Великая история, снятая великим Стэнли Кубриком. В ролях великие Кирк Дуглас (Спартак), Лоуренс Оливье (Марк Красс), Питер Устинов (ланиста Батиат). Четыре Оскара, в том числе Устинову, но не Кубрику, по обыкновению.
А в принципе - великая хренотень. Что признавал, по большому счету, и сам Кубрик, считая сценарий глупым и пафосным, навязанным студией. Его предыдущий фильм с тем же Дугласом, 'Тропы славы', на порядок жизненнее, причем примерно на ту же тему - война и роль личности, пусть и пару тысяч лет спустя.
Никаких претензий к актерам. К режиссеру и оператору, к костюмерам и композитору. Все молодцы. Но сценарий (не по Джованьоли, что характерно, а по роману американца Фаста) - кромешный ужас.
Дикое количество ляпов исторических, история самого Спартака переврана от и до. От начала пути и до смерти - ну бред просто. В фильме он от потомственного раба в каменоломнях (читай - тупой и сильный) за полгода дорастает до мудрого стратега, выдающегося бойца, отца народов и мудрого правителя. С какого хрена, позвольте спросить? Я тоже так хочу. Лагерь гладиаторов кишит детьми и женщинами. Закаленные легионы республики в единственной показанной битве сражаются как ополченцы, не знающие ни строя, ни команд. Не говоря уж о 'генерал' и 'сир' в устах патрициев.
По уровню историзма - рядом с 'Гладиатором' и 'Робин Гудом' Ридли Скотта. Бред и ересь. Но тут Кубрик не виноват. В отличие от Ридли.
Вот я и посмотрел фильм 'Спартак'. В очередной раз удивляюсь гению Кубрика и его неповторимой режиссуре. Несмотря на то, что в 'Спартаке' всё довольно-таки примитивно, именно действия не дают оторваться от экрана. Ненароком мне пришлось удивиться, когда я осознал, что моё бренное тело спокойно просидело перед экраном монитора на протяжении трёх часов. Стэнли смог привлечь моё внимание на целых три чёртовых часа в эпоху постоянного 'кликанья'! Да и фильм, откровенно говоря, не первой свежести. Это попросту ошеломляет...
История Спартака - вечная история. Несмотря на отхождение от истинного образа раба-повстанца, Спартак выдался уникальным и поистине живым персонажем во всём кинофильме. Собственно, Кирк Дуглас в образе легионера очень точно смог передать характер героя, его стремление к светлым идеалам свободы, знания, любви - естественных потребностей каждого человека. Главный герой в киноленте - человек чрезвычайной глубины и добродетели. В некоторых моментах фильма можно впасть в забытье и сравнить Спартака с Иисусом Христом. Кажется абсурдным, но здесь это более чем уместно!
Протагонист чрезвычайно идеализирован и это даже прекрасно, ведь в мейнстримовом кинематографе должна содержаться простая и в тоже время содержательная фабула. Здесь даже есть плохие сенаторы, которые в конце концов окажутся меньшим злом перед лицом диктатора. В общем, нам дают очень точное разграничение: вот добро, вот зло. Можно ли это приписать к минусам? Ни в коем случае!
Мне, как чрезвычайно сентиментальному человеку, было очень трудно смотреть на простой народ в 'Спартаке', который будет угнетаться в дальнейшем на протяжении нескольких тысячелетий. Поэтому, я желал только одного - победы в этой трудной борьбе, но, зная итог восстания, очень трудно признать, что эти великие люди канули в лету...
Спасибо Стэнли Кубрику за то, что он смог вернуть меня на несколько тысячелетий назад и взглянуть на тяжёлую ношу простого человека.
История легендарного Спартака волнительна и цепляет за душу по сей день. Этот человек не просто объявил восстание, а целенаправленно вел борьбу за свободу обычных людей, чья воля была подавлена мощью Великого Рима. Конечно, история Спартака не могла не найти отклики в художественных произведениях и в киноиндустрии. Так в 1960 году культовый режиссер Стэнли Кубрик выпустил на экраны одноименную эпопею «Спартак».
Синопсис I в. до н. э. Рожденного рабом Спартака покупает начальник школы гладиаторов Батиат, где Спартака обучают убивать себе подобных. Там же он встречает свою возлюбленную Варинию, которую продают римскому патрицию. Это провоцирует Спартака поднять восстание, которое вскоре охватывает Сицилию и юг Италии. Но Спартака ждет настоящее испытание, когда легендарный полководец Красс намеревается противостоять ему.
Игра актёров Фильм первым делом цепляет звездным составом, задействованным в производстве. Конечно же, произвела сильное впечатление поразительная игра Кирка Дугласа, исполнившего роль Спартака и воплотившего образ человека, который боролся не с Римом, а именно с рабством. Также понравилась прекрасная Джин Симмонс в роли Варинии, верной и преданной жены Спартака, которая до последнего остается на стороне мужа. Приятно было снова увидеть в компании Симмонс сэра Лоуренса Оливье, исполнившего роль Красса, подлого полководца, который ради власти готов пойти на самые низкие поступки. Питер Устинов, получивший Оскар за роль Батиата, воплотил образ трусливого и податливого работорговца, который, тем не менее, сохранил в себе еще капли человека. Наконец, лично для меня, пожалуй, самой приятной ролью стала роль Гракха в исполнении легенды старого Голливуда Чарльза Лоттона, воплотившего образ члена римского Сената, который благодаря своей мудрости сумел спасти некоторых из героев.
Режиссура Стэнли Кубрик – один из моих самых любимых режиссеров, чьи картины отличаются особым специфическим видением и стилистикой. Я видел несколько его последних картин, но я никак не мог ожидать, что в его послужном списке значится самый настоящий блокбастер, пеплум (как принято называть подобные фильмы), настоящая историческая драма, посвященная легендарному восстанию рабов под предводительством Спартака. Первым делом хотелось бы отметить, быструю динамику фильма. Не стоит чураться трех часов, поскольку все действия и места скомпонованы в таком виде, что время пролетает незаметно. Второй момент касается натуральности. Дело в том, что мы привыкли, что фильмы 1940-1960-х гг. ограничены жесткой цензурой, однако здесь сцены боя смотрятся весьма эффектно и зрелищно.
Сценарий Несмотря на то, что я всегда был поклонником исторического жанра, однако как историк по образованию я всегда с критикой отношусь ко всем кинолентам, независимо от их успеха. Так, «Спартак» отлично передал эпоху Римской республики, пережиток прошлого в лице рабства, против которого восстал легендарный Спартак. Однако сценаристы последовали воле автора, по мотивам романа которого был снят сей фильм, и ввели реальных и нереальных исторических персонажей, попытавшись придать фильме больше эмоциональной напряженности. К сожалению, детали биографии Спартака тоже были значительным изменениям. Понятное дело, мы никогда не сможем детально воспроизвести события прошлого, тем более те, которые имели место более двух тысяч лет тому назад, но все же с историей следует быть аккуратной, поскольку при ложной интерпретации можно историю и переписать.
Итог Несмотря на некоторые исторические неточности, «Спартак» все же яркое и впечатляющее кино, которое заставит зрителя переживать за героев, за тот нелегкий путь, через который им придется пройти ради обретения мнимой свободы, которой их все-таки лишат. Однако это борьба надолго врезалась в века, вдохновляя на невероятные поступки.
Сказать, что фильм шикарный - значит, ничего не сказать. Более трёх часов на одном дыхании, захватывающий сюжет, отличные по тем временам спецэффекты, дословное перенесение исторического события на экран - вот что такое 'Спартак'. То, что этот фильм был показан в кинотеатрах СССР, доказывает то, что фильм достоин внимания ценителей настоящего кино, и если зрителю не обязательно увидеть в историческом фильме море крови в батальных сценах, то такой фильм посмотреть определённо стоит. Конечно, немного жестокости вы здесь увидите - всё-таки, фильм показывает гладиаторские бои и батальные сцены, но здесь нет такого кровавого фарша, которым блеснул новый сериал про эту историческую личность. Откровенных сцен, в отличие от сериала, здесь тоже не наблюдается, хотя есть намёки на то, что к гладиаторам приводили женщин и заставляли их вступать в интимную связь. В целом получилось максимально зрелищное и захватывающее кино, какое только могло получиться в 1960 году.
Фильм знакомит зрителя с реальными событиями из истории, показывает одно из самых известных и масштабных восстаний в истории человечества, когда горстка рабов поднимала бунт против господ, обращавшихся с ними, как с животными. Увы, рабство было неотъемлемой частью древности и даже средних веков, и по истории все мы проходили и восстание Спартака, и бунт Степана Разина, и многое другое подобное этому. Каждое восстание отличалось чем-то особенным. Разумеется, мальчикам было интереснее изучать схемы битв, в которых рабы на голову разбивали господ, а затем, к сожалению, бунты были подавлены с жестокостью и кровопролитием. Все мы помним, что Спартак тоже был побеждён, и прекрасно знаем, чем закончится этот фильм, но с интересом смотрим на его отношения с любимой женщиной, которую ему приводили для животного спаривания, от чего он отказывался; любуемся на качественно поставленные батальные сцены, которые были смонтированы без использования компьютерной графики, что вызывает изумление таким шикарным спецэффектам, способным заткнуть за пояс некоторые современные фильмы. Далеко ходить не надо - телевизионный фильм 'Спартак', снятый в 2004 году, показал спецэффекты на порядок слабее, чем в этом старом фильме. Конечно, если бы это был кинотеатральный фильм, там графика была бы на уровне. Но факт тот, что в те времена многие умели снимать лучше, чем некоторые снимают сейчас. Итак, перед нами фильм, который за всё можно только похвалить. Приятного просмотра.
В стародавние времена, а для людей нашего времени это уже времена 'мифов и легенд', в великом Риме, небезосновательно считавшимся зеницей всемировой культуры и элиты тогдашнего времени, даже здесь было своё зло - рабство. Хотя, возможно, именно благодаря этой грубой форме эксплуатации людей и поднялся Рим так высоко. Но чем выше поднимешься, как известно, тем больнее падать. 'Восстание рабов'... Рано или поздно это должно было случиться.
Для 1960 года данная картина выглядит просто великолепно: россыпь знаменитых актёров, великий режиссёр, грандиозные батальные сцены, хороший сюжет - всё это вместе пораждает шедевр.
Спартак - широко известный герой античной истории. Известность его не плохая, не гитлеровская, он - Робин Гуд древнего Рима, спаситель, но не для простых людей, а для рабов-гладиаторов, таких же как и он.
Собрав свои армии, он хотел пробить себе и своим людям путь к свободе, чего бы это им ни стоило и чем бы ни пришлось рискнуть. Это было уже не важно, чаша терпения была переполнена. Но несмотря на это, многие бы так и прожили свой рабский век, просто не попытавшись ничего сделать, не встреть на своём жизненном пути героя, и он появился.
И хоть в итоге произошло всё не так радужно, как казалось изначально, игра стоила свеч.
Ещё не раз в истории в разных точках мира вспоминали Спартака фракийского и его Великое восстание униженные, обездоленные и брошенные в своих поисках и своей борьбе за свободу.
Великолепную атмосферу того времени сумели передать актёры и работники съёмочной площадки. Конечно, есть расхождения между историей и сюжетом, но что только не сделаешь ради увеличения зрелищности. Мы простим и скажем спасибо за великую кинокартину.
Сейчас, конечно, можно сказать, что фильм устарел, эффекты не выглядят умопомрачительно, но, господа, этот фильм снят пятьдесят лет назад, давайте всё же сделаем скидку на это, да и не в визуальных эффектах 'изюминка'!
Так что не остаётся ничего, кроме как поставить
10 из 10
Он жил рабом, а умер свободным человеком - ради этого стоило бороться!
Историческую ценность сам фильм для познания событий не представляет, он всё же более художествен. Событий происходивших во времена восстания рабов под предводительством бравого Спартака(его здесь исполняет отец Майкла Макдугласа) отснятая плёнка великим «гением» Стэнли Кубриком, кстати Кубрик этот фильм сам не особо ценил, а зря.
Палец вверх за Спартака!
Фильм мною просмотрен в лет десять, помнится как достойный батальный фильм. Поэтому поделюсь своими воспоминаниями:
У меня их осталось очень мало, единственное что не забуду, так это Спартака, хотя актёр его играющий не сильно так и открывал свои эмоции, да и откровенно говоря. Запомнилась больше всего финальная сцена.
Важное:
Это крепкая картина по своей наружности, да и внутренняя её часть довольно интересная.
10 из 10
Своей визуальной частью и душой фильм не поразит тех кто смотрел сериал «Спартак:Кровь и песок», но я думаю доставит уважение всех любителей классических, батальных фильмов. Своим умением Стэнли, по видимому всегда хотел снимать батальные сцены, да что хотел он был на них повернут. Вспомнить хотя, что он был настолько на этом повернут, что желал сразу после этого снять фильм про Наполеона, жаль что не успел. Хотя...
При знакомстве с творчеством Кубрика первая мысль, которая сразу посетила меня после просмотра этого фильма, была такова: 'Палец на отсечение, что Мастер остался недовольный этим фильмом...' В чём, в принципе, я гораздо позже убедился хотя бы из нижеприведённых комментариев.
Вообще фильм несёт до сознания двоякое мнение: с одной стороны, ошеломляющая постановка, масштабная во всех смыслах, особенно для далёкого 1960 года, а с оборотной стороны медали - фильм выпадает из стиля, мышления Кубрика... Сама тема интересная, но сценарий сильно утрирован и сведён к банальному героическому эпосу. Уж слишком сильная идеализация самого Спартака и его соратников. Затравленность и унижение раба вряд ли давали плоды такого благородства к своим хозяевам, как показано в фильме, в большинстве случаев это были злоба, месть, ненависть...
Несмотря на идейность фильма, сцены боёв поставлены очень дотошно и качественно. Также хочу обратить внимание на понравившуюся сцену общения Варинии с Крассом ближе к концу фильма - очень интересно проработано поведение Варинии: человек практически был рождён рабом, и это вживлённое рабство, несмотря на её выдержку, даёт результаты определённого смирения и аэмоциональности о жизни и смерти её единственного возлюбленного Спартака и их ребёнка.
В целом, ценю этот фильм за то, что он есть, так как если разбираться с технической стороной фильма, Кубрик, снимая про рабов, сам оказался рабом, заточённом в одногранности сценария. Именно это послужило для Кубрика толчком для понимания, что если ты хочешь быть довольным результатом, ты должен сам контролировать все аспекты фильма: начиная от сценария и съёмок - заканчивая монтажом.
Экранизация романа Говарда Фаста, прилизанная, голивудизированая, с кучей исторических ляпов. Но все равно - классика жанра. К сожалению, фильм устарел. Новый фильм, снятый по тому же роману Фаста, ближе к первоисточнику...
Спартак Стэнли Кубрика - культовый 3-часовой фильм, признанная классика кинематография.
Блестящая роль Кирка Дугласа и других звёзд Голливуда 60-х, замечательная операторская работа, эпичность истории и музыки, трогательная любовная линия - не устарели ни на день.
Но главное, что делает фильм актуальным, - это сюжет, где акценты расставлены таким образом, что восстание Спартака приобретает черты ветхозаветного Исхода.
Сам герой становится Моисеем, который выводит народ рабов (с семьями и грудными детьми) из римских земель. Более того, местами очевидны отсылки не к Египетскому сюжету, а к недавнему геноциду евреев в нацисткой Германии. В фильме даже есть свой Шиндлер.
Спартак в кино рождён от рабыни. Его 13-летнего продали на каменоломню и там он приобрёл мечту об освобождении. Из-за своего непокорного характера герой был отобран в школу гладиаторов, чтобы убивать на потеху господ.
В одноимённой книге #Джованьоли Спартак был опытным военным, который прошёл много битв, умел читать и писать. Он открыл для себя и других саму идею уничтожить систему рабства.
В кино же Спартак не первый, кто попытался восстать. Сама мысль освободиться витала в воздухе. Полыхнуть могло в любой момент и Спартак лишь один из многих, но в отличие от других его бытовой бунт оказался успешным.
От малого к большому. Стихия набравшая силу. Восставшие грабят, убивают, мстят гражданам Рима, а затем, самое важное - они организуют общину.
Римские политики поначалу используют бунт как средство в своей конкурентной борьбе. Они подставляют друг друга ради своих выгод и не верят в реальную опасность от рабов. Пока не получают чувствительного поражения.
Кино показывает много занятного. К примеру, превращение Моисея в Иисуса Христа. Или то, что любовь всей жизни фракийца (француза) - британка.
Или что по дороге к спасению нужно научится петь, не только воевать. А цель антагониста - Красса - не убить Спартака, а уничтожить его легенду. Сам Красс имеет черты диктатора, кем в истории он не являлся.
Из недостатков кино: насилие и кровь с годами стали выглядеть театрализовано, студийная съемка заметно отличается от естественных декораций. В русском переводе на Кинопоиске Сулла стал Салла, что говорит о полном незнании предмета со стороны редактора и переводчика.
Достоинства перечислены выше, но можно повторить: детальный и глубокий сюжет, яркая актерская игра, красота и эпичность, выдающаяся операторская работа.
Фильм точно рассказывает о людях, которые со временем не поменялись. Те же пороки, те же проблемы, те же достоинства, та же любовь.
« - Смерти боятся лишь свободные люди, поскольку она лишает их удовольствий, рабы не бояться смерти – она избавляет их от боли.» ( с )
Стенли Кубрик слыл режиссёром – тираном, а потому занимался лишь теми проектами, которые он мог всецело контролировать. Но такая возможность у него была уже после того, как он прославился и сделал себе громкое имя. До того же, и он подчинялся воли боссов кинобизнеса. Например один из своих знаменитых фильмов – «Спартак», он поставил изначально не будучи заинтересованным в этом проекте. Поначалу снимал картину о восстании рабов в Древнем Риме режиссёр Энтони Манн, вернее начинал снимать: под его началом были пошиты исторические костюмы, возведены величественные декорации, отобран актёрский состав и найдены необходимые живописные локации. А так же, была отснята открывающая ленту сцена на каменоломне. После между постановщиком и главной звездой фильма, а по совместительству ещё и одним из его продюсеров – Кирком Дугласом возник конфликт, который привёл их творческие разногласия в тупик. Выход был лишь один – в замене режиссёра, и на освободившееся место, по протекции уже ранее работавшего под его началом Дугласа, был приглашён молодой, только начинающий свой путь в кино Стенли Кубрик.
Известно, что для того, что бы удержать в главных ролях уже нанятых звёзд, Кубрик шёл на различные уловки, например каждому присылал разный вариант якобы изменённого сценария, в котором роль той или иной знаменитости была более продолжительна. Но проект был грандиозный: тысячи статистов, сотни актёров, большая съёмочная группа и различные тяготы столь сложного фильма, приводили к тому, что многих он начал изматывать. Известно, что между Дугласом и Кубриком были к концу работы над фильмом частые скандалы. А Тони Кёртис и Джин Симонс вообще мечтали поскорее покинуть проект. Надо признать, что эта затянутость съёмок и усталость группы можно себе легко представить при просмотре фильма. Это большое, неповоротливое кинополотно – «пеплум», как подобные картины называли полвека назад. Иными словами – масштабная, зрелищная историко – приключенческая драма, с массовками и пафосной манерой изложения истории. Такие фильмы были в моде в 50 - ых и 60 - ых годах прошлого века, когда активно развивающиеся послевоенное телевидение, постепенно начало переманивать скучающего зрителя к себе. Дабы вновь вернуть народ в кинотеатры, магнаты Голливуда вкладывали деньги в дорогостоящие и пафосные киноленты о жизни древних империй, так как это позволяло выводить на экран тысячные массовки, и поражать зрителей красотой и размахом. Тому способствовал и только что появившийся широкий экран, а так же новая технология киносъёмки – «Панавижн».
Конкретно этот фильм был снят одним из первых, оттого и имел столь колоссальный успех, уступив лишь «Десяти Заповедям» и «Бен Гуру». Хотя не на много, ибо кассовые сборы «Спартака» составили по миру более 90 миллионов $ - и это при 12 миллионом бюджете! Только в СССР картину посмотрело свыше 60 –ти миллионов зрителей - фильм про восстание Спартака стал одним из чемпионов советского кинопроката! Также Золотой Глобус и 4 премии Оскар… Но то, что приводило в восторг и трепет зрителей более полувека назад, сегодня будет публике не так интересно как раньше. Многие классические фильмы уже не производят на зрителей того эффекта что прежде. Не зря сам Кубрик не любил эту картину, всякий раз оговариваясь, что его заставили снимать «Спартака» финансовые проблемы. Но справедливости ради, отметим тот факт, что «Спартак» хоть и не лишён нелюбимого режиссёром морализаторства, очень прост и схематичен, все персонажи поделены на чёрных и белых ( впрочем Батиата – владельца школы гладиаторов, и римского центуриона Красса, впрочем как и сенатора Гракха – всё же удалось сделать «с оттенками серого» ); но довольно доступен для юного зрителя. Потому этот фильм можно смело крутить на уроках истории – стандартный, духоподъёмный пересказ о восстании рабов в Древнем Риме под предводительством гладиатора Спартака – отважного военачальника, в последствии проявившего себя талантливым полководцем и мудрым стратегом. В общем – баллада о доблестном герое, не зря же фильм столь полюбился зрителям СССР – Спартак вёл по сути Гражданскую войну с господами Римской Империи, за свободу и независимость угнетённых. Да, снимай этот фильм Кубрик позже, он многое бы показал в ином свете. Например то, что Спартак не был рождён рабом – он был легионером – дезертиром, проданным в наказание в рабство. Так же, вёл армию мятежных рабов не он один – он был только одним из её военачальников. Зачем в армии восставших столько стариков, женщин и детей?! Уверен – многих подобных нелепиц не было бы. Удалось бы избежать и некой затянутости, ближе к финалу картина начинает изрядно клонить в сон – сидишь и досматриваешь уже через силу, лишь бы побыстрее кончилась. Событий не так много, больше пустопорожних разговоров и проходных сцен… Но это не отменяет размах постановки, красоту операторской работы Рассела Метти и замечательной музыки, написанной для фильма композитором Алексом Нортом.
Что же до актёрских работ, то персонажей так много, что выделю лишь наиболее важных для развития сюжета. Это Марк Красс – рвущийся к командованию римскими войсками, тучный сенатор – интриган Гракх и возлюбленная Спартака –рабыня Вариния. Правда имеется ещё раб – поэт Антонин, который сбежал в армию гладиаторов от гомосексуальных домогательств своего господина. Роль первого исполнил сэр Лоуренс Оливье ( которому после отставки Манна предлагали взять на себя и режиссуру проекта, но тот не хотел совмещать актёрскую работу и обязанности постановщика ). Роль второго – Чарльз Лоутон. Жену Спартака сыграла Джин Симмонс, а поэта Антонина – Тони Кёртис. Все сыграли свои роли очень ярко, создав запоминающиеся образы. Но фильм можно признать вершиной в карьере, и актёрским бенефисом легенды Голливуда - Кирка Дугласа. Роль отважного Спартака села на него как влитая, даже не смотря на то, что он был несколько староват для неё. Впрочем «Спартак» - это не мелодрама, а исторический боевик. Потому романтическая линия хоть и проходит сквозь весь фильм, не является его стержнем. Как и подобает всякому хорошему «пеплуму» - это кино о сражениях, противостоянии сильных личностей, и о воле к свободе – раз уж сюжет рассказывает о восстании рабов. Только жаль, что использовали не подходящий литературный первоисточник. Сценаристы Питер Устинов, Далтон Трамбо и Колдер Уиллингэм – опирались на книгу малоизвестного американского писателя Говарда Фаста, а не на известный всем роман Рафаэлло Джованьоли…