Мюзикл- особый жанр искусства. Одни его обожают, другие- ненавидят. Всё зависит от того, готов ли зритель к подаче истории через песни, принимает ли он характерную черту мюзиклов- некоторую краткость в изложении истории ради общей зрелищности. Конечно, на каждый жанр искусства нужны особенные настроение и подход. Но в рамках мюзиклов этот тезис как будто раскрывается сильнее. Сегодня хотелось бы разобрать экранизацию легендарного мюзикла Эндрю Ллойда Уэббера «Призрак оперы»
Перед просмотром фильма я ознакомился с книжным первоисточником, написанным Гастоном Леру в 1910 году. Роман получился крайне увлекательным и точно стоит вашего внимания. Но важно подчеркнуть, что фильм снят не по книге. У романа и мюзикла разные акценты и настроение. Это важно, потому что некоторые жаловались на расхождения с книгой, что не совсем правильно, как мне кажется.
Перейдём к сюжету фильма. Действия происходят в Париже. Основные события происходят в 1870 году. Но в некоторые моменты они прерываются на вставки из будущего 1919 года. Мне не совсем понятно, зачем изменили даты, потому что в мюзикле были 1881 и 1911 года. Из-за такого решения появились исторические неточности, но я отвлёкся. В работу парижского театра «Опера Популер» вмешивается таинственный Призрак оперы. Своими действиями он вынуждает новое руководство заменить примадонну на танцовщицу Кристину Даэ. Выступление последней имеет успех. Дело в том, что Призрак даёт Кристине уроки пения. Сама девушка представляет Призрака в виде Ангела Музыки, которого её отец обещал послать перед своей смертью. Однако в театр приезжает виконт Рауль- друг детства Кристины. И Призрак, и Рауль неравнодушны к девушке. На этом конфликте и завязана история. Сюжет достаточно драматичен и не такой простой, как может показаться на первый взгляд. История изменяет классическую формулу «красавица-чудовище» и показывает, как чудовище не справляется со своими внутренними демонами, хотя в конце и появляется проблеск надежды. Призрак проходит разные стадии любви: от простой симпатии до одержимости. И очень интересно наблюдать за изменением его поведения. От этого концовка получилась грустным, но логичным завершением истории Призрака.
Перейдём к атмосфере. Режиссёр Джоэл Шумахер снял очень красивый фильм и правильно расставил акценты. Декорации получились отличные. Во время просмотра прямо погружаешься в историю.
Поговорим о ведущих актёрах. Начнём с Патрика Уилсона, сыгравшего Рауля. Честно, его персонаж прописан достаточно просто- хороший парень. Это, кстати, пример краткости истории в мюзиклах. Хотелось бы побольше раскрытия Рауля. А так зацепиться как будто не за что. Но актёр старается выдавить из этой роли все соки.
Эмми Россам досталась роль Кристины. Внешность актрисы хорошо подходит героине. Да и пение Эмми мне понравилось. Но про вокал я поговорю чуть позже. Хотелось бы более разнообразную мимику, но к этому я придрался только на второй просмотр. В остальном играет актриса хорошо.
Наконец, перейдём к Джераду Батлеру, сыгравшему Призрака. В фильме его персонаж раскрыт лучше всего. И актёр великолепно справился с ролью. Призрак в его исполнении получился таинственным, харизматичным, а под конец и пугающим.
А теперь поговорим про вокал. Я читал, что кому-то не понравились голоса актёров. Но лично мне как обычному зрителю песни в фильме принесли удовольствие. Да, это не вершина вокала. Актёры не поют, как оперные певцы. Зато они вносят эмоции в композиции, чувствуют настроение песен. Подобный подход на сцене бы смотрелся не очень хорошо. Но в фильме это работает. Мне кажется, что Джерад Батлер и Эмми Россам не пытались перепеть Майкла Кроуфорда и Сару Брайтман из оригинального мюзикла. У них бы это и не получилось. Актёры попытались привнести особенное звучание в любимые многими песни. И с этим они справились, как мне кажется. Но если вы не согласны, то давайте сойдёмся на том, что актёры старались. Всё-таки композиции из мюзикла очень сложные.
«Призрак оперы»- отличный пример переноса мюзикла на большие экраны. Несмотря на некоторые недостатки, у Джоэла Шумахера получилось передать дух музыкальных номеров Эндрю Ллойда Уэббера. Рекомендую к просмотру всем, кому нравятся мюзиклы.
Шикарный синопсис к фильму на странице Кинопоиска заставляет предвкушать умопомрачительное зрелище, однако у меня после просмотра из далекого 2023-го мюзикла 2006 года розлива - очень смешанные чувства.
Что меня впечатлило? Замечательная, 'оперная' манера исполнения и чистый как колокольчик голос исполнительницы главной роли Эмми Россам (не зря, все-таки, актриса получила кинопремию «Сатурн» и номинацию на «Золотой глобус» за эту роль).
В сравнении с ней мой любимчик (боюсь, ввиду лишь фактурной внешности и природного магнетизма) Батлер просто убог, ибо местами не поет, а орет как первый петух в колхозе 'Заветы Ильича' (пару раз я серьезно опасалась, что он таки действительно 'пустит петуха' на какой-нибудь особенно высокой и форсированной ноте). Да, я соглашусь, что, возможно, это лишь манера исполнения, обусловленная стилистикой самой музыки, и все-таки, каст создателям фильма стоило выбирать как-то более продуманно, а манеру исполнения артистов унифицировать чуть более, чем никак.
И - нет, я не соглашусь с критикой Эмми Россам, упрекающей ее в пассивности игры. Пассивна не актриса, а роль и постановка (ничего нового – просто патриархат и мэйл-гейз: женщины в кино – предметы интерьера и/или обслуга для мужского пола, даже если роль предполагается заглавная).
По итогу, что касается голосов, Россам и Батлер - дуэт драгоценной музыкальной шкатулки и выхлопной трубы спортивного мотоцикла. 'Гениальность' же самой музыки Веббера для меня в том, что, как и любая попса, при всей свой незамысловатости (настоящей оперой там и не пахло), она невероятно привязчива. Лейтмотив я напевала еще несколько дней после просмотра (и бог знает, на сколько еще он застрял у меня в голове).
Также мне безусловно приятно было посмотреть на некоторые декорации и работу осветителя. Появились ассоциации с копполовским «Дракулой» и «Ван Хельсингом» Соммерса. Да, пожалуй, именно такой стиль оформления – готический романтизм с элементами декаданса (последнего бы, кстати, в «Призрак» можно было бы больше добавить) – мне импонирует. Жаль, что в этом стиле оформлены лишь «подземелье» и кладбище, из-за чего лично у меня не складывается целостное визуальное впечатление.
Что было НЕ приятно? Пожалуй – созерцать довольно бледный образ Рауля и посредственную игру актера на этой роли. Настолько позитивен созданный образ, настолько выглажен отсутствием малейшей негативной или просто индивидуальной черты, что бедняга виконт вызвал лишь раздражение своей пресностью. Что ж, в этом образе есть своя правда: «хороший парень», то бишь, условно красивый и «добрый», и безусловно знатный вельможа, готовый жениться на простой оперной певичке, в реальности встречается примерно никогда. Добавить бы Раулю хоть каплю мудачизма, как это сделали создательницы образа виконта Бриджертона в одноименном сериале, - было бы менее раздражающе (потому что более реалистично).
Также меня, в целом, не заинтересовал остальной «кордебалет», ибо он – всего лишь набор штампов, клише и стереотипов (и, конечно, с элементами мизогинии и токсичной маскулинности, куда без них). Не интересно было настолько, что большую часть я смотрела на ускоренном воспроизведении. Пожалуй, отмечу только талантливейшую Миранду Ричардсон, чья игра и роль оказались мне интересны.
Что касается актерства Батлера, должна признать, роли мистических злодеев ему – видимо, в силу склада характера – удаются неплохо (если бы он еще и не снимался, в основном, в переполненных токсичной маскулинностью фильмах, либо сделанных для белых мужиков среднего возраста, либо представляющих собой дешевые мэйл-гейзовые мелодрамы, в которых женщины предстают исключительно тупенькими и жалкими суетливыми дурочками, зацикленными на отношеньках и сексуальных мужиках). Поэтому Батлер – не считая ужасного вокала – с ролью в «Призраке оперы» справился неплохо.
В общем и целом же (не считая Эмми Россам), от самого фильма у меня осталось впечатление постановки школьного театра, в которой, по странному замыслу организаторов, участвуют взрослые, а не дети. Еще два «достоинства» этого сомнительного для меня «шедевра» – несколько рваное повествование, плоский сюжет и примитивная маскулистская канва (история проста и стара как мир: закомплексованный инцел и абьюзер, идя на поводу у своих комплексов, терроризирует окружающих, сталкерит и похищает неопытную девушку, заморочив ей голову под соусом «мама плохо со мной обращалась, но ты же нитакая»). И это понятно: зачем бы патриархальному кинематографу создавать фильмы, в которых мужик проходит терапию, попутно открывая для себя истинный гуманизм, инклюзивность и воспитывая в себе уважение к женщинам.
Вердикт: скучновато и токсично, хотя снято красочно и романтично.
Призрак оперы или моя жизнь никогда не станет прежней.
Об теме 'Призрака оперы' я узнала ещё в 12 лет, когда посмотрела сам фильм. И скажу честно, на меня он тогда неизгладимое впечатление произвёл. Хотя бы потому, что ничего подобного я до этого не видела. До этого я лишь смотрела мультфильмы и сказки, фильмы-сказки. И 'Призрак оперы' для меня оказался одним из очень серьезных фильмов
, без преувеличения. Хотя бы потому, главный отрицательный персонаж не вызывал у меня сильной ненависти или отвращения, как это было в большинстве случаев, а сочувствие и в чем-то понимание. Я осознала, что злыми людьми не рождаются, а становятся, перестала делить мир на чёрное и белое.
А теперь, собственно, к самому фильму. Он очень красив визуально, чего не стоят декорации сцены, кладбища или логова Призрака. Красивы костюмы, хотя в сцене 'Think of me' на Кристине лучше было бы платье Элиссы, а не наряд Елизаветы Баварской.
Что же касается вокала, то я была очень удивлена, что все актёры, кроме Минни Драйвер (Карлотты Гудичелли) пели сами. Конечно, безупречным вокал назвать язык не повернется, но он всё равно неплох.
Актёрская игра не гениальна, особенно у Эмми Россам, но её за это сильно упрекать не стоит, от силы девушке было 18 лет во время съемок.
Минусы же заключается в многочисленных киноляпах и исторических неточностях.
К примеру, время событий 1870 год, когда началась франко - прусская война, и поэтому праздновать Маскарад в декабре никак не могли, так как многие театры были отданы под госпиталь. Или, например, пропавшие в одной сцене чулки Кристины. Но на это ни надо сильно обращать внимания.
Классический мюзикл Призрак оперы я впервые увидела на шоу в Турции еще году в 2003. Но даже несмотря на скудные на тот момент знания английского, сюжет истории меня заворожил... Поэтому узнав об экранизации мюзикла-легенды, мы с мамой пошли смотреть его в кино. Впечатления остались яркие и незабываемые, и Призрак оперы стал одним из моих самых любимых мюзиклов!
Конец XIX века, Париж. В процветающий театр Опера Поппулер приходят новые покровители, которые решают навести в нем свои порядки. Однако они еще не знают о таинственном обитателе театра, которого все работники театра называют Призрак оперы, и который не очень рад смене руководства. Особенно он настроен против виконта Рауля де Шаньи, который влюблен в прекрасную солистку Кристину Дайе, сердца которой добивается сам Призрак...
Хоть мюзиклы и являются моей слабостью, не каждый мюзикл попадает в число моих любимых фильмов. Во многом из-за того, что мне все же кажется странным, когда люди ни с того ни с сего начинают петь и танцевать посреди улицы. Поэтому больше всего мне нравятся мюзиклы, где действие происходит на сцене - будь это оперный театр, джазовое представление или же цирковое выступление. В этом плане действие, песни и танцы в Призраке оперы выглядят реалистично и естественно.
Сама же постановка поражает своей масштабностью, красотой и блеском. Начиная со сцены с люстрой, где мы перемещаемся во времени и перед нами оживает театр - слетает пыль, зажигаются огни, возвращается позолота и бархат... Декорации внутреннего убранства театр восхитительны и чарующи в своей роскоши. Но этим не ограничиваются - нам показывают работу за кулисами. Вообще я в восторге от вступительной сцены фильма, где мы видим все и знакомимся с главными героями. Моментально погружаемся в театральную жизнь, мир музыки и танцев, а также истории, драмы и трагедии, которые происходят именно в театре. Я бы смотрела это вечно.
Фильм снят по знаменитому бродвейскому мюзиклу британского композитора Эндрю Ллойда Уэббера, который в свою очередь снят по готическому роману Гастона Леру. Я прочла роман, но все же он показался мне чересчур мрачным. В фильме же эту мрачность делают еще и невероятно притягательной и завораживающей... Как и музыка, звучащая в фильме - главная тема каждый раз пробирает до мурашек. А песни и музыка - это любовь с первых строк, с первого звука голоса. Мои самые любимые - феноменальная заглавная тема The Phantom Of The Opera, нежная и мистическая The Music Of The Night, помпезная и комичная Prima Donna, грустно-прекрасная Wishing You Were Somehow Here Again и страстная и чувственная The Point Of No Return.
Каждый раз при просмотре меня восхищает Призрак, которого сыграл Джеральд Батлер. Мистический и таинственный обитатель театра с трагичной предысторией, который покровительствует талантливым, создает шедевры, но и готовый жестоко покарать тех, кто оскорбил его. При этом обладает чарующей харизмой, которая одновременно и пугает. Но его изумительный голос заставляет забыть обо всем, и ты подобно Кристине последуешь за ним всюду...
