Кажется, Ким Ки-Дук задался целью создать максимально неевропейский, максимально азиатский фильм. Моя преподавательница культурологии говорила нам, что в западном искусстве смысл передаётся через последовательность действий, а в восточном через впечатление, поэтому западный жанр – это роман, а восточный – хайку, рубаи и т.д. Вот и этот фильм – хайку, переложенное на плёнку, во всяком случае, слов здесь немногим больше, а меж тем в полтора часа безмолвного экранного времени вмещается то, что не может вместиться и в 3 часа насыщенного европейского или американского фильма.
Весь фильм наполнен символами, аллегориями, но не агрессивными и помпезными как у Имоу, а тонкими, выполненными в полутонах. Что-то понятно и западному человеку, но многое мы разгадать и понять не в состоянии. Например, мне ясно, что означают двери незамкнутые в стены и как сочетаются времена года и происходящие в них события, но что олицетворяют животные в каждом времени? Собака – весной, петух – летом, кошка – осенью, змея – зимой и черепаха - снова весной? Я не могу понять, а сколько ещё неявного скрылось от моих глаз?
Этот фильм уникален. Я думаю, вряд ли можно найти похожее кино, кино, которое смотрится на одном дыхании, несмотря на то, что произноситься всего 20-30 слов, а промежутки ним заполняются потрясающими пейзажами и немыми душевными переживаниями героев.
Весна, лето, осень, зима и снова весна – это вечное кино, оно точно также будет смотреться и через 100 лет и произвело бы то же впечатление и сто лет назад. Если бы плёнка могла бы жить столько, сколько живёт папирус, то этот фильм мог бы вместе с пирамидами дойти до наших потомков через 5000 лет, не потеряв свою значимость.
Однажды, а именно – давным-давно, под сенью родительского дома, на солнце речного берега у лодок, в тени салового леса, в тени смоковниц рос прекрасный сын царя Капилаваттху, юный сокол Сиддхартха. Затем он вышел за порог, ступил на дорогу (а мы знаем, как это опасно) и путь его был долог, и в конце пути Сиддхартху звали уже Буддой. Знают об этом практически все. И если вы хотите посмотреть историю Сиддхартхи Гаутамы, сделанную красиво-притягательно, а также больше узнать о процедуре выбора очередной реинкарнации Далай-ламы, то ваш фильм это “Маленький Будда” Бертолуччи.
Если же вы хотите посмотреть фильм о буддизме, то вам нужен не режиссер-итальянец, а Ким Ки Дук и его “Весна, лето, осень, зима... и снова весна”. Озеро, на котором происходит действие в фильме, оно стало как такое, и возможно единственно достойное, зеркало буддизма (и в гораздо большей степени, чем скажем Лев Толстой – зеркалом русской революции). Фильм-притча. Фильм аллегоричен от названия и до самого окончания. Аллегоричен, красив, плавен, задумчив, безупречен и история, рассказанная в этом фильме, на самом деле не имеет конца. Это круговорот мудрости, размышлений, жизни в природе. Размышлений о жизни. Ким Ки Дук как никто другой очень хорошо своими фильмами это умеет (похоже, для него это как дышать) – размышлять. И побуждать зрителя.
Два часа спокойствия. Фильм настолько легкий и умиротворяющий, что что бы в нём не происходило, принимаешь все со стороны эдакого молчаливого наблюдателя без права вмешиваться в логический ход событий какими-то своими критическими возгласами.
Я, конечно, не силён в буддизме и его философии, но фильм насколько сложен и тяжел, настолько же и прост - удивительная гармония немыслимых вопросов и простых ответов.
Дом в центре озера, кроме эстетической красоты он служит своего рода крепостью, вода защищает его от внешнего мира. Все существует отдельно и взаимодействие с окружающей средой должно не мешать ей - урок с камнем тому подтверждение. В мире все гармонично и ничто не может её нарушить. В этом доме нет стен... и плевать, что их нет, главное что есть дверь, как некое правило, своего рода рамки. Только зимой, когда человек собирается с силами, вода замерзает и двери обители открываются.
Святейший-учитель. Старость - признак мудрости. В зрелом возврате человек, набрав опыт прожитых лет, объективно может оценивать свои поступки и выбирать правильные решения. В фильме Мудрец ничему не удивляется - как будто все это с ним уже было. Он передает все свои знания совсем еще маленькому мальчишке, с помощью которых он так же сможет обрести мудрость.
Ученик - обыкновенный мальчик, которому досталась долгая дорога понимания себя, жизни и примирения со своей судьбой.
Сцена с перебиранием собранной лечебной травы пронизывает весь фильм - умение различить. Вроде бы две травы выглядят одинаково, но одна убивает, а другая даёт жизнь и в них сложно запутаться, что есть что. Это касается любви, которая принесла смерть, а была настолько сильной, что ослепила ученика. Может быть, это говорит о том, что человек может учиться только на своих ошибках.
Говорят, фильм философский - но где здесь простор для неё? Все объяснено и показано без лишних слов, круг человеческой жизни и её роль в мире.
В целом фильм крайне приятный - музыка, природа, их взаимодействие. После первого просмотра на следующий день, вспомнив чувство умиротворенности, было обидно, что смотрел его вчера а не сегодня.
В последнее время я стала выбирать фильмы к просмотру весьма странным, на мой взгляд, методом: по названию... 'Весна, лето, осень, зима... и снова весна' - название, в котором зашифрована своеобразная 'цикличность', как человеческой жизни вообще, так и этого фильма в частности.
Фильм невероятно красив... Тихая гладь озера; маленькая пагода, внутри которой есть двери, отгораживающие комнату для молитв от места, где монахи спят, но нет стен; горы, окружающие эту пагоду со всех сторон; огромный трехсотлетний дуб, повидавший на своем веку не одно поколение монахов, живших в этой пагоде; двери своеобразной пристани, отделяющие мир монахов от мира людей... Мелодично позвякивающий колокольчик невероятно успокаивает и расслабляет, хотя в течение всего фильма я сидела в некотором психологическом напряжении из-за этой истории, столь непростой, как и сама человеческая жизнь...
Как мне казалось когда я начинала просмотр, фильм будет медленным, практически без действия, умиротворяющим... И на самом деле, согласитесь, удивительно, как гений Ким Ки-Дук (беру, как говорится, его работы на заметку!) смог сочетать в своем шедевре одновременно медитативность и напряжение, красоту природы и динамику сюжета, расслабление мозга и вместе с тем интенсивнейшую его работу над осмыслением увиденного...
10 из 10
Настойчиво рекомендую к просмотру этот замечательный фильм с необычным названием!
Фильмы с малым количеством диалогов говорят об их высокой духовности.
'Весна, лето, осень, зима... и снова весна' - фильм, безусловно, глубокий и заставляющий задуматься об основах мироздания. Когда человек находится наедине с самим собой долгое время, он начинает смотреть на мир совсем не так, как городской, например.
Как говорил учитель: 'Похоть вызывает желание обладать, а это желание пробуждает намерение убивать'. И, наверное, он прав. Но об этом не задумываешься, когда хочется любить и быть рядом с любимым человеком.
Единственное, о чём я жалею, смотря фильмы о Востоке, так это о том, что не знаю их традиций, и смысл некоторых кадров остаётся для меня интригующей загадкой.
Мой преподаватель по философии, сверкая лысиной, потирая массивные наручные часы и выступая перед аудиторией, рассказывает что-то о дзен-буддизме. На лекции остались самые стойкие, почти весь поток - это был единственный лектор, которому было по силам собрать такую огромную 'публику'.
'И напоследок дам вам совет: 'Весна, лето, осень, зима... и снова весна' - кажись такое название у этого фильма: посмотрите, в своё время, он мне очень помог. Помог практически найти свой дзэн. Замечательный южнокорейский режиссёр, Ким Ки Док зовут. А так всем спасибо за внимание, вы свободны'.
Классическое такое окончание лекции, словно из старых американских фильмов, где преподаватель-новатор, разгребая консерваторские устои системы образования, пытается научить молодых людей 'практической теории'.
Лето XVIII года.
Я уселся на одном из балконов постсоветской многоэтажки смотреть картину, неспешно обжигая горло зелёным чаем. Тёплый маленький стул, полуразрушенный пол, закат и запах варенья. Я пытаюсь отковырять носком тапка кусочек бетона и пялюсь в монитор, весьма медленно втягиваясь в просмотр. Здорово, чувствую себя философом - одухотворённый такой, ноги скрестил, и последние летние мантры птичек приближают меня к лёгкому трансу. Ким Ки Док, наверное, тоже так восседал в псевдоаскетичном одиночестве и, наслаждаясь чаем, работал над сценарием к этому фильму, пока его операторы таскали оборудования, выбирая по-буддистски правильную постановку кадра. Картинка - просто великолепная, вполне в духе азиатского кино, которое фокусирует внимание не так на гениальных ракурсах, как на гармонии объектов в кадре. Шикарный саундтрек: чётко выраженное азиатское музыкальное искусство, с лёгким нотками европейского влияния. Сюжет хорош, разбит на своеобразные 'сезонные новеллы' - это фактически буддистская притча, разворачивающаяся по канону и, отрекаясь от традиционной лаконичности, не теряет даже унции своей гармоничности. В тихом и туманном горном краю, словно созданом для поиска себя, по чистой и безмятежной глади озера дрейфует пагода. В её стенах обитают старый Учитель и юный ученик. Старик, находящийся за шаг от посягания на просветление, весьма пассивно наблюдает за ошибками юнца, моментами весьма вяло пытаясь наставить его на Путь: он знает, что ошибки неизбежны.
Пара часов спустя: титры, занавес. Дзен я не познал.
Осень XVІII года.
Меня накрывает жуткая депрессия: дерзко, внезапно, словно философствующая якудза, делает мне 'галстук', не давая нормально жить и дышать. А потом, сволочь такая, пинает меня - беспомощно скулящего на кровати.
Я второй раз пересматриваю 'Весна, лето, осень, зима... и снова весна'. Много новых размышлений, много незамеченных в прошлый раз интересностей. Смотрю фильм со стороны идеи 'искупления', снова поражаясь атомсферности и грамотной работе композитора Пак Чи Уна. Ах да, Ким Ки Док ещё и монтажем здесь занимался: истинный мастер кунг-фу - освоил киноделие, не киноблудие, в совершенстве.
Здорово, чуть полегчало. Но дзэн я снова не нашёл.
Зима XVIII
Я погибаю от постоянных простуд, не шибко зрелой любви, а третий подряд просмотр гениального в своей многогранности полотна Ким Ки Дока, позволяет мне взглянуть на эту притчу сквозь призму 'несчастно-глупых чувств'. Оказалось, что каждый сюжет действительно развивается в том сезоне года, который указан в титрах. Повзрослевший монах тащит на 'голгофу' свой 'крест' - тяжеленную статую Будды. Наверное, Ким Ки Док, хотел сказать, что чувства - это прекрасно, ярко, со вспышками, но второстепенно на пути познания, а то и опасно. Любовь - это чувство не всегда настоящее, но узнать 'неподдельность' очень сложно, особенно в возрасте, когда гениталии мешают мозгу думать. А дзэн, к слову, я не познал даже сейчас.
Весна XIX года
Мой преподаватель по философии бросил работу и уехал в лучшее место - 'там, где его нет'. Я повзрослел, может даже и поумнел чуток: в кинематографе я точно продвинулся, пытаюсь рецензии писать, матчасть зубрю. Посоветовали посмотреть 'Весна, лето, осень зима...и снова весна': познай, говорят, восточное искусство, мудрость азиатскую. Я улыбнулся. Другой балкон, другой старой многоэтажки, другой ноутбук, я чуть другой, кофе вместо чая, только фильм и тапки прежние. Рисую в голове символы, которые в картину напихал режиссёр, строю цепочки предположений, с новой силой влюбляюсь в техническую составляющую этого творения, параллельно с просмотром, в полумедитативном состоянии, прихожу к выводу, что 'лейтмотив' здесь - перерождение, самоочищение, со всей необходимой предшествующей ей болью и всеми сладкими последствиями. 'Весна, лето, осень, зима... и снова весна' покоряет меня окончательно. Понял всё, что только можно понять, чувствую себя потенциальной реинкарнацией Будды Шакьямуни, ещё чуть - и отрекусь от материальных благ. Дальше: только аскетизм и проповеди. Чувствую себя ветром - очень легко, непоколебимо. Хожу по воде: чай расплескался на бетонный пол. Дзэн я не познал. И не нужно
«Похоть вызывает желание обладать, а это желание пробуждает намерение убивать» (с)
В этом весь фильм. Что ни слово, то мудрость веков излитая в вибрации воздуха. Что ни действие, так пример для подражания для заблудших и запутавшихся.
Весна.
Юность. Впитывание душой основных истин. Что есть добро, что зло. Что полезно, что вредно. Радость, жестокость, раскаянье. Непорочность и беспечность.
Лето.
Взросление. Желания. Новые ощущения. Выбор - духовность или естество? Искушение. Любовь.
Круг замкнулся. Как и во всем сущем. В природе, во вселенной, в истории человечества, в человеческом развитии.
Сменяются времена года, сменяются поколения, сменяются режимы, религии, устои... но не меняется дух внутри нас, не меняется цикл смерти и рождения, не меняется бытие, в котором мы - гости, и в котором мы должны не наследить, а оставить след. Не навредить, но созерцать. Не согрешить, но делать благо. Когда мы к этому придем, и через что нам придется пройти для этого, вопрос без ответа. Но данный фильм абсолютно однозначно настраивает зрителя на подобные размышления.
Игра актеров также на высоте. Если учесть что в данном контексте сюжета от старого монаха лишних эмоций не требовалось, он исполнил свою роль отлично. Мудрость во плоти.
Актеры же, играющие молодого монаха, на всех стадиях его жизни отлично вписались в роль. Особенно понравились актеры играющие детство и юность. Именно в этих характерах требовалось максимальное актерское мастерство, и они справились с этой задачей на все 100.
Пожалуй единственный момент мною не понятый, так это присутствие дверей, в местах для них не приспособленных, и не имеющих необходимости. Возможно этот момент связан с религией, или же воплощением некой режиссерской мысли, но это непонятие мне лично никакого дискомфорта не доставило, а лишь дало почву для размышлений.
Подводя итог.
Замечательный, добрый, жизнеутверждающий и в первую очередь - поучительный фильм. Человеку мыслящему - наслаждение обеспечено.
P.S
Во время написания моих впечатлений от фильма, на ум пришла мысль, напрямую не имеющая отношения к фильму, но как нельзя лучше характеризующая философию его создателей. Возможно я ошибаюсь, но насколько я знаю, последователи буддизма никогда не пытались завоевать мир под знаменами своего бога.
Абсолютной и натуральной красоты фильм, который не вызывает сомнений в том, что то, что нам показали есть гениальная простота. Он построен на основе обычаев и религиозных верованиях родины режиссёра Ким Ки Дука- Кореи. А если точнее, Южной Кореи. Четыре времени года- четыре благородные истины буддизма.
Благородная истина страдания. Весна. Рыбка, лягушка, змея,- с их помощью молодой монах познаёт время, познаёт смерть. Благородная истина причины страдания. Лето. Девушка вызывает желание,- это и есть причины страдания. Благородная истина прекращения страдания. Осень. Монах убивает. Он познал человекоубийство. Несёт наказание. Он свободен от желания. Благородная истина пути, ведущего к прекращению страдания. Зима. Монах возвращается на место своего учителя и продолжает его дело. Он ищет новый смысл и находит. Он избавляется от страдания.
Охарактеризовать этот фильм иначе как просветление или открытие, как хотите, я не могу. Просветление не в том смысле, что я извлекла какие-то кардинально новый для себя мысли. Скорее просветление здесь- это обновление этих самых мыслей, и, безусловно, открытие фильма, уровень развития которого в невероятных масштабах отличен от других. Он не лучше.
Он просто снят под совершенно другим ракурсом и требует иного, не привычного современному зрителю, подхода к толкованию той сути, которую вложил в него режиссёр.
Для меня это первое знакомство с Ким Ки Дуком и его проектами. Нужно сказать, что знакомство прошло 'на ура!'.
Про этот фильм практически невозможно сказать, что-то определенное. Выражение философии Буддизма в умиротворяющей картине, столь не похожей, и в то же время, столь типичной для восточного кинематографа. Разложить по полочкам преподнесенные истины не позволит их кристальная ясность и, столь же, вопиющая невыразимость в словах. Все объяснения сути, где-то внутри, и даже пересказ сюжета у любого получится кривым и неудачным.
На фоне потрясающих картин природного спокойствия и единственной истины, жизнь одного послушника монаха, выраженная в сюжетах разорванных сезонами (как аллегориями начала, познания, ошибки и понимания, раскаяния и возвращения) и десятками лет жизни, в которых все и ничто. После чего жизнь подходящая к концу повторяется вновь и вновь в одном или другом лице - знание мудрости времен - вот ключ к гармонии.
Все эти отрезки сняты в виде филосовских притч, с глубоким смыслом и традиционно малым для режиссера (и стилистики) количеством изобразительных деталей. В них все. И радость и улыбка и печаль и горе. В них жизнь во всей своей полноте, выражаемая одновременно богатством смыслов и бедностью средств.
Очень много приятных маленьких милых моментов, на которых невольно отвлекаешься, как то ловля лодки курицей, или рисование хвостом кошки, или рыбки и другие мелкие особенности. Фильм обо всем сразу - о том, что у каждого внутри. Это заложено в нас в независимости от личности.
В сухом остатке: оценка только личная, по просмотру. Обязательному просмотру.
Один из самых лучших и самых недооцененных фильмов Ким Ки Дука. Самое главное его достоинство это визуальный ряд, он просто выше всяческих похвал. Бессмысленно его описывать, это надо видеть!
О чем же этот фильм? Фильм о жестокости и любви, о раскаянии и предательстве, о безрассудстве и мудрости. Его нельзя до конца понять, но можно почуствовать.
Вся наша жизнь это бесконечная череда смены событии - весна лето осень зима и снова весна так есть и так было всегда. Каких бы умных мыслей не говорил мудрец, как бы не старался научить жизни, пока человек не пройдет все сам, не совершит ошибок, к нему не придет опыт и мудрость.
Настоящии, очень красиво и грамотно снятый фильм, заставляющии задуматься. Таких сейчас немного.