Знаете, в чем красота хокку? В том, как с помощью невероятного малого можно сказать почти бесконечное. И «Весна, лето, осень, зима... и снова весна» - яркое тому подтверждение.
Фильм снят по истине шедеврально. Обидно, что такой гений мирового кинематографа, как Андрей Тарковский, не смог дожить до момента выхода сей картины. Обидно вдвойне, ибо снята она по всем его канонам. Никакой пошлости, ничего лишнего, каждый кадр на своем месте и отображает реальность такой, какая она есть. Кинообразы выстраиваются легко и незаметно, будто шелест ветра в спокойствии солнечного дня или же журчание ручейка, впадающего в старый пруд. Метафоры, сны и сокровенные желания вплетаются неразрывно в целостное повествование. Ким Ки Дук поставил себя в один ряд с такими творцами как Мацуо Басё или Кацусика Хокусай, проделав столь колоссальную работу, что останется на века, словно горы. Это не кино. Это откровение.
Актерская игра, как оно всегда бывает в работах такого качества и такого масштаба, будто полностью подчинилась гению автора. Каждый взгляд, каждый изгиб тела лишь подчеркивает задуманный режиссером посыл. Обычно я всегда выделяю одного или нескольких актеров из каста, но здесь они все слились в единое целое, что, как мне кажется, явно говорит о многом.
Сюжет мне даже не хочется трогать. Словно спокойная водная гладь, им хочется лишь любоваться, проживать и чувствовать его. История о вечном, и о том как нещадно малы наши камни-заботы на фоне этого вечного. Буддизм ведает нам не отказываться от всего, а лишь не привязывать себя к ненужному, оставаясь единым со вселенной. Приходить, когда нужно приходить. И уходить, когда нужно уходить. Все остальное сделает время. Сезоны будут сменять друг друга, листья будут опадать и снова раскрываться из зеленых почек. И даже нечто столь сильное, как любовь, останется лишь шрамом прошлого. Если на секунду вернуться с небес на землю и взглянуть на фильм трезвым взглядом, то мы все равно сможем увидеть всю гениальность картины. Бесчисленное количество уникальных образов кроется буквально во всем. В уединенном храме, что как сознание человека, в которое тот волен пускать тяжелые мысли или же оставлять их за воротами. В вековом дубе, что будто само время впитал в себя каждое мгновение. Даже в маленькой кошечке, что словно посланник вселенной, олицетворяющий ее волю во всей своей чистоте и непорочности.
«Весна, лето, осень, зима... и снова весна» - это кино на века…
Порядок и течение жизни неизменно. Точно так же, как и неустанные переходы из одного сезона к другому. Когда лето заменяет весну, зима заменяет осень и замкнутым кругом всё приходит на круги своя. Точно так же и жизнь всегда предстаёт в образе обычного течения русла реки. Одни плывут против течения, а другие - просто поддаются течению жизни. Точно так же и смысл данной ленты нисколько о буддизме как таковом. Ким Ки Дук в привычной для себя форме и максимальным отождествлением философии на экране, рассказывает историю о постоянной борьбе человека внутри себя.
Когда противостояние между соблазном и отказом, желанием и отвращением представляет нам возможность каждое мгновение своей жизни испытывать нашу душу на прочность. Так как аллегорией лягушек, рыб и змей завязанных к куску камня, Ким Ки Дук отражает глубочайшую аллегорию того, в каком невесом состоянии находится каждый из нас и какие грузы мы навязываем по жизни себе сами.
Лишь годы приносят познание совершенного и понимание того, что же жизнь на самом деле. Одно сплошное испытание, или же подарок с возможностью прожить его абсолютно бессмысленно.
Однозначно данный фильм стоит назвать самым лучшим творением гения и визуализатора Ким Ки Дука, который вполне заслуженно стал отправной точкой в карьере режиссера и привлёк внимание мировой общественности к его творчеству. Ким Ки Дук и до этого всегда выдавал великолепный визуальный ряд, но именно тут он создаёт нечто, в чем просто тонешь. Будь это влияние живописных пейзажей или же потрясающей музыки. Не столь важно.
Так как это редкий случай того, как фильм удаётся посмотреть нисколько визуально, а пропустить его через свою душу и своё сердце.
10 из 10
Весна, лето, осень, зима... и снова весна - не только лучшее произведение режиссера Ким Ки Дука и один из сильнейших фильмов, что мне доводилось видеть, но и глубочайшая философская притча о жизни, которая производит глубочайшее впечатление и подталкивает к глубоким размышлениям.
Хорошая идея для постановки картины, при не совсем удачной самой постановке. Режиссер Ким Ки Дук, имеющий репутацию фестивального режиссера и завоевавший на Западе авторитет, снял достаточно актуальную и волнующую сегодняшний социум ленту о буддизме.
Разумеется, лента не о самом буддизме как таковом, но о том, насколько душа человека способна находиться в невесомом положении, пребывая на грани между соблазном и отказом. Причем существующая причинно-следственная связь порождает этот соблазн или отказ от него от первой же мысли, и главное мнение буддистов, что мысль порождает действие – оправдывает должным образом в жизни главного героя картины «Весна, лето, осень, зима… и снова весна».
Даже само название картины таит в себе некую систематичность или циркуляцию неизбежных событий, впрочем, просмотр фильма вполне приемлем, в нем много пищи для размышления, однако слабоватая режиссура и постановка картины на экраны не дают мне возможности поставить картине высокую оценку, поэтому
Надо отметить, что с Южной Кореей связаны необычайно хорошие фильмы. '38-я параллель', 'Олдбой', 'Воспоминания об убийстве', все они запали мне в память и некоторое время назад я мог бы сказать, что они — это лучшее, что можно посмотреть из этой Южно Корейской категории шедевров, но не тут то было. 'Весна, лето, осень, зима... и снова весна' оказался еще одним, еще более шедевральным творением.
Не могу не отметить, что я не встречал еще более безмолвного фильма (за исключением 'немого' кино). И в то же время, учитывая минимальные диалоги героев, фильм переполнен богатым смыслом. Вся его сила в символичности, в мелочах, которые образуют единую мозаику.
Признаюсь, многие детали мне не были понятны в силу того, что я далек от восточной культуры и религии. Но с другой стороны именно эти моменты создавали атмосферу своеобразной загадочности.
Кадры этого фильма необыкновенно живописны. Природа и тишина, вот чего сейчас не хватает каждому из нас. Музыкальное сопровождение так же достойно похвалы, оно формирует неотъемлемую часть атмосферы фильма.
Сюжет фильма строится на цикличности процесса жизни: рождении (весна), росте (осень, лето) и смерти (зима). Каждому этапу в жизни героев характерны соответствующие события, и никто из героев не способен повлиять на эту жизненную последовательность.
Неизбежно в молодости мы совершаем ошибки, действуем импульсивно, неразумно, но рано или поздно к нам приходит мудрость, мы находим смысл жизни, свое место. Ирония жизни в том, что мы имеем возможность наблюдать за тем, как все тоже самое повторяется, только уже не с нами.
Итог: философский, умиротворенный, живописный фильм, который подарит вам душевное спокойствие и весьма масштабные темы для размышлений.
Фильм берет своей простотой. Простота эта выражается в размеренном повествовании, которое разделено на несколько времен года, отражающих духовное развитие каждого человека. На мой взгляд, весна взята не случайно два раза, потому что это время года соответствует подъему, расцвету, возрождению природы, так и в фильме наблюдается возрождение души героя. Хотя, это только мое мнение и, возможно, оно является ошибочным, ведь каждый человек понимает по-своему... или не понимает вовсе.
Поэтому фильм `Весна, лето, осень, зима... и снова весна` понимается каждым зрителем и воспринимается по-разному, но каждый черпает из него что-то высокое. Пусть он (зритель) этого не осознает, но, не знаю, как это объяснить, фильм дарит при просмотре чувство умиротворения, полет мысли.
Не могу также объяснить и момента ощущений и впечатлений, который говорит о нехватке какой-то части мозаики, так необходимой, чтобы картина сложилась в прекрасное полотно.
К тому же мне есть, чем гордиться - это первый фильм Ким Ки Дука, на который я обратил внимание. Поэтому я рад еще и за то, что фильм оставил положительные эмоции, что располагает к дальнейшему знакомству с картинами данного автора.
Врата открываются. Виден блеклый намек на зарождение жизни, рассвет жизненных сил. Даже в тишине и уединении, где, кажется, все остановилось, атмосфера пропиталась насквозь незыблемым спокойствием, где даже сонный лист боится своим шелестом нарушить общий покой. Именно здесь, в недрах безмятежности и доброты зарождается целый спектр человеческих чувств, обусловленных своим обострением, потому что они находятся под одним единственным гнетом из сонма рамок, умеющих накладываться на наши души, - своей совести, своих задатков, которые мы имеем при рождении. Осень и весна – самые сложные периоды в году, осенью силы иссякают, весной мы заряжаемся энергией, которая стремится поглотить ослабевший организм, будто слишком толстый фитиль неокрепшую тонкую свечу. Видим то, что мысль материальна – каждая эмоция и чувство находит свое отражение в осязаемом мире. Еще ребенок, так мало понимая в этой жизни, с живым лобиком, не ведавшим искажения от мирских печалей, осознает отдачу своих действий на себя самого, различает отпечаток, оставленный на душе. В силу наивности и вложенного в нас принципа всесильности, ярко выраженного в детском возрасте, ребенок стремится потакать своим желаниям, не понимая, что не всякий исток несет положительную энергию, что действия, вызываемые желаниями, приводят к разрушению. Раскаяние неизбежно, но в него трудно поверить, примириться. Это несоответствие и есть те первые уколы, первые посылки к нашим многочисленным разочарованиям и, как следствие, раскаянию, есть первое прозрачное понимание того, что есть бремя и как тяжело его будет потом нести.
Ким Ди Кук умудрился сотворить из своей картины не просто жизненный путь человека – от невинной радости до полного осознания ничтожности и неизбежности, а состояние, чувства, наполняющие душу на каждом этапе, одновременно обезличивая трагедию, придавая ей масштабность и смело приписывая всему миру в целом. Тонкая, а порой и самая явная символичность свойственна самому стилю режиссера, после столько сильной драмы получившая свое развитие в не менее обезоруживающей зрителя драме «Пустой дом». Приглядываясь к фильму, можно сказать, что это вовсе не открытие человечества, вовсе не обличение того, что предпочитается оставаться скрытым, мы просто видим нарисованную бледными красками жизнь, наполненную апогеями страстей и страданий, которым и не нужно ярких красок. Вода просочится через мельчайшую щель, как порок может найти кажущийся единственным во всем мире домик, так и грех может открыть свой путь даже в чистые сердца, по одной простой причине – они уже предрасположены к этому. В этом нет ничего удивительного. Это есть закономерность всего существования, режиссер нам показывает ее таковою, какая она есть, внутри и вовне. И что делает этот фильм самым уникальным из всех, самым тонким и ненавязчивым, запоминающимся, это то, как происходит повествование. Некогда даже немые сцены говорят намного больше (и именно такими фильм насыщен), чем самые напыщенные философскими идеями умные диалоги.
Удивительно, сколько может передать фильм почти без слов, просто декламируя нам бледные кадры, чарующие своей красотой, пронизанные одиночеством и полной гаммой человеческих страстей, разрушающих и мир, и нас в мире, но что является неотъемлемой его частью. Жизнь всегда найдет способ нас подломить, как и найдет способ дать нам шанс. Мы сами подобно главному герою выбираем себе дорогу, надеемся, спотыкаемся, можем выронить из рук святыню, на которую уповаем, испугаться, любим, раскаиваемся, несем свое бремя. Эта неизбежность показана еще и с первых кадров фильма – со словами учителя о первой детской ошибке, первом познании боли – «Это бремя ты будешь нести до конца жизни». Как же тяжело карабкаться вверх, с тяжелой ношей за спиной. Тебе уже много лет, почти вся жизнь осталась позади. С каждым годом она тяжелее, а мы несем ее все осознаннее. Подобно замкнутому кругу, не дающему нам выбраться из самих себя, она камнем привязана вокруг нашего тела, делая наш путь неимоверно тяжелым, что справедливо - человек всегда будет человеком. Она давит, тянет назад. Мы как будто ближе к своей цели, но она неизменно продолжает сталкивать нас с пути, меняя наше движение то в сторону, то отбрасывая назад. «Вернуть ничего нельзя. Ничего нельзя исправить. Иначе все мы были бы святыми.'
'Любовь — лекарство, от которого надо уметь отказаться'
Весна. Смерть. Карма.
Тишина... тишина и покой. Только мерное ритуальное постукивание старого монаха возвращает мысль к изначальному моменту из расслабляющего и умиротворяющего океана безмятежности. Время будто бы остановилось. Мир замер. И, казалось бы, тысячелетия пройдут -- также недвижимо будут стоять обступившие, сомкнувшиеся в тугое кольцо горы. Только маленькая пагода тихо плывёт по глади высокогорного озера. Немногословный мудрец объясняет шестилетнему мальчику тяготы долга служителя веры.
Разум мальчика -- как чистый лист. Столь многое предстоит ещё познать! И вот -- приходит время, и ему, как и каждому из нас, случается столкнуться со смертью и страданием, ведь всё живое в этом мире однажды должно погибнуть...
Но как быть, когда причиной гибели другого являемся мы сами?..
Лето. Любовь. Танха.
Дрейфующая на лоне природы пагода -- островок и обитель покоя. Но любовь не знает преград и препятствий. Всё в мире стремится к любви, всё дышит ею одной. И стоит лишь подпустить её достаточно близко, как привычный покой и безмятежность становятся непереносимы... Теперь ничто иное не приносит уже желанного удовлетворения, мир без любви -- стремительно блекнет, теряет краски.
Мы не знаем её... и вода нашей жизни бежит стремительно и незаметно, водоворот монотонных будней влечет нас в своё неуловимое завтра, но каждый удар сердца отзывается болью и не сомкнуть век, влажных от слёз, стоит лишь потерять её. Так что же такое -- любовь?.. Недолгое счастье для двоих? Неизбежное страдание оставшемуся в одиночестве? Лекарство для страждущего, или же сладкий яд, разъедающий тихую и спокойную жизнь?
Шестнадцатилетний юноша, познав любовь и разлуку, покидает учителя...
Осень. Служение. Дукха.
Всё в этом мире состоит из взаимодействия пар противоположностей. Об этом хорошо знали древние китайцы, они отобразили это в символе Вечной Гармонии 'Инь - Ян', круге с черной и белой каплями. Если есть свет, значит есть и тень. Если есть день, значит есть и ночь. И если есть любовь, значит, есть и ненависть, страх, боль...
Так и свобода выбирать не дается нам без необходимости нести ответственность за свой выбор. Сквозь тысячелетия, казалось бы, как приговор этому миру звучат слова Гаутамы Будды: 'Воистину, мир этот -- юдоль страдания...'
Тридцатилетний ученик вернется к своему наставнику, чтобы смыть с души грех убийства...
Зима. Жизнь. Марга.
Говорят, мудрость приходит с возрастом. Что получаем мы в обмен на отданные дни, месяцы, годы? Чем действительно стоит наполнять свою жизнь, чтобы прожить её здраво, осмысленно, праведно? И что, если каждый наш вдох, каждый наш шаг определяет весь наш дальнейший Путь, до самого конца? Что, если каждое мгновение будто бы говорит нам: 'Определись! Реши! Действуй! Кто ты? Каков твой путь? Назови себя. Я жду...'
Опустевшую пагоду вновь обживает сорокалетний служитель обители Будды. Он ждёт свою весну, новый цикл жизни, древней, как мир, и непредсказуемой, как судьба...
...и снова Весна. Сансара.
Постаревший, умудренный жизнью учитель наставляет на путь служения и внутренней тишины совсем ещё юного ученика, и пройдет ещё совсем немного времени, как веселье и озорная радость в его глазах уступят своё место новому, прежде неведомому ещё чувству... и всё повторится вновь...
Необычайно выразительный и просто очень красивый фильм корейского мастера режиссуры Кима Ки-Дока. Фильм, незамысловатый, как сказка, и глубокий, как притча. Фильм символов и метафор, буддийских и просто человеческих. Здесь, как и в неоднозначном, но трепетно любимом мною 'Фонтане' Аронофски, режиссер больше показывает, нежели говорит устами своих героев. Это кино, на мой субъективный взгляд, является одним из лучших, если не лучшим выражением миропонимания дальневосточного буддизма. Приведу, пожалуй, один лишь пример.
Крайне символичны ворота на пути к пагоде и дверца в зале внутри неё, и ворота и дверца без какого-либо намёка на забор или на стены, от них идущие... Путь -- везде и повсюду вокруг тебя, в том числе -- прямо здесь, там, где ты и стоишь. Но ВОЙТИ -- ты сможешь только через ДВЕРЬ...
Так, быть может, любовь и вправду лекарство, от которого нужно уметь отказаться?..
Настоящее кино не бьет наобум резкими вспышками и извращенными вывертами своего содержательного полотна, стараясь привлечь робких ценителей, шокировать своей эпатажностью простых обывателей: оно, как мягкое выдержанное вино, проникает в душу вкушающего постепенно, уже с первых мгновений погружения его в иную пространственно-временную реальность разливается внутри сладким медом, оставляет свой след, словно отпечаток вечности…
Так и этот фильм Ким Ки Дука, уже с первых кадров поражающий и завораживающий своей вроде бы внешней неброскостью и простотой, а вместе с тем визуальным изяществом художественных средств выражения мысли и идейным совершенством содержания, воздействует на зрителя постепенно, медленно рассказывая свою и без того неторопливую историю, к концу заставляет нас поверить в силу магии подлинного искусства…
Ведь как раз-таки ближе к финалу повествования эта простая история взаимоотношений буддистского монаха со своим учеником и с внешним миром приобретает подлинно вселенские масштабы, символизируя саму жизнь человека, полную проб, ошибок, безответной любви, совершённого греха и глубочайшего раскаяния. Вот и главный герой фильма, воспитываясь своим учителем вдали от человеческой ойкумены, словно на краю света, в тиши и уединении, познав любовь пришедшей к ним на лечение девушки, уходит вслед за ней из «отчего дома», но, узнав грязь и порочность внешнего мира, сам совершает грех из-за предательства любимой, убив ее…
Далее корейским мастером виртуозно обыгрывается мотив возвращения и раскаяния: падший возвращается в монастырь, перед этим пройдя мирское наказание за свое преступление (тюрьма), чтобы очиститься духовно и обрести внутренний покой, а учитель совершает бескомпромиссный акт жертвенного самосожжения за деяния своего воспитанника… Именно это и символизирует цикличность жизни, неизбежность совершения человеком жестоких ошибок, саму греховную суть человека, слабость и восприимчивость его натуры к соблазнам мира: уходит одно поколение людей - учитель, приходит другое - ученик (сам к концу фильма ставший учителем и взявший себе ученика), а сущность жизни не меняется, ведь новый ученик начинает «наступать на те же грабли», уже с раннего детства проявляя жестокость по отношению к живым существам, как делал его учитель, как (вполне возможно) поступал и учитель его учителя…
Действия же всего фильма в целом разворачиваются только лишь в пределах духовной обители престарелого монаха и его ученика, которая представляет из себя одинокую пагоду, плавающую в таком же одиноком и будто бы забытом всем миром озере, окруженном горами. Но даже такое, казалось бы, отчужденное от всего место подвержено ходу времени, которое течет, старит человека и забирает его жизнь, рождает новые поколения, а затем забирает и их…
Этот неумолимый ход времени передается режиссером с помощью постоянной смены времен года, каждое из которых символизирует определенный этап жизни человека: жизнь человека скоротечна и жалка, а природа вечна, она остается и после нашей смерти, ведь вслед за зимой придет весна, а вслед за следующей зимой придет снова весна…
Именно потрясающая визуальная составляющая фильма помогает выдающемуся корейскому кинематографисту раскрыть мотив неизбежности человеческой судьбы, которая как бы сама предрекает человеку бесконечные мучения и страдания из-за своих тлетворных и порочных желаний…
Но подлинное искусство не было бы таковым, если бы оно не давало надежду, свет, который озарил бы сердца зрителей, который дал им хоть малую толику веры… И в этом фильме таким светом является духовное возрождение героя, который после долгих страданий и мучений смог наконец найти себя, отыскать ту внутреннюю гармонию, которой ему так не хватало, успокоить свою душу…
«Весна, лето, осень, зима… и снова весна» — это, пожалуй, самый красивый фильм, который я когда-либо видел. Каждый кадр, каждый звук завораживает с каждой минутой все больше и больше.
Фильм-притча. Фильм аллегоричен от названия и до самого окончания. Аллегоричен, красив, плавен, задумчив, безупречен и история, рассказанная в этом фильме, на самом деле не имеет конца.
Весна. Зарождается всё живое. Сформировывается, впитывает то, что даёт ему природа и весь окружающий мир.
Лето. Пора цветения и всего прекрасного. Много солнца, яркого и такого тёплого, что иногда невыносимо его терпеть.
Осень. Пусть всё вокруг увядает и жизнь будто затихает, но даже в гибели иногда есть что-то красивое — главное, надежда на
то, что потом всё пойдёт по новому кругу жизни.
Зима. Всё очищается. Так надо. Надо, чтобы вокруг был только белый-белый, ослепительно белый снег. И чистый, как слеза, лёд.
Этот фильм стоит посмотреть хотя бы один раз в жизни, но сказать, что он понравится всем не могу.
Долго думал, какую поставить оценку, возможно, когда наступит осень или зима я переосмыслю увиденное - летом я ставлю...
Если Ким Ки Дуку и удалось снять свой шедевр, то это, несомненно, «Весна, лето, осень, зима… и снова весна». Относительно простая история для творчества этого автора, в то же время куда глубже и естественней, чем все, что он делал до и после. Есть соблазн заподозрить Кима в заимствовании уже готового сюжета, потому что «Весна…» - готовая буддийская притча для записи в какую-нибудь священную книгу, но сценаристом указан сам Ким Ки Дук. Есть также и сомнения, что успешно совершив переход от брутального кино к философским притчам, он пошел по накатанной дорожке, и соединил размышления о духе и невозможности любви, с каждым разом усложняя сюжет, и все дальше отходя от совершенства. А пока в своем девятом фильме Ким Ки Дук, как тот монах, затащил священный камень на вершину горы и предоставил нам право его созерцать.
Все циклично, говорит Ким известную истину, и в образах и картинках пытается ее донести. Маленький мальчик живет со старым мудрым монахом в плавучем храме и постигает азы восточной ментальности и науки сострадания на собственной шкуре. С возрастом ему становится все сложнее отличить добро от зла, и то, что предвидит его учитель, еще не способен осознать ученик. Мальчика ждет и первая любовь, и самый страшный грех, после которого ему в течение многих жизней не очистить карму. Но свет, считает Ким, можно лишь познать в контрасте с тьмой, и святым может стать лишь большой грешник, знающий цену этой святости. Однажды, когда мальчик пройдет свой путь и сам станет умудренным жизнью монахом, у него также появится ученик, и он поймет, что ученик и учитель суть едины, и не только он что-то даст ребенку, но и ребенок многому сможет научить его. Все останется неизменным, как и времена года.
Красной линией фильма, и одной из линий фронта западной и восточной культуры и религиозной философии как раз является слоган «Весны…» - «Любовь – это лекарство, от которого надо уметь отказаться». Падение героя начинается со вспыхнувших чувств к больной девушке, приехавшей в храм на лечение. Пока учитель отмаливает ее здоровье, юноша в самом цветущем возрасте начинает испытывать к ней сексуальное влечение, перерастающее во влюбленность и дальше в пылкую любовь, против чего и предостерегает старый монах своего ученика. То, что сначала является лекарством, в скором времени может превратится в яд.
Буддийское мировоззрение против любви, вообще-то, ничего плохого не имеет, но к романтическому культу, процветающему на Западе относится с большим скептицизмом. Любовь – это привязанность, аффект, затягивающий человека в колесо сансары, из которого должна стоять цель, напортив, выбраться. Любовь – это желание обладать, желание обладать – это эгоизм, способный запустить разрушительные для личности процессы, что и происходит с героем. Каждый буддист, а тем более монах, должны осознать, что нет ничего важнее покоя и равновесия, а жизнь должна быть как гладь воды в безветренный день. Но человек привязан к жизни кармой, и такие аффекты как любовь, лишь увеличивают ее, этот банк дурных деяний. Когда карма исчерпана – человек достигает сансары, рая, небытия. Чем у человека меньше кармы, тем больше вероятности благоприятного перерождения. Но заблуждения мешают на этом пути, а привязанности превращаются в страдания.
Эти прописные истины преподнесены Ким Ки Дуком в абсолютно правильном ключе. Вечно обвиняемый в заискивании перед фестивальной публикой, он снимает идеальный восточный фильм, доступный для понимания даже западным человеком, не знакомым с особенностями буддийской доктрины. Его притчевость выдает простоту форм, но их красота в виде озерных пейзажей в различные времена года и смысл намекает, что эта простота обманчива. И Ким, обобщая опыт человеческой жизни в схему мучительного роста по лекалам, практикуемым уже несколько тысяч лет, оказывается куда ближе к истине существования, чем его коллеги.