Антология алкогольного аффекта всегда была значимой темой произведений искусства. Недостижимой высоты, пожалуй, достиг здесь незабвенный Веничка Ерофеев с поэмой «Москва-Петушки». Джонни Депп, в качестве продюсера и заглавного актера принявший самое деятельное участие в экранизации книги своего друга Хантера Томпсона «Ромовый дневник», внес свою лепту в эстетизацию бухалова.
Адекватно воспринимать подобное кино возможно, лишь находясь в столь же неадекватном состоянии, что и его герои. Происходящее на экране вполне укладывается в парадигму «пил, пью и буду пить», причем, разумеется, все малопьющие герои оказываются законченными подонками, а бухающие до глюков – самыми что ни на есть рыцарями без страха и почти без упрека.
Пожалуй, ерофеевские мотивы – самое сильное, что есть в этом фильме. История журналиста-писателя Пола Кэмпа (собственно, самого Томпсона на заре его карьеры в 60-е), подавшегося из Штатов в заштатную газетенку в Пуэрто-Рико, блестяще передает дух жизни на грани безумия. Трезвыми все герои пребывают процентов пять экранного времени – но как быть иначе, когда вокруг вроде бы райское побережье, но при этом вокруг дикая жара, ни жилья, ни денег, ни нормальной работы, любимая девушка, как заведено, принадлежит главному негодяю, и вообще творческий кризис одолевает?.. При этом, вроде никакой депрессухи - ромовый угар передан легко и изящно. Но вот когда в сюжет внедряется такая соцреалистическая линия со злобными американскими аферистами, пытающимися незаконно построить на берегу океана мега-отель - начинает ощущаться не то, чтобы фальшь, но какая-то необязательность этого ответвления истории.
Сами по себе метания Кэмпа сотоварищи в залитом ромом Пуэрто-Рико уже были бы достойны отдельного повествования. Голливудская тема борьбы с плохими мальчиками – самый плохой из которых отлично воплощен Аароном Экхартом - хоть и реализована вполне бодро, но смотрится слегка чужеродной на фоне трех самодостаточных алкашей: Кэмпа, который в минуту умеет перевоплощаться из похмельного альбиноса в так знакомого всем девочкам-подросткам гламурного Деппа, фотографа Боба и наиболее безбашенного из троицы, полубомжа Мольберга (отличная роль Джованни Рибизи!), в неизменном плаще поверх затертой майки и с коллекцией аудиозаписей Гитлера. Больше акцента на эту сумасшедшую троицу – и «Ромовый дневник» уделал бы «На игле» в плане культовости среди определенной аудитории. Но игры режиссера Брюса Робинсона с мэйнстримом приводят к тому, что на завершающей стадии фильма хочется последовать примеру Пола Кэмпа. То есть – дотянуться до любого ближайшего алкоголя и немедленно выпить.
20 октября 2011 года состоялась мировая премьера фильма, которого ждали как манны (ромовой манны!) все поклонники Джонни Деппа и Хантера С. Томпсона. Идеально совпавшие актер и писатель, поклонник и мастер, учитель и ученик, родственные души стали единым целым в новом фильме Брюса Робинсона «Ромовый дневник» - экранизации одной из первых книг знаменитого американского писателя, наркомана, провокатора и популяризатора гонзо-журналистики Х. Томпсона («Страх и ненависть в Лас-Вегасе»). Джонни Депп хотел оживить своего кумира так сильно, что рискнул сыграть того, кто лет на 20 его моложе и раз в 20 безумнее.
Неформал, пират, свободолюб и контркультурщик Депп увлекся творчеством и личностью Хантера Томпсона еще в молодости. Хорошо его знал, любил настолько, что после самоубийства друга осуществил его безумную мечту – устроил «посмертную вечеринку» для друзей с развеиванием томпсоновского праха из пушки, водруженной на 46-метровый кран. Верхняя часть крана, естественно, представляла собой шестипалый кулак гонзо. Прахом выстрелили сквозь этот «кулак» на закате. На грани фола? Но жизнь Томпсона была такой же. И чтобы разобраться в ней и ее прочувствовать, нужно быть столь же сумасшедшим, смелым и пьяным. Столь же свободным…
Фильм «Ромовый дневник» снабдили слоганом «Всё на грани фола», звучащим как приглашение к скользкому приключению. Но не надо воспринимать это кино как серию забавных похождений и дауншифтинговых проделок вечно пьяного горе-журналиста, не стоит видеть в герое и его друзьях только алкоголиков, наркоманов, неразборчивых в сексе и амфетаминах, без башни, крыши, здоровья и завтрашнего дня. Ведь вместе с ними мы оказываемся на запретной территории полной независимости, где человек живет так, как он хочет, не позволяя никому диктовать себе, и этот человек вечно нетрезв не потому, что вокруг много рома и поводов, а потому что в его руках - полный стакан жизни. И потому что он пробует свободу на вкус ежесекундно, как воздух. И пьян кислородом!
Быть может, то, что истинная свобода возможна и в профессии, и в жизни, - это лишь томпсоновский миф и одна из самых сказочных, неосуществимых сторон американской мечты. Но есть люди, которые заслуживают и мифа, и кино-сказки, и ностальгии, и веры…
Депп сыграл журналиста Пола Кэмпа (alter ego Топмсона) с долей грустинки, с ностальгией по настоящему, с тоской о жизни без чувства меры. Стиль его игры - рок-н-ролл, а задача - взгляд изнутри эпохи комфорта и тотальной шоуизации на дни, будоражащие настоящим, в пику однообразной и кислой серости гламура. В сравнении с нашим рок-н-ролльное время шестидесятых – время вертикального, а не горизонтального поколения, способного на реальный переезд в воображаемый мир – вверх и до конца. Поколения, которому хватило смелости доказать идею Гете о том, что индивидуальность осуществляется только ценою жизни.
Постоянно повышать градус жизни – один из вариантов таланта жить, пусть и выглядит он подчас как самоуничтожение. Не отмеряя – разбрасывая. Не продавая – делясь. Не копя – бесстрашно транжиря.
Думаю, не ошибусь, если скажу, что большая часть работ Джонни Деппа в кино прославляет свободолюбов. Степень и градус свободы созданных им героев, мера их радикальности, рамки максимализма могут быть различны, как и тональность их иронии. Но, безусловно, наркоман-анархист Рауль Дьюк («Страх и ненависть в Лас-Вегасе») и начищающий гонзо Пол Кэмп («Ромовый дневник») – два лица акулы Ханта (Х. С. Томпсона) – наиболее отчаянно противоречат Системе, где всё - одна ложь и болото корысти, где черный – это темный оттенок белого, где никому нет дела до проигравших. «Я предупреждаю мерзавцев этого мира: мне чужды ваши интересы. Я буду говорить для людей. И мой чернильный голос будет полон гнева». Так ловят свой ветер. И ты поймал его, Кемп!
Лично с произведениями Томпсона и с самим термином 'гонзо-журналистика' я знаком только на слуху, но кто такой Хантер Томпсон, и чем он таким отличился, знаю превосходно. Тем более было немного обидно, что после трешового и невероятно весёлого угара Страх и ненависть в Лас-Вегасе, Ромовый дневник смотрится в разы более вяло.
Может потому, что это предыстория событий вышеупомянутого фильма (не персонажа, а наверно самого Томпсона), а может и потому, что обезумевшего Дель Торо рядом нет. Вместо него здесь имеются более вменяемый Майкл Рисполи, и Джованни Рибизи, который будет безумнее всех вместе взятых. Именно персонаж последнего - это самая что ни на есть квинтэссенция гонзо-журналистики, после Томпсона конечно же.
Кто-то подумает по трейлеру, что это весёлый залихватский угар, где много шутят и попадают в невероятные ситуации. К сожалению, моментов, содержащих элементы треша и угара, мало. Лучший вариант смотреть Ромовый дневник - это смотреть его как рассказ о самом стиле 'гонзо', с какими-то вкраплениями love-story, мешанины вокруг незаконной постройки отеля на каком-то острове, и с небольшим сеансом самокопания.
Потом фильм совсем превращается в историю о некоем подобии 'американской мечты', т. е история становится банальной..
Но сейчас это было сравнение двух абсолютно разных фильмов, ведь по большей части Ромовый дневник - отличное кино для отдыха, и у него есть всё, чтобы зритель получал удовольствие от просмотра.
Красивый Пуэрто-Рико 60-ых, неплохо переданная атмосфера (мода, машины), местами отличный юмор, и конечно же Джонни Депп в главной роли, вроде бы как правильного, но всё равно 'гонзо-журналиста'.
Не забуду и про Эмбер Хёрд (такая манерная 'роковая женщина') - здесь она просто потрясающе красива.
Ради этого фильм можно смотреть смело, позитив и удовольствие гарантированы
А для меня, в итоге, ожидания не совсем оправданы. Ждал больше безумия, больше 'гонзо' и остального адского наркотического бреда. Не получил. Могли забацать лучше, но всё равно неплохо.
Афиша Ромового дневника возможно не самая привлекательная - ни тебе 3Д, ни спецэффектов. Да и фильм про честного журналиста против сильных мира всего, промышляющих нехорошими делами, это не ново. Причин смотреть же несколько - Депп, Хантер Томпсон, да красоты Пуэрто-Рико, рая на земле.
Джонни, говорят, давно мечтал сыграть Кэмпа, права приобрел на экранизацию, сам продюсировал. Так что для него это еще и проект для души. Хотя затраты отбить всегда приятно.
Получилось приемлемо. Покровов конечно не срывает, америк не открывает, но смотрится. Пуэрто-Рико еще с тех времен 51й штат США, только неофициально. Два языка, два герба - страна разделена. Нищенское местное население, живущее в грязи, и богатые янки, на чистых пляжах под пальмами. Попытка показать контраст засчитана не полностью. Слабовато вышло. Хотя бы потому, что богатства показано много, а бедности мало. На одну-две сцены бедных детей целые десять минут карнавала, где все танцуют и, в общем-то, не особо горюют. Да и комедии в целом куда больше, чем драмы.
Если оценивать актеров, то Джонни Депп смотрелся хуже остального каста. Аарон Экхарт в роли мажора, Майкл Рисполи - репортера Сало, и тем более Джованни Рибизи - шведский алкаш-нацист, смотрелись органично. А вот Джонни как-то выпадал. И алкогольное опьянение изображал не очень хорошо, и слишком чистеньким казался после всех этих переделок в Сан-Хуане. Хотя сильно осуждать не буду, может это и задумка такая была - Кэмп ведь 'где-то посередке' между грязью и шиком.Эмбер Херд же - обычная женщина главгероя. Могу сказать лишь, что у нее классная задница и она похожа на Скарлетт Йоханнсен.
Кино, не особо выделяющееся, но хорошее. Культовым как Страх и ненависть конечно не станет, но мне не было скучно, а это уже большой плюс. Ощущения собственной поездки в Пуэрто-Рико прилагаются, за это тоже спасибо. Ну и не забываем, что литературная основа хороша, значит парочке умных мыслей здесь тоже место найдется.