Мне все же понравились герои Кристины и Рауля. Кристина Дайе (Эмми Россум) - нежная, хрупкая и одинокая девушка, которая становится ученицей Призрака, а позднее и его возлюбленной. Но все же она обращается к любви земной в образе первой любви - Рауля (Патрик Уилсон), который готов защищать любимую о всех бед и опасностей.
Другие участники этой мистической драмы - и каждый из них еще сыграет свою роль в этой драме: мадам Жири (Миранда Ричардсон), знающая тайну Призрака; высокомерная примадонна Карлотта (Минни Драйвер); гордые и самодовольные руководители театра Фирмен (Киаран Хайндс) и Андре (Саймон Кэллоу).
Призрак оперы - один из моих самых любимых мюзиклов: фантастический, чарующий, завораживающий даже с первых черно-белых сцены и до кульминации на опере Дон Жуан. Рекомендую всем поклонникам мюзиклов и театра - Вы не будете разочарованы!
Я сужу этот фильм именно как киноадаптацию сценического мюзикла, потому что именно так он и преподносился: 'Великий мюзикл теперь на экране!' И вот именно как киноадаптация сцены фильм, на мой взгляд, совершенно не очень.
Вообще я познакомился с 'Призраком Оперы' именно с этого фильма. и когда я его смотрел, то даже понять не мог, почему он меня так притягивает. Скорее всего, конечно, музыка (Это, кстати, единственное, что перешло на экран без изменений, либо с положительными изменениями), она была и вправду потрясающая. Вот я и наслаждался фильмом, пока не произошло ужасное событие: я увидел 'Призрака' на сцене. Когда я узнал, что фильм - адаптация, у меня просто застыл немой вопрос на лице:'КАК ТАК-ТО?' Ну, по порядку.
Главные герои.
Рауль. Начну с малого, а именно с виконта. В сценической постановке этот персонаж колоритен, мы видим и слышим его. Ему хочется сопереживать не в меньшей мере, чем всем остальным. Каждое его появление сопровождается мыслью: 'О! да это же Рауль!' А что же в фильме? В фильме вообще сложилось такое впечатление, что он актер даже не второго, а третьего плана. Кто он вообще такой? Он что, знает Кристин? Он что, тут не лишний? Хотя стоит отметить, поет он неплохо.
Кристин. Тут мне скорее не понравилась игра. Очень многие жалуются на постоянное выражение лица Россум. Я не стану исключением, ведь это правда. Но зато она единственная из главных героев, кто умеет петь. Если бы она перед началом роли побеседовала хотя бы с Сьерой Боггес, думаю, ей бы пошло это на пользу. Соответственно, её практически абсолютно безэмоциональная игра ставит крестик и на образе Кристин в целом.
Ну и, наконец, самый сок... Эрик, он же Призрак Оперы.
Начнем с того, что Батлер, на мой взгляд, актер замечательный. Все фильмы (кроме этого) мне с ним понравились, и он там выглядел невероятно достойно. Но роль Призрака у него не удалась. Говоря о пении. Батлер петь не умеет. Во всяком случае не умеет так, как это нужно Призраку. Даже компьютерная обработка не вытягивает. Хорошо заметно, что он честно старается. Но не получается у него. Ну вот вообще. Возможно, именно поэтому вырезали из главного дуэта ('The Phantom of the Opera is here...') четвертый куплет, где ведущие слова как раз у Призрака. Сам образ Призрака так же пострадал. Где ужасный, романтичный, сильный и печальный, всемогущий но беспомощный в любви гений? Мы имеем тут просто некрасивого парня, который не нашел понимания. Его 'призрачность' отсутствует напрочь. Вместо таинственно закрывающейся двери нам показывают, как Призрак её закрывает сам. Вместо решетки, опускающейся движением рук Призрака, нам показывают какой-то рычаг. Нам показывают, как призрак подменил спрей для горла Карлотты, из-за чего она начала квакать, хотя в оригинале она начала квакать просто из-за его слов, по непонятной причине. Нам откровенно показывают, как призрак проваливается под пол, и кто-то умудряется за ним прыгнуть (Рауль, кажется, этого кого-то звали), хотя в оригинале он будто просто провалился, и всё. Апогей слива в унитаз образа Призрака разворачивается на кладбище. Вместо того, чтобы метать в Рауля огненные шары из жезла и призывать молнии (что было на сцене, между прочим), Призрак дерется с кем-то на шпагах (кажется, этого кого-то тоже Рауль звали), и умудряется откинуться на лопатки, как последний щенок! Ну и по мелочи... Неужели хоть кто-то реально мог бы поверить, что Пианджи во время исполнения роли Дон Жуана был подменен Призраком? На сцене для этого использовался бесформенный балахон с капюшоном. Призрак не вешает Рауля на летающей в воздухе петле, как на сцене, а привязывает кого-то к решетке (может, кстати, этот кто-то опять Рауль?). И конечно же, Призрак в самом конце не исчезает со своего трона, а уходит в тайный проход за зеркалом. Как я уже говорил, вся 'призрачность' слита в канаву. Ну и его поведение больше походит на обиженного жизнью истерика, а не на великого злого гения. Про каверканье истории жизни Призрака уж говорить не буду, это просто ужас.
Окружение.
Абсолютно все декорации в фильме, как ни странно, шикарные. И оперный театр, и кладбище, и всё. Кроме... чего бы вы подумали? Конечно же! Кроме логова Призрака! Где та мрачная, строгая и величественная атмосфера этакого подземного королевства, которым правит Музыка Ночи? Преобладает самая откровенная пестрота, причем даже глаза режет. Призрак, оказывается, любит поиграть в игрушечный театр и покачаться на лошадке. И зачем ему кровать в форме лебедя? И где его трон? Непонятно.
Второстепенные персонажи приятные. Они ни чем не выделяются, но и не являются героями третьих планов (в отличии от кого-то там... вроде, Рауля...). Особенно Запомнились директора и Карлотта.
Также у меня остается два вопроса: Как маэстро Уэббер такое вообще допустил, и почесу на сцене спецэффекты лучше, чем в фильме?
В общем, фильм сам-по-себе действительно неплох, и даже отличен, если бы о нем не заявляли как об адаптации для экранов величайшего мюзикла. В этом ключе он никакой.
P.S. Ну а лучше всех в фильме сыграл Рамин Каримлу, который играл фотографию отца Кристин: )
Восторга фильм не вызвал. Персонажи не раскрыты совершенно. Кристин действительно, как тут писали, почти всё время с открытым ртом. Потерянная, со своими огромными глазами, она бросается в объятья то к тому, то к другому. Причем она показалась мне не доверчивой, а именно безвольной, как кукла. Сам сюжет - какой-то нелепый коллаж из произведений Гюго. Призрак объединяет в себе уродство Квазимодо и ненависть к миру Жана Вальжана начальных глав 'Отверженных'. Кристин должна бы быть невинной Козеттой, но в сценах с Призраком, она скорее страстная Эсмеральда с копной волнистых волос и обнаженными плечами. Мадам Жери - новоиспеченный епископ Мириэль. Только вот Призрак не проходит испытание добром.
Он терроризирует театр и вожделеет девушку, которая ему годится в дочери. Это всё, чем он отплатил мадам Жери. Да, да, ведь мадам Жери сама была юной девушкой, когда укрыла нашего героя в стенах театра (в лучшем случае они ровесники). А сейчас ей уже, наверное, под 40! И у неё почти взрослая дочь! По мне, 'чувства' Кристин и Призрака сродни отношениям Дюймовочки и Крота. Чего это она, неблагодарная, сбежала к скучному королю эльфов? Рауль же не сбрасывает на голову своей возлюбленной удушенного им человека во время спектакля (где играет любимая девушка). Ох, я бы сразу растаяла от таких 'жертв' в мою честь! И тут на самом деле единственная интересная мысль во всей истории - Призрак - гений, но души в нем нет. Возможно ли это? Нужно ли человеку искусства чувствовать тягу к добру, состраданию, благородству? Да, нас задевает за живое музыка одиночества, музыка, от которой веет трагизмом, мистикой, хаосом, но в итоге мы всё равно стремимся к гармонии и порядку, так как хаос нас разрушает.
Интрига, кто такой Призрак в фильме раскрывается, но остается совершенно непонятным, как он вытворяет все свои 'волшебные' трюки. Почему Мэг, спускаясь в 'Зазеркалье' Призрака видит паутину и крыс, а Кристин танцующие канделябры и роскошь? Что он такого подмешал Карлотте, что та не смогла петь? Как связаны кукла в виде мартышки (кукла вуду?), сама мартышка и та самая жуткая шкатулка? Кто выстроил все эти тайные ходы и ловушки в здании оперы? Кстати, тут большую роль играют зеркала: зеркало в спальне Кристин, зеркала в помещении, куда падает Рауль, погнавшись за Призраком на маскараде, зеркала в гроте, которые Призрак разбивает в финале, символ разбитых надежд на любовь и счастье.
В итоге мы имеем красивую картинку, где-то символичную, где-то захватывающую, прекрасную музыку и странный, непродуманный сюжет, который портит всё впечатление.
Ожидала большего. Боюсь теперь смотреть постановку 'Кошек'...
Своё знакомство с данным фильмом начала ещё в далёком детстве, тогда не поняла и не оценила. Спустя 10 лет, а то и больше, решила пересмотреть и, признаться, осталась довольна. Не люблю драмы, слёзы, нюни и прочее, но тут я проревелась от души. Очень понравилось! Затронуло до глубины души.
Конечно же, не очень удобно то, что говорят с дубляжом, а вот пение оригинальное, и для тех, кто плохо знает язык — это не очень удобно. Мне же приходилось иногда ставить на паузу, чтобы спокойно перевести услышанное, а иногда и вовсе проматывать назад.
Голоса актёров просто завораживающие, так что планирую и в оригинале посмотреть.
Что же касается сюжета:
Я не смотрела мюзикл, не читала роман Гастон Леру 'Призрак Оперы' и другие экранизации тоже не смотрела. Можно сказать, что это моё первое знакомство с Призраком Оперы. Как герой не зацепил и не впечатлил Рауль. ожидала большего и на протяжении всего фильма только и ждала, когда же он раскроется, а под конец даже обидно.
Рекомендую посмотреть всем. Не важно, нравится вам подобное или нет, лишним не будет.
Фильм Джоэла Шумахера, как известно, экранизирует ни в коем случае не роман Гастона Леру, одну из интерпретаций сюжета Красавицы и Чудовища. Честнее всего роман на экран могло бы перенести – и перенесло – кино немое, вещь близкая по времени, оттого и по духу, вещь насколько глубокая, настолько и выпуклая из-за необходимости пантомимы, некоторого преувеличения внешнего выражения чувств. Роман Леру – готическая страшилка, немного детектив, немного мещанское развлечение, но живая боль и оригинальность вечного сюжета делают его настолько серьёзнее детектива или развлекательного чтива, насколько опера серьёзнее рядовой оперетты, Легара трогать не будем. Фильм-мюзикл тоже мещанское развлечение; но в нём есть музыка, превосходная для своего жанра, в нём есть очарование. Трижды спектакль: матрёшка театров в театре. Обеднение неизбежно: обычная экранизация жизни много теряет по дороге, здесь же – игра игры; невольно вспоминаешь прогулки героев, Кристины и Рауля, по роскошным садам из картона. И всё же это обеднение нежное и тревожащее.
Опера – это серьёзно; это труд, школа, традиция, напряжение сил всех участников любого спектакля, включая зрителя. Мюзикл – это укол шампанского в вену; вроде и чувствуешь по-первости лёгкое насилие над собой, но потом растворяешься слёзно и умиротворённо в горько-сладостных галлюцинациях. Признаваться в любви к этому фильму немного стыдно точно так же, как признаваться в том, что нравится влюбление, эти томительные моменты, полные горячих блудных мыслей. Цель фильма-мюзикла – опьянение, ослепление, оглушение. Сердце фильма, огромный флешбэк, начинается с воспоминательного водружения грохнувшей некогда люстры на место, и с этой точки подъема, заливания экрана ярким светом громадной жирандоли, цветом молодости, начинается постоянный подъём градуса, подъём страсти, предварительные ласки, влекущие к яркой завершающей точке и, возможно, опустошению потом.
Призрак Оперы – личность слишком сложная, его (оперную) партию учить долго, тяжело, опасно для психического здоровья. Сплав гения и злодея, существо, чьё внешнее уродство изуродовало и душу его, и путь. Существо асексуальное – его любовь была жаднее плотской, ему нужна была жена, а не любовница, жизнь, а не утехи. И всё же его маска была большим, чем прикрытие уродства: Психея любила заведомо прекрасного Амура, но его невидимость сводила на нет наличие любой внешности; дело в душе, в душах, в родстве того, что выходит за границы тела. Кристина Оперы – душа музыки, телесная оболочка которой всё же побеждает. Кристина Оперетты – Белоснежка, мечтающая о принце, с волосами под жемчужинки, с телом под белое платье, с голосом под песенку о девичьих грёзах, какая там Маргарита. Композитор одобрил её сам, тонкую и сладкую Эмми Россам, точёную девочку, с такими распахнутыми глазами и полуоткрытым ртом пролетающую эти коридоры зазеркалья Шумахера-Кокто с руками-подсвечниками. Призрак Оперетты – трагический красавец за вычетом половины лица, поистине торжествующий Дон Жуан, вышедший из своего персонального ада, чтобы рискнуть и проиграть. Для Призрака Оперетты внешность и голос Джерарда Батлера, без глубокоголосого дублёра, идеальны: болезненно (и страшно сексуально) низкий голос, руки, жадно скользящие вдоль тела вожделенной девочки, сильное, крепкое тело, уродство, почти украшающее; полная противоположность аристократичному и тонкому де Шаньи – Патрику Уилсону, кажущемуся даже менее витальным, чем его роковой соперник.
