К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Наконец - то посмотрел давно откладываемый режиссёрский дебют «тарантиновского артиста» Тима Рота. Что могу сказать по поводу его «Зоны Военных Действий»? Однозначно это – низкобюджетный арт-хаус, с тяжёлым сюжетом и неспешным развитием событий. Всё как обычно в «другом кино». Но, что конкретно по воплощению замысла, самого сюжета, который был основан на ранее опубликованной книге? Тема инцеста поднималась в кино не однократно. Очень трудно снимая о таком не впасть в манипуляцию по отношению к зрителям, или на оборот погрязнуть в беспросветной чернухе. Тем более трудно было ожидать уверенной и крепкой работы от впервые севшего в режиссёрское кресло молодого ( на тот момент ) артиста. И надо признаться, что Тим Рот смог удивить. Он снял кино не скучное, не слишком мерзкое, но при этом какое то индифферентное. Чересчур холодное, отстранённое, не позволяющее симпатизировать персонажам попавшим в жуткую ситуацию, поэтому и нет эффекта сопереживания. Герои ходят туда – сюда по дому, посещают разные места, бывают в баре или на пляже, сидят с бутылкой у костра и отвозят мать семейства в клинику на очередные роды. А вместе с тем, начинает рассказываться автором неприятная история насильственного сожительства ( если конечно это слово в данном случае уместно ) старшей дочери с отцом… Из диалогов героев нечего не известно об их прошлом, кто они такие, зачем переехали из Лондона в провинциальный, прибрежный городок. Толком не ясно чем занимается их отец, непонятно отчего дочь раньше нечего не сообщила не в полицию не маме.

Главный герой – младший брат девушки, который однажды возвращаясь из магазина их с отцом застукал – так же какой то странный тип. Мамаша постоянно на сносях, учитывая же то, что их семейство вовсе не богато, как то непонятно, на что эти люди собираются жить? При том, ни разу глава семьи не вышел на работу, а только то и дело болтал с кем то по телефону… Короче, одни вопросы оставшиеся без ответов. Возможно в положенной в основу сценария книги, как то подробнее и обстоятельней рассказывалось о семье этих англичан, но автор почему то не удосужился перенести это на экран. Учитывая тот факт, что за сценарий отвечал сам автор книги – это вызывает непонимание. Вполне вероятно, что режиссёр хотел почти что притчевого звучания, как это свойственно практически всем арт-хаусным произведениям. На это настраивает и холодный прибрежный климат ( морские волны бьющиеся о скалы напоминают о недавнем шедевре нашего Звягинцева ). Операторская работа Шеймаса МаГарви и саундтрек Саймона Босуэлла, буквально с первых кадров обещают тягучее повествование. Но к чести дебютанта, стоит заметить, что хронометраж картины средний – чуть более стандартных 1,5 часов. Отсюда можно сделать вывод, что многое отснятое было в последствии удалено, дабы уложиться в вполне мейнстримные рамки демонстрации картины. Но раз уж так, то можно было бы оставить продолжительность хотя бы до двух часов, уверен сюжету это точно бы пошло на пользу.

Теперь об актёрских работах. Не считая Тильды Суинтон и Рейя Уинстона (играющих соответственно несчастную мать и порочного отца ), а так же появившегося в небольшом эпизоде молодого совсем ещё Колина Фаррелла – я не знал никого из занятых в картине исполнителей. Но юные артисты - Фредди Канлифф и Лара Белмонт, сыгравшие Тома и Джесси – вполне неплохо справились с ролями. Правда первый много молчит, и ходит практически всегда в капюшоне, а вторая на оборот часто истерит или ноет (что в общем то неудивительно). Имеются ещё несколько побочных персонажей и грудные дети, но не считая девушки – подруги Джесс (с которой Том чуть было не расстался с девственностью), или их новой соседки (к которой у Тома явное влечение ), это просто массовка. Особо интересно наблюдать за развитием напряжённых отношений между братом и сестрой, когда тот даёт ей понять, что видел её с отцом, и даже предъявляет доказательства. Очевидно, что девочка – подросток сама не в восторге от того, что её регулярно сношает в извращённой форме родной монстр – отец ( который в обычное время играет добропорядочного главу семейства ), и упрёки и обвинения брата ей причиняют боль. Но, опять же не прояснённым остаётся факт того, что Джесси раньше хранила молчание. Почему? Боясь расстроить мать? Спасая отца? Правда финал даёт понять, что последний пункт её заботил меньше всего… Что же до Суинтон и Уинстона, то Тильда – некрасивая женщина, но превосходная актриса, что доказывала уже не раз. Вот и здесь она держит марку, изображая правдоподобную, среднестатистическую английскую мать - домохозяйку. А Рей Уинстон – как молодой Джин Хекмен, всегда фактурен и выразителен, и с годами только набирает актёрского веса. Хотя в данной роли нет глубины, и зрителю неясны причины толкнувшие его на такую мерзость по отношении как к жене, так и к дочери. Но в том уже нет вины актёра, это прерогатива сценария. А стало быть спрос с Тима Рота, который конечно же мог «отмазаться» тем, что снимал первый фильм в своей жизни. Пословица про блины будет достойной метафорой, способной оправдать некоторую схематичность постановки. Но, постановщик очевидно усвоил урок – не можешь сделать хорошо - не берись за сложную тему. И впредь, за прошедшие почти два десятка лет так нечего и не снял. При всём при том, что его первенца наградили на Берлинском киносмотре, и удостоили приза европейской киноакадемии в престижной номинации «Открытие Года». Поживём – увидим, возможно этот талантливый актёр удивит нас своим режиссёрским проектом в будущем.

12 мая 2016 | 09:17
  • тип рецензии:

Тим Рот, попробовав себя на режиссерском поле, как и многие дебютанты начинают с того, чтобы снять фильм-бомбу, способную привлечь своей темой внимание как минимум кинофестивалей. Ну что ж, Тим Рот справился с этим вопросом довольно удачно, взяв за основу тему, которая если и проходит через фильмы, то довольно поверхностно или второстепенно, где герои происходящего не являются центром, а лишь выглядывают в виде тени из-за угла.

История рассказывает нам о большой семье, в которой есть милая девушка Джесси, пятнадцатилетний Том, отец и мать, ждущая третьего ребенка. И вроде все как обычно, драма о тяжелых внутренне-семейных отношениях. Но все принимает совсем иной поворот, когда однажды Том вернувшись пораньше домой застает свою сестру с собственным отцом…

В фильме абсолютное отсутствие положительных героев, разве что мать в исполнении потолстевшей Тильды Суинтон играет примерную и любящую мать, погрязшую в маленьком ребенке, но даже при этом изображение её порой в чрезмерно натуралистическом виде наводит на мысли о том, что Тим Рот решил даже тему материнства превратить в нечто темное, отравленное жестокой действительностью.

Несмотря на предельную угнетающую атмосферу в фильме и довольно откровенные сцены, фильм с полным отсутствием лицемерия в поведении каждого из героев. Тим Рот словно проникая в душу каждого очень четко прописал их поведение, мысли и чувства. Где Рэй Уинстон играя того самого папочку, любящего свою дочь совсем не в сакрально-моральном смысле, вызывает то, что и должен вызывать любой экземпляр подобного рода. При этом ты не проникаешься любовью и уважением ни к кому из этой семьи, лишь проглатывая очередное разочарование.

Таким фильмам я не даю оценок.

Я лишь считаю, что Тим Рот - молодец, что снял все-таки талантливый с точки зрения режиссуры фильм. Но в той же степени молодец, что больше он не снимает таких фильмов.

13 декабря 2011 | 03:13
  • тип рецензии:

По-моему, все актёрские попытки сыграть режиссёра заканчиваются такими вот фильмами: с одной стороны, очень личными и даже любопытными, с другой – абсолютно не захватывающими. Обычный зритель выключит на пятой минуте, так и не разобравшись, и только верный фанат досмотрит до конца (впрочем, не факт, что много поймёт).

Фильм Тима Рота рисует незамысловатую картину английской глубинки, куда переезжает простая английская семья. Мама с целлюлитом, сын-подросток с прыщами на лице, не отличающаяся особой красотой дочь и папаша, имеющий привычку ходить по дому голышом. Всё в этой семье просто, скучно, но не лишено некоего привычного уюта – как старый плед на продавленном диване. Так и заснуть недолго прямо в начале повествования – а Тим Рот и не собирается удивлять зрителя. Он ковыряет пальцем в этом старом пледе, находя проплешины и выеденные молью места.

К середине фильма – если вам всё же удаётся следить за событиями – становится ясно, что не всё так ладно и уютно в Датском королевстве. А семью медленно точит червоточина. Младший сын узнаёт, что его сестра подвергается сексуальным нападкам со стороны отца, и впадает в гамлетовские сомнения. Впрочем, действительно, ситуация безысходная. Поначалу спрашиваешь себя, почему дети так безвольны и поддаются насилию со стороны взрослых? Почему девчонка молчит и регулярно позволяет отцу насиловать себя? Потом понимаешь, что секс – одна из разновидностей власти. Ничем другим нельзя так унизить и подчинить себе, а невинные дети лишь глотают слёзы и думают, что всё в порядке вещей. Они ведь не знают, как надо, и привыкли доверять старшим. И даже осознание гнусности всего этого не меняет положения вещей – потому что в сексуальное рабство попадают раз и навсегда.

Младший сын в силу своей наивности (в чём одновременно и его сила) пытается как-то противостоять отцу, но что он может сделать, кроме как разрушить семью? Фильм так и заканчивается – на пороге в ад. Измученные дети сидят в укрытии, прижавшись дрожащими спинами друг к другу, а холодное море разбивает о берег всё один и тот же вопрос: «Что мы теперь будем делать?..»

Видно, что тема инцеста для Тима Рота чрезвычайно важная, и он не пытается её никак приукрасить или наоборот загнать в чрезмерно мрачные тона. Это драма, с которой человек живёт, как с отражением в зеркале. Он вдыхает её смрадный запах, заворачиваясь в старый плед холодным ветреным вечером. Он пьёт её по утрам вместе с утренним кофе.

Подход не лишён смысла, но не могу сказать, что фильм произвёл на меня сильное впечатление. Я так до конца и не прониклась ни страхом, ни чувством угнетённости – а полтора часа отгоняла сонных мух.

Впрочем, ругать такие фильмы тоже не хочется. За что? Они не претендуют на Оскар, и никто не заставляет их смотреть. Это чисто авторский проект Тима Рота, очень важный для него и, может быть, ещё для горстки людей. За версту видно любовь создателя к своему детищу, и хотя бы этот факт не позволяет списать фильм со счетов.

05 февраля 2010 | 01:19
  • тип рецензии:

Когда, в самом начале фильма, вся семья, набившись в раздолбанный автомобиль, сопровождает подоспевшую к родам мать в больницу, на минуту кажется, что пассажиры составляют сплоченную команду родных и близких людей. Но злобный окрик главы семейства гасит эту мысль, подобно порыву холодного ветра, срывающего пламя с горящей свечи.

Когда вслед за этим общими усилиями компания опрокидывает машину в кювет, вытряхивая из утробы матери изготовившегося к выходу ребенка, чтобы затем вместе получить уверения доктора в благополучном исходе этой процедуры, начинают плодиться предположения о чернушном контексте этой истории. Но, как ни ожидай, ничего похожего больше в этом фильме увидеть не удастся.

Только хмурые серые облака и тусклые пейзажи, из которых оператор ухитряется выхватить живописные композиции из лугов, полей, убегающих в даль оград и нависающих ветвей деревьев.

Только серый бетон армейского бункера времен Второй Мировой войны, стоящего на краю скалистого обрыва, под которым плещутся серые волны прибрежных вод.

Невзрачный дом, невзрачные люди, между которыми повисла серая пелена недоговоренности: угрюмый подросток Том, ворчливый отец и стремящаяся поскорее отвязаться от дома дочь – состояние, прямо скажем, далекое от идиллии. Мать, впрочем, пытается улыбаться, но она (если не считать новорожденного младенца) меньше всех знает о причинах такого поведения своих детей.

Ненадолго режиссер подбрасывает поленьев в топку психологического триллера, но, после быстро вскрывшейся тайны, тот остывает, уступая место хронической драме, истоки которой кроются в необычных пристрастиях главы этого семейства.

Нырнуть глубоко режиссеру не позволяет сценарий, раскладывающий остаток фильма в цепочку естественных реакций удивления, возмущения и ненависти - вполне логичных и объяснимых, но не объясняющих причин маниакальных наклонностей родителя.

Актёры тоже плавают по поверхности, тихо перемалывая скупые речи в промежутках между тяжелыми взглядами остановившегося лица. Впечатление сильно портит явно переросший своего героя Фредди Канлифф, которому на вид далеко за двадцать лет, что в значительной мере подрывает доверие к логике его поступков, да и своими эмоциональными реакциями, актер далек от поведения пятнадцатилетнего мальчика.

Тильда Суинтон и Рэй Уинстон оказали Тиму Роту честь своим участием в его проекте. Есть ещё известные имена. Но не стоит ожидать многого от проходных персонажей, как тот, что достался Колину Фарреллу.

Мало событий, мало действия. Есть порок, есть преступление и наказание. Нет психологических мук, кругом – прямые причинно-следственные связи схематичного толка, лишь кое-где в диалогах проскальзывают броские штрихи к недорисованному портрету выродившегося отца и мужа, но как образ, так и в целом фильм, оставляют ощущение этюдной незавершенности, как будто авторы что-то оставили на потом.

20 сентября 2008 | 18:16
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: