К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Pressure adds to pain...
Deliver us from evil...


(Исполнитель: Bullet For My Valentine, Песня: Deliver Us From Evil)

В 92-м году, ровно за год до моего дня рождения, вышел в свет квадриквел «Школьного бала» - фильм «Школьный бал 4: Избавь нас от зла». После двух предыдущих частей, которые лично я полноправно нарекаю лучшими частями этой вполне себе приличной тетралогии, квадриквел получился… нет, не то что плохим фильмом, просто другим. Его создатели решили в очередной раз сменить маньяка и вместе с этим саму концепцию «Школьного бала». Давайте перейдём сразу к делу…

В первой части буйствовал молодой подросток, увидевший в детстве смерть маленькой девочки и решивший отчего-то отомстить её обидчикам только на школьном балу через несколько лет. Во второй части появилась молодая особа – девушка Мэри Лу, которая при жизни (до своего сожжения) была типичной «шалавой», а после того, как спустя тридцать лет возродилась из мёртвых, стала очень жестокой, но одновременно и очень страстной девушкой (воистину оригинальная идея). В первой части не было никакой фантастики: всё, что там было, могло и вполне произойти (не дай Бог) и в реальности. Вторая и третья части сериала (про Мэри Лу) перешли уже в область фантастики: там сам антураж и концепция были по большой части слизаны с «Кошмара на улице Вязов» (справедливо для сиквела) и с «Восставшего из ада» (справедливо для триквела). Квадриквел же в очередной раз всё меняет в концепции сериала. На сей раз маньяк – свихнувшийся священник, который продал душу дьяволу, чтобы покарать молодых девушек, занимающихся сексом (сам он их называет «шлюхами»), а также их кавалеров. На сей раз концепция держится на религиозных суевериях, весь фильм насквозь пропитан духом церкви и монастыря (моей девушке этот фильм не понравился именно по этому поводу, хотя ей, в общем-то, говоря откровенно, не понравилась ни одна из частей «Школьного бала»). На самом деле свихнувшийся священник в роли маньяка – это тоже не плохо, т. к., по крайней мере, он смотрится лучше подростка в маске из оригинального фильма, но до Мэри Лу ему, правда, как до луны пешком.

Не будем спрашивать у сценаристов, чем их так задела Мэри Лу, что её решили в срочном порядке сменить, лучше поговорим об антураже фильма. Для этого сразу определимся: если вам, как и моей девушке, не нравятся фильмы, где участвует церковь, то этот фильм явно не для вас и вам лучше его просто пропустить. Все остальные могут его посмотреть, но понравится он далеко не всем. Поэтому предупрежу заранее (предупреждён – значит, вооружён): связь с предыдущими частями «Школьного бала» в квадркивеле напрочь отсутствует, также как в сиквеле отсутствовала связь с первым «Школьным балом». Да и само название «Школьный бал» в этом фильме уже чисто условное. Если в триквеле школьный бал ещё и был показан в самом конце (вспомните школьный бал мёртвых – кстати, весьма оригинальная идея), то в квадриквеле он только подразумевается, ибо по сюжету дети благополучно решили его прогулять: вместо бала они поехали в заброшенный особняк за городом, где раньше обитали монахи. Хотели развлечься подростки, но развлекся ими маньяк, как всегда и бывает в ужастиках.

Фильм крепенький такой слэшер, который до самых титров держит зрителя в напряжении. И, если честно, создателям квадриквела удалось-таки сделать то, чего не удалось создателям первого «Школьного бала»: их «Школьный бал» по всем меркам подходит под описание классического слэшера, ибо тут, как и в «Кошмаре на улице Вязов», «Хэллоуине» и «Пятнице 13-е» - главное вовсе не сюжет, а сами убийства и их жестокость. А насчёт сюжета – отдельный вопрос. Как я уже говорил в предыдущих своих рецензиях на фильмы из этого сериала: сюжет всегда был на высоте в «Школьном бале», но в квадриквеле он присутствует только формально, на примере уже указанных выше слэшер-сериалов. Так что оговорим ещё один момент: если предыдущие части этой тетралогии вы смотрели из-за качественного и хорошо продуманного сценария, то к четвёртой части вам также лучше всего не прикасаться.

Вердикт. При всех своих отличиях от предыдущих двух знаковых для всей слэшер-культуры фильмов из тетралогии «Школьный бал», квадриквел всё же умудряется быть неплохим фильмом. Почему? Да потому что сам слэшер из него первоклассный! И не спрашивайте, почему я так считаю, а просто поверьте моим словам, ибо я слишком долго увлекаюсь этим поджанром хоррор-кинематографа. Кстати, для фанатов фильма «Крик» квадриквел «Школьного бала» припас особенный сюрприз: в нём действуют правила, выведенные для ужастиков сценаристом «Крика», Кевином Уильямсоном. Спойлерить, как водится, не буду.

8 из 10

03 мая 2011 | 00:19
  • тип рецензии:

Одержимый демоном священник дал клятву - истреблять всех грешниц, с чем он по-началу хорошо справлялся, пока кардинал не решил спрятать его в темнице. Прошли десятки лет. Одержимый священник просыпается из небытия и сбегает, чтобы продолжить своё кровавое дело. К несчастью, первыми ему попадаются группа выпускников, решивших отметить праздник в загородном доме...

Франчайз 'Школьный бал' не своеобразен. Первая часть представляла собой бедноватую вариацию на слэшер, тем не менее не лишённый интереса. Вторая и третья часть - истории сбежавшей из Преисподни демоницы, ставшей жертвой случайного убийства, где слэшер перестал присутствовать как таковой, уступив место мистической составляющей. К сожалению, эту концепцию дальше развивать не стали, а призрачная мстительница навсегда покинула подиум.

Четвёртая часть - это что-то среднее, между слэшерной первой частью, и мистическими вторыми и третьими. Идейная составляющая у фильма хороша - вроде бы и слэшер, но он завлекает казалось бы банальным, и в то же время, не побоюсь этого слова, оригинальным сюжетом, а так же с религиозным подтекстом. Одержимый бесом маньяк (а одержим ли он - доколе не ясно), с вечно выпученными глазами, одетый в рясу священника и вооружённый наточенным до острия крестом - казалось бы, прелесть. Но увы, всю оригинальность и шарм фильма загубила техническая составляющая.

Так уж получилось, что весь фильм от и до отдаёт дешевизной. Скажу проще - убийств немного, да и особой кровавостью они не отличаются (разве что, начальные убийства хороши), недочётов и ляпов тут не счислимы, и некоторые так и режут глаз, динамика фактически отсутствует, и финальная беготня героини от маньяка может скорее вызвать скуку и желание уже поскорее с этим покончить. Больше минусов мною обнаружено не было, но, как ни жаль, они фактически перечёркивают плюсы фильма.

А их тут тоже немного. Если не считать идею, то фильм ещё может похвастаться какими-никакими интересными героями (которые и на грешников то особо не похожи), отлично воссозданным маньяком и странноватым, и не без дальнейшего намёка, финалом. Казалось бы, финальный аккорд, занавес, титры и недосказанность. Что это было? Сон, бред, или это ещё одна теория о том, что зло неистребимо?

Иначе говоря, четвёртый фильм выглядит настоящим проходником, у которого казалось бы, было всё, чтобы стать хотя бы запоминающимся триллером, но, увы, этого не случилось, поэтому она стала, как ни печально, самой слабой частью серии.

5 из 10

20 апреля 2014 | 22:36
  • тип рецензии:

Франшиза 'Школьный бал' начиналась со стандартного для 80-х годов слэшера, где была парочка замечательных деталей. Во-первых, кто убийца, зритель узнавал в самом конце (и это хорошо). Во-вторых - юная и прекрасная Джейми Ли Кёртис и Великий Лесли Нильсен (Нильсен! В слэшере?!! Это просто сказка какая-то). Также присутствует Джефф Уинкотт, актер руками и ногами, в 90-х звезда боевиков. В целом сюжет зауряден, убийств немного и они не особо изобретательны. Но, на волне популярности Джейми Ли и франшизы 'Хэллоуин' Джона Карпентера с той же Джейми Ли во главе, данный фильмец наскреб свою кассу и создатели принялись доить 'корову'.

Но, поскольку 'корова' сюжетная оказалась не шибко дойная, в сиквеле ввели нового персонажа Мэри Лу, школьную шалаву, которую в порыве ревности случайно сжёг заживо (!) собственный любовник. Она возвращается из могилы спустя 30 лет, чтобы отомстить и как следует отметить сорвавшийся выпускной.

Третья часть опять про Мэри Лу и школьника, которого её призрак соблазняет и круто помогает превратиться из обычного 'серого' тихони в звезду школы.

Вторую и третью часть здорово вытягивал незатейливый юмор, от которого авторы четвертой серии, к сожалению, отказались.

Итак, четвертая часть. 1957 год. Свихнувшийся на почве религии отец Джонас убивает двух подростков, занимающихся сексом во время выпускного бала (хотя, они даже не успели начать! Падре их обломал, подлец этакий). Церковь этот факт как-то замяла, отца Джонаса посадила в подвал, где тот тихонько лежал в кровати постоянно на наркотиках. Наступил 1991 год. Старый священник, присматривающий за Джонасом, умирает, а на его место приход молоденький выпускник семинарии, который решает наладить контакт с подопечным. Достаточно было пропустить один укол, как падре, почти 35 лет пребывающий в наркотическом сне, резко взбодрился, принял товарный вид и отправился наставлять похотливых подростков на путь истинный. Причем за все это время он вообще не постарел, от постоянной лежки мышцы не атрофировались, мозг от наркоты не спёкся (чудо, не иначе! видимо диета наркотическая поспособствовала).

Сюжет, в общем, ни в какие ворота. Убийств, опять же, немного, но они еще и дебильные какие-то. Завершили квадрологию абсолютно бездарно, хотя концовка на продолжение намекает.

И в завершение, главной изюминкой всей франшизы является, на мой взгляд, участие во всех частях актера Брока Симпсона (поди родственника продюсера серии Питера Р. Симпсона), который начинал совсем мальчишкой. Роли ему выдавали отменные, особенно полицейского в третьей части.

Как итог,

3 из 10

13 июля 2013 | 23:58
  • тип рецензии:

Настал черёд выхода четвёртого фильма, чей показ был ограниченным с последующим изданием на видеокассетах. Рассчитывать на выдающийся результат будет ошибочно, где всё снято-сыграно с ориентиром на скромный молодёжный ужастик, затерявшийся в хвосте франшизы. Если рассматривать постановку именно в рамках всего сериала, то можно заметить весьма самобытный рассказ, который прилеплен к предыдущей линейке нарочной парочкой отсылок, никак не влияющих на что-то существенное в истории, но добавляющих нечто забавное. Во-первых, кровавый пролог датирован 1957 годом, когда параллельно произошли печальные события, связанные с Мэри Лу, показывая, что нынешний маньяк начал вытворять убийства именно в тот самый злополучный школьный бал, словно некое всесильное нечто повлияло сразу на многих, а не только на злодейку из сиквела и триквела. Во-вторых, герои шутят о Джейми Ли Кёртис и родоначальнике франшизы, низводя первую часть в статус просто ужастика, который они видели, а значит рассказ в нём не реален для них, как и нам. В-третьих, имеется идентичное школьное заведение, чей знакомый фасад наоборот объединяет всю охапку фильмов вместе.

Несмотря на заглавие, школьный бал, как обязательный фон для кульминации, впервые вынесен из сюжета. Теперь четвёрка учеников лишь проедет мимо него, решив отметить праздник в своей тесной компании в пределах отдалённого особняка – один из персонажей богат, поэтому гулять в украшенном спортзале с остальными для него не подобает, как и его друзьям. Уход от фирменной визитной карточки серии «школьно-праздничных» убивалок дополняет нетипичный антураж рассказа, кренящийся к религиозной теме о священнике, одержимом Тёмными силами или же банальным сумасшествием, начавшем расправляться с «грешниками», виновными в интимной связи без брачных уз – в молодёжном ужастике такого добра предостаточно, как все мы знаем. Пропись событий с начальным повествованием составляет дискуссионный момент с интригой о возможной мистике, ведь пленённый коллегами священник пролежит связанным более тридцати лет, но феноменально не состарится и не одряхлеет. Про реализм о пролежнях, атрофии мышц и других нюансах постельного режима мы упоминать не будем – видимо действительно вмешались сверхъестественные силы. Зимне-осенний неуютный фон, готическая атрибутика церквей и строгих ряс, речи о Боге и Дьяволе, преподаватели-монахини, и сам образ антагониста добавляют особый благоприятный колорит фильму, скрашивая незатейливую фабулу слэшера о ребятах в особняке и бродящем скрытном убийце, собравшихся вместе ради дозированной обнажёнки и ритмичных членовредительств. Думаю, понятно без слов, что дальше примитивной подростковой мясорубки работа не ступала, где каждый участник событий зажат в строгих шаблонах: молодёжь носится по единственной орбите телодвижений и мыслетоков, сводящихся к сексу, а злодей гротескно глаза пучит, неожиданно выскакивая из-за угла. Надо ли упоминать про сценарные несуразности, связанные с глупым поведением действующих лиц, если без этого не обходится, пожалуй, ни один слэшер? Увы, чуда не случилось, исключения из правил не встретить.

Четвёртая страшилка с припиской, которую всё же следует перевести «Избави нас от лукавого», как цитату молитвы, выдалась достаточно неплохой для своего направления, ведь тупой юмор похвально снижен, и автор старался налегать на мрачную атмосферу, заигрывая не столько на кровавых сценах, сколько на зловещем антураже ожидания чего-то фатального для беззаботных ребят, запертых в полутёмном огромном доме, таящем страшные тайны. А для особо внимательных зрителей найдётся забавный момент с актёром Броком Симпсоном – лицедей он абсолютно неизвестный, зато в каждой части франшизы ему нашлась роль. В родоначальнике он исполнял мальчишку из пролога, в сиквеле играл паренька-компьютерщика, в третьей части был незадачливым полицейским, а тут ему доверили интересный образ молодого священника, на чью долю выпала ответственность присматривать за пленником, одержимым демоном.

В целом, незамысловатый по фабуле ужастик здорово выручает выбранный антураж и религиозная тематика, чтобы хоть чуть-чуть выделяться этим из огромного числа одноликих слэшеров про школьников-переростков хорошенько за двадцать и «картонного» маньяка. Но лишь именно в призме слэшера история способна вызвать снисходительную оценку, а если рассматривать работу в границах всего остросюжетного жанра, то никакой критики данный заурядный опус не выдерживает, потому что сравнительно постановка беспомощно проигрывает абсолютно во всём, например, джалло «Муки невинных» («Non si sevizia un paperino») Лючио Фульчи, наполненному искусным изяществом режиссёра-постановщика и сильным нравственным подтекстом схожей дискуссионной темы о сумасшедшем в сане священника. Благо франшиза закончилась на этой части, избавив зрителя от зла, прервав нескончаемые продолжения, высосанные из пальца, хоть задел оставить пыталась.

5 из 10

27 января 2017 | 10:09
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: