- сортировать:
-
по рейтингу
-
по дате
-
по имени пользователя
FRIDMON
«Только, знаешь, перешагнуть через любовь — это не подвиг…'
Снимать фильм по масштабному произведению - это всегда дилемма. Дилемма сложного выбора: что выбросить, что оставить, что подчеркнуть, а что поместить 'за скобки'. Редко какой фильм снимается сразу после первой публикации первоисточника. Так случилось и с романом 'После свадьбы'. Даниил Гранин закончил его в 1958 году, а картина снималась в 1962. На первый взгляд 4 года - срок небольшой, но только не для периода 'Хрущёвской оттепели', 'активная фаза' которой стартовала со смертью Сталина. Именно в этот период писался роман. А свою ленту режиссёр Михаил Ершов начал снимать, когда на горизонте вновь забрезжили 'цензурные холода'. Нет, фильм не запрещали и 'на полку' не клали, вот только писателю Даниилу Гранину пришлось менять своё произведение, пытаясь втиснуть его в 100-минутные хронометражные рамки. Надо сказать, что сделал он это мастерски, хотя на некоторые вопросы я так и не нашёл ответа. Например, главный герой картины едет в колхоз, чтобы 'поднять на нужную высоту' сельхозтехнику. Вот только до 1958 года у колхозов не было своей техники. Они пользовались услугами МТС - машинно-тракторных станций.
Именно о ней идёт речь в романе писателя, причём Гранин был весьма категоричен в оценке плачевного состояния МТС, куда оправили молодого рабочего из Ленинграда: 'Игоря не оставляло дикое, фантастическое ощущение, будто он очутился в восемнадцатом веке, на каком-нибудь старинном заводе'. Впрочем, это мелочи, на которые 90% зрителей даже не обратят внимание. А вот на что обратят - так это на невероятно запутанный клубок межличностных отношений главных и второстепенных персонажей картины. Их здесь много, но для каждого у писателя и сценариста Гранина нашлись и нужные слова и яркие краски. Безусловный эмоциональный фаворит - это молодая супружеская пара Игорь и Тоня (Станислав Хитров и Наталья Кустинская). Именно через них, как сквозь призму, зритель воспринимает то непростое время. Безусловным достоинством ленты является закадровый текст. Его не просто читает, а буквально пропускает через своё эмоциональное 'Я' великолепный Иннокентий Смоктуновский. Закадровый текст - это настоящие 'сливки', квинтэссенция писательской мысли, богато разлитой по страницам романа.
Эти своеобразные отступления позволяют зрителю лучше ориентироваться в сложном мире киногероев. Любовь - чувство многогранное, волшебное. Его можно попытаться описать, но понять - едва ли. Как и объяснить. Любовь - это дар. Но любовь - это ещё и испытание. Испытание на верность, на порядочность. Даниил Гранин как писатель, как 'алхимик человеческих душ' знает, как заставить своих героев раскрыться, распуститься словно цветочный бутон, чтобы всем вокруг сразу стала видна настоящая внутренняя красота, а не внешняя красивость. Главные герои на протяжении всего фильма слой за слоем снимают с себя тончайшие плёнки обыденности под которыми, втайне, под спудом лежит бриллиант настоящего чувства: 'Их мучила невыразимость любви, немота счастья, доходящая до боли'. Именно так. Любовь - это боль. Боль, что тебя могут не понять, не простить. Но человек не может жить вне социума. Люди вокруг формируют нас, делают нас лучше или хуже в зависимости от крепости внутреннего стержня.
И вот с этим самым 'стержнем' у многих в фильме явные проблемы. Комсомольский лидер Вера (Алефтина Константинова) прячет от всех своё отношение к Игорю, заставляя решать для себя непростую дилемму: чувства или долг? Для инженера Алексея Ипполитова (Леонард Борисевич) такой дилеммы не существует. Он как собственник гонится за личной выгодой. Главный инженер колхоза, Юрий Павлович Писарев (Георгий Сатин) медленно спивается, потому что к жене и дочке в Ленинград его не отпускает секретарь райкома. Секретарь райкома Кислов (Борис Коковкин) прекрасно видит бедственное положение колхоза, но... цифры отчётов 'наверх' для него важнее людей. У каждого своя правда. Кому-то удаётся её отстоять, потому что есть друзья, единомышленники. Кому-то придётся остаться 'у разбитого корыта', потому что счастье насколько прекрасно, настолько же и эфемерно. Вот и молодожёны, пройдя сквозь 'огонь, воду и медные трубы' стали иначе относиться друг к другу: 'Время шло, Тоня чувствовала каждую утекающую секунду. Нестерпимое ощущение уходящего времени поглощало все её силы. Уходило не время, уходило то самое дорогое, что когда-то поселилось с ними в этой комнате.'
Любовь надо беречь. Игорь и Тоня это прекрасно понимают. Но вокруг них - целый огромный мир, и мир этот давит на них, заставляя совершать поступки, о которых можно потом горько пожалеть... А можно и не пожалеть, потому что '...разделённые тусклой плёнкой стекла, они, побледнев, смотрели друг на друга. Игорь что-то искал в её глазах, и она старалась помочь ему, открывая себя всю...'
|
прямая ссылка
26 декабря 2022 | 14:53
KimGordon
[I]«...Я замкнут здесь... С злобой, с любовью».[/I] В. Ходасевич
Искреннее кино для любителей советской классики, в котором можно полюбоваться парой прекрасных актеров с обидной кинематографической судьбой: русской Бриджит Бардо Натальей Кустинской и знаменитым Филей из «Девчат» Станиславом Хитровым.
Герои фильма счастливы, влюблены и беззаботны – хрестоматийные молодожёны. Однако жизнь не спешит баловать их, и вскоре каждый вынужден будет сделать свой выбор. Фильм замечателен тем, что в нём обнажены муки этого выбора и нет лощёного советского героизма: не для всех веление партии – непреложная истина, не для всех тяготы народа – собственные тяготы, не для всех общественное дело – повод поступиться личным счастьем.
Примечательны и второстепенные персонажи, обрамляющие быт и бытие Тони и Игоря. Все они тоже показаны без прикрас: заложники системы, её ревнители - а в общем, обычные люди, живущие каждый в своем мирке и обуреваемые каждый своими страстями.
В целом, хороший ненавязчивый фильм о главных человеческих ценностях: любви, понимании, поддержке, ответственности и порядочности. Советую.
|
прямая ссылка
16 февраля 2016 | 20:04
|
|