Едва ли фильм «Жанна Дюбарри» мог привлечь внимание широкой публики, за исключением, конечно, поклонников авторского фестивального кино, если бы он не знаменовал собой возвращение великого и ужасного Джонни Деппа в большое кино. Переживший «отмену» большой актер, восстановивший свое доброе имя, безусловно, заслуживал в качестве первой роли после этого всего что-то грандиозное, вроде роли короля Франции, отведенной ему в «Жанне Дюбарри». Однако, обманываться не стоит, афиши с Деппом врут, Людовик XV – роль второго плана, несмотря на весь пафос и всю значимость, а вот название со зрителем честно – эта картина посвящена Жанне Дюбарри, это ее своеобразный бенефис, где может быть и есть только одна главная роль.
Самая удивительная вещь, которую можно сказать о «Жанне Дюбарри» - это некоторое безразличие фильма к своей заглавной героине, нет, даже не так – неспособность или нежелание создателей картины сформировать и сформулировать свое отношение к ней. Стремление к объективности касательно исторической личности, характерное для «Дюбарри», было бы уместным для документальной картины, призванной просто и беспристрастно рассказать о чем-то, но никак не для художественной, чья миссия – что-то донести. Фильм Жанну вовсе не осуждает, с некоторой легкостью и снисходительностью демонстрируя ее довольно свободный образ жизни до короля, но и не восхищается ею, лишь упоминая то, что могло быть трактовано как заслуги или проявление героиней лучшего в ее характере. Стремясь рассказать о Жанне все – от рождения и до смерти – фильм представляет зрителю пусть и подробные, но лишь отдельные эпизоды жизни героини, не складывающиеся в конкретную цельную историю, способную сформулировать достойную выражения идею.
Вследствие вышеупомянутого, «Жанна Дюбарри» оказывается фильмом, рассказывающем обо всем одновременно и не о чем конкретно, даже о любви. Да, с этим можно спорить, ведь картина сосредоточена на романе девушки и государя, но любовной истории в полном смысле слова здесь нет, ведь для таковой нужны два главных героя, а Людовик, несмотря на старания Джонни Деппа, остается героем второго плана. Кроме того, картине не хватает взаимодействия, чуть более сложного, чем простая физическая близость, эмоций – не напоказ, но пронзительных и настоящих. Можно предположить, что суть фильма - в запретной любви, от этого трагической, но на экране снова не то, ведь героям никто особенно не мешает, может, лишь отдельные интриги дворца, на противодействии которым, впрочем, «Дюбарри» не делает акцента. Таким образом, предложенная лав-стори – всего лишь затянувшийся и необязательный роман, значимость которого не стоит переоценивать.
Фигура Жанны Дюбарри, хотя бы исходя из обстоятельств ее происхождения, сама по себе способна предложить создателям фильма некую смысловую основу, на которой можно построить что-то достойное, если немного постараться. Девушка из низов, попавшая в высший свет, может быть воплощением торжества простоты над вопиющей роскошью, и в чем-то работавшие над картиной художники пытались данное соображение воплотить: собственные волосы Жанны в противовес сложным прическам и парикам графов и графинь, ее естественная внешность против их выбеленных лиц, наконец, стремление к натуральности в отдельных костюмах как контраст вычурности нарядов придворных дам. Даже поведение Жанны, ее непосредственная эмоциональность как вызов чопорности могли бы в должном исполнении сформулировать и донести нехитрую мысль. Любовь как награда за простоту, тем более, любовь короля как высшего для Франции человека. Но есть одно большое «но». Поведение Жанны в картине выглядит не столько проявлением естественности, сколько элементарной распущенностью, а сама героиня – словно воплощение известной присказки, что девушку можно вывезти из деревни, но не деревню из девушки. Вульгарность образа Жанны Дюбарри здесь неоспорима, чему не способны помочь ни некоторое обаяние героини, ни отдельные лестные для нее эпизоды.
Наконец, нельзя не отметить некоторую режиссерскую слабость этой работы, главной приметой чему является злоупотребление функцией рассказчика. Это вполне нормально, когда закадровый голос зачитывает зрителю предысторию и послесловие, но в остальные моменты ему нет места. Если же решено иначе, то, как правило, это означает неспособность режиссера рассказать историю кинематографическими методами. Кроме указанного, решение об отстраненности по отношению к главной героине, описанное выше, также не может быть верным, так как не позволяет понять причину выбора именно этой исторической фигуры для создания фильма. Не будучи ни в чем выдающейся, она обратила на себя внимание государя, но почему?.. Образ Дюбарри достаточно однобок из-за явного невнимания к отдельным фактам, скажем, ее образованности, упомянутой, но не сыгравшей никакой роли в картине, не повлиявшей даже на ее роман.
Как можно понять, мне не понравилась работа Майвенн в роли Жанны Дюбарри – слишком поверхностная, не знающая меры, не использующая полутона и оттенки. В противовес главной героине, Людовик XV Джонни Деппа – образ более цельный, хотя в этом фильме играть ему особенно нечего. Основная эмоциональная особенность его короля – смирение со своим положением и какая-то подспудная потребность вместо фальши получить что-то настоящее, испытать что-то настоящее. Это хорошая работа, несмотря ни на что.
Я отчаянно не хотела писать негативную рецензию о «Жанне Дюбарри» хотя бы из уважения к Джонни Деппу и его возвращению, но кривить душой я не могу. Эта картина – далеко не шедевр. Ее проблемы кажутся характерными для работ начинающих режиссеров, но ведь Майвенн – довольно опытный кинодел. Кажется, все пошло не совсем так, преимущественно, из-за общего непонимания, зачем снимать этот фильм, о чем его снимать. Когда сам автор не понимает свою картину, поймет ли ее зритель?..
Говорят, что жизнь одних – это роман, у других повесть, а у третьих – тире между датами.
Вряд ли жизнь героини фильма «Жанна Дюбарри» настолько интересна потомкам, чтобы посвящать ей полнометражный фильм. Обычная история для всех времен: девушка – королевская постель – власть. Причем, девушка не самая умная, но весьма расточительная. Интриги, которые она иногда плела, не отличались изощренностью. А единственное, в чем она преуспела, так это в разрушении репутации монарха. По большому счету, история знает имена многих других фавориток, оставивших в памяти потомков более глубокий след. Взять, к примеру, мадам Помпадур – предшественницу Жанны в сердце и в постели Людовика XV.
Во всяком случае, судьба Жанны – это не роман, и деже не очень увлекательная повесть, чтобы презентовать ее как какое-то особое явление в истории.
Если же выбор в качестве главной героини Жанны Дюбарри – это всего лишь повод обратиться к эпохе, предшествовавшей кровавому террору, то в фильме мало и эпохи, и террора. А то, что показывают авторы - вызывает большие сомнения, уж сильно все это отдает псевдоисторией. Да и тот факт, что зрители еще не успели подзабыть сериал «Версаль», тоже не в пользу создателей «Жанны». Потому что и внешний антураж, и внутреннее убранство Версаля, быт и нравы его обитателей в сериале показаны на порядок качественнее и ярче, а в «Жанне» все это достаточно вторично.
Желание Майвенн блеснуть на экране в красивом историческом фильме наверное объяснимо: в ее достаточно обширной фильмографии не найдется и десятка ярких работ, а единственный узнаваемый для многих зрителей образ до сих пор – это Дива Плавалагуна из «Пятого элемента». Возможно, роль юной красотки (сыгранной Майвенн в свои без малого пятьдесят) привлечет к ней внимание других режиссеров, но при чем здесь зритель? Зачем ему без малого два часа смотреть на историю без истории, не испытывая никаких чувств к героям – ни сострадания, ни восхищения – ничего.
Единственный безусловный плюс фильма – это триумфальное возвращение Джонни Деппа. Судя по сценарной основе, а если точнее – отсутствию таковой, его роль должна была послужить оттеняющим фоном для исполнительницы главной роли. Но Депп переиграл ее по всем параметрам. Из ничего, из воздуха, без какого-либо бэкграунда, он создал яркий и драматический образ, в очередной раз вызвав восхищение зрителей.
Но даже Джонни Депп не смог заглушить чувство разочарования от несбывшихся ожиданий. Слишком многообещающей была рекламная компания, а гора родила мышь.
Отправляясь в кино на сеанс «Жанны Дюбарри», я, признаюсь, ожидал увидеть что-то вроде «Фаворитки» 2018 года. Если синопсис ленты посеял подобные ожидания и в вашей голове, советую перед просмотром оставить эти надежды. От дерзкой картины Йоргоса Лантимоса «Жанна Дюбарри» разительно отличается как по замыслу, так и по воплощению. И, учитывая тематическую близость двух фильмов, думаю, было бы показательно начать с их сравнения.
Если «Фаворитка» - ироническое исследование роли власти в отношениях и отношений во власти, то Майвенн как будто снимала полудокументальное кино, максимально сглаживающее все углы. Будь в нём побольше фактологии, «Жанну Дюбарри» можно было бы показывать школьникам на уроке истории - настолько эта лента эмоционально прилизана. В ней даже есть закадровый голос, рассказывающий огромные и важные куски сюжета вместо того, чтобы их показывать.
В изложении Майвенн, биография Жанны Дюбарри - это история простой, доброй и любящей женщины, ничего более. В её образе нет и тени противоречивости. Никаких страстей, слабостей, пороков, вообще ничего негативного. Она даже почти не выставляется жертвой - для этого она слишком идеальна. В фильме всего одна сцена, в которой героиня подвергается насилию - такая же короткая, немотивированная, ни на что не влияющая, как и единственная сцена секса. При этом, по ходу сюжета Жанна никак не меняется: как она была простой и доброй в начале, так она и остаётся совершенно прежней в конце. Развитие персонажей в этой истории не предусмотрено в принципе.
Но, может, несмотря на все проблемы истории, картина хорошо исполнена технически? Отчасти, да. Операторская работа музыка, костюмы - всё это на высоте. Но данные инструменты призваны, в первую очередь, правильно преподнести работу актёров. И как же обстоят дела с ней?
В том, что касается актёрской игры, Майвенн выступает в роли Майвенн - богемной попаданки из XXI века и, по счастливому совпадению, главного человека на съёмочной площадке. Руководствуясь принципом be yourself, она выдаёт весь диапазон эмоций туриста на экскурсии в Версале - от легкой, с ленцой, заинтересованности до мучительного ожидания обеда. Даже исполнительница роли юной Жанны, присутствующая на экране от силы пару минут, создаёт более интересный образ.
Джонни Депп тоже вполне убедительно отыгрывает самого себя, осознавшего, в чём он вынужден сниматься - то есть, последовательно демонстрирует скуку, недоумение, страдание и, наконец, желание поскорее отмучиться. Складывается впечатление, что актёр выставлял счёт за каждое слово, произнесённое им в кадре, поэтому игра его состоит, в основном, из пятидесяти оттенков многозначительного молчания. Мастерство, конечно, не пропьёшь - показывать диапазон перечисленных выше эмоций Джонни удаётся и без слов. Но вот химию между главными персонажами он, как ни старался, в одиночку вытянуть не мог. Ни в какую страсть между ними категорически не верится. Депп мог бы с таким же успехом бросать томные взгляды на табуретку. Партнёрша по съёмкам возвращает ему лишь глуповатую улыбочку туриста, фотографирующегося с аниматором в пресловутом Версале.
Гораздо больше, чем исполнителей главных ролей, хочется отметить Бенжамена Лаверна, сыгравшего королевского камердинера. Добрую половину фильма он эмоционально тащит на себе, заставляя проникнуться симпатией и сопереживанием к своему, второстепенному, в сущности, персонажу. Вообще, актёры второго плана работают на совесть - насколько позволяют сценарий и режиссёрская работа. К сожалению, за них отвечает всё та же Майвенн, и в этом, собственно, главная проблема фильма.
Что мы имеем в итоге? Идеализированная героиня, чёрно-белый вымученный конфликт, отсутствие развития характеров, скомканное повествование, проблемы с мотивацией... Выглядит как рецепт типичного фанфика. Если же автор фанфика берётся лично экранизировать его с собой в главной роли - получается «Жанна Дюбари».
Для чего создаётся фильм подобный 'Жанне Дюбарри'? Для самоутверждения и самолюбования творца как этакого 'швеца, жнеца и на дуде игреца' или всё-таки для зрителя? Если все эти деньги и время угроханы во имя тщеславия мадам Майвенн (как одной из супружниц Люка Бессона), то при чём здесь мы, пришедшие и заплатившие свои кровные, соблазнённые рекламой лицезрения Джека Воробья в королевской ипостаси и брендом Каннского кинофестиваля?
Мы, зрители всё-таки имеем право на качественный продукт, а не на некую киножвачку, оставляющую на зубах привкус резины, как будто её уже давным-давно кто-то 'сжевал'.
Я вовсе не против этакой лёгкой условно-исторической ленты по принципу А. Дюма: 'История – это гвоздь, на который я вешаю камзол сюжета'… Но сам-то этот сюжетный камзол должен производить впечатление 'подлинности' а не 'маскарадности'. Какой смысл смотреть на оживших марионеток (сколь бы известные имена они не носили) на фоне декораций настоящего Версаля. Если мы видим Короля в зените абсолютизма, то его любовница-фаворитка должна уж отыгрывать отношение к потомку того кто сказал: 'Франция – это я!' Как может простолюдинка XVII века думать и поступать, как потомок века двадцатого? (камушек в огород г-жи Майвен)
Моя бы руководительница театральной студии охарактеризовала это как 'вонючую самодеятельность' изобрази мы подобное на сцене, но фильм этот каким-то чудом был допущен к показу на Каннском кинофестивале… Не уж -то на открытие столь престижного кинофорума не нашлось более добротной ленты?
Особо раздражали меня и закадровые пояснения, превращавшие видеоряд в иллюстрацию сказанного за кадром. В пору немого кино титры выступали комментариями-пояснениями видеоряда, ныне всё вывернулось наизнанку' видеоряд стал визуальной иллюстрацией закадрового текста, но текст-то этот всего-лишь перцепции современного сознания г-жи Майвен, т.е. и здесь проявляется насильное навязывание зрителю этакого 'своего видения'. Мы оказываемся в положении, когда 'остаётся только расслабиться и получать удовольствие'.
Джонни Депп вернулся! Джонни Депп сломал «железный занавес» санкций и обратился к российским зрителям. Джонни Депп… Даже условно прикидывая в уме, можно сказать, что процентов 80 знакомых посмотрели новую историческую драму «Жанна Дюбарри» исключительно из-за участия прославленного американского актёра, для которого, к слову, это первый французский вояж в карьере, и только 20 процентов оставшихся – благодаря любви к историческому кино вообще и истории Франции в частности. Остались ли довольно по итогу те и другие – вопрос дискуссионный, учитывая с одной стороны довольно высокий средневзвешенный рейтинг КиноПоиска, с другой же – отдельные детальные негативные разборы и видеобзоры на разных площадках (Youtube, ВК и прочие). Со своей стороны я скорее присоединюсь ко вторым по ряду следующих причин.
Прежде всего – это исполнительница главной роли и одновременно режиссёр обозреваемой картины Майвенн (та самая Дива Плавалагуна из «Пятого элемента», бывшая супруга Люка Бессона). Само собой разумеется, что на вкус и цвет фломастеры разные, и не бывает некрасивых женщин, а бывает мало водки, но в данном случае одного стакана горячительного напитка может оказаться недостаточно, чтобы всерьёз принять не первой свежести особу с алжирскими корнями и лошадиной улыбкой за ту самую роковую красавицу – Жанну Дюбарри, вскружившую голову Людовику XV. Мало того – она ещё и играет безобразно, демонстрируя вместо горделивой дерзости и скандальной страстности нечто запуганное, удивлённое и сутуло-невзрачное. В общем одно недоразумение, претендующее разве что на «Золотую малину». И всё бы ничего, да вот только занимает она собой львиную долю всего фильма, как эдакий Никита Михалков французского разлива, задвигая всех остальных на глубокий задний план. Что до любимца публики Джонни Деппа, ему откровенно негде развернуться, от слова «совсем». Как следствие – из словоохотливого яркого монарха Людовика XV получается молчаливый и задумчивый созерцатель.
Есть к Майвенн претензии и как к сценаристу, и как к постановщику фильма. Даже не обладая профессиональными познаниями в предмете, по ходу просмотра частенько закрадывается мысль: демонстрация на экране очевидно не соответствует реальному положению дел, что и подтверждается впоследствии мнением знающих специалистов. Тот же историк и блогер Клим Жуков по косточкам дважды разобрал фильм у себя на канале и в гостях у «Деконструкции», выявив предостаточное количество логических несостыковок и противоречий, повторять которые нет особого смыла (в том числе дабы не спойлерить), равно как и сравнивать работу Майвенн с «Фавориткой» Йоргоса Лантимоса, поскольку даже несмотря на довольно большое количество вымысла в картине грека, оба этих фильма явно и разных весовых категорий.
В остатке вопрос, зачем это было нужно? Наверное, затем, чтобы Майвенн потешила собственное женское самолюбие в роли известной «роковухи» и продефилировала по роскошным залам Версаля в красивых платьях (будет теперь, чем внукам похвастаться на старости лет). А также мимоходом отработать вложения Нетфликса, поведав на примере Жанны Дюбарри и мальчика-негритёнка Замора ангажированную милую историю о том, что и во Франции 18 века были люди без расовых предрассудков, отстаивающие права национальных меньшинств. Только вот забыла добавить почему-то, что впоследствии именно по донесению этого самого Замора Жанна была арестована и казнена. Неужели от большой любви? Отнюдь. Просто потому что в отличие от предложенной Майвенн сказочки, в реальной жизни главной героине фильма было плевать на него, также как и всем остальным. Но, Нетфликс и ему подобные, как известно, за такую правду денег не дадут. Поэтому в очередной раз имеем то, что имеем.
Идеальный фильм открытия крупного кинофестиваля. Звезды первой величины, большой бюджет, гигантские амбиции. Но при этом ни малейшего шанса на то, что на закрытии эта картина получит какой-нибудь приз ФИПРЕССИ, унизив фильмы основного конкурса и обесценив работу отборочной комиссии.
Шикарные интерьеры прекрасных замков, костюмы белль эпок, парики, прически, лошади, собаки, свечи, охота, будуар - это и есть содержание картины. История простолюдинки, которая с помощью женских чар и жестких интриг заняла положение едва ли не королевы Франции – не в первый раз пересказывается литературой и кино. Традиционный нарратив - осуждающий. Лесть и коварство - не наш метод. Финал жизни на эшафоте – это, конечно, чересчур жестокое наказание, но ссылка в монастырь прожженной интриганки в глазах читателя и зрителя воспринимается как торжество справедливости.
Это в классическом варианте. Сценарист, режиссер, актриса (она же сама Жанна Дюбарри в этой картине) Майвенн решила выступить адвокатом. Ее Дюбарри искренна, легка и проста. И не столько сама плетет интриги, сколько является мухой в паучьих сетях других интриганов. Поскольку байопик просто честно перелистывает страницы жизни мадам Дюбарри, стремясь отметить все сколь-нибудь значимые моменты, ни одна струна в душе и сердце зрителя не отзывается. И остается только гадать: что за странную игру затеяла авторка, подчеркнуто провокационно сталкивая в каждом эпизоде абсолютно противоположные стили. Жанне, королю Луи 15-му, камердинеру Ла Борду и герцогу Ришелье отданы недомолвки, паузы, тонкие оценки, наваждения и рефлексии, всему остальному двору - грубое самомнение и нахальство. С одной стороны, психология, с другой, фарс. С одной, душевное сочувствие, с другой, размашистая карикатура. В эту картину невозможно погрузиться ни в одном эпизоде, поскольку режиссерка ни на секунду не дает забыть, что ты находишься в зрительном зале. «Это я! Я придумала!»- и эти уродливые парики, и эти вырождающиеся лица, и эти придурочные ритуалы. И королевских сестер, похожих на окосевших каракатиц с манерами базарных торговок рыбой. И всю королевскую свиту, как будто срисованную с иллюстраций Боклевского к бессмертной комедии Гоголя.
Ключ к пониманию содержится в тексте рассказчика за кадром где-то в середине картины. « Она старалась привить двору свою тягу к простоте и любовь к искусству». Вот оно что! Тяга к простоте! Зритель, инфицированный метамодернизмом, пытается разгадать этот стилевой ребус, а ларчик просто открывался. Эта грубая карикатура нужна была только для того, чтобы облегчить смотрящему существование. Все просто: те, кто кричит, вопит, дергает плечами и семенит ногами – фарисеи и пустышки. Те, кто прищуривают глаз, на секунду дольше положенного задерживают шаг, непроизвольно склоняют голову к плечу- тонкие и любящие натуры. Вот и вся любовь.
И не надо мучиться над воплощением сложной конфигурации. Майвенн всячески намекает: у Жанны и Луи – большая Любовь. Этому противится вся логика событий. Жанна Дюбарри не случайно повстречала Луи у источника в чистом поле. Ей устроили встречу во дворце штатные придворные интриганы с вполне конкретными намерениями. Она, взрослая девочка, прошедшая школу службы в элитном публичном доме и фиктивного замужества, прекрасно понимала, для чего ей дали шанс. Он, переживший не только супругу, но и признанную фаворитку мадам Помпадур, ну никак не мог обмануться значением этого взгляда и этой улыбки. То, что сложно начинается, никак не может просто закончиться. И это в фильме знает, кажется, только один Джонни Депп. Его взгляд – это взгляд человека, прекрасно понимающего, что за внешним блеском двора скрываются жуткие государственные проблемы, которые скоро приведут к катастрофе. Но и человека, одержимого новизной сексуальных ощущений. Это наваждение, которое дает энергию на короткое время и оставляет после себя опустошенность и ощущение морального бессилия. Но эта тема, тонко и пронзительно прозвучав в паре эпизодов, будет немедленно свернута. Режиссерка не увидит в ней возможности для себя, любимой, примерить новые костюмы, новые цвета, проскакать на лошади, пробежать по лестнице, почувствовать себя эрзац- королевой. И фильм вновь уйдет в скучный и спорный байопик, приправленный дешевым гротеском.
Эта та самая простота, которая хуже воровства. И, продолжив игры в ассоциации, столь популярные в ту эпоху и представленные в картине, можно вспомнить, что одной из семантических рифм к « простому» будет « вульгарный»- и это тоже про это кино. Что же касается любви к искусству, то ведь под искусством каждый понимает свое. Для кого-то богатый декор и шикарные шиньоны- это тоже искусство. Что же касается чувств, то и девичьи стихи о душевном томлении по вечной любви сегодня к Сене, завтра к Леве, послезавтра к Саше - это тоже, как ни крути, произведения искусства. Кстати, ничуть не хуже картины открытия Каннского кинофестиваля.
В кино на этот фильм я пошла исключительно из-за дождливой недели в Петербурге, собирающей всех по барам или кинотеатрам, и своего членского билета Союза Кинематографистов, дарящего бесплатную проходку на все сеансы. Заранее жаль всех тех, кто купил билет за реальные деньги.
Начало фильма казалось многообещающим — красивые кадры (особенно запомнился тот, на котором главная героиня сидит а-ля Алёнушка Васнецова). Но начиная с минуты 10 и перехода в развратную жизнь, история начала терять любой смысл.
А если по порядку:
1. В чём смысл показывать уникальное образование Жанны (множество книг, монастырское воспитание, общение с умами своего времени), если буквально в следующей сцене она будет скакать по столу, как портовая доступная женщина? Да и в дальнейших сценах она умом не блещет и своё блестящее образование ни разу не применяет. Что наглядно, в одной из сцен Жанна открыто заявляет, что между честным трудом и проституцией она выберет второе? И это наша героиня, которой мы сопереживаем?
2. Мало сказать бесконечным закадровым голосом, что Жанна очаровывала великостатусных людей. В кино было бы неплохо это посмотреть. Ни в одной сцене очарования я не заметила — только кривляния и бестактность.
3. Джонни Депп в этом фильме абсолютно условный, его роль мог бы исполнить абсолютно кто-угодно. Иногда возникало чувство, будто ему платили за каждую реплику (словно Маяковскому за строки), поэтому весь фильм он молчит и очень, очень уставше смотрит на мир. Что, возможно, неподдельно.
4. Женщина в главной роли. Раскрыть этот вопрос довольно сложно, ругать её не хочется — она большая молодец, что смогла убедить продюсеров, привлечь финансирование, актёров, убедить устроить мощную рекламную компанию, запустить и снять фильм. Это действительно большой труд, который под силу не каждому. Но, к сожалению, как часто бывает (и чего я боюсь сама), погнавшись за двумя зайцами.. В качестве Жанны она смотрится неправдоподобно, не очаровательно, и режиссура тоже здорово провисла.
5. Вся история в целом вызывает удивление. О чём это? Почему мы должны под жутко трагичную музыку в конце сопереживать героине, которая всю жизнь шла по пути проституции и, собственно говоря, добилась вершин в этом поприще и красиво закончила карьеру? Все её враги утрированы чудовищно, поэтому никакой драмы для зрителя не существует.
6. Неправдоподобность действий. Ну разве дарили так короли ключи от замка, словно на свадьбе в сериале 'Бригада'? Ну разве все с улыбкой реагировали на безумную женщину, врывающуюся в Совет Парламента со словами 'Она заговорила!'? И ещё — трудно себе представить, что целая группа похотливых мужчин, так упорно желавших и имевших её длительное время, так просто отдали её королю, а после поддерживали, словно лучшие друзья в американских фильмах.
В общем и целом, понятно, что хотел донести автор. Жанна, прекрасная и недопонятая, жертва своего происхождения и положения, красавица, которую осуждают и копируют. Ну, 'Малена' не получилась.
Почему такие сборы тоже понятно — уставший Джонни Депп на афише дарит иллюзию интересной истории. Но время тратить на это не советую. С билетом в кинозал в руках, так точно.
Еще один костюмированный фильм с очень яркой картинкой.
Съемки 'Жанны Дюбарри' проводились в самом Версале и окрестностях Парижа 11 недель - сказка! Бюджет, правда, не очень большой, если сравнивать с похожими фильмами, но и времена у кинематографа сейчас не самые простые.
В режиссерском кресле - Майвенн, она же исполняет главную роль. Я прочитала, что, когда она предложила роль Джонни Деппу, он только-только проиграл дело в суде, а значит был риск, что фильм закэнселят. Но, невзирая ни на что, Майвенн уговорила Деппа сниматься.
Так вот, к чему все это предисловие? На мой взгляд условия для получения красивой исторической картинки были. Но все и всё, кроме короля и его помощника, вызывают отвращение. Да, возможно, версальский двор и был таким приторным, безвкусным и отталкивающим. Но в фильме Копполы, которым Майвенн вдохновлялась, на это интересно смотреть, эстетически красиво. Здесь же из дочерей короля сделали какую-то пародию на гадких сестер Золушки с неприятными лицами, отсутствующими манерами и жуткими прическами.
Понравилась отсылка с фразой «как много людей сегодня в Версале». Забавно, что в одном фильме мы на стороне одного персонажа, а здесь на другой.
Про исторического персонажа Жанну Дюбарри не так много информации, ее можно уложить в пару абзацев. Фильм же растягивает эти два абзаца почти на два часа. И тот же фильм Копполы коротко нам уже показал жизнь любовницы Людовика 15, ничего особо нового мы здесь не увидели. Если уж решили показать фильм про такого персонажа, то показали бы и часть с Великой французской революцией, с предательством пажа, со взглядом на небо. Это было бы более драматично, чем это убегание из кареты для последнего прощания.
Ну и еще раз вернусь к Джонни Деппу. Конечно, я рада была увидеть его на экране. Но это не роль для триумфального возвращения. Больше похоже на: «Спасибо, что взяли хоть сюда». Этот актер достоин большего! Собрал фильм всего половину от бюджета, а если бы не Депп, то, думаю, было бы еще меньше.
В общем очень проходной фильм, в котором Майвенн захотелось поиграть в пышных платьях да еще и с Джонни Деппом в одном кадре.
Наверняка большинство наших зрителей понятия не имеет, кто такая Жанна Дюбарри. Тем не менее кино о фаворитке Людовика XV благополучно вышло в российский прокат и вполне неплохо в нём выступило. Ключевая причина данного явления — красующийся на постере Джонни Депп в роли престарелого короля Франции. Не секрет, что у нас традиционно любят актёра и с теплотой встречают каждый его фильм. Какой получилась новая работа Деппа и кто же такая эта Жанна Дюбарри — порассуждаем ниже.
Действие фильма разворачивается незадолго до Великой французской революции. Жанна Вобернье (в дальнейшем Дюбарри) — простолюдинка, вынужденная работать куртизанкой. В силу своей природной красоты её представляют королю для любовных утех. Со временем их встречи вылились в долгие романтические отношения. Людовик, пленённый чарами Жанны, делает её своей официальной фавориткой, однако двор не спешит принимать новую любовь короля.
Режиссёрка фильма Майвенн Ле Беско (она же исполнила роль Жанны) прежде всего известна, как актриса и вторая жена Люка Бессона. 'Жанна Дюбарри' — не первая её работа в качестве постановщицы, но очевидно самая крупная (большой бюджет, съёмки в Версале, приглашение Джонни Деппа). И действительно жаль, что такой амбициозный проект в итоге трансформировался в унылое зрелище с плоскими персонажами и поверхностным взглядом на их судьбы.
Не совсем понятно, что роднит Майвенн с её героиней, иначе почему она берётся за такую исторически неприятную особу и пытается показать её с наивно миловидной стороны? Если она хотела снять поучительное кино о проститутке, которая в одночасье получила всё, о чём даже не мечтала и в скором времени этого лишилась, оставшись только с чувством любви, то это попросту неинтересный и неоригинальный сюжет. Очевидно, что кино задумывалось, как светлое торжество любви и частично таковым оказалось (правда пустым), но разве это любовь?
Кино заметно перекликается с 'Марией-Антуанеттой' Софии Копполы, что в принципе логично: оба фильма рассказывают об одной эпохе, оба снимались в Версале, в них есть общие персонажи и события. Однако (помимо режиссёрской величины) их рознит глубина истории главных героинь. Судьба Марии-Антуанетты намного любопытнее, чем судьба Жанны. И если представить, что Майвенн забила на данный факт и сделала ставку на роль Деппа, то однозначно прогадала. Джонни неплох, но Майвенн написала для него роль голого, почти амёбного короля. Жаль, могло бы получится неплохое кино, если бы в нём не было Жанны и Майвенн...
Фильм, посвященный не самой известной в истории фаворитке. Всё же были и более яркие персоны подобного emploi. Но почему бы и нет?
Говоря откровенно, мне фильм в целом не понравился. Почему?
Начать стоит с того, что авторы фильма неверно расставили акценты. В центр внимания попадают следствия, а не причины. Нарушается логика восприятия, так как повествование не отвечает на вопросы, а только создаёт их. Почему король приметил именно Жанну? Почему он так долго был с ней в отношениях? Почему Жанна полюбила его?
В фильме авторы не показывают моменты трансформации героев, а лишь туманно подразумевают. Вследствие этого теряется смысл происходящего на экране, не возникает интереса к героям, их внутренний мир оказывается закрыт для зрителя.
Мы вынуждены наблюдать лишь внешний образ, тонкие намёки на глубину показанных личностей, слишком тонкие для того, чтобы понять и полюбить персонажей.
Увы, актеры тоже не спасают этот фильм. Майвенн лё Беско откровенно не подходит на роль Жанны Дюбарри. Пусть кинут в меня камнем, но образ элитной куртизанки она даже внешним видом явно не вывозит. Помимо этого, на мой взгляд, актриса часто скорее кривляется на экране, нежели играет. В отличие от неё, опытнейший Джонни Депп гораздо более убедительный. Его минималистичная игра с едва уловимыми движениями лицевых мышц, прищуриванием глаз мне всегда очень нравится, хоть кто-то и скажет, что он так делает из фильма в фильм. Ну и пусть. Однако лучше иметь свой, хоть и однообразный, но неповторимый стиль, чем не иметь вообще никакого. Для актера такого масштаба это очень важно.
Единственные положительные аспекты фильма — декорации, костюмы и французская речь в оригинальной озвучке. Оказывается, Джонни parle francais tres bien.