативные драмы, где девочки или женщины молча страдают, проявляют уравновешенность и безэмоциональность…
Такие фильмы частенько снимаются и они конечно имеют право на жизнь. Но в большинстве своем это просто бесцветное и безликое упаковывание абстрактного философствования и представлений о «женской доле» в кинопленку. К тому же эти женские фильмы о-о-о-очень похожи друг на друга. Клеить на них ярлык «лучший фильм года» — это несправедливо, необъективно и очень странно.
Ну а возвращаясь к «Солнце моё» — пробираясь сквозь похвальбу, щедро вылитую на эту картину, лично у меня возникает вопрос: «Неужели все эти критики искренне считают, что лучшим способом отразить боль от потери отца и отразить любовь к нему является намеренное заигрывание с эротизмом? Разве это хорошо — рассказывать историю своего отца, заставляя зрителей подозревать в нем педофила?» Вопрос, который остается открытым и вызывающим недоумение…