К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Студия Баррандов - как много в этом слове для сердца русского слилось - можно перефразировать классика. Именно Баррандов - наравне с ГДРвской Дефой и нашими студиями - подарили всему миру самые светлые и добрые произведения кинематографа. Речь идёт конечно же о сказках, ибо в каких ещё фильмах можно увидеть, как добро - порой с кулаками, порой благодаря своей хитрости - всегда оказывается победителем, где всё поделено на чёрное и белое без полутонов, где оживают чудовища, а многоногие лошади скачут по небесам - безо всякой компьютерной графики. Аниматроника вкупе с простейшей анимацией - и прямо на глазах из простого пенька вырастают пышные цветы, а из мрачного озера вылезает многоглавый монстр, злобно щёлкающий зубами и желающий сожрать любого, кто попадёт в поле его зрения.

Именно так и снимали в Восточной Европе сказки в докомпьютерную эру. Продолжали их снимать подобным образом и позже, в основном по двум причинам - спецэффекты на проволочках намного дешевле и куда проще построить макет или найти на просторах страны подходящий пейзаж, чем снимать на фоне зелёного экрана, где малейшая ошибка может привести к гигантским потерям в бюджете. Который и так очень и очень невелик - увы, но в дикие девяностые сказки оказались жанром, тратить на который деньги уже считалось чем-то лишним, а эпоха Гарри Поттера и иже с ним, вернувшим интерес к детскому волшебству, ещё не наступила.

Но оставались ещё те, кто не желал смиряться с произошедшим, кто не изменял своим принципам, после семейного кино не переключаясь на мейнстрим - были даже такие, кто после ужасов начинал именно в эту тяжёлую эпоху для европейского кинематографа снимать сказки - и мэтр сказочной индустрии Вацлав Ворличек, создавший в далёких семидесятых шедевр на все времена 'Три орешка для Золушки', был именно из таких. Знакомая всем с детства история о Жар-птице в его руках заиграла новыми красками - и вновь позволила погрузиться зрителям в особый мир чешского сказочника, старшему поколению вспомнить свою молодость, а детям увидеть в то сложное время не жестокость на экране, а настоящую историю преданности, любви и чести.

Да, прекрасная Жар-птица - всего лишь рисунок на плёнке, да - почти все волшебные сцены сняты в потёмках, да - заметно, что чудовища созданы из резины и пластика - но стоит ли обращать внимание на эти мелочи, когда сюжет захватывает с первых минут и не отпускает до финала, когда пусть понятно, что добро непременно победит зло - но властитель всех стихий Скелетон оказывается далеко не главным врагом для героев - есть те, кто готов ударить в спину, как это неоднократно было в сказках многих народов. И можно задаться вопросом - так где же истинное зло - то, что живёт в мрачном замке на краю мира и во имя своей цели готово пойти на всё, что ему по штату положено - или же кто-то иной? Скелетона, у которого оказалась израненная одиночеством и неразделённым чувством душа было жаль - как не было жаль предателя, понёсшего заслуженную кару.

Сказок с несчастливыми концами почти нет и в своё время Виктор Цой называл такие сказки странными - и 'Жар-птицу' к странным никак не отнести. Это настоящая классическая сказка, которая ещё вдобавок может похвастаться двумя настоящими звёздами в своём актёрском составе. Но главной звездой - невидимой, но без которого эта история просто бы не состоялась - был Ворличек и хочется стоя аплодировать чешскому гению и говорить 'Браво!' за то очередное маленькое чудо, подаренное нам, благодарным зрителям, в то очень непростое время и, забыв о насущных проблемах, стать на полтора часа ребёнком, с удивлением и восхищением взирающим на чудеса, созданные студией Баррандов.

20 апреля 2014 | 15:16
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: