Леонида Шварцмана безусловно можно причислить к великолепной плеяде замечательных советских мультипликаторов. Его работы знают, помнят и до сих пор показывают детям. 'Обезьянки' не единственная большая работа Шварцмана, он также автор всем известного мультсериала 'Котенок по имени Гав' и ещё нескольких отличных коротких мультиков.
Конечно 'Обезьянки' это не культовый мультфильм 'Ну, погоди!', и даже не 'Приключения Леопольда', потому как те мультфильмы оказались куда более многогранными. В 'Обезьянках' всё проще. Но одна изюминка у этого сериала точно есть. В этих мультфильмах никто не произносит ни слова. Мы все зачастую слишком много говорим, а так важно иногда понимать друг друга без слов. И так получается, может быть, что дети смотрящие мультик сами того не подозревая приучаются к этому. К тому же это ещё отсылка к немому кино. Можно даже сказать так: Чаплин - это вершина в развитии немого кино, до полного понимания его фильмов нужно дорасти. А 'Обезьянки' - это первый барьер к этому, это замечательный представитель немого мульткинематографа.
'Обезьянки' как и 'Котенок Гав' - это результат творческого союза Леонида Шварцмана, многим известного писателя, автора 'Вредных советов', Григория Остера и ещё одного режиссера Майи Мирошкиной. О Майе хочется рассказать чуть побольше. Она была человеком тяжелой судьбы, 'человеком-невидимкой' - она многие годы трудилась в области дубляжа. А в 80-х она перебралась в мультипликацию. И как раз первый фильм из серии про обезьянок 'Гирлянда из малышей' и мой любимый 'Осторожно, обезьянки' были поставлены при её участии. Потом она, не по своей воле, отошла от кинодел. Но мы все её конечно помним, хотя бы по фильмам про блондина в черном ботике и по фильму 'Игрушка' - эти фильмы живой пример, как дубляж становится искусством.
'Осторожно, обезьянки' - любимая часть родом из неугомонного детства.
Все серии цикла оказались замечательными. Все серии сняты с каким-то детским задором. Но захотелось выделить именно эту, потому что моменты из этой части мне чаще всего вспоминались. Я помню как совсем маленьким ребенком смотрел этот мультфильм. Помню как обезьянки закрасили окно мужчине и он тут же лег спать, подумав что наступила ночь, а потом их мама вымыла окно и мужчина тут же проснулся - я даже сейчас пишу и улыбаюсь вспоминая этот момент. В этот мультфильме вообще всё будет так, все 6(7) серий: детки будут проказничать, а их мамаша всё исправлять. И это немного обидно вообще-то, я например напроказничав в детстве зачастую получал по заднице ремешком от родителей. А у обезьянок всё сходило с рук. Только в одной из серий мама единственный раз решила наказать их и заперла в клетку, но они конечно же выбрались. Кстати, может поэтому у мультфильма относительно низкий рейтинг, может некоторые разглядели пособничество западу в реакции мамы на проказы детей. У нас то родители в большинстве своём люди советские и такой лояльности к вредному поведению не проявляли.
Я и сейчас помню первую серию 'Гирлянда из малышей', где обезьянки оказались лишь второстепенными героями, но с ними уже можно было познакомиться и узнать на что они способны. Помню первую полноценную картину про обезьянок, свою самую любимую, которой и посвящаю свой отзыв. Помню самую неинтересную для меня 'Обезьянки и грабители', которая впрочем также имеет свои очаровательные моменты. Помню как они смешно обедали в четвертой части. Помню как в пятой, уже снятой в России, они тушили пожар который сами и устроили. Помню как они развлеклись в опере в шестой, как тигр выбирал костюм (прелестно, не правда ли?) Помню последнюю, как обезьянки разделались с грабителями, забрали у них ружья и вернули сотрудникам милиции, а их мамаша, по привычке (ещё бы, 14 лет всё за ними исправлять), вернула ружья грабителям, но затем успела одуматься. Помню замечательное музыкальное сопровождение - мелодии Кутикова, Макаревича, Зайцева и композиции Шандора Каллоша в исполнении как раз 'Машины времени'. Помню, в детстве думал (и не только я как выяснилось), что там четыре обезьянки и один ребенок. И только сейчас, пересмотрев, разобрался что это просто маленькая, ещё не обросшая обезьянка. А ещё помню, что и сам тоже был 'ребенком со взрывчаткой'.
Вообще вся обезьянья эпопея оказалась интересной не только с точки зрения содержания. Ведь не так много мультфильмов, которые снимаются в течении 14 лет! Причём что первая серия, что последняя - не теряют своего детского задора и веселья (даже вспоминая неподражаемый 'Ну погоди!' - вспомните самый первый мультфильм 1969 года - не иначе как первый блин комом). И совсем не припомню, чтобы мультфильм снимавшийся в одной стране, затем также легко продолжал сниматься в другой. Так получилось, что обедали обезьянки в СССР, а пожар тушили уже в России. Не правда ли в этом что-то есть? Страна изменилась, произошло столько событий, многие из них весьма трагичные. А наши обезьянки всё так же неугомонно проказничали, а их мамаша снова всё исправляла за них. Ах, как же жаль, что нет такой обезьяны, которая бы исправляла всё за неугомонными политиками и прочими принимающими важные решения людьми...
Самый наглядный советский мультфильм о том, какой тяжёлой ношей для матери являются дети. Цветы жизни на могилах своих родителей, в самом деле. Поскольку все главные герои являются обезьянами, то сопоставлять их с людьми осоьенно легко.
Антураж и музыкальное сопровождение выдают с головой, что мультфильм создан в 1980-е гг, когда жизнь в Советском Союзе уже была примерно как в ранней постсоветской России. То, с какой осторожностью ведёт себя мама обезьянок, наводит на мысль, что перед нами, вероятно, образ иммигрантов, которые изо всех сил пытаются влиться в новое общество. Тем более, кто, если не мама, будет исправлять ошибки детей?
А дети, надо сказать, сообразительные: не то, что велосипед, а почти квадроцикл изобрести могут. Из общей массы детей выделяется самый младший, ещё лысый, но зато самый прожорливый: молоко пьёт за семерых. Все вместе малыши способны таких дел натворить, что даже другие жители зоопарка от них иногда прячутся.
Тем не менее, мультфильм лишён какой-либо жестокости. Всё, что происходит на экране — вполне невинный юмор. Даже если кто-то теряет дорогую вещь, суетливая мама обязательно поможет. Вот это мама на все руки!
В этой части мы снова видим контролёршу зоопарка, а среди новых персонажей хочется отметить дедулю. Во-первых, с его помощью авторы рекламируют одну знаменитую фирму одежды. Во-вторых, персонаж очень напоминает Леонида Якубовича, причём, пожилую версию, из 2010-х и 2020-х гг. Вот это художники предвидели будущее! Предвидели они и ещё кое-что: лучший способ занять детское внимание — гаджеты. Пускай это даже примитивный телевизор.
Не вижу никаких причин занижать оценку. Какой аспект ни возьми, авторы попали в точку!