Двадцатилетняя Катарина — самая обычная девочка из не очень благополучной семьи (отсутствующий отец, пьющая мать). Она встречается с самым среднестатистическим ни к чему не стремящимся бойфрендом и живет скучную серую жизнь. Однажды на ютубе ей попадается отрывок из Реквиема Моцарта, и это трогает её до глубины души. Она находит работу в консерватории, где может наблюдать за репетициями оркестра, и начинает задумываться о своей жизни.
Притча о том, станет ли мир лучше, если мы все преипсполнимся и будем тянуться к высокому.
У фильма есть четкий вайб Пацанок (но без треша). Девочка — оторви и выкинь. Не следит за внешностью, ни к чему не стремится. А тут гляди-ка, после того, как в её жизни появилось искусство, она начала меняться и внутренне. И вот мы уже видим её в новой одежде, с улыбкой на лице. Она знакомится с очень просветленным дирижёром, который, не смотря на то, что прекрасно разбирается в искусстве, оказывается абсолютно пустым внутри (да ещё и откровенным м***ком).
А так как изменения происходят в человеке не мгновенно, в Катарине борется её старое «я» и новое. Новая Катарина стремится к чему-то прекрасному, а старая продолжает вести себя как малолетняя дура (уж простите).
На фоне в фильме постоянно играет классическая музыка. И происходит вполне понятный сюжет, достойный профайла какой-нибудь пацанки. Но высококультурный подтекст не дает этому фильму быть простой скандальной драмой, а превращает его в что-то прекрасное.
Превосходная по атмосферности и понятности картина. Очень интуитивная, очень закономерная, но в это же время - интересная и болезненная. Я специально выбрал слово 'болезненная'. Дело в том, что мои переживания во время просмотра фильма удивительным образом трансформировались в физические ощущения. Я правда испытывал легкую тошноту ближе к концу кино. Особенно во время сцены на мосту, когда Катарина смотрит вперёд, а бэкграунд - это размытая темнота и огни. Возможно, я так ярко среагировал на эту вечернюю сцену из-за обложки музыкальной группы Lifelover (тоже, кстати, шведы), которая была оформлена так же.
По поводу сюжета - простой, но важный. Всегда приятно наблюдать за поисками себя и Прекрасного.
Что сделало главную героиню несчастной? - Жизнь. Эта зловонная, гниющая, банальная и неотъемлемая жизнь. В этом плане я Катарину очень понимаю и поддерживаю.
Финал - не катастрофа, не взрыв, не суицид, а просто - возвращение в прошлое. Туда, откуда пытался уйти и начать жить 'возвышенно'. Но надо понимать, что это - мечты. И этим кино и уникально. Тем, что трагедия заключается в стабильности, нормальности и обыденности. Все эти понятия сильно давят на мозг мечтателя и эстета, входя в него своими вонючими углами, несовершенством и прочим, прочим...
Особая цитата фильма - 'Смелость - единственное мерило жизни'. Парадокс, но Катарина была смелой, была (или хотя бы старалась быть) адаптивной. Но в финале она боится потерять связь с великой музыкой, и оттого идет на сделку с совестью. После этого ее, естественно, отвергают с большей силой. Оставшись снова наедине с 'нормальным' миром, который не спасет ни 'нота из 'Реквиема' Моцарта', ни 'книга Достоевского', Катарина пусто и мертво улыбается нам...
Всю вторую половину фильма без конца в голове была эта фраза. Как же хотелось обнять и утешить бедного ребёнка. Я примерно её ровесница и переживаю сейчас очень схожие эмоции, потому я с искренним интересом то и дело вопрошала - как же ты выкрутишься, как справишься?
Мне бы хотелось откинуть идею о стереотипности ситуации - мужчина-подонок воспользовался невинной девушкой; так же, хоть я и могу согласиться отчасти с одной из рецензий, в которой говорится, что фильм пропагандирует насилие, потому что преподносит поведение Катарины как нормальное, - я, всё же, увидела в фильме другую идею. И состоит она в том, что перед нами человек, которому нужна помощь. Катарина абсолютно одинока. Никому не нужный, никем не понятый, приласканный лишь на время, ребёнок - если не по годам, то по внутреннему состоянию. Бродит по улицам, как выброшенный котёнок. У неё проблемы с восприятием мира и себя - но социальные службы помочь ей не в силах, а семья в лице мамы проблем и психологических травм только подкидывает. Она может рассчитывать только на себя и свой опыт.
Меня просто поразила эмоциональность этого фильма. Игра Алисии Викандер - не то, что бы гениальная, но очень искренняя (по сути, актёр и должен жить в роли, а не играть её). Не знаю, написала ли сценарист и режиссёр этого фильма, Лиза Лангсет, историю с себя, но очень на то похоже, потому что весь фильм пропитан такой глубокой болью, что вряд ли это смог бы снять человек, не переживший подобное (тем более, без режиссёрского образования).
Как сказал Адам - реальная боль является отправной точкой человеческого развития. Хотя мужичка этого не жалко совсем, я не оцениваю поступок Катарины с точки зрения правильно/неправильно. Если главный вопрос фильма - спасёт ли красота мир? - то в том, как спасла себя главная героиня, прослеживается, конечно, злая ирония. Но спасла, как спасла - ведь каждое живое существо так или иначе стремиться выжить.
P.S.
Так же хочу отметить музыку. 'Second Life Replay' добавила себе и не могу перестать слушать - он такая депрессивная, особенно вторая часть песни, что звучит в конце фильма.
Красной строкой проходит через всю картину эта, сказанная в нравоучительном ключе, фраза.
После начала титров первая же мысль – ох… как же сложно все.
Till det som ar vackert - очень грустный, тревожный и несколько пугающий фильм. В центре событий девушка из, относительно, не благополучной семьи (по лекалам Швеции скорее всего, никак не России). Наполнение ее жизни это - алкоголь, беспорядочный секс, рэп (скорее низкосортная попса) и прочие люмпенские пункты того общества в котором, по рандомной воле рождения, она оказалась. Кажется, вся ее жизнь застыла в камне. Однако жизнь состоит из нюансов. Она услышала и прониклась классической музыке в исполнении Моцарта. Музыка ее оторвала, приподняла, чуть сдвинув с орбиты. И сразу ей открылись болячки и струпья ее прежней жизни. Катарина яростно решила измениться. И вот тут путешествие Till det som ar vackert становится тем, для чего все это делалось. Till det som ar vackert - открывает для нас моральный перекресток. Идти к чистоте оказывается не просто. Пробить толстый лед существующего бытия удается не далеко не всем. С ног сбивают ситуации и люди, подвергающие сомнению каждый шаг. Зазеркалье социального пласта, в котором живешь, путает и уводит с нужного пути. Till det som ar vackert - это история о сильном человеке, хрупкой стойкой девушке, которая живет своей жизнью на грани и с когтями выгрызает себе место для существования, игнорируя внешние советы, подчиняясь зову своего тела, гордясь, делая ошибки и поднимаясь снова после каждого брошенного в нее камня. Многие в подобных случаях срываются и гибнут, ведь часто выйти на более высокий уровень это бег по краю. По краю эмоций и моральных скреп. В глубине своей такие истории далеко не красивы. Однако если прорыв случается, то такие люди добегают очень высоко. Уж очень мощная сила инерции их жизненной пружины. Возможно это и есть человеческая эволюция. И для этого нужно мужество.
Определенно это кино смотреть стоит. Для оценки, переоценки, принятия и восприятия. Стоит смотреть, хотя и присутствует момент тошноты местами. Тошнота от вывернутых наизнанку и не прикрытых, обнаженных нервов. Тошнота от приближенной реальности. Сомнений нет, смотрится нелегко. Очевидно с ведром попкорна не пойдет. Попкорн не полезет. И очень этому способствует Alicia Vikander. Катарина сыграна актрисой очень тонко, реалистично, эмоционально. Дополнительный окрас добавляет операторская работа (Simon Pramsten). Если идеальное состояние – нам показывают геометрически идеальную картинку. Домашняя сцена – живая камера. Мутность в голове и разуме – замутненные фонари. Всполохи сознания – дерганый кадр. И прочее. И… вдобавок ко всему неоднозначная концовка.
Золото не лежит на поверхности. Успех это 1% таланта и 99% усердия. Till det som ar vackert практически всегда приходишь через боль и грязь. Способны ли вы на подобное?
Девочка много ошибалась в своей жизни и все еще продолжает делать ошибки. Жизненного опыта нет и негде набраться, т. к. среда, в которой она пребывает, не может научить хорошему.
Девочка попала в порочный круг и нет способа выбраться. Но девочка умеет учиться и поняв что-то сразу делает правильные выводы.
Чувство прекрасного выступает как критерий и девочка хватается за эту нить.
Она внимательна к словам. В частности она очень серьезно воспринимает информацию, поступающую от своего учителя-подонка, использует это практически и возвращает учителю ссылку на его же урок. Его неправота, жестокость и цинизм погубили его. Смерть, которую можно назвать несчастным случаем и естественной реакцией девочки, восстановила справедливость.
Все получилось так просто и естественно. Торжество справедливости, которое при всех этих общественных институтах, не должно было состояться.
Тут много уровней понимания: невозвратность слова; музыка, которая сыграла роль ружья против оружейника; внутреннее чувство красоты, важней чем полученные знания.
Классическая музыка она уникальна, вы не будете слушать Моцарта и говорить да-да нечто похожее я уже где-то слышал. Нет у Вас могут возникать похожие чувства и переживания от совершенно разных композиций. Но это уже отдельная тема. В этой рецензии хочу поговорить о прекрасном и пробуждающем фильме 'К чему-то прекрасному'.
Шведский режиссер Лиза Лангсет не очень плодородна на своем поприще и честно признаюсь не смотрела не одного ее фильма, но и чтобы не портить впечатление от данного фильма наверно пока не буду. Этот же фильм получился глубоким и осмысленным.
Катарина, молодая симпатичная с явными проблемами в управлении гневом и еще букетом психологических 'особенностей', выросла такой благодаря своей маргинальной матери. Однажды в поисках какого-то 'попсового' клипа на видео-хостинге случайно ей попадается волшебный 'Реквием' Моцарта и вся ее жизнь переворачивается. Она просыпается, все те чувства, которые она раньше выливала в агрессию, теперь текли из ее глаз, слезами. Она устраивается работать в консерваторию где ее ждет встреча с дирижёром и мгновенно вспыхнувшая страсть. Сможет Катарина распознать новые чувства и совладать с ними или разрушит все и себя в том числе. Я очень рекомендую Вам посмотреть в этом фильме.
Боже, как же прекрасна Алисия Викандер. Я ее видела в фильмах ранее, но не в одном я не была так заколдована ею. Ранее образы были как будто не её. Катарина в ее исполнении непередаваема, с первых кадров. Судя по фильмографии режиссера она тоже оценила талант Алисии и та снялась практически во всех ее фильмах. Катарина со своими душевными метаниями, безнадежными чувствами, борьбой и переживаниями захлестнувшими ее настолько, что она чуть не сошла сума - это непередаваемо! Именно ради этого мы и смотрим кино. Не благочестивого дирижёра сыграл Самуэль Фрёлер он же Адам. Многие смотря на его поведение сочли бы его аморальным, я ему нашла оправдание и оно неоспоримо, когда дело касается творчества. Так что Самуэль смог передать смысл поступка Адама и без прямого объяснения. Он уже понял, что любовь и страсть они скоротечны, а музыка она вечна. Так какой разговор может быть о страсти?
Честно признаюсь хоть я и меломанка, классическую музыку я избегаю, потому что слишком много чувств она поднимает внутри, а для людей чувствительных (таких как я) это чревато постоянно красными влажными глазами и вечно 'прописавшимся' носовым платочком. После фильма я послушала Моцарта и почитала его биографию, считаю что фильм для меня был не только увлекателен, но и под впечатлением я расширила свой кругозор. Сейчас мало таких картин. Фильм теперь в числе моих любимых, и я его с удовольствием буду советовать своим знакомым, знаю понравиться не многим, но он стоит каждой вашей секунды.
Хочется еще добавить, что тема сумасшедших девчонок, моя любимая. Этот фильм поддерживает тему и смотря на Катарину я думала, кто страшнее какая-нибудь безумная с холодным оружием или разрываемая чувствами на миллионы кусочков безоружная маленькая девушка.
Одна из тех историй, о которых девушки обычно стараются умолчать, спрятать её где-то поглубже, затаиться, пережевать наедине с собой, то самое, почему-то обществом неустанно осуждаемое и остающееся за кадром, вне обсуждений и вне попытки найти какой бы то ни было выход. То самое, когда в погоне за жизнью, кажущейся ну если не единственно верной, то хотя бы представляющей интерес (в отличие от твоей собственной), на выходе получаешь одну лишь фальшивку, шоколадную монетку вместо золотой, вроде бы тоже вкусную, только вот бесполезную после съедения, а спустя ещё пару-тройку мгновений, часов, дней или недель вдруг узнаёшь, что этой самой монеткой был/а ты.
Да, на самом деле не только лишь девушек это касается. Да, на самом деле не всё сводится к одному лишь вопросу секса (пусть и освещённому в данной ленте максимально остро), точнее сказать - как раз-таки секс в данном случае является только лишь обрамлением истории.
Здесь показан пусть и очень жестокий, но, по меньшей мере, единственно логичный финал, эдакий полностью завершённый гештальт.
И в данной ленте, что характерно, очень верна развязка - она совершенно нетипична, и чаще всего синдром жертвы поглощает человека с головой, не давая ему не то чтобы выбраться на поверхность и начать выстраивать свою жизнь заново, а даже попросту вдохнуть, пусть даже и не полной грудью, пусть даже на половинку; но здесь...
Да, на него (да и на всю историю в целом) равнодушно смотреть не очень-то выходит. Да, проводится такое количество параллелей если не с собственной жизнью, то с жизнями родных и близких, что становится страшно. Да - я поступила бы ровно так же, вне зависимости от мнения (да чёрт его дери, я бы и не задумывалась о мнении скорее всего). Но, как ни крути, важнее всего тут совершенно иное - то, что сам факт пусть и кощунственного, но разрешения внутреннего конфликта, реально помог.
А ещё важнее то, что Лиза смогла показать эту историю так, чтобы она не казалась надуманной. Личное - оно чаще всего оказывается максимально искренним.
Когда любовь к прекрасному приводит к поступкам непрощаемым
Музыкальной иллюстрацией к шведской драме 'К чему-то прекрасному' 2009-го года (есть второй вариант названия 'Чистота') является Седьмая симфония Людвига ван Бетховена. Классическая музыка - это то, что очень любит молодая девушка по имени Катарина (Алисия Викандер). Однажды под ноты репетирующего оркестра она попадает в театр, где по стечению обстоятельств с использованием признаний в горячей любви к музыке и даже обмана она получает место стажёра-оператора телефонных звонков в театре. Молодая девушка счастлива, ведь она прямо-таки на расстоянии протянутой руки к чему-то прекрасному. Однажды ей даже удаётся познакомиться с дирижёром оркестра Адамом (Самуель Фрёлер). У них вспыхивает страсть, Катарина чувствует себя ещё более счастливой, хоть у неё и Адама большая разница в возрасте, но и что, ведь он же настоящий гений и также любит классическую музыку! Но внезапное счастье Катарины вскоре разбивается: Адам вовсе не такой уж и хороший человек...
'К чему-то прекрасному' - это первая совместная работа известной уже по всему миру актрисы Алисии Викандер (тогда на момент съёмок ей исполнился всего 21 год) и режиссёра и сценариста Лизы Лангсет. В дальнейшем, через четыре года, Викандер снова сыграет у Лангсет в ленте 'Отель', а на 2017-ый год заявлена премьера их третьей работы, пока известной под рабочим названием 'Euphoria'. Возвращаясь к 'К чему-то прекрасному', то надо сказать, что молодая Викандер, для которой роль в этом фильме стала первой в полнометражном художественном кино и первой же главной. За своё исполнение она получила награду 'Золотой жук' - шведский аналог 'Оскара'. Вот такое вот признание сразу же после дебюта у Викандер произошло. Она действительно была чрезвычайно эмоциональной, чувственной, грациозной в картине; её персонаж менялся от обычно живущей девушки к резко спланировавшей от счастья в яму разочарования. За неё переживаешь и когда видишь метафорически выражаясь её открытое сердце, то ненавидишь Адама.
Действительно на фоне Катарины герой актёра Самуеля Фрёлера настоящая сволочь: он влюбил девочку, поигрался с ней и бросил, так ещё и мало того, что он расстался с ней он ещё и захотел уволить её. Да Адам просто-напросто растоптал бедняжку и то, что в конце фильма происходит (эту тайну я, естественно, не открою) - это словно возмездие за все проступки Адама. Только всё же остаются вопросы к Катарине, её можно осуждать, а может и кто-то понимает... В общем, 'К чему-то прекрасному' заставит Вас не только сопереживать главной героине, чувствовать весь драматизм обстоятельств, но и заставит немного задуматься. Так что ленту Лизы Лангсет можно с некоторыми условностями назвать интеллектуальной. Но нельзя назвать мюзиклом, всё-таки классическая музыка - это как неотъемлемый компонент, но скорее она тут как действующее лицо, не будь её, то не было бы этой трагической истории, которая разыгралась в стенах Стокгольмского симфонического театра.
При таком сильном эмоциональном воздействии при просмотре со стороны Алисии Викандер и Самюеля Фрёлера практически незаметными становятся второстепенные персоналии. Это, пожалуй, не промах Лизы Лангсет, а, скорее, недостатки в игре остальных участников действа. Например есть в фильме персонаж парня Катарины Маттиаса (Мартин Валльстрём). Он любит телевизионные ток-шоу и никак не очарован классической музыкой, но он всё равно любит Катарину. Вроде как неплохо выписанный персонаж, но Мартин Валльстрём при всех стараниях сделать его крайне драматическим у него получилось всё несколько суховатым и даже весьма стандартным. Могла добавить от себя что-то и актриса Жозефин Бауэр, сыгравшая Биргитту, маму Катарины. У них очень натянутые отношения, однажды всё доходит до серьёзнейшего конфликта, но суть этих отношений, их предыстория и влияние на характер обеих героинь всё-таки минимален. Тут можно сказать своё 'фе' Лизе Лангсет, но такое чувство, что Жозефин Бауэр не удалось бы добраться до той высоты выразительности чувств, как у Викандер и Фрёлера.
'К чему-то прекрасному' - это весьма хороший представить современной шведской драматической школы, поэтому если Вас не смущают такие фильмы и Вы хотите приобщиться к разносторонним проявлениям кинематографа, то сей фильм можно порекомендовать. Можно его также рекомендовать и с тем условием, что в нём свою первую главную роль сыграла Алисия Викандер, не так давно ставшая звездой, и будет интересно с чего она начинала. И можно на примере 'К чему-то прекрасному' говорить, что Алисия обладает сильным драматическим талантом.
Этот фильм настолько хорош, что мне аж отбило красноречие.
Иногда садишься перед экраном и молишься, чтобы на этот раз показали что-то настоящее, такое слегка сплющенное, как неприметное плоское латунное кольцо, но живое. Как ветер. Ветер не имеет цвета и в целом довольно скучный - дует себе и дует без конца; но думаю, без него нам было бы тоскливо.
Может быть, оттого, что я пока не слишком знакома со скандинавским кинематографом, мне нравятся все картины, которые я смотрю, - а я как раз основательно села их смотреть. Вот, уже целых две осилила. Первый был норвежский, и он такой же - холодно-прямолинейный и с очень молчаливыми актерами.
Викандер не надоедает. При ее совсем небольшом диапазоне эмоций на лице она не натянутая, но скорее правильно напряженная - в любом случае, скованность, прямота, как у упрямой палки, которая не желает ломаться, показывает Катарину с ее особенной, почти поствоенно-синдромной стороны. Сразу себя узнаешь в двадцать лет. Когда подростковый максимализм уже, слава богу, позади, наступает следующая, не менее проблематичная фаза черного-белого, и пошло все к чертям. Перестает хотеться вдаваться в подробности. В двадцать лет внезапно чувствуешь себя на сорок. Хочется взять Моцарта и уткнуться в него лицом, потому что все остальное осточертело.
Фильм очень прямолинейный, он очень монохромный по стилистике, в нем очень много классики, которая, вопреки распространенному мнению, не заходит всем подряд при любых условиях. Действительно проникнуться и стать ценителем и впрямь очень сложно. Почувствовать этот свет на лице, который возникает у Викандер, когда ее героиня отрешается от опостылевшей реальности на время и дает себе минуту насладиться музыкой. Из школы помню, что на самом деле, когда вот такие Алисии приводят тебя и твой класс на концерт и насильно заставляют 'приобщаться к прекрасному', если не судьба тебе стать классическим гурманом, то остается осадок еще на долгое время. Классика порой бывает помпезной, громкой и вытесняющей тебя самого из твоего же тела - как мир Адама, дирижера. А тебе хочется чего-то изящного, стройного и одновременно прекрасного, надрывной музыки высшей пробы - как представление о реальности Катарины. Она не фантазерка и не фанатик, не инфантильная мымра, а боец с восстающими невежественными банальностями. Когда она кричит на своего парня за то, что тот смотрит американские ситкомы, мозгом понимаешь, что эти претензии - по поверхности, эгоистичные, они как вилка против цунами. Но на самом деле, в том обществе, где мы, в наше время, когда мы живем, только такие вилки и держат нас на плаву - может быть, они пластмассовые, не как в хороших домах, где вся примерная семья живет по кодексу благочестивости; может, нам негде ночевать и мы ночами выплакиваем все глаза - но по крайней мере, мы не смотрим американские ситкомы и можем искренне улыбаться в консерваториях.
P.S. Меня восхищает Катаринин прагматический подход к решению проблем с мужчинами.
Ключи к этому фильму – упомянутые книги и музыка. В частности, Экелёф – шведский поэт, у которого любовь неразрывно связана с глубоким страданием. Не случайно его стихи предвосхищают начало их романа.
Страдать — трудно
Страдать и не любить — трудно
Любить и не страдать — невозможно
Любить — трудно
И ещё его цитата «... Ибо лишь непрактичное, по большому счету, — практично»
Кьеркегор, книга которого попала в руки Катарины, ставил выше всего не только мужество, о котором не раз говорится в фильме – «меру всех поступков в жизни», но и страсть, которая выше рассудка и разума, выше любой «абстрактной» рефлексии.
Интересно, что сам маэстро, зачитываясь Кьеркегором, остался на низшей ступени духовного развития – стадии обывателя (по типологии того же философа). Обыватель живёт так, как окружающие: старается работать, создать семью, хорошо одеваться и говорить хорошо. Он следует стадному инстинкту. Он плывёт по течению и смиряется с обстоятельствами, не думая о том, что он может что-то изменить в своей жизни. Он просто не знает, что у него есть выбор.
Досадное замечание дирижёра о музыкантах его оркестра, которые жалуются, мол: «Маэстро, мне пора домой, у меня стирка запланирована…», по сути не противоречит его собственному восприятию и отношению к жизни, в итоге мы видим, что дирижёр сам недалеко уходит от этого мировоззрения. И слова: «Боже мой, стирка – это по-нашему!», - звучат как грустная ирония развязки этой истории.
Вообще в фильме очень много отсылок. Пьер Бурдьё, по-видимому, тоже один из любимых авторов дирижёра, считал, что культура играет ключевую роль в сохранении и воспроизводстве социального неравенства. То есть культура разделяет, и приобщиться к её наследию, воспринять могут лишь избранные… Отголоски этого прозвучат в последнем аккорде – финальном разговоре главных героев.
А ещё в течение фильма подумалось о том, что, возможно, в молодости люди более открыты, эмоциональны и смелы – способны на больший эмоциональный отклик, эмоциональный максимализм, чем в зрелости.
Алисия Викандер бесподобно передаёт всю глубину чувств и восприятия. Больше всего мне понравились те моменты, когда она слушала музыку, в её глазах просто какая-то бездна. Меня поразила природная восприимчивость этой девушки. И было интересно, сможет ли человек в таком уже достаточно зрелом возрасте преодолеть социо-культурный разрыв, обладая врождённой восприимчивостью к прекрасному. И вообще, не смотря на все её недостатки, я весь фильм была на её стороне. Финал интересный. Рекомендую.