Хозяева театра, примадонна Карлотта, статисты – комичны, лирические герои романтичны, побочные смерти так мгновенны и ничтожны, что не успевают как следует ошарашить. Время действия фактически попадает на военные годы, но вместо войны – маскарад. Все номера мюзикла Уэббера отыграны, кульминационные точки – зазеркалье, сцена на кладбище, триумф и падение Карлотты (а позже и люстры), последний спектакль с похищением. Шестнадцатилетняя актриса в роли шестнадцатилетней героини, актриса, уже заметно повзрослевшая к концу съемок, обретшая повадки сексапильной и здравомыслящей женщины. Кульминация с разбитыми зеркалами, уплывающей парой в лодке, торжеством девичьей практичности ли, настоящей любви ли, ибо там, где торжествует романтика, и красота может проиграть уродству. Нежность выигрывает у страсти, у порыва, у безотчётного движения навстречу двух безумных душ, двух гениев музыки. Только юное сердце зрительницы замечает несколько секунд проигрыша, когда фигуры Кристины и Призрака – ещё минуту, и сольются. Волшебство неслучившегося, невозможного.
Волшебство, ибо выложились все. Гастон Леру некогда изучил оперный театр, всю его поднебесную и подземную вдоль и поперёк. Эндрю Ллойд-Уэббер выложил нотами страсть к великолепной музе, Саре Брайтман. Нежная Эмми-Кристина, скованная корсетом до вынужденного голодания, в партии жертвы Дон Жуана сгорала от страсти и боли. Джерард Батлер научился попадать в ноты. Люстра, сверкающая хрусталём, была заказана у Сваровски, и декорации театра пожирал настоящий огонь. Кто после этого бросит камень в это певучее, сладкоструйное, сияющее бижутерийное сокровище?
Может быть, и плакать не хотелось бы, если бы не обрамляющее цветное действо потускневшее мементо мори, слишком правдивое для развлечения зрелище инвалидной коляски, прощального обмена взглядами двух стариков, мир которых стал чёрно-белым, театр которых давно рассыпался и распродается с молотка, - Рауля де Шаньи и Мег Жири с лицом Жири-матери, не только лицом, но и судьбой (тайной любовью?) Боль старости и заставляет принять, воспринять эту опереточную чрезмерность; может быть, мюзикл – это молодость, когда всё, даже горе, вот так монументально, раскрашено, невзаправдашне, грандиозно преувеличено, сентиментально и под музыку, да под какую музыку!.. Фильм Шумахера будет казаться пошлым, наверное, если смотреть его трезвым взглядом; будет казаться прекрасным, если смотреть его тайно, в одиночку, в розовых 3D-очках. Тогда можно и плакать, не стесняясь. Всякая вынесенная на публику история страсти – такая же нелепица, пошлость, как красная роза с чёрной лентой на могиле; но для одного-единственного, смотрящего её наедине со своими, только своими воспоминаниями или мечтами, – святое переживание. Главное – никому, никогда, ничего не рассказывать. Никому, никогда, ничего.
Мюзикл поставленный на основе книги французского писателя Гастона Леру 'Призрак оперы' вышел не менее захватывающим чем его первоисточник. Сейчас, в эпоху расцвета мюзиклов говорить о том, что хорошо или плохо - сложно. Но этот мюзикл - исключение.
Он не идеален. И недочётов, для человека читавшего книгу найдётся достаточно много ( отсутствие ключевых персонажей, сцены, которые не совпадают с последовательностью повествования и т.д.), но все эти недочёты меркнут, когда ты слышишь эту музыку. Мгновение - и ты, словно Кристин готова идти вслед за этим голосом 'The Phantom of the ophera insinde my mind...'
Исполнители главных ролей Эмми Россам и Джерард Батлер буквально приковывают к себе взгляд. Открытием для меня стал поющий Батлер, но его голос в сочетании с ироничной игрой показал нам того самого - несчастного Эрика, который, несмотря на совершённые преступления вызывает глубокое сочувствие со стороны зрителя.
Хронометраж у фильма не малый, но два с половиной часа пролетают незаметно, пускай в итоге и остаётся чувство не полного удовлетворения. Читайте книгу господа и не ждите от фильма полноты. Слушайте музыку и отдавайтесь чувствам, ведь: 'The Angel of muisic will come to you...'
'Поклянитесь хранить тайну! Тайну об ангеле в аду...' - Призрак оперы
Эта экранизация 'Призрака оперы' 2004-го года от режиссёра Джоэла Шумахера по роману Гастона Леру и музыкальной пьесе Эндрю Ллойда Уэббера по сей день считается самой масштабной и грандиозной, по ней заметно куда были вложены 70 миллионов долларов бюджета. Кроме того фильм получил по три номинации на 'Оскар' и 'Золотой глобус', а мир открыл для себя многогранность таланта шотландского актёра Джерарда Батлера. Великолепные декорации, прекрасные костюмы и грим и, конечно же, волшебство оперных композиций - всё это завораживает и заставляет задержать дыхание. Мысленно ты начинаешь подпевать мелодиям, звучащим в фильме, которые известны на весь мир. Но если не довелось побывать в театре на постановке 'Призрака оперы', то есть шанс прочувствовать всю грандиозность и великолепие с фильмом Джоэла Шумахера, где помимо Джерарда Батлера сыграли Эмми Россам, Патрик Уилсон, Миранда Ричардсон, Минни Драйвер, Киран Хайндс и Саймон Кэллоу.
Для тех, кто не знает о чём эта всемирно известная история, вкратце скажу, что по сценарию этого фильма оперный театр от одного владельца переходит к двум другим. Восторженные овации, счастливые новые хозяева, но вдруг к ним попадает записка, где написано, что Призрак оперы приветствует их и напоминает, что вскоре ему надо будет выплатить ежемесячное жалование. Владельцы театра смеются над этим, считая, что это чья-то глупая шутка, но когда начинают происходить странные и трагические события, то уже становится не до смеха и шуток. Итак, кто же этот таинственный Призрак оперы и существует ли он вообще? По сути, настоящая страшная детективная история тут развивается, которая могла бы принадлежать перу Аллана Эдгара По, так что кроме наслаждения музыкальным сопровождением фильма, зритель ещё успеет попереживать за нескольких главных героев, которые окажутся втянутыми в леденящие кровь события, во главе коих находится таинственный и опасный Призрак оперы.
На самом деле, что в фильме присутствует несколько основных персонажей. Пока пропустим самого Призрака оперы, о нём речь пойдёт несколько позже, а пока скажем о тех, кто делал фильм Джоэла Шумахера столь прекрасным. Ведущая роль девушки по имени Кристина досталась восемнадцатилетней актрисе Эмми Россам, которая на самом деле обладает шикарными вокальными данными. В ней сочеталось в 'Призраке оперы' всё: невинность, хрупкость, красота и талант. Для молодой актрисы 'Призрак оперы' - это был шанс заявить о себе во весь голос в прямом и переносном смыслах. И Эмми Россам очень старалась, заметно как она в каждом эпизоде выкладывается полностью, не жалея сил и связок. За роль Кристины актрисе однозначно похвальная грамота. И её симпатичный персонаж поглощал на себя внимание от героини Минни Драйвер (одна из немногих, кто 'пела' не своим голосом) - стервозной и самовлюблённой Карлотты, бывшей примы театра. Что же, мы не любим таких дамочек и Минни Драйвер показала за что.
Ещё одним актёром из тех, кто свои вокальные партии исполнял самостоятельно, был Патрик Уилсон. Не всегда его внешний вид говорит нам о том, что перед нами антагонист фильма, но именно таким выступил его Рауль в 'Призраке оперы'. И кроме того, что Патрик Уилсон прекрасно исполнил свою роль, можно сказать о том, что когда актёр исполняет композицию, то ты прямо-таки цепенеешь от его голоса. Игра и вокал Патрика Уилсона заслуживают аплодисментов. Но вот аплодисментов стоя заслуживает Джерард Батлер. Я бы никогда не подумал, что этот человек обладает таким голосовым диапазоном. Его голос сметал и очаровывал, он пугал и погружал в транс. Не будь его герой всё-таки антагонистом, то зритель мог бы наблюдать волшебство, подобное сказке про Красавицу и Чудовище, но в случае с 'Призраком оперы' это вовсе не сказка со счастливым концом. Наверное, можно говорить о том, что роль в 'Призраке оперы' стала переломной в карьере Джерарда Батлера и теперь его знает весь мир.
Драматическая и таинственная история про блуждающего в подвалах оперного театра Призрака разворачивается перед нашими глазами в фильме Джоэла Шумахера. Но не только перед глазами, но и перед ушами, потому что это мюзикл и мюзикл великолепный. Масштаб потрясающий, слепящий своей роскошью. И виртуозно исполненные партии не дают возможности оторваться от экрана. Фильм, в котором каждый актёр выкладывался, понимая в каком же волшебстве ему суждено оказалось сыграть. И вроде бы мы все знаем Джоэла Шумахера по его триллерам, но 'Призрак оперы' наглядно демонстрирует как многогранен талант режиссёра, как и талант актёра Джерарда Батлера.