Аргентинское кино – сравнительная редкость для наших просторов. Из последних успехов родины танго на слуху талантливая актриса Сесилия Рот и прошлогодний лауреат Оскара в номинации «лучший иностранный фильм» «Секрет в их глазах» Хуана Кампанеллы. Теперь же в рамках фестиваля «Жіночий стиль» нам представили лёгкую драму дебютантки Наталии Смирнофф «Пазл», или «Головоломка», если переводить дословно.
Соответствуя названию, постановщица «пазл» за «пазлом» выстраивает обыденную жизнь домохозяйки Марии дель Кармен, которая только-только отпраздновала со своей семьёй 50-летний юбилей. Праздник завершается, а Мария горько осознаёт, что посвятила всю свою жизнь мужу и двум уже взрослым сыновьям. Среди подарков женщина находит головоломку-пазл и заинтересовавшись, собирает его невероятно быстро. Осознав, что она наделена необычным даром быстро разгадывать пазлы, Мария отправляется в магазин, чтобы приобрести ещё парочку головоломок. Там она обнаруживает личное объявление, в котором мужчина ищет партнёра (compañero de rompecabezas) для участия в турнире по разгадке сложных пазлов. Ответив на объявление, Мария знакомится с состоятельным Роберто, с которым начинает проводить всё свое свободное время за тренировками. С этого момента однобокая организованная жизнь Марии резко меняется, а сама она понимает, что настало время жить для самой себя.
Вполне естественно, что авторское кинолента собирает так мало зрителей на сеансах. Тем не менее это не значит, что дебют аргентинки Смирнофф получился ущербным и невыразительным. Напротив, она избрала непростую для переноса на плёнку историю о самораскрепощении отчаянной домохозяйки через открытие в себе таланта разгадывать головоломки. Выступавшая до этих пор помощником режиссёра, Смирнофф сняла очень чувственную, честную и минималистскую картину, неплохо балансирующую на грани семейной драмы и отчасти комедии. Минимализм сквозит едва ли не в каждом кадре, как бы подчёркивая тоску и одиночество главной героини.
Перед нами разворачивается показательная история человека, единственная страсть которого – готовка вкусных блюд постепенно перерастает в страсть иную – пазломанию. Отдаваясь своему новому хобби, Мария со временем познает все радости и горести дружбы, любви, лжи, непонимания, измены и признания. Уставшая от однообразия женщина показана в двух сценических интерьерах: у себя дома, символизируя рутину; и в доме Роберто и на местном турнире, где она раскрепощается в полной мере. Каждый кадр целиком сконцентрирован на смекалистой Марие, персонаж которой выстраивается, словно пазл, из деталей, взглядов, коротких диалогов, которыми так небогата картина. При этом стоит отдать должное авторам, ведь они используют весь арсенал визуальных средств для того, чтобы донести изменчивость внутреннего мира героини. Почти весь фильм снят на ручную камеру, статичный план здесь в редкости, изобилуя безошибочными кадрами в фокусе и расфокусе, сдобренные игрой горячих цветов.
Тем не менее лента «Пазл» слишком затянута, временами скучна, ограничена двумя-тремя музыкальными темами, но одновременно богата на детали, являющиеся, вероятно, сильнейшей её силой. Так, сцены Марии с Роберто за игрой весьма необычны и помимо самих персонажей лаконично раскрывают суть складывания пазлов. В то же время не лишены обаяния и сцены Марии в семье: муж, хоть и однобок, но предпринимает попытки найти взаимопонимание с женой, предлагая ей обнимать деревья, следуя технике тайцзы; сын-вегетарианец, противящийся воле матери и т.д.
Едва ли не самым значительным плюсом ленты являются двое главных героев в исполнении Марии Онетто и Артуро Гётца, весьма популярные на родине актёры. В целом же повествование в фильме происходит без спешки, но определенно со стилем, вкусом и почерком латиноамериканского кино. И, как отмечают многие аргентинские критики, в отличие от прочих артхаусных лент, «Пазл» - не тот фильм, про который говорят «ни складу, ни ладу» («sin pies ni cabeza»).