К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Фильм начинается с знакомства с главными героями. Софи, девочка которой всего 11 лет приехала с своим отцом на отдых в Турцию, возможно у них больше не будет возможности видеться часто из-за того, что родители решили развестись, а ее отец Калум и вовсе уезжает в другую страну.

Фильм вроде и пытается держать в напряжении, показывая отца который скрывает перекуры от дочери, злится из-за ценников и не всегда поддерживает начинания своей дочки, когда надо - он закрывается в себе. Но в тоже время он показывает счастливые минуты отдыха главных героев, не смотря на все то что я написал выше.

Ближе к середине фильма зритель должен открыть для себя другую сторону медали, увидеть контраст между отцом и дочкой. Для ребенка это беззаботное время, хорошие воспоминания и время проведенное с отцом. Для отца же это возможно последние дни, когда он видит свою дочку счастливой, от чего порой ему становится не по себе и он делает не самые очевидные вещи, эта поездка оставит для него другие воспоминания.

Как по мне, самые сильные сцены в фильме были сняты без слов, фильм показывает как тяжело отцу и как в это время хорошо дочке. Через 20 лет, когда уже самой Софи 31, когда у нее у самой есть ребенок, она пересматривает архивные записи и понимает, что тогда чувствовал ее отец, возможно, у него была депрессия или молодой отец просто расстраивался из-за того, что не может купить дочери все, что она хочет. Главная героиня понимает как было тяжело Калуму, какой груз он нес на себе лишь тогда, когда сама становится родителем. Обычная поездка в Турцию для нее теперь выглядит совсем иначе.

После просмотра фильма можно задумать о своем детстве, какое оно было для вас, каким беззаботным оно было когда вы не знали ценности денег. То, что родители давали и забывали о своих амбициях и проблемах лишь для того, чтобы сделать своего ребенка счастливым. Понимаешь, что твои 'мама' и 'папа' это не что-то обыденное, это такие же люди, как и ты сам.

14 февраля 2024 | 22:03
  • тип рецензии:

В детстве родители для нас очень большие. Их взрослость недосягаема — 11-летняя девочка к возрасту молодого отца прибавляет 100 лет. Маленькими мы не замечаем особенных состояний родителей — опьянения или депрессии. А если что-то выбивается из детского представления о нормальности, ребёнок характеризует это коротко «странно себя ведёт».

Только повзрослев и самим столкнувшись со «странными» состояниями, дети начинают понимать, что это было с их родителями. Почему отец не открыл дверь, почему не вышел на сцену за компанию, почему читал странные книжки и повторял странные движения?

Софи пересматривает видео последнего отпуска с молодым отцом. Возбуждает свою память и пытается объяснить самой себе взрослой, что же это случилось в детстве. В их отношениях с отцом не много слов, но много маленьких действий.

Он переживает не лучшие времена. Ищет спокойствия, пытается заглушить внутреннюю то ли боль, то ли бессилие. Ему комфортно слиться с толпой в водном поло, в танце и совершенно не хочется выделяться на сцене. Он безмолвно уходит и растворяется в море. Прячется. Исчезает из мира в темноте. Дочь — последний луч солнца в его тьме.

Открытка с просьбой помнить, задукоментированные счастливые моменты поездки в фото и видео, прощальный танец. Взрослая дочь бросается на отца, будто вопит, за что он так поступил с ней. Бросил, ушёл, сдался? Она запомнила его странным, но любящим и милым. Это была их последняя встреча.

04 апреля 2024 | 23:42
  • тип рецензии:

Память – это монтаж. Помимо выстраивания собственных воспоминаний, человек хранит фотографии, видео, на которых увековечен он сам, его близкие; он пользуется личным архивом, чтобы ядро его идентичности не распадалось, а то и вовсе предается ностальгии или тоске. Со временем воспоминания меняются: тускнеют, теряют четкость – или, наоборот, остаются долгое время не тронутыми. Память в кино – это монтаж, которым можно художественно осмыслить и склеить целый фильм. Однако за пределами такого творчества идет неустанная черновая работа памяти живого человека – в разы менее приглядная, куда более шероховатая и рваная. Такое вот вступление похоже на то, что я держу Aftersun на расстоянии вытянутой руки: не подходи ко мне слишком близко, ты меня тронул, а я хочу тебя критически осмыслить.

Насколько фильм посягает на личное пространство и границы зрителя, вопрос всегда интересный. Шарлотта Уэллс сняла очень личный фильм, частично основанный на ее воспоминаниях о собственном отце. Отношения между 11-летней Софи и ее 31-летним отцом по имени Калум интимны по определению: следя за их дурашливым общением и обменом заботой, опасаешься фальши, проявления чувств мимо нот. К счастью, зоркое сердечко зрителя в хороших руках – благодаря великолепной актерской игры юной Фрэнки Корио и Пола Мескала.

Софи крута и любознательна. В этой истории взросления она как будто опережает своего отца, когда тот хочет дать ей совет или преподать какой-то жизненный урок. Они ведут разговоры на равных. Есть место размолвкам, разочарованиям – по силе воздействия отдельно стоит сцена в караоке. В момент, когда я услышал R.E.M. „Losing My Religion“, я подумал, что это запрещенный прием. Поющая мимо нот Софи стоит на сцене и исполняет песню, которую они любят с отцом и, видимо, пели когда-то вместе. Но поет она одна, потому что отец отказался выйти с ней на сцену.

Что гложет Калума?

Образ отца выведен довольно четко. Умолчания и намеки дают простор для того, чтобы дорисовать его портрет. Ведь закономерно возникает вопрос: каким человеком был отец Софи? «Однорукий» Калум увлекается восточной философией и практикует цигун. Из того, что он сообщает о себе самом, можно предположить, что не все так благополучно. Мотив равновесия (Калум делает цигун на перилах балкона) и медитативности сильно выражен и усилен живописной природой Турции. В сцене с лодкой Калум надевает костюм для дайвинга и говорит инструктору в ходе их небольшой беседы, что «не видит себя в 40 лет». После этого камера медленно переходит с его усталого лица на дальний план. Самоисполняющееся пророчество это или нет, но дальние планы, в которых растворяется Калум, например, когда он заходит в ночное море – или ныряет в глубину за маской, которую обронила Софи, – не только символы единения с природой (хотя это созвучно Калуму с его поиском равновесия), но и символы смерти. Малое растворяется в большом, тревога обретает покой в забвении – и больше нет нужды держать равновесие.

Выходка с хлебом, запущенным в аниматоров, подобранный недокуренный бычок, плевок в зеркало в ванной – повадки хулигана, но я вижу также молодого мужчину, который пытается пребывать в моменте и обуздать свои тревоги. Важно и отметить сцену его ранимости, где он обнажен и показан со спины. Я думаю, что Пол Мескал – актер нового поколения, который своими ролями в Normal People и Aftersun воплощает образ положительной маскулинности – ранимой и осознающей свои ментальные трудности. Никак не слабой.

Запомнились «текстурные» склейки: застывший плевок зубной пасты, переходящий в ворсистость халата / полотенца; косичка, которую заплетают Софи, переходящая в узоры ковра. Словно мандалу, Калум рассматривает этот ковер – и в очередной раз задаешься вопросом: что гложет Калума? Наблюдательность и чуткость Софи, вспышки ее эйфории, насыщенные краски Средиземноморья и подспудная тревога – это нежная ткань памяти, вызывающая мурашки, когда касаешься ее взглядом. Уже будучи взрослой, Софи вспоминает ту далекую поездку. Образы-памяти разворачивается в трех измерениях: сами воспоминания и видео-дневник, записанный Софи и Калумом. Третье измерение не совсем продукт памяти – это сюжетная линия конфронтации с образом отца; тревожный рейв, где боль утраты срывается на истошный крик. Остается додумывать, как часто Софи возвращается к воспоминаниям того лета и насколько прожита утрата. После Aftersun наступает Afterfilm – и хочется побыть в тишине.

23 мая 2023 | 12:09
  • тип рецензии:

Тяжело думать о моментах, предшествовавших сердечной боли, и не наделять их предзнаменованиями. Разум слишком часто превращает воспоминания в пророчества. Цвета усиливаются. Эмоции застывают. Об этом трудно говорить, а тем более визуализировать. Вот почему 'Солнце мое', дебют шотландского режиссера Шарлотты Уэллс, так поразителен. Она запечатлела непередаваемое, найдя слова и образы для описания чувства, которое, кажется, всегда находится за гранью нашего понимания.

Единственный способ понять память в каком-либо значимом смысле - это, возможно, личный опыт. И здесь Уэллс привнесла некоторый элемент автобиографии в свою собственную историю. Одиннадцатилетняя Софи (Фрэнки Корио) едет на каникулы со своим отцом, Калумом (Пол Мескал), в девяностые годы, когда 'Макарена' была на пике своей культурной популярности. Становится ясно, что Калум больше не живет с матерью Софи. Он переехал в Англию, а они остались в Шотландии. Эта поездка в Турцию, которую Калум едва может себе позволить, - редкая возможность для отца и дочери побыть вместе.

Вот только мы наблюдаем за этими событиями не в том виде, в котором они происходили, а в том, в котором их вспоминает повзрослевшая Софи (Селия Роулсон-Холл) под стробоскопическими огнями ночного клуба, рейва или, на самом деле, в хаотичных пределах ее собственного мозга. Мы также видим, как она проигрывает и переигрывает старую кассету с записью поездки, пытаясь определить какую-то скрытую правду, которую Aftersun, сделав мастерский ход, так и не раскрывает. Но это совместное времяпрепровождение Софи и Калума ознаменовало конец... чего-то. Это мы знаем.

В какой-то момент в отражении телевизионного экрана можно увидеть призрачный отпечаток взрослой Софи. Что за ужасная вещь преследует ее? Камера Уэллс мягко подводит нас к характерным признакам самопознания. Поездка Софи, на первый взгляд, свидетельствует об угасании детской наивности. Ее пальцы соприкасаются с пальцами мальчика в игровом зале. Она подглядывает через замочную скважину в туалете за жестами девочки постарше, которая рассказывает своим друзьям о том, как она делала минет накануне вечером. Дети пересекаются друг с другом у бассейнов и на игровых площадках, находя странную сплоченность в ритуальном характере курортного отдыха.

Корио трогательно передает немое отчаяние. Она сжимается. Она слабо улыбается. Это нерешительность ребенка, который хочет показать отцу, что любит его, но не знает как. Уэллс извлекает болезненную иронию из того, как Софи постоянно занимается документированием, щелкая полароидные фотографии и снимая Калума на видео, параллельно расспрашивая его. Когда он говорит ей, что не хочет, чтобы его снимали, она отвечает, что 'запишет это на свою маленькую мысленную камеру'. Но все видеоматериалы в мире не могут дать ей нужных ответов. Все, на что мы можем опереться, - это случайные, но многозначительные ремарки Калума в адрес других персонажей.

При всей своей нежности, созерцательности и даже красоте 'Солнце мое' - это фильм, который словно стоит на краю обрыва. Калум в исполнении Мескала обладает таким же обаянием, как и Коннелл в 'Нормальных людях', однако есть моменты внезапной отстраненности, которые особенно душераздирающе действуют на сердце. Если бы только Софи могла взять его голову и трясти ее до тех пор, пока все секреты не вывалятся наружу. В чем дело, Калум? Почему твоя душа в синяках? Aftersun не позволяет нам этого понять. Софи тоже не знает. Он оставляет после себя глубокое чувство желания, и это одна из самых сильных эмоций, которую можно найти в кино.

27 марта 2023 | 04:58
  • тип рецензии:

Фильм попался на глаза случайно, привлекли внимание афиша с мужчиной и девочкой на фоне моря, да ещё и описан как «трогательная история» …

Вольный перевод названия фильма, конечно же, прячет проблематику. Если перевести дословно, а это не составит труда, то скрытый смысл приоткроется.

Сюжет прост: отец и дочь прилетают на отдых в Турцию. Родители девочки в разводе, и поэтому отец пригласил дочь провести время у моря. Встречаются они здесь в каникулярное время, и, так совпало, что ко дню рождения отца. Но всё ли так просто?

Море-пляжи, симпатичные актеры, беззаботные подростки – всё говорит о счастливом времяпрепровождении. Мы видим девочку-подростка, которая любит родителей, уважает их решение, тактичную и светлую, яркую и запоминающуюся, и актриса подобрана правильно, и всё в её облике и образе правильно. Большая удача. А что же отец? Какой он и кто он? Актер, сыгравший роль отца, номинирован на престижные премии. Хотя поначалу непонятно, что там номинировать – родитель как родитель, бывают и ярче персонажи. Почему же именно эта роль? Что вообще происходит в фильме?

Фильм не дался мне с первого раза. Присутствовало ожидание внезапной неприятности, недомолвки, отвращающих от просмотра. Почему гипс на руке, если фильм о трогательной встрече родных людей? Не хотелось, чтобы с ребенком что-то произошло плохое (и почему я опасалась за ребенка?). Выключила фильм не просмотрев и половины. Прочла отзывы и рецензии - никаких упоминаний о драматическом развитии событий, значит, можно не опасаясь досмотреть до конца. Да, драмы «здесь и сейчас» никакой не случилось. Но она всё-таки витала… В чем причина неприятного ощущения, что «не так»?.. Фильм из тех, где много вопросов, а ответы спрятаны глубоко.

Если девочка вся на ладони, окружающие идут с ней на контакт, то отец достаточно скрытен и не стремится к общению с отдыхающими. Так кто же этот отец? Какую биографию вложил режиссер в «отца»? Какой багаж и из чего соткан шлейф за его спиной? Какой опыт спрятан за внешней обычностью папы?

Что мы узнаем о нем в течение фильма: родил дочь в 19 лет (а сколько лет маме девочки?), детство прошло в неблагополучной семье, о профессии ни намека, следующие браки тоже не состоялись, безденежье, гипс, еле заметные но всё же обманы, т.е. со стандартным благополучием как-то не сложилось… Что же впереди?

Хотелось бы думать, что главная героиня - девочка, но эта мысль не имеет под собой фундамента. Отец – вот кто главный герой! На это указывает его день рождения, включенный в сюжет. Мужчина решил встретить свой 31 день рождения с дочерью, где-то у моря (бывал ли он раньше в тех краях?), захватив с собой видеокамеру и охотно фотографируясь с дочерью… Почему возле моря? И почему именно в этот год и именно в эту неделю?

Точка отсчета для сюжета, конечно, не отдых у моря, и даже не встреча отца с подрастающей дочерью, а ситуация, при которой в жизни остается миг, который надо наполнить радостью, солнцем (во всех присутствующих смыслах), осуществить своё заветное желание, и оставить о себе светлое воспоминание. А «после солнца» как уж сложится…..

И как же мастерски, и как же искусно, употребив классические изобразительно-выразительные средства, режиссер и сценарист раскрывают эту тему. Не зря создатели фильма стали обладателями премии Британской Академии в 2023 году в номинации «Лучший дебют сценариста, режиссера и продюсера».

04 мая 2023 | 14:14
  • тип рецензии:

Трогательная драма, получившая высокие оценки и положительные рецензии критиков, стала громким дебютом Шарлотты Уэллс.

Турецкое палящее солнце, отель “all inclusive” и старая камера, благодаря которой главная героиня фильма - Софи через 20 лет вновь смогла вспомнить то самое лето, проведенное с её отцом. Как и воспоминания, повествование в фильме ведется отрывочно, показывая лишь небольшими кусочками самые памятные моменты, позволяя зрителю погрузиться в маленький мир между Софи (Фрэнки Корио) и ее отцом (Пол Мескал). Шарлотта Уэллс не спешит перейти к завязке сюжета, чтобы вскоре удивить зрителя кульминацией. Режиссер выбирает безмятежность и спокойствие, словно времени на данном курорте и не существует вовсе, а есть лишь крем от загара, бильярд с новыми друзьями, танец “Макарена” по вечерам, улыбка 11-летней Софи и таинственная меланхоличность героя Пола Мескала.

Зрители наблюдают за происходящем в большей степени глазами Софи, поэтому цвета - ярче, а переживания - острее.

На протяжении всего фильма складывается впечатление, что режиссер решила впустить зрителя в мир своих ярких воспоминаний о чудесно проведенном отдыхе с ее отцом. Словно перед зрителем хорошо смонтированная склейка видео со старых кассет или коллаж фотографий. Но калейдоскоп моментов, помимо ярких желтых цветов от солнца, смеха и счастья Софи и ее отца, начинает выявлять холодные тона, которые можно проследить, как в одежде отца Софи, так и в турецком ковре, который в будущем станет подарком для взрослой Софи. Легкими волнами меланхоличность и депрессивность одного из главных героев начинает проникать в повествование. Благодаря любопытству Софи и ее вопросам, зрителю приоткрывается завеса, за которой скрывается темнота и пустота, ощущаемая и переживаемая ее отцом. Но несмотря на глубокую боль, герой Пола Мескала продолжает быть “образцовым” отцом, стараясь разговаривать с Софи на важные темы, посвящая ее в свои интересы и стараясь быть для нее главным помощником во всем.

Шарлотта Уэллс показывает любовь между героями через их тактильность - соприкосновение ладошек, долгие вечерние объятия, помощь с нанесением крема от загара или глины. Полностью убеждая в глубокой любви отца к дочери, зрителя постепенно готовят к развязке, которая ударяет сильнее высокой волны.

Героям удалось создать свой собственный маленький мир, для которого не существуют понятия времени и тревоги. Но нет ничего вечного, поэтому бронирование отеля заканчивается, а темные депрессивные мысли вновь заполняют все сознание главного героя.

Последний запечатленный на пленку момент - безмятежная улыбка Софи в аэропорту, ее уверенность в их скорой встрече и глубинное душевное одиночество отца Софи, которое готово взять над ним вверх. Его маленький оплот счастья и беспричинного смеха улетел обратно в Шотландию, а депрессивные и суицидальные мысли вновь обрели контроль.

Кассета заканчивается, “Under Pressure”, под которую танцевали 11-летняя Софи и ее отец, перестает играть и повзрослевшая Софи остается наедине со своим отражением в старом телевизоре. Прерывистые кадры с вневременного “рейва”, на котором отец Софи продолжает танцевать до изнеможения, раскрывают боль и злость уже 31-летней Софи.

Она не может узнать, почему ее отец не позволял помочь ему, почему не хотел делиться своей раздирающей болью и почему не остался с ней. Вопросы останутся без ответов, но у Софи всегда будут лежать кассеты с тем самым летом конца 90х, на котором турецкий отель, улыбка отца и их маленький счастливый мир.

22 января 2023 | 00:15
  • тип рецензии:

Фильм часто мелькавший в кино-сводках я удосужился посмотреть только через 2 года после того, как он взял приз жюри в Каннах, и пожалел, что все это время откладывал его. 

'Aftersun' наполнен простыми и добрыми идеями про отношения родителей и детей, доброту и толерантность, однако, на мой взгляд, среди них выделяется намерение напомнить о ценности момента, особенно если это мгновение с близкими людьми.  

Если кратко пересказывать, сюжет довольно прост. Софи, девушка 30-ти лет, пересматривает записи со старой камеры, на которую её отец снимал их совместный отпуск в Турции. 

Там 11-летняя Софи листает взрослые журналы, не хочет общаться с детьми младше её, наоборот - отпрашивается поиграть со старшими, где подслушивает их разговоры о сексе, и крадет фигурку изображающую голую женщину. Отец девочки, Калум, же постоянно находится в состоянии полудрема или задумчиво смотрит в даль, пока оттуда его не вытаскивает голос дочери. Он не помнит как сломал руку и абсолютно не представляет себя через 10 лет.

Незамысловатая история, вопреки плавному течению первой половины фильма, где воспоминания передаются через очень нежные крупные планы, обретает новый смысл ближе к середине. Мы начинаем видеть глазами взрослой Софи с появлением параллельных сцен 'рейва', где мы чувствуем себя растерянно, теряем героев и теряемся сами в ярких вспышках прожекторов. 

С этого момента фильм напоминает больше психологический триллер с гнетущей атмосферой подступающей беды. Этому чувству в особенности благоволит расход в воспринимаемом маленькой девочкой и происходящем на самом деле. К этому моменту мы точно понимаем, что у Калума проблемы, но нам, как и его дочери, не попасть туда и не помочь ему. Мы можем только попробовать понять потерявшегося в книжках про медитацию отца.

Поражает, как реалистично передана разочаровывающая логика воспоминаний. На фоне так четко отпечатавшихся силуэтов турецких гор, постоянно кружащих в небе парапланов и автомата с мотогонками, мы так нечетко видим лицо отца. Через стекло, в отражении, в расфокусе, со спины, на съемку с камеры или через силуэт тени на полу, отбрасываемый тусклой лампочкой в номере. Как угодно, но не прямой восьмеркой, потому что так работает злодейка память.

И в памяти, конечно, останется бесконечно пульсирующий волнами саундтрек. Какой же красивый и метафоричный образ. Всегда вынужденные быть на расстоянии, но порождающие одна другую. Следующие в одну сторону, к одной финальной точке, но неспособные догнать или подождать друг друга. Любые попытки встретится для них невозможны. 

Идея жизни отца лишь в памяти своей дочери дает чувство беспомощности, на которое все же легло ощущение, присутствие надежды. Светлой веры в то, что я смогу быть прощён. Что люди, за которых я переживаю будут счастливы даже без меня. Что меня поймут.

Ну и тут я не могу пройти мимо, как мне кажется, лишь одной из множества параллелей с нолановским Интерстелларом. Для меня оба фильма несут в себе один посыл:

Не страшно оставить что-то позади, страшно - забыть.

01 сентября 2024 | 01:16
  • тип рецензии:

Премьера фильма состоялась в рамках Международной недели критиков во время Каннского кинофестиваля 2022 Года. Фильм получил очень высокие рейтинги критиков, а режиссера-дебютанта Шарлотту Уэллс считают новой звездой авторского кино и пророчат ей большое будущее.

Все вышеописанные факты меня очень заинтересовали и из-за этого ожидания от фильма были очень большие, но по итогу я ни капельки не разочаровался.

По сюжету девушка по имени Софи вспоминает свой отдых с отцом у моря, который произошел 20 лет назад. Сюжет подается через множественные флешбеки. Софи в настоящем мы почти не видим, история зацикливается именно на прошлом. Не ждите крутых сюжетных поворотов, или чего-то необычного, это крайне простой фильм, но этой своей простотой он и прекрасен.

Вроде бы банальная и простая у завязка у фильма, и многие зрители скажут а зачем смотреть этот фильм, чем он цепляет? В первую очередь фильм подкупает своей невероятной душевностью и искренностью, которая живет в каждом кадре. Я уверен, что это не придуманная история, а режиссер берет факты и ситуации из своего детства, и тем самым обнажает свою душу перед зрителем. Все снято с такой теплотой и вниманием к деталям, что ты начинаешь вспоминать уже свое детство, воспоминания вылезают из головы, которые давно забылись где-то далеко-далеко в недрах разума. И вот ты уже видишь себя в детстве на каникулах у моря, песок, солнце, беззаботная атмосфера юности, впереди у тебя вся жизнь, столько планов и возможностей, а рядом еще молодые родители... Фильм напомнил мне об этом прекрасном времени, и я вспоминал его также, как и главная героиня, с легкой ноткой меланхолии по ушедшей молодости. Полагаю, что такого результата и добивался режиссер фильма. Чтобы зритель вновь вспомнил то беззаботное время, и на полтора часа вновь окунулся в прекрасный и волшебный мир детства.

Отдельное слово про актеров, Пол Мескал мне знаком, я видел его в сериале 'нормальные люди', и там он очень убедителен, вот и тут он не подкачал и прекрасно изобразил образ молодого отца, который хочет сблизиться духовно с дочерью за время этих каникул. А вот Фрэнки Корио, стала для меня открытием, она так потрясающе сыграла, настолько яркая, красивая, харизматичная девочка. И это ее актерский дебют между прочим. Смотря на их актерский дуэт, невозможно оторвать взгляда, потрясающая синергия между актерами.

Фильм о том, как с помощью памяти и воспоминаний, человек может перенестись в мир детства, и вновь побыть в этом чудесном мире с еще молодыми родителями... Один из лучших фильмов этого года.

20 октября 2022 | 01:39
  • тип рецензии:

Шарлотта Уэллс сняла абсолютно-девчоночье кино. В лучшем смысле этого слова. Не претенциозно-дамское, не вульгарно-феминистское, не агрессивно-бабское. Девчачье. Искреннее, непоследовательное, наивное. Кино, которое на слух состоит из одних недомолвок и мелочей, а подлинную историю героев выстраивает сам зритель в уме, полагаясь на незавершенные фразы, изменения в интонации, непроговорённые вслух мысли. С точки зрения текста, это - продолжение чеховского метода: « На сцене люди обедают, пьют чай, а в это время рушатся их судьбы ». 11-летняя Софи и ее 30-летний отец Калум действительно загорают у бассейна, ныряют с аквалангом, ужинают, едут в автобусе, ходят на караоке, играют на бильярде - они на отдыхе, в Турции. Рушатся ли судьбы? Или уже порушены? Режиссер ни слова не скажет, почему с ними нет мамы, которая осталась в Шотландии. Что развело молодых супругов, которые стали родителями в нежном возрасте. Где, как и с кем устроил жизнь Калум. Отель – захудалая «трешка». Поставить дополнительную кровать - проблема. Почему рука в гипсе? Почему такое внимание к стоимости всего на свете: от ковра в лавке до любительской видеокамеры? На 31-й день рождения у Калума ни именинного пирога, ни свечек, ни гостей. Судьба рушится? Но и есть за что держаться. Дочь, которая с точки зрения отца, только начинает жить, с точки зрения соседей по отелю – Калум и Софи и вовсе брат с сестрой, а с точки зрения самой девочки - отец принадлежит ко времени динозавров и ящеров. В 131-й день рождения отца - так сама Софи именует эту дату - трепетная и добрая девочка организует сюрприз, подговорив участников экскурсии на развалинах какого-то древнеримского театра неожиданно спеть именинную песнь «Калум - хороший парень». Слез не будет. Только растерянность. От древнеримского антуража, от турецкого летнего солнца, от того, что маленькая девочка оказывается способна на такую деятельную любовь.

Софи - 11. Ее-то судьба точно не рушится? Еще как! Вскользь проговоренная мечта о новой свадьбе родителей. И в следующий вторник вновь в школу, в Эдинбурге, где солнца почти не бывает и где не будет рядом отца. Наверное, неудачника в жизни. Но не будет мужчины, который научит как освободиться от захвата злоумышленника, намажет кремом от солнца и лосьоном после загара, уступит большую кровать в номере и пообещает заплатить за уроки пения - ведь Софи так любит караоке, а с пением не сложилось. Калум, наоборот, к караоке равнодушен, зато любит танцевать. При этом, танцует примерно так же, как Софи поет - родственники, одни гены, ничего не попишешь. Простая мысль: у девочки все будет в жизни хорошо, если ей повезет в начале жизни встретить главного мужчину жизни - Отца. Пусть он и неудачник, и даже за уроки вокала не заплатит - денег нет. Но ведь хотел же.

Два переходных возраста: девичий пубертат и мужской кризис среднего возраста глядятся друг в друга, опираются друг на друга, находят помощь, поддержку, утешение и отраду в понимании сложностей родного человека, но при этом бунтуют, наносят раны, прощают, забывают и вновь начинают сначала. Вот эту неочевидность всего на свете режиссер решает гениальным режиссерским приемом. Как в тексте: где из того, о чем думают, почти ничего не произносится вслух, так и в изображении - историю мы видим через посредника: через балконное стекло, через отражение на выключенном экране телевизора, через видоискатель любительской камеры, через полароидный снимок, так и не набравший резкости изображения, через маску для подводного плавания, через плечо, со спины, деталями, глазами соседей. Шарлотта Уэллс визуально создает девичий мир, который не может разрушиться, потому что он только начинает строиться. Но начало уж очень сложное: зыбкий фундамент соседских скандалов с ребенком, гормональный пир у мальчика-сверстника из соседнего отеля, азиатская гимнастика, которой увлекается отец. Концентрация сил и пустое их растрачивание. Все неясно, неопределенно, неустойчиво, оптимистично и безотрадно одновременно. Так и бывает в 11 лет. И не только у девочек.

Музыкальный ряд четко относит действие в категорию ретро. Режиссер как бы подчеркивает: Софи - это я. Макарена на анимации, «Loosing my religion» группы «R.E.M.» на караоке. Софи запишется как дуэт, петь будет одна. Отец категорически откажется исполнять песню о потере веры на людях, хотя она у него и любимая. И этот конкретный музыкальный ряд популярных мотивов рубежа веков режиссер приправит музыкой Оливера Коутса, которая переведет эту музыкальную конкретику в чистую экзистенцию: каждое мгновение уходит в вечность, и этот уход начинается еще тогда, когда мгновение даже не закончилось. Эта мелодика точно ведет к финалу. Еще более неочевидному, чем сама ткань фильма. Нам так не слова и не скажут почему мудрая Софи и добрый Каллум потеряли друг друга. Но образ потери Шарлотта Уэллс снимет впрямую, без отражений и фильтров. Конкретное в этом фильме снято, как абстрактное. Зато абстрактное понятие обретает конкретику образа.

Это кино о том, что было позавчера и что будет послезавтра. И что случится после солнца. Предельно частная история с глобальным отражением.

30 марта 2023 | 14:11
  • тип рецензии:

Солнце моё (After sun) режиссёрки Шарлотты Уэллс – неторопливый вояж по воспоминаниям. Часть мы видим через объектив видеокамеры, часть глазами девочки, что-то показано в отражении, которые преломляются, как и сами воспоминания.

Софи (Френки Корио) проводит отпуск с разведённым отцом (Пол Мескал) в Турции. Через рутину ленивого отельного отдыха раскрываются отношения 11-летней девочки со своим папой. Короткий отпуск под солнцем превращается в ослепительное воспоминание.

Фильм Уэллс наполнен страстным желанием пережить лучшие мгновения детства. Ностальгия будет слишком мягким и не точным определением. Это слово не сможет передать жгучую тоску о потерявшемся во времени прошлом.

Мы помним события не совсем так, как они происходили. Со временем искажения усиливаются, через призму взрослого человека события из детства обретают иной смысл. В воспоминаниях Софи её отец кажется растерянным. Он совершает поступки, которые сложно объяснить, они вызывают тревогу за происходящее на экране. На контрасте с ним Софи выглядит рассудительным и вдумчивым ребёнком. Но между ними существует настоящая дружба, через полчаса фильма от их дуэта невозможно оторваться. За свою игру Пол Мескал удостоился номинации на Оскар за лучшую мужскую роль.

Мы не узнаем, что случится после, почему это лето останется в памяти девочки. Прерывистые всполохи воспоминаний вырывают из темноты фрагменты беззаботного времени, которое навсегда ушло, но к которому так хочется возвращаться, хотя бы через старые кадры с любительской камеры.

После просмотра фильм оставляет тянущее ощущение тоски и мягкой грусти. Но это так тоска и та грусть, которые в конечном счёте конвертируются в тепло.

15 апреля 2023 | 20:32
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: