Хитоши Матсумото - прямо как человек и пароход. Сам пишет сценарий, сам снимает, да и ещё и сам снимается в главных ролях в своём же кино. Если бы ещё и продюссировал, то вообще было бы что-то, скорее похожее на сказку - сам платит, сам заказывает музыку и сам же её играет. Я не стану как превозносить, так и умолять ценность такого подхода, в данном случае всё, что нужно было сделать, Матсумото сделал, а всё остальное ложится на плечи зрителя.
Происходящие на экране события нет смысла пересказывать - это просто игра. Игра в составление логических цепей и поиск причинно-следственных связей. Весь фильм не только состоит из символов; он, как бы это двусмысленно и пошловато не звучало - сам является одним большим символом. Это фильм-игра. Причём, совершенно неважно, чего ждёт зритель от фильма, поскольку в данном случае фильм ждёт от зрителя гораздо большего, а именно - готовности принять участие в этой, кажущейся на первый взгляд, нелепой игре абсурдных образов, потайных смыслов и бесконечных противоречий между ними. Если таковой готовности нет - то чуда не произойдёт.
Своего рода, это авторская проверка на восприятие, ассоциативное мышление, умение сосредотачиваться на мелочах, складывая в итоге представление о целом. Матсумото не без доли изящности и чувства прекрасного вываливает перед зрителем этакий конструктор, задорно улыбаясь и подмигивая, мол - а ну ка, попробуй, собери. Он внимательно следит за каждым шагом, наблюдая, как пытливый ум со скрипом сопоставляет вверенные ему детали, образуя последовательности, которые, в конечном итоге и должны явить взору общую картину. И как только зрителю это удаётся, тут то этот шутник и раскрывает свою главную подлянку, с интересом выглядывая из-за плеча горе-собирателя. Молодец, собрал! Только вот, ты уверен, что сделал это правильно?
И зритель, смотря наконец-то издалека на творение собственных рук с ужасом понимает, что это нисколько не целая картина, а беспорядочное нагромождение разной величины символов, которые так идеально подходили друг к другу, находясь непосредственно в руках.
Полная реиграбильность присутствует. Посмотрел, подумал, собрал воедино - чушь какая-то. Не беда! Соберись с силами и начни заново, делов то. Может в этот раз повезёт правильно подобрать и сопоставить все символы, отдающие глубокой философией и кажущейся такими важными, ну прям такими важными...
А Матсумото, тем временем, потирает ладоши и злорадствует, наблюдая как зритель пытается протиснуться в малюсенькую щель между дверью, ведущей к долгожданной истине, и стеной. Потешается, любуется коварством созданной им ловушки, в которой нет и не может быть единственно-правильного ответа, в которой поиск правильного ответа ведёт заведомо ведёт к неправильному. Сродни какому-нибудь дзенскому коану, фильм призывает зрителя использовать не только логику, но и воображение в попытке достигнуть вожделенного 'сатори'.
Итак, перед нами - конструктор символов. Замечательная игра-головоломка, победить которую можно лишь осознав, что это игра. Гениальность на грани бреда, или наоборот - кому как больше нравится. Играть можно одному или в компании, множество разнообразных символов входит в набор. Располагает к мышлению, повышает внимательность, оттачивает восприятие. Подходит как для расслабления, неся для любителей японского кино занятную стилистику и характерную актёрскую игру, так и для желающих подкормить свой разум нетривиальными задачками.
Готовы сыграть?