Как появляется на свет монстр? Где та грань, после которой из странного, своевольного и нелюбимого ребёнка получается преступник-социопат? И на какие весы ляжет вина матери, вырастившей чудовище?
– У меня одна дорога, прямиком в Ад.
Весь фильм Ева пытается понять, где и когда она упустила своего сына, как не почувствовала приближение трагедии. Фильм похож на лоскутное одеяло, или – если угодно – паззл, который нужно сложить аккуратно, по кусочкам, чтобы получить цельную картину.
Картину в красных тонах – об этом говорят уже первые кадры, то ли воспоминание, то ли сомнамбулическое видение Евы: возбуждённая толпа людей, перемазанная чем-то ярко-красным. Лишь спустя пару минут становится ясно, что это не кровь. ПОКА не кровь.
– Надеюсь ты сгниёшь в Аду, грязная сучка!
Все эти неслучайные проклятья, косые взгляды, злые люди на улицах только усиливают чувство вины, и без того неподъёмное. Она и не спорит, лишь пригибается, как от сильного ветра. И вспоминает, вспоминает, вспоминает…
Что-то не так с Кевином – сказано слишком мягко. С ним всё было не так. В младенчестве он кричал часами, не смолкая. Потом не хотел говорить, и уж совсем долго носил подгузник. Он был милым и весёлым с отцом, он улыбался сестре, возможно, и посторонним казался вполне милым и приветливым ребёнком.
Но она видела. Его холодный пристальный взгляд, его упрямое нежелание говорить, его не по-детски цепкий ум и язвительные высказывания – это был вызов лично ей, матери. Открытое противоборство, протест, длящийся годами. Могла ли она полюбить его?
– Если бы не ты, я сейчас могла бы быть в Париже!
Что-то не так с матерью Кевина – и это тоже очевидно. Она его не хотела. Ева была знаменитой путешественницей, исколесила, наверно, весь мир. И вдруг – большой живот, детское кресло, сделанное заботливым, счастливым мужем… Она не готова была заводить детей, но сдалась, привыкла терпеть это маленькое кричащее существо.
Стала воспитывать, исступлённо, требовательно, холодно: Кевин для Евы никогда не был радостью – он стал обязанностью, тяжёлой ношей, вызовом судьбы, с которой надо бороться. И Кевин принял этот вызов, и привёл её к последующему кошмару.
– Я тебе не нравлюсь, ты просто привыкла.
Они напоминают Снежную Королеву и Кая – двое таких похожих, но совсем неродных людей, холодных, почти бесчувственных. Лишь в конце, ПОЗЖЕ, она почувствует в нём отголоски человеческих эмоций – страх, неуверенность, – и на мгновение они станут ближе.
Фильм не даёт однозначных ответов на вопросы «Почему?» и «Что будет дальше?», он оставляет это право зрителю. Но моральный посыл я, надеюсь, услышала точно: Мы в ответе не только за свои поступки, но и за деяния наших детей.
– На кого смотрят все эти люди? На таких, как я.
Две довольно сильные актёрские работы. Тильда Суинтон очень органично вжилась в роль некогда уверенной в себе, слегка надменной, а потом – сломленной женщины, год за годом наблюдающей, как неотвратимо рушится её благополучная, выстроенная жизнь.
От того, насколько вжился в роль Эзра Миллер, иногда просто оторопь берёт: образ получился ярким и завораживающим, а это пугает по-настоящему. Хороши и маленькие актёры: Джаспер Ньюэлл, Рок Дер, и девочка – Эшли Герасимович. За хорошую работу с детьми – ещё один бонус режиссёру, Линн Рэмси.
«We Need to Talk About Kevin» – «Надо поговорить о Кевине». Говорить, смотреть, думать, оценивать. Безусловно.
Новый фильм Линн Рэмси, сюжет которого основывается на известном романе Лайонел Шрайвер, виртуозно сочетает в себе глубокую драму человеческих взаимоотношений и леденящий кровь триллер, пропитанный беспокойной атмосферой, и оставляющий ощущение настоящего психического дискомфорта.
Фильм затягивает с самого начала; в котором присутствует немного психоделики; уже на первых кадрах отмечаешь превосходное сочетание таких технических элементов, как камера, звук и монтаж, выстраивающих общую фоновую картину для перфоманса Тильды Суинтон. Ева, её героиня, явно находится на грани нервного срыва, а может, она уже пережила его. Произошло что-то ужасное. В начале мы видим последствия, что уже предполагает интригу, хотя, это здесь не главное, то к чему всё приведёт ведь и так понятно. Важнее то, что было между. События, происходящие в 'настоящем', перемежаются воспоминаниями Евы о периоде 'до того, как это случилось', и подобная структура повествования оказывает мощное психологическое давление на зрителя; чувство беспокойства и безысходности усиливается по мере приближения к развязке, пусть и очевидной, но от этого не менее шокирующей.
С Кевином было что-то не так с самого начала. Он довольно поздно начал говорить, а ходить в туалет по-взрослому - и того позже. При этом нельзя сказать, что у него было замедленное развитие. Скорее, дело в социальной антипатии; Кевин, похоже, никогда не чувствовал привязанности к другим людям, даже к родителям, в отличии от других детей. Он уже в совсем малом возрасте заявляет матери, что не видит смысла в общении с другими, в том, чтобы заводить друзей. Но он далеко не глуп, и отсутствие эмоциональной привязанности позволяет ему легко манипулировать окружающими. Чем старше становится Кевин - тем более сложной и угрожающей становится ситуация, и тем больше атмосфера фильма пропитывается беспокойством и безысходностью, которые мы ощущаем вместе с Евой. И при этом, ей всегда приходится спрашивать себя: насколько же она, как мать, ответственна за то, во что превращается её сын?
Истории о 'трудных' подростках и их взаимоотношениях с обществом не редкость, но в данном фильме создатели сделали упор именно на отношениях матери и её сына, всё остальное отходит на второй план. Насколько Ева была рада рождению своего ребёнка, и имеет ли это какое-то значение? Что же, в конце концов, на самом деле движет Кевином, если им вообще что-то движет? Тема того, насколько родители ответственны за поступки своих детей, безусловно, пронизывает весь фильм, но это далеко не единственная его составляющая; сюжет очень сложен и заставляет думать о многом. При этом стоит отметить отменную структуру сценария и великолепную режиссуру Рэмси, которые добиваются такого эффекта, когда зритель сам наблюдает за героями и событиями, и делает свои выводы. Сценарий не пытается разжевать нам всю суть и расставить всё на свои места; он лишь подготавливает почву для этого, но конечное восприятие картины зависит только от самого зрителя; а подобный подход встречается далеко не часто.
Игра Тильды Суинтон великолепна; она производит очень яркое впечатление и превосходно передаёт эмоциональное состояние Евы. Эзра Миллер сыграл Кевина, и после этого мне сложно представить его в другой роли, настолько он был правдоподобен, вызывая далеко не самые приятные чувства. Джон Си Райли показал себя хорошо, но сюжет оставил его в тени главных персонажей картины. Актёрские работы являются лишь одним из успешных элементом ленты; постановка отлично сбалансирована; начиная от режиссуры и заканчивая саундтрэком и звуковым оформлением фильма - всё работает чётко и слаженно для достижения необходимого эффекта.
Сюжет, безусловно, оставляет массу пространства для анализа и полемики, но всё же хочется отметить, что имея мощный смысловой и драматический посыл, 'We Need to Talk About Kevin' это, в первую очередь, великолепный атмосферный триллер, заставляющий зрителя буквально кожей ощущать липкое обволакивающее чувство беспокойства, усиливающиеся по мере приближения к кульминации. А беспокойство способно перерасти в страх. И фильм действительно страшный, потому что всё происходящее настолько реально, что зритель, пусть и подсознательно, не отдавая себе в этом отчёта, вынужден примерять ситуацию Евы на себя, и рассуждать, чтобы он чувствовал на её месте.
Линн Рэмси подняла вопросы, которые и могла поднять только женщина. И предложив главную роль Тильде Суинтон она попала в яблочко.
Сначала Рэмси показывает нам ее героиню юной и опоенной эмоциями на специфическом таком празднике испанском La Tomatina, когда толпы людей забрасывают друг друга помидорами. Страсть, и плод страсти не замедлил явится. И вот эта женщина, которая на самом деле жаждала вернуться к своим путешествиям и прежнему образу жизни, решает родить ребенка и заниматься его воспитанием. Да и муж ведь хочет детей. А через несколько минут мы видим ту же женщину, которой стала героиня, после чудовищного по жестокости поступка, совершенного ее уже 16-летним сыном, женщину задавленную грузом материнской вины, по крупицам восстанавливающую прожитые годы в памяти, желающую найти ответ на вопрос почему же так все произошло?
Ребенок с детства проявлял асоциальное поведение. Но поговорить о Кевине, как в названии предлагает режиссер, толком было некому. Отец хотел видеть в нем ребенка мечты, совершенно не желая узнавать сына. Мать изначально пыталась искать внешние причины проблем, никак не допуская поисков внутренних. Казалось бы формально ее не в чем обвинить. Да она нервничала, но вроде как делала все что делают матери. Но в том то и дело что формально. Я вообще считаю это большой проблемой. Часто со всех официальных трибун люди борются с абортами, а мне кажется стоит бороться с рождением нежеланных детей не готовыми к этому родителями. Это могло бы предотвратить многие трагедии и психологические проблемы. Вот и в этом фильме мать совсем иная со своей младшей дочерью. Дочь была желанной и ожидаемой, в отличие от сына.
Мать и сын все же стали близки через боль, принятие прошлого и осознание вины, и по прошествии 18 лет, но цена этого чрезмерна высока. Так может быть стоит думать прежде чем бездумно рожать детей?!
Считаю этот фильм очень сильным и с точки зрения режиссуры и с точки зрения актерской игры. Это всепоглощающее чувство вины матери и сыграно Тильдой и показано режиссером отменно, тут задействованы все раздражители. Текущая по рукам вода с кроваво-красной краской, которую героиня Тильды яростно соскабливает с полов и дома бьет по глазам. Детские голоса, требующие конфеты в обмен на жизнь бьют по ушам. А в финале, когда мать обнимает сына, кажется что слышишь как хрустят его кости от силы это прикосновения. И мать идущая по коридорам тюрьмы наконец-то осознавшая и осмыслившая все произошедшее. Восемнадцать лет понадобилось ей чтобы принять свое дитя!
История становления одного психопата с инородными элементами
В основе ленты лежит роман, написанный в 2003г явно по мотивам событий, произошедших в 1999г в школе Колумбайн, которые стали самым известным случаем школьной стрельбы.
Т. к. на момент написания романа данный печально известный культурный феномен еще не был хорошо изучен, автор предположила, что причиной такого поведения является психопатия, а т. к. время показало, что это не так, спустя годы как драматическое произведение лента остается бесспорно очень сильной, но заложенная в нее ложная теория несколько рушит восприятие сюжета.
Большую часть истории зритель наблюдает за становлением очевидного психопата, у которого как минимум явные проблемы с эмпатией. Как типичный психопат, он не понимает смысла человеческих эмоций, но может их считывать и имитировать, для достижения своих целей.
То как он мастерски терроризирует мать, при этом прикрываясь отцом – это реально страшно. Много разного написано и снято про психопатов, но не припомню ничего на тему того, что делать если твой ребенок окажется одним из таких (за исключением откровенных фильмов ужасов) и в части пассивного террора фильм бесспорно дарит уникальный опыт.
В части перехода к активному террору, к сожалению история дает очевидный сбой. Дело в том, что у многих понятия ПСИХО-пат и СОЦИО-пат слова синонимы, но в действительности это практически взаимоисключающие друг друга патологии.
Психопаты не способны испытывать часть базовых эмоций, им, в том числе, не ведомо чувство страха из-за чего их невозможно запугать и манипулировать через это чувство. В качестве предохранителя у них выступает чувство опасности. Когда маленький Кевин ломает руку – это очень хорошо показано. Это первый раз в его жизни, когда он испытал «опасно» и это сразу изменило его поведение. Такие люди отличные манипуляторы, и с чувством самосохранения у них все отлично, даже лучше, чем у обычных людей, в виду чего переход к неприкрытому насилию для них нонсенс.
У социопатов же с эмоциями наоборот все в полном порядке, даже через чур. У них проблемы с социумом и иногда для решения этих «проблем», под действием эмоций, они могут совершать самые иррациональные поступки, которые перекрывают инстинкт самосохранения и именно такие товарищи готовы прибегать к открытому насилию чтобы кому-то что-то доказать, понимая, что это будет последнее в их жизни действие.
В результате из-за недопонимания авторами природы психо- и социопатии история в целом вышла экранизацией поговорки «Вы или крестик снимите, или штаны оденьте», т.е. вы или про психопата, что реально получилось хорошо, или про социопата, что получилось никак, ибо у данных отклонений противоречащая друг другу мотивация и как следствие модель поведения.
Плюсом к этому осталась неясна причина терроризирования главной героини окружающими. Понятно, что сын совершил немыслимое, но она то тут при чем? На учете не состоял, про школу в сюжете ничего нет, но можно сделать вывод что и там без очевидных проблем, что по мнению разгневанных товарищей должна была делать мать?
Однако учитывая малое количество действительно достойных произведений, исследующих данное направление, на все придирки можно спокойно закрыть глаза и насладится действительно достойной в целом работой.
Об этом фильме я узнала еще в мае прошлого года, когда просматривала списки номинантов на 'Золотую пальмовую ветвь'. Прочитав сюжет каждого представленного фильма остановилась именно на этом, скорей всего из-за того, что такую тематику я люблю, это по мне. И вот тогда я узнала, что это не просто фильм, это экранизация бестселлера Лайонел Шрайвер. У нас в России название книги перевели как 'Цена нелюбви', но на самом деле книга называется 'Нам нужно поговорить о Кевине'. И то название, которое дали книге наши переводчики действительно соответствует сути происходящего там, главной героини действительно придется заплатить за свою 'нелюбовь' к сыну, но то на сколько высокой окажется эта цена можно понять и из книги и из фильма.
И вот май. До проката фильма еще не известно сколько времени ждать, и именно тогда я вооружилась книгой и приступила к чтению. Книгу я прочла буквально за неделю, последнюю страницу перевернула с большим трудом, сердце у меня тогда остановилось. Так все было тяжело и трагично, настолько необратимой была та ситуация, и настолько тяжело мне было после ее прочтения, сколько не бывает тяжело от просмотра ни одного фильма. После прочтения я безумно хотела все это увидеть, посмотреть как воплотили создатели в жизнь эту идею жестокого непонимания сына и матери, и вот сегодня я все это увидела. Могу сразу сказать, что экранизация действительно получилась достойной. И она довольно близка к роману, что меня тоже очень радует.
Вначале мне было очень интересно как в фильме пойдет повествование. От Евы? Или без первого лица? Ведь в книге все идет как письма Евы к Франклину, и я не думаю, что такое возможно воплотить на экране. И сейчас уже я могу сказать, что то как сделали повествование создатели, мне понравилось. Все идет с конца в начало, нам попутно показывают и нынешнюю жизнь Евы и ее прошлую, не сказать, что счастливую, но все же прошлую. Вообще история отношений Евы и ее сына Кевина очень сложна. Изначально она не готова была стать матерью, она рожала потому что так было нужно, потому что ее муж хотел детей, но не потому что она сама этого хотела. И вот он появился на свет. Кевин. И уже с раннего детства он не хотел идти с ней не на какие контакты. Он не хотел говорить с ней, он не хотел ходить в туалет самостоятельно, и не потому что не мог, а потому что тогда бы мама могла им гордиться или хотя бы любить его.
Когда он был маленьким это было еще полбеды, но когда он вырос вот тогда начался настоящий ад, он был как робот. При отце он был дружелюбным, а при матери он даже не пытался скрывать своего истинного лица, ему было важно, чтобы она видела какой он на самом деле, ему важно было, чтобы она мучилась от этого. Он игнорировал сестру, издевался над ней, и его ненависть к ней дошла даже до своего критического пика, ведь он знал и чувствовал, что Селия была тем ребенком, которого хотела Ева. И рожала она ее специально для себя. Но для всех он был нормальным ребенком, врачи отклонений не находили, да и по его отношениям с отцом сразу и не скажешь, что в голове у этого юноши. Но как в финале выясниться единственным действительно нужным и близким ему человеком оказалось мать. Если вы посмотрите это кино, вы поймете о чем я.
На мой взгляд режиссеру, и уже однажды лауреату 'Каннского кинофестиваля' Линн Рэмси удалось идеально перенести эту историю на широкие экраны. Хотя фильм снят и не совсем традиционно, но мне кажется это только подкрепляет его, как что-то глубокое и может даже чуть-чуть арт-хаусное. Весь фильм выполнен в довольно резком тоне, а именно красном. Наличие этого цвета в кинофильме было достаточно. Но такой яркий и вызывающий цвет только подчеркивал общую атмосферу фильма, всю её критичность и в тоже время безысходность. Еще хотелось бы пару слов сказать о саундтреке. Тут было довольно мало мелодий, но достаточно песен. И все песни также идеально вписывались в фильм, на мой взгляд ни одна песня не была лишний, в нужный момент играла нужная музыка. Это только отлично дополняет картину.
А теперь об актерской игре. Тильда Суинтон. Идеальная Ева, ее образ на экране был точно таким же каким был в книге. Никаких отличий. Вначале я немного разочаровалась когда узнала кто сыграет Еву. Нет, я была уверенна сыграет она хорошо, но внешне мне она как-то не особо представлялась, но после просмотра фильма я согласна, эта лучшая актриса, которая могла сыграть Еву. Она была такой же нерешительной как и книжная Ева. В общем этой актрисой, после такой роли я стала восхищаться еще больше. Джон Си Райли. Хоть и внешне конечно актер не особо подходил под описание Шрайвер, но все же своей актерской игрой он заполнил те недочеты во внешности. Сыграл тоже очень хорошо. Мне понравился его герой. Эзра Миллер. После роли Суинтон на мой взгляд эта самая сложная роль. Вжиться в этого дьявольского и жесткого подростка уверенна было нелегко. Но этот парень смог. За что ему мое искреннее восхищение.
Итог:фильм 'Что-то не так с Кевином' на ту тематику, которая сейчас набирает обороты популярности в Голливуде. Но эта картина отличается от всех предыдущих. Во-первых эта история намного сложнее всех своих предшественников, типа фильмов 'Слон' и 'Хороший мальчик'. Здесь действия подростка мотивированы, и здесь они идут из семьи, а не из интернета и телевидения. Здесь в подробностях рассмотрены тяжелые отношения матери и сына. И к каким последствиям бывает приводят нелюбовь к детям. И какую цену порой приходится за нее платить. Я этот фильм советую очень многим людям, но вначале я бы советовала прочитать книгу, ведь она на мой взгляд одна из лучших об отношениях родителей и детей. Так что я могу посоветовать одно: читайте книгу, смотрите фильм.
Последняя среда августа. Почти одиннадцать. Томаты – «свежевырванные» сердца, которые предстоит раздавить в руках с улыбкой на губах, зазывно алеют на главной площади Буньоля. Еще пятнадцать минут, чтобы потерять контроль над собой и над окружающим миром. Еще десять минут, чтобы позволить незнакомцам кидать в тебя спелые плоды зрелой ярости. Еще пять минут, чтобы искупаться в кровавых реках, разливающихся по улочкам. Самобытный праздник La Tomatina – генеральная репетиция трагедии в жизни Евы. Ева, как истинная примадонна, безукоризненно исполняет свою пока еще притворную партию. Пока еще статисты бьют ее по щекам. Великая путешественница, побывавшая во всех уголках мира, после смерти побывает еще и в аду.
Подобное кино могла снять только женщина и только для женщины. «Что-то не так с Кевином» - череда разрозненных кадров. Ворох фотографий, карт и открыток с приветом со всего света, потускневших по воле Хроноса, выгоревших от испепеляющей подростковой жестокости. Линн Рэмси не демонстрирует сбитые в кровь прописные истины, обнажающие тлетворную патетику родительской любви. Режиссер скорее шепчет на ухо зрителю «кодовое слово» и погружает его в гипноз, пробуждающий к жизни бесконтрольные страхи матерей «действующих» и «потенциальных». И, тем не менее, кто такой Кевин? Всего лишь ребенок, цветок с червоточиной внутри? Или все-таки олицетворение пороков людских? Кто такая Ева? Мать, которая недолюбила, или еще одна жертва Кевина?
Ева – мазохист. Истязать себя она начала рождением нежеланного ребенка, а продолжила - смертями чьих-то желанных детей. Она наивно прятала свой страх среди банок томатного соуса в магазине, словно пытаясь вернуться в прошлое, но отчаянно выставляла напоказ собственное смирение. Терпеливо сносила пощечины, молча выслушивала нелицеприятные слова – Ева наказывала себя из чувства вины. Вины матери перед сыном, к которому она привыкла, как к вкусу рамбутана, но так и не смогла полюбить, хоть и силилась все шестнадцать лет. Вины женщины, породившей чудовище, перед обществом. Этот монстр потребовал множества человеческих жертв, получив однажды материнскую самоотверженность не в дар, а в качестве подаяния.
Линн Рэмси и Тильда Суинтон все же не спешили закидывать камнями Еву Качадориан вместе с остальными. Женщины-художницы, кистям которых принадлежит центральный образ матери, сохранили ей крупицу чувства собственного достоинства и самообладания. Она не пытается смыть из памяти кровавую историю своими слезами. Систематические свидания с сыном, не иступленное «Зачем!», а «зачем» хладнокровное. Ева не была просто глыбой льда, чурающейся материнства, как огня. У нее была крошка Селия – белокурый ветер в парусах, в то время, как Кевин – якорь, удерживающий ее на месте. Но даже превратившись в девочку для битья, сначала для своенравного сына, а потом и для всего города, Ева так и не перестала пытаться стать для Кевина матерью, хоть и была единственным человеком, который понимал, что любовь могла бы изменить причину, но не результат.
Кевин – социопат. Нарочито показывать мамочке отсутствие какого-либо стремления доставить ей радость? Есть. Равнодушно солгать, что шрам на руке не маминых рук дело, чтобы можно было беспрепятственно манипулировать ею? Есть. Убить домашнего хомячка? Есть. Уничтожить все, что мама любит? Есть. Кевин вроде Демиана, рожденного в шесть часов шестого дня шестого месяца, только без мистических предзнаменований. Сатана, содравший чье-то юное красивое лицо и натянувший его на безобразную сущность. Он просто есть, концентрированное зло, наточенная коса, срезающая спелые молодые колосья. И он просто не может с собой ничего поделать.
Режиссер не берет на себя ответственность разгадать разом все фундаментальные секреты конфликта отцов и детей. Намеренно избегает диалогов, предпочитая им немые монологи и статичные образы. Линн Рэмси самые крепкие и самые трепетные отношения ставит в такую неоднозначную позу, что кровно-родственные узы начинают переливаться смыслами в зависимости от ракурса, в котором их рассматривают. Кевин и Ева перебрасывают друг другу маски «жертвы» и «мучителя», словно трюкачи на арене цирка. «Что-то не так с Кевином» - кино о вине, причем не одного человека. Да, социопатами рождаются, но правильная реакция родителей на девиантное поведение ребенка, способно сотворить чудеса. Не существует обязанности любить, существует способность любить. И если этой способностью не обладает мать, то она должна и будет расплачиваться за грехи своего ребенка. Она сама станет для себя судьей.
Когда-то, чтобы доказать свою исключительность и переступить черту, за которой начинается вседозволенность, было достаточно стукнуть по голове обухом топора старушку-процентщицу или же при помощи пресс-папье нанести старинному университетскому приятелю тяжкие телесные повреждения, повлекшие за собой смерть последнего. Нынешняя молодежь выходит на новый – медийный уровень. Мало доказать самому себе свое духовное родство с Наполеоном, нужно сделать это публично, так, чтобы иметь возможность поклониться после спектакля благодарной публике и сесть в патрульную машину под крики толпы и вспышки фотокамер… Вопрос лишь в том, остались ли прежними мотивы такого асоциального поведения.
В центре внимания Ева - главная героиня картины «Что-то не так с Кевином». На первых минутах хронометража она выныривает из цепких объятий вязкого психоделического сна на поверхность своей жизни, где дневные плевки соседей сменяются ночами, проведенными на пару с бутылкой вина и пригоршней антидепрессантов, и начинает путешествие в прошлое. Женщина, чьи плечи согнулись под грузом страшного события, вспомнит и проанализирует последние семнадцать лет своей жизни, и попытается найти ответ на вопрос, в чем кроются причины неадекватного поведения ее сына Кевина, и какова в этом вина самой Евы.
Кевин не был обычным ребенком. Мальчик отличался чрезмерно высоким для своих лет интеллектом, принципиальностью, самостоятельностью и упорством. Он орал, как резаный, в младенчестве, затем лет до семи отказывался разговаривать и предпочитал гадить в подгузники, а не в унитаз, хамил матери, выказывал явные признаки социопатии, не желая общаться со сверстниками… И во всех его действиях, в каждом взгляде, брошенном на Еву, читался вызов. Была ли то месть ребенка за явное нежелание женщины, в прошлом известной путешественницы, иметь детей, поставив точку в своей карьере и похоронив мечты о дальних странах? И могли ли вообще сгоряча брошенные слова о том, что если бы не Кевин, была бы его мамочка сейчас счастлива в Париже, так явственно отложиться в сознании малыша, что он счел своим долгом извести нерадивую родительницу своими жестокими выходками и нежеланием идти на контакт? И в какой момент все окончательно вышло из-под контроля, когда веселая испанская томатина превратилась в кровавое месиво? Тогда, когда Ева предпочла крикам младенца грохот асфальтоукладчика, или когда она родила Кевину сестренку – беспроблемного белокурого ангелочка, