Данный фильм, видимо, мыслился создателями как добрая музыкальная сказка для всей семьи, которая несет в мир идеи добра равенства и т.п., но получилось что-то совсем бесцветное и невразумительное. Во-первых, в фильме нет ни одной запоминающейся сильной мелодии, во-вторых все «глубинные» человеческие переживания настолько наигранны и примитивны, что вызывают чувство отторжения. В третьих, одна из основных тем фильма, что люди все равны, главное не тело, не внешние дефекты, а душа, внутреннее измерение человека и т.д. В целом все так, но в последнее время культ толерантности ко всяким уродствам настолько часто о себе напоминает, где надо и не надо, что это тоже уже раздражает. Постоянно мелькающая на экране жирная бородатая женщина вызывает чувство легкой брезгливости, а никак не сочувствия. Хью Джекман в главной роли еще как-то компенсирует ущербность общей панорамы фильма, но его ауры не достаточно.
Можно было бы показать более полно исторический контекст происходящих событий: как в основных противоречиях фильма отражались ключевые тренды эпохи и прочее, но это не было сделано. В общем, если замысел авторов заключался в том, чтобы создать сильный интересный фильм с элементами мюзикла, то он остался на стадии задумки, а воплощение оказалось очень примитивным. Сидишь весь фильм и не понимаешь зачем пришел. Снимают же хорошие интересные картины подобного плана, но это не тот случай. Можно возразить, что фильм для детей и поэтому и сюжет может быть не очень, и игра актеров, и музыка. Дескать, главное не это, а общий посыл доброты и ощущение сказки. Может и так, но думаю, что умный ребенок и в 10 лет почувствует все вышеописанные нюансы и вряд ли они его порадуют.
Первое, что режет глаза с самых первых минут развития главной сюжетной линии — музыкальные номера и главная проблема в том, что их прописали куда попало, то есть, в первом акте не представление главных персонажей и катализатора, а музыкальные номера, и я говорю не про вступительную сцену, а про то, что после нее, да, похожее было и в шикарном «Ла-ла Лэнде», но там в прологе были персонажи, которые вообще никакого отношения к истории не имеют, а сами сцены нужны были лишь для того, чтобы настроить зрителя на нужную тональность восприятия фильма, а тут — поверхностное, пятиминутное представление главных героев и сразу песни, песни, песни, которые по выше описанным причинам никаких эмоций не вызывают, а потому приносят исключительно эстетическое удовольствие, по такому же мотиву действует и любой экшн, дальше, это забитый со всех сторон всеми возможными клише, скомканный и разделенный на хорошое/плохое - сюжет, который 'прекрасно' дополняют до боли наигранные диалоги и все это мелькнет в сравнении с построением решения любых конфликтов в сюжете, то есть, проблема—музыкальный номер—все норм, да, песни и танцы должны дополнять и даже развивать основную сюжетную линию, как это было в «Ла-ла Лэнде», но они не должны за три минуты экранного времени коверкать корень сюжета и есть еще куча сценарных минусов, которые уже нет смысла вписывать, но как вы поняли, у фильма проблемы со всем тем, за что мы и любим мюзиклы, естественно в фильме есть положительные стороны и это Хью Джекман, шикарные костюмы, декорации, визуальная и музыкальная составляющая, вступительная сцена, где картинка просто невероятно сочеталась с музыкой, а вообще Майкла Грэйси стоит похвалить хотя бы за то, что не побоялся поэкспериментировать со столь специфичном жанром, хоть и не очень удачно. «Величайший шоумен» — слабая, очень слабая картина, да и хорошие мюзиклы всегда бывают авторскими, стильными и искренними, тут все совсем наоборот, сама мораль картины была бы хороша, если бы её подали немного под другим углом.
Сейчас, когда умельцы научились делать стоящий трейлер для любого фуфла, не так просто напугать им неангажированного зрителя. Промо-ролик 'Величайшего шоумена', как и вся его рекламная кампания, был грамотен, респектабелен и исполнен скромного достоинства, при этом крайне далек от эпатажа и прочего хайпа. И это сильно настораживало всякого, кто что-либо знал о главном герое.
Слова 'хайп' в его нынешнем значении в американском английском в XIX веке не было - а вот слово 'Барнум' было.
На всех американских равнинах не нашлось бы ровного места, на котором Финеас Тейлор Барнум не смог бы устроить кипеш, скандал, цирк со слонами, русалками и бородатыми женщинами и сотворить деньги фактически из воздуха. Тролль, лжец, циник и делец, предтеча современных промоутеров, он первым научился делать зрелище из всего вообще - и продавать его скучающим и недалеким обывателям. Даже в известной бойкими бизнесменами стране он выделялся неуемным стремлением придумывать все новые и новые ходы, встревать всюду, куда только можно, эпатировать и заставлять говорить о себе всех - неважно, в каком тоне. Для этого он написал несколько вариантов своей автобиографии и отказался от авторских прав - в итоге по тиражу в конце XIX века она уступала только Библии, и любой мальчишка улыбался, только заслышав имя несвятого Финеаса, короля обмана, небесного покровителя рекламщиков и пиарщиков.
Зато трейлер не мистификация, трейлер не обманул. Как и ожидалось, Хью Джекман играет кого угодно, только не Барнума. Не бывает у профессионального прощелыги, сына мелкого лавочника, такого честного, благородного лица, таких аристократических повадок. Куда подевался коварный змей-искуситель, познавший человеческую натуру и взимающий с ее образца по пятидесятицентовику за вход? Где озорные искры в глазах, кривая усмешка, лихое самодовольство шулера, снова обыгравшего в карты весь мир? Этот Барнум чист сердцем, аки Адам до грехопадения, все сомнительные деяния совершает так, словно не сознает их сомнительности, и можно было бы поверить, что это маска - если бы он хоть раз ее снял. Нет, он таков и есть, честный бизнесмен из низов, не принятый чопорным обществом, хороший семьянин и просто душка - как такой человек может замышлять что-то незаконное? Да ни за что!
Увы, лицо самого мюзикла такое же омерзительно доброжелательное и благонамеренное, как у главного героя, но намного скучнее. Он сделан настолько правильно, настолько по всем канонам жанра, что тянет его потыкать палочкой, чтобы убедиться, что он не помер. Сделать из истории столь нестандартного персонажа столь клишированный сюжет надо еще постараться. Ах, вот здесь он пошел к успеху, а вот он зазнался, а вот он исправился, а вот он упал, а вот он поднялся - даже биографию торговца покрышками можно сделать интересней. Фирменные фразочки даны впроброс, дабы не портить светлый образ, диалоги сыры, повороты сюжета предсказуемы и глупы (а это хуже всего - когда чувствуешь, что сейчас отмочат глупость, и ожидания оправдываются).
И на каждом повороте просто необходимо спеть. Самое неожиданное в музыкальных номерах - то, насколько все ожидаемо. Под конец уже сложно поверить, что авторы так ни разу не отважатся обойтись без номера там, где ему как бы полагается быть. Вдобавок вместо того, чтобы спеть о происходящем или раскрыть характер, герой открывает рот и выдает набор общих фраз из сборников графоманской поэзии для старых дев. Песни звучат так, словно автор их - легендарный Рэнди Ньюмэн, король мелодичной банальности, и любые две из них можно поменять местами так, что это ничего не испортит (было бы что портить) - везде одинаковая патока про дом, семью, мир, мечту и то, что нужно быть самим собой. Ни ураганного драйва, ни черной меланхолии, ни скабрезных шуток, ни захватывающих историй - одно сплошное 'поверь в мечту'. При этом все настолько одухотворены и довольны собой, что никто даже не пробует поиграть в постмодерн (чай, не Лурман; уж тот-то хотя бы пару отсылок к фильму 'Уроды' сделал бы!), и это полное отсутствие самоиронии убивает даже саму скуку, делая ее смертной. С таким подходом все прочее бессмысленно. Выверяйте свою хореографию хоть до посинения (а они выверяли!) - только зря время потратите, все ваше совершенство - фарфоровая собачка на полке, блестит, но не лает и тапок не приносит, и вместо клички у нее - номер изделия.
Наверное, при всем старании нельзя было сделать фильм более антибарнумовским, чем ухитрились создатели 'Великого шоумена'. Поразительно вялый, бледный, бесцветный, шаблонный, тошнотворно правильный байопик о фантастически энергичном, ярком, разностороннем, оригинальном и крайне противоречивом человеке - таков этот мюзикл, объединивший в себе все, за что ненавидят мюзиклы, и отринувший все, за что их любят. Трудно найти в этом занудстве вещь, которую сам Барнум, завись это от него, не сделал бы с точностью до наоборот. Вообще, когда невеликие люди берутся снимать о великом, частенько выходит нечто вроде песен Высоцкого в исполнении Джигурды - вроде и 'р' грассирующая, а все не так, как надо.
Что сделал бы сам старый плут? Разогнал бы всю съемочную группу на фиг. Режиссером - Формана или Скорсезе, в роли себя - ди Каприо, на эпизоды - Динклейджа, Шварценеггера, Кончиту Вурст, Леди Гагу, Майка Тайсона, Сашу Грей и Дональда Трампа. Вставил бы непристойных шуток, кровавого экшена и голых сисек, продавил бы через знакомых рейтинг PG-13. Получился бы полный трэш, конечно - но раскручивался бы он не хуже 'Дэдпула' и собрал бы не меньше. Никуда бы не делись - понесли б свои монетки как миленькие.
А этот мюзикл с трудом, но окупится. Даже провалиться как следует не сможет: посредственность - она и есть посредственность.
P.S. Название рецензии? Маленький оммаж гениальному рекламщику. Повелись? Дочитали до конца? Видите - работает. Не понравилось - жмите дизлайк, не стесняйтесь. Как учил старик Барнум, плохой рекламы не бывает.
Стать великим и успешным? Не проблема! Достаточно просто быть самовлюбленным никем
Финеас Тейлор Барнум - человек с интересной, но далеко не самой чистой биографией, по которой можно было бы снять отличный, интересный и необычный фильм. Вместо того, чтобы создать по-настоящему мотивационный аттракцион, который показывал бы и черные стороны человеческой души, и оригинальный полет мысли, и 'настоящую американскую мечту', Майкл Грэйси создал невероятно нудную, глупую, недалёкую и весьма банальную историю с самовлюбленным Хью Джекманом, который 2 часа экранного времени строит из себя не выдающегося инициатора, а самодура и растяпу. Стойте, а почему же тогда у фильма такие оценки, отзывы и овации? Скорее всего, дело во мне, правда?
Сюжет
В описании указано, что это биография - чертовски смешная шутка. От настоящего сходства с реальной жизнью здесь только имя самого Барнума. И не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы просто открыть Википедию и уделить 3 минуты тексту, который изложен там или на любом другом открытом ресурсе: Барнум - не сын бедняка и простого трудяги, а настоящей выходец бизнесмена, который имел под ногами почку для толчков. Но в фильме все не так, тут у нас что? Ах, да.. У нас сказка, где наш нарцисс растёт на улицах, влюбляется в красный пиджак, а еще в ту-самую-единственную, с которой собирается прожить всю жизнь, и мотивирует сам себя подниматься из грязи. Вау, как это по-американски! Чертовски круто. Ты можешь быть обычным счетоводом, но в 1840-м году тебе без каких либо проблем дадут кредит на тысячи долларов, просто потому что... Не знаю, так надо.
Та и для развития ничего не надо, достаточно просто слушать дочек. А еще свое сердце! А еще, конечно, петь, петь, петь, петь и петь! Пойте, мои уродцы, которые сами идут ко мне в лапы. А я все делаю это из-за одного: чтобы доказать родителям возлюбленной, что я - крут. Я супер-крут.
Персонажи
Пустые, серые, блеклые и очень унылые. Хью в этом фильме до омерзения противен, его улыбка, которой он, якобы, демонстрирует свой бесконечный запал и рвение развиваться, просто доводит до фэйспалма. А второстепенные герои? Две дочки-девочки очень милые с виду, но не более. А от Мишель Уильямс, которая ассоциируется лишь с ее главной ролью из 'Острова проклятых', надеешься, что она вновь повторит 'свой фирменный трюк' с детьми и хоть как-то оживит эту и без того серую и банальную картину. А Зендея? Как же она? Она не такая как обычные люди, она - посмешище, которое не может жить простой жизнью. Ой, а погодите-ка, а какое у нее 'уродство'? Хм, никакого? Или то, что она слегка шоколадка? А зачем нам это нытье в лицо? Непонятно.
Итог
'Величайший шоумен' мог стать смесью мерзкого, местами чёрного, но очень интересного и необычного кино, но стал банальной пустышкой с хорошей операторской работой, ухмылкой Джекмана и постоянными песнями, от которых к середине фильма уже хочется умереть. Хоть здесь подавляющее количество отзывов, которые во все зубы хвалят этот великий фильм, я послужу некой 'а баба Яга против' и выскажу своё фи - но так уж вышло, что фильм действительно посредственный. И лишь чудовищная сила воли держала мою руку от того, чтобы взяться за пульт и остановить попытки очередной песни хоть как-то меня зацепить
3 из 10
Так и получается, что из биографического в фильме только цитата Барнума в конце. Жаль, что вместо более подходящей цитаты „На наш век простаков хватит', авторы картины вставили ванильку, которая никак не сочетается с полуторачасовой историей.
Я, являясь большим поклонником жанра мюзикл во всех его появлениях, считаю, что могу оценивать этот фильм, и могу оценивать его весьма строго.
После 'Ла-ла-Лэнда', а теперь еще и 'Величайшего шоумена', я начинаю понимать, почему многие считают мюзикл 'легким жанром', несерьезным. Такое чувство, будто режиссер решил оторваться на сюжете, воплотив в фильме все мечты, которые никак, ну никак не укладываются в реалистичную картину. Слишком оптимистично. Причем я не могу сказать, что это плохо - нет, это, скорее, хорошо. Один из моих любимых фильмов-мюзиклов, 'Мамма Мия', тоже очень оптимистичный и позитивный, именно поэтому он мне нравится. Но давайте сравним их. В 'Мамме Мии' действие происходит на маленьком греческом острове. ОСТРОВЕ. Так почему же на одном острове не может быть все прекрасно и хорошо? Вполне себе возможно. Совсем другое мы видим в 'Величайшем шоумне' - тут решили замахнусь она весь мир. Во всем мире всё хорошо. Такого не может быть, и это бросается в глаза. Особенно, если речь идет о деньгах.
Меня очень и очень раздражает нарочитая 'толерантность' и мания режиссеров засунуть ее во все фильмы. Никакая это не толерантность, имхо, если мы выставляем 'униженных и оскорбленных' напоказ и заявляем, что мы с ними на равных. Ведите себя с ними на равных, вот и всё. И не надо этого говорить. Однако, в данном случае, режиссер не только решил продемонстрировать свою толерантность, но для особо тугих умом людей выкрикнуть посредством критика (самого умного и уважаемого человека, да): я тут устроил триумф толерантности! И только попробуйте этого не оценить.
Сцена с изменой и ревностью на фоне всего этого праздника выглядела нелепо. Она как будто бы не оттуда, прямо-таки отсылка к реальности и напоминание того, что мы смотрим волшебную сказку!
Кстати, выходит, что 'триумф толерантности' возможен только в сказке?
«Величайший шоумен» — биографический драматический мюзикл режиссёра Майкла Грейси. Новая экранизация истории о знаменитом Финеасе Тейлоре Барнуме – талантливом бизнесмене, шоумене, политике и мастере манипуляции общественным мнением. В своей деятельности он использовал методы, которые сейчас часто применяют в рекламе и маркетинге – столь умело он мог использовать слухи и человеческое любопытство.
Если вы думаете, что в фильме будет рассказана реальная история Барнума, то ошибаетесь. Сходство с биографией полностью отсутствует. Барнум не был выходцем из низов и уж точно не провел свое детство на улице, вынужденный воровать хлеб для пропитания. Так же, как и не все члены цирка выступали в одно и то же время. А турне шведской певицы Дженни Линд началось за 5 лет до описываемых в картине событий, а не параллельно с ними.
Также подменяется мотивация Барнума, чью роль в фильме исполнил Хью Джекман. Он вошел в историю не как великий романтик, всю жизнь добивающийся руки девушки из высшего сословия, а как предприниматель, «создавший» шоу-бизнес в том виде, в каком мы знаем его сейчас. И по понятным причинам мотивом действий человека было приумножение прибыли (что естественно для предпринимательской деятельности), а не любовь. Именно для прибыли и популярности Барнум придумывал новые трюки, номера, выступления, мифы и легенды. Но создатели картины посчитали иначе, сделав из предпринимателя эдакого рыцаря на белом коне, для которого главный мотив – это “та самая” девушка. И на этой основе вырастает конфликт, ведь, как только мальчик из низов богатеет, он стремится к большей прибыли, и дама сердца отходит на второй план. Иллюстрация из разряда «как деньги испортили человека». В общем, в лучших традициях голливудской сказки.
Однако, самое поражающее в сей картине это даже не мотивы Барнума, а мотивы актеров его цирка. Ведь, кроме красивой сказки, это протест и заявление. Для чего люди ходят на шоу уродцев? Правильно, чтобы посмеяться. И в чем тогда смысл протеста, ставшего лейтмотивом фильма? Протеста против лукизма и расизма? (я уже не говорю о том, что черные акробаты были изображены в фильме без каких либо уродств и мутаций, ибо авторам нужно было акцентировать внимание на расе, у нас ведь тут протест против расизма, как никак). Персонажи заявляют о том, что не дадут больше смеяться над собой, и их выступления на публику – это ЗАЯВЛЕНИЕ! Но зачем говорить, что не дадите смеяться над собой, и сразу же участвовать в увеселительном представлении, где главная шутка — это ваша внешность? Наверное, одев актеров в роскошные костюмы (особенно по тем временам – на дворе 19-тый век), создатели забыли, что снимают кино не про бодипозитив и мультикультурализм, ущемленный сбродом белых супремасистов, а про цирк уродов, в котором выступают уроды для увеселения публики. Исходя из этого, становится совершенно непонятно, чего добиваются герои, ведь их мотивы, как и мотивы самого протагониста, крайне расходятся с непосредственными действиями и решениями.
«Добрый критик назвал бы это триумфом человечности» цитата из фильма. Она, как вы понимаете, должна подпитать тот самый ПРОТЕСТ. Ведь шоу делает уродов равными публике. Т. к. публика, видимо, выступает в роли антагониста и главного злодея. Но, параллельно, и источником пропитания для цирка. С одной стороны – это злая толпа расистов, а с другой – люди, дающие Барнуму деньги за представление. Как вы понимаете, злодей в “Величайшим шоумене”, к которому обращен протест уродов, прописан так же плохо, как история протагониста и мотивы действий персонажей.
Единственное, что можно оценить в фильме – это хорошо поставленные танцевальные номера и оригинальную песню. Хоть в ней и повествуется о несостоятельном 'протесте', если не вдумываться в смысл, то звучит не плохо. Как и, наверное, весь фильм, если не вдумываться в смысл происходящего на экране, то посмотреть можно. Как говорится 'Под пиво пойдет'.
Самое обидное, что если вчитаться в биографию Барнума, то осознаешь, насколько интересная была у него жизнь. И интересна она была не тем, что он с детства боролся за любовь и вместе с неграми и бородатыми женщинами протестовал против консервативного общества в целом и белых угнетателей в частности (как это показано в фильме). Интересна она его предпринимательской деятельностью. Как он выставлял старую негритянку за нянечку Вашингтона, произвел фурор в Европе с карликом Том-Тамом (что даже удостоился приглашения к королеве Великобритании), устроил гастроли знаменитой шведской певицы в Америку на 150 концертов, создал цирк, названный в свою честь. Добился успеха в политике и издательском деле, написав несколько автобиографий, коими настолько разрекламировал себя, что не прочитать книгу про Барнума, написанную самим Барнумом, считалось плохим тоном. В конце 19-го века число напечатанных копий его книги в США было на втором месте после Нового Завета. И что сняли в Голливуде? Фильм про хорошего паренька Финеса, который собрал толпу уродцев, разбогател на этом и стал не таким хорошим пареньком как раньше. А слоган картины «Невозможное возможно» опять относит нас к протесту “уродцев”.
По мотивам биографии Барнума можно снять отличное биографическое кино, которое могло быть одновременно смешным и местами драматичным, но Голливуду сегодня важнее показать, что «Невозможное возможно». И сделать борьбу за права черных и страшных лейтмотивом любого фильма, даже освещая биографию человека, который к этой борьбе не имел никакого отношения.
Недавно вышедший на экраны мюзикл «Величайший шоумен» преподносит нам историю Финеаса Тейдора Барнума — одного из крупнейших деятелей американского шоу-бизнеса XIX века, а заодно мистификатора и жулика. Красочное оформление с костюмированными представлениями, оркестровая бомбёжка, звёзды первой величины вроде Хью Джекмана, Мишель Уильямс и Зака Эфорна, да и тематика, отсылающая к разумному, доброму и вечному — всё это должно было обещать если не хороший фильм, то как минимум неплохой. Только хорошего фильма из этого цветомузыкального маскарада никак не получилось, да и аттракцион, скажем так, вышел на не самого взыскательного любителя.
Фильм демонстрирует нам яркое представление с множеством зажигательных танцевальных номеров, однако человека более-менее эстетически подкованного эта мишура никак не вдохновит, а искусственность и откровенная глянцевость декораций ещё более очевидна. Эстетическая сторона фильма откровенно выхолощена и прилизана, тема всеобщей доброты и позитива — до ужаса слащава и приторна, а музыкальные номера — пусть и качественная, но попса, и в «Ла-Ла Ленде», при всей моей нелюбви к нему, музыка была на несколько ступеней выше.
Если говорить о смысле картины, то его можно уложить в две цитаты самого Барнума — «Каждую минуту рождается лох» и «У нас есть что-нибудь для каждого». Такими же лохами, которых Барнум зазывал на свои представления, фильм выставляет зрителей, что должны повестись на сей цветастый спектакль, и так же он предлагает что-нибудь для каждого. Для людей либеральных взглядов — рассказ о том, как важно быть толерантными и открытыми, для людей более консервативных — тему семейных ценностей, для меньшинств — то, как их товарищи по несчастью приходят к успеху, для большинства — возможность представить себя в роли «доброго пастыря» для этих самых меньшинств, каковым выступал, по мнению создателей фильма, Барнум. Кстати, забавно, как авантюриста-шоумена выставляют в качестве великого гуманиста и защитника прав угнетённых; уверен, реальному Барнуму очень сильно польстили.
Вердикт — разноцветная фальшивая пустышка на один раз. Посмотреть и забыть.
...спешащему отдать свои деньги таким типам, как Барнум' - раздраженно вздыхал банкир Дэвид Ханнум в ответ на очередной скандальный 'барнумизм'. Тем временем за всю свою 80-летнюю жизнь Финеас, похожий лицом и лукавостью на лепрекона, успел столько всего сделать, что едва уместилось в три скандальные автобиографии: нянечка Вашингтона (и невероятное шоу, устроенное из ее аутопсии), муляж русалки, свадьба карликов (покруче, чем у королей), зелье для превращения чернокожих в белых, карьера республиканца и мэра, постановка пьесы 'Хижина дяди Тома', дружба с Марком Твеном и Линкольном, четыре роскошных поместья и куда больше сгоревших и построенных заново цирков, искусная маркетинговая кампания и потрясающая способность дурить людей, 'если это их забавляет'.
Как дурят зрителей в этот раз? Заплатив прилично за вход в шатер Величайшего шоумена, вплывешь из полумрака в эпицентр ритмичной чертовщины, где состоявшийся Барнум рокнрольно крутит слонов и цилиндры, заводя публику не хуже Меркьюри. Но, не успев схватить темп и достучать we-will-rock-u правой задней, с тоской тормозишь и переносишься к завывающему о мечтах оливертвистевскому детству Барнума, а там - и ко всей его жизни, обязательно с моральным контекстом, где семья превыше всего. Увы, мощная история одного из самых неоднозначных бизнес-воротил в данном изложении лажает с реальными фактами, глумится кукольными улыбками, злоупотребляет цветовыми фильтрами и бесит слащавой придурковатой мечтательностью. Счастье и позитив так сильно хлещут с экрана, что хочется загородиться рукавом. Подобная радуга ну никак не вяжется с тем образом талантливого бизнесмена, которого Барнум действительно достоин. Величие - оно не только для того, чтобы на слоне кататься. Где лотереи и аферы с нянечками, спрашиваю?
Спасибо, что хоть разношерстные фрики, цивильно причесанные на сей утренник, нагло натянули на себя львиную часть сюжетного покрывала - в лучших социально ориентированных традициях 'Отверженных', чем и отработали свой хлеб, и растолкали ленивый ход истории. Не в пример лубочным главным героям, по чьему цвету лица, а также по цветовой гамме одежды и макияжа прямо-таки рыдает мультипликационный Дисней старой закалки. Джекман, Эфрон, Уильямс, Фергюсон просто распечатаны на 3D принтере (как и все вокруг, что не удалось ручками построить) с примитивнейшим пунктиром эмоциональных границ своих персонажей, что категорически мешает воспринять серьезно историю не то чтобы, как автобиографию - даже просто как мюзикл. Иногда попадая в такт с настроением персонажей, а иногда просто для того, чтобы скрасить пустой диалог зычной попсой, - песни радуют ровно настолько, чтобы угадать, куда они попадут - в Цирк со звездами, Танго под столом или лифт шоппинг-мола. Вот хореографией Шоумен точно не обидит: ритм, дэнс, мув - и нога сама весело качается в такт. Хоть кому-то весело.
Оценивая упущенный потенциал, хотелось бы до чертиков, чтобы Содерберг саркастично и стильно, по-никербокеровски подал материал со всей анатомической подноготной этого фрик-бизнеса. Бертон или дель Торо могли бы пикантно сервировать изумительную историю Барнума и его подопечных. Но юный Грэйси практично настрогал красивых картинок, чтобы бездумно насладиться ими в калейдоскопе зимних каникул и заодно подобрать костюм на следующий Хэллоуин. Красиво. Прибыльно. Бестолково.
В первых числах января 2018 года в прокат вышел дебютный фильм режиссёра Майкла Грэйси под названием “Величайший шоумен”. Конечно, подобные мюзиклы далеки от авторской стези и скорее это выглядит как струкрурно собранный проект под конкретные сборы и конкретный промежуток времени. Но даже несмотря на это, основной характеристикой данного произведения остаётся довольно привычная фигура главного персонажа, которого играет один из популярнейших актёров современности - Хью Джекман, под чьё амплуа, собственно, данный фильм и написан.
Исключительно всё здесь вертится на главном герое и главный герой всем этим услужливо помыкает. В какой-то момент сюжет начинает теряться за личностью персонажа, который является ярким сам по себе, просто констатацией сего факта, а не проторенной дорожкой к вершине. Кажется, что сама магия кроется за умением вовремя говорить и быть нужным для режиссёра.
Примечательно то, что первую половину фильма герой и вовсе не обладает своим заявленным обаянием (уж после и совершенно предстаёт неблагостным пройдохой, стоит только ознакомиться с действительной биографией личности). И всё бы ничего, крах и триумф, восстание из нищенства, любовь к представительнице высшего сословия - всё это Барнума оттеняет в полной мере, наделяя его открытыми и доверительными чувствами, даже при обратном действии его поступков. Но последующая поэзия человеколюбия, втиснутая режиссёром и продавленная людьми в костюмах и с чемоданчиками в загребущих лапах, вгоняет в откровенную краску и смущение - обман происходит хитрее, чем у самого героя. Оказывается, что все люди имеют право на самовыражение, и их откровенная эксплуатация - это просто передача им свободы. Действительно, столь яркой подменой слагаемых могут похвастаться разве что бессовестные политические кампании. Ожидать загнанной политкорректности от развлекательного фильма до этого как-то не приходилось.
В связи с подобными акцентами теряется сущность Барнума как мистификатора и шоумена. В какой-то момент он превращается в потерявшегося пророка, и вместо развлекательной миссии становится мессией, предлагая всем людям соединяться и нести радость в массы. А развлечений - нет. Нарезок эпизодов непосредственной темы выступлений тут чуть ли не меньше, чем слов высокой морали за отсутствием нравственности. Причём, это необъяснимо ни со стороны проката ленты, ни со стороны сюжетного развития. Дельцов вроде Барнума не требуется выставлять в положительном свете, поскольку зритель и так будет в восторге от самой противоречивости фигуры. Но фильм смогли продавить, причём настолько безапелляционно, что даже сложно понять, как всему сопротивляться - сказка же получилась. Жаль, что анимацией героев не заменили - вышло бы гораздо ближе к правде.
За ловлей доброты на живца и облагораживанием территории создатели совершенно забыли про саму составляющую мюзикла - вокально-танцевальную, из-за чего любая композиция выглядит как составная часть предыдущей, а массовость и флэшмобы в кадре выглядят как хаотичное мельтешение за тенью исчезнувшего хореографа. Когда ничего нет на экранах в параллели - зайдёт. В противном случае - действие обратное. Образ “шоумена” раскалывается с таким пронзительным звуком, что от величайшего не остаётся ни единого соцветия.
Финеас Тейлор Барнум и его отец, портной, работают на семью Халлетт. Однако юный Барнум смешит, влюбляется, а затем и женится на Черити Халлетт, с которой рожает и воспитывает (иногда) двух девочек... Но содержать их становится всё сложнее, и тогда Барнум открывает музей а-ля кунсткамера, а дочери подсказывают, что не худо бы, папа, сделать персонажей живыми. Так и рождается цирк Барнума, который шокирует и привлекает современников... Важно - в этом кино много поют и раза в два, а то и в три, меньше говорят.
Ох уж эта привычка американцев ничтоже сумняшеся делать героев из сомнительных исторических персонажей - Барнум почти классический пример тому. А сыгравший его Хью Джекман и вовсе довершает героизацию любовной романтизацией с песнями и танцами, что совсем уж зашквар... На мой взгляд, впрочем.
Согласно авторам, Барнум - едва ли не отец политкорректности и современного гуманизма, потому что отличался любовью к изгоям - бородатой, но талантливо поющей, женщине, лилипуту, сиамским близнецам и прочим людям, создав из них едва ли не семью... Да ещё попутно сопротивляясь всяческим противникам его цирка, протестующим против... В общем, против его цирка по не очень понятным соображениям. Видимо, из нетерпимости к инаковости этих странных людей. Ах да! Как же тут без негритянки, с которой возникает роман у компаньона Барнума, и которого он одно время стесняется, но потом, естественно, преодолевает окружающие его расовые предрассудки... Вот такая духоподъемная история.
Боюсь, что правда попроще будет и куда циничнее - Барнум был не более чем делец, делавший из драмы людей-'уродцев' деньги, не особенно заморачиваясь относительно мотивов зрителей, даже если его помыслы (что вряд ли) были чисты как первый снег. И более, как сообщают источники, прославился на ниве мистификаций вплоть до клеветы. Так зачем же делать из него икону политкорректности? И ведь можно было бы взять... ну хотя бы драму этого разрыва - он хотел помочь третируемым людям, а зритель лишь развлекался, глядя на этих чудаков. Но нет. Не вышло. Или же саму драму его артистов... Но тоже нет. Правда, есть ошмётки семейной драмы - любовный недотреугольник и почти квадрат, тесть с тёщей, дочери... Но, естественно, что в заданном режиссёром и продюсерами идейном направлении драма скатывается в приставку мело больше, чем в трагедию. Зато песен, плясок, пуха и перьев хоть отбавляй... Чего, откровенно говоря, очень хотелось бы.
А вообще-то грустно, что Голливуд предпочёл искать в прошлом фальшивый позитив больше, чем горькую правду. Для более-менее знающих людей известны все эти цирки 'уродов' - публичные казни, анатомический театр, кунсткамеры, бродячие цирки... И ведь описано всё это в искусстве как довольно мерзкая отрыжка Средневековья, которое, кстати, описал Гюго в Человеке, который смеётся, а в кино (причем применительно к 19 веку) ни много ни мало Линч в Человеке-слоне и Кешиш в Чёрной Венере. Что сделал Величайший шоумен? Поставил это на масштабные коммерческие рельсы. Наверное, не в столь отвратном виде, но... что-то неправильное в этом есть.