К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Фильмов о работе спецслужб снято бесчисленное количество, где-то на месте главных героев агенты, где-то — попавшие в жернова случайные люди. Что-то выглядит как экшен-боевик, что-то как психологическая драма, что-то вообще как комедия: объединяет их одно — спецслужба всегда врёт, причём как условно «своим», так и посторонним. Да и своих, по мнению большинства кинематографистов, для подобных госструктур, вроде как, и не существует: они с легкостью 'перемалывают' как посторонних людей, так и собственные 'винтики' механизма (читай, сотрудников). Фильмов, представляющих спецслужбы в положительном свете, можно пересчитать по пальцам. Видимо, такое отношение - один из канонов жанра, вне зависимости от страны, в которой развивается действие.

Вот и 'Заговор в Каире' (Walad Min Al Janna, 2022) является как раз типичной лентой о невинном маленьком человечке, павшим жертвой или разменной монетой большого заговора коварных спецслужб. С одной лишь, но значительной разницей: египетский сеттинг действительно превращает картину в нечто более занимательное, чем обыкновенный шпионский (или даже скорее политический) триллер.

Итак, религиозная составляющая играет в жизни постреволюционного Египта куда более важную роль, чем ранее. Именно такой Египет, медленно восстанавливающийся после 'Арабской весны', фактически является главным героем картины. Не тот красавчик, к выдающимся пейзажам которого привыкли российские туристы. В начале картины голодный и бедный, обнажающий изнанку жизни местной глубинки, а позднее - лощеный и пафосный, словно хвастающийся своей насыщенной ночной жизнью.

И два главных действующих лица картины - студент и оперативник - словно отражение двух крайних противоположностей характера рисуемого автором портрета современного Египта. Первый - это простой парнишка-работяга, из бедной семьи рыбака, прикладывающий массу усилий для учебы в престижном теологическом учебном заведении. Второй - Ибрагим, полковник Службы государственной безопасности Египта, к которой после событий 'Арабской весны' у местного населения отношение неизменно негативное. Традиционно египетская госбезопасность крайне глубоко вникает как в политическую, так и религиозную жизнь общества (как взаимосвязанные вещи), что наглядно и реалистично отражается в данной ленте, вырисовывая центральную сюжетную линию с 'проталкиванием' лояльного действуюшему Президенту кандидата на пост верховного имама аль-Азхара. Вот только идея с привлечением самого обычного студента к выполнению такой сложной задачи выглядит ужасно наивной.

Сама главная египетская спецслужба уж очень сильно напоминает знаменитое восточногерманское Штази, а сам полковник Ибрагим все больше напоминает капитана из фильма Флориана Хенкеля фон Доннерсмарка.

Первоначально безучастный, жесткий, циничный офицер, типичный робот, воспитанный бездушной шпионской системой, Ибрагим постепенно меняется под влиянием ситуации и общения с молодым духовником, все больше задумываясь о цене и смысле своей службы, на глазах становясь более и более человечным и душевным героем, которому не чуждо сострадание. И, честно говоря, создается стойкое ощущение, что герой был прописан хуже, чем сыгран: как будто ливанец Фарес Фарес (коему сотрудников спецслужб приходилось играть многократно) наполняет своего героя необходимой глубиной.

Хочется сравнить его героя с протагонистом 'Самого опасного человека' в исполнении Филиппа Сеймура Хоффмана. Каирский гэбэшник такой же внешне неопрятный, неряшливый и толстый. Огромные вычурные очки с толстыми линзами на знаменитом ливанском носу, напротив, скорее отталкивают людей от общения с их обладателем. Он больше похож на серийного убийцу или безумного профессора точных наук, чем на человека в погонах. И только в финале он раскрывается как полноценная личность, в сравнении с собственными коллегами. Блестящая роль Фареса.

Палестинский актер Тауфик Бархом тоже старается, но местами блекнет на фоне более именитого и всемирно известного партнера. Но вместе с тем, молодой актер показывает, что и его может ждать большое будущее в кино.

Сама картина представляет собой типичный неспешный и неторопливый политический триллер в восточных декорациях, словно вдохновленный поздним творчеством Джона Ле Карре. Жертвы интриг спецслужб - есть; душевные метания местного службиста - имеются; неоднозначный финал в наличии. По сути своей, весь сценарий проекта крайне вторичен, и реализован посредственно (картина упорно пытается усыпить зрителя провисанием в действии), и главное, что ее выделяет среди множества аналогичных лент - египетский колорит. Некоторые сюжетные линии вроде подпольной молодежной ячейки 'Братьев-мусульман' (также запрещенных в России) вообще не получают никакого развития, обрываясь на полуслове. Местные джихадисты тоже скорее напоминают школьных хулиганов, а потому нет переживания за главного героя.

Да и мораль здесь предельно очевидная. Главным злом является государственная власть (а, вернее, ее силовой блок), к религиозной же, напротив, прослеживается ярко выраженная симпатия режиссера и сценариста Тарека Салеха.

В общем-то, 'Заговор в Каире' оказывается весьма посредственным политическим триллером, а местом и обстоятельствами действия в колыбели исламской духовности, чья реалистичность не очевидна, но делает кино по-своему уникальным.

6 из 10

04 марта 2023 | 20:25
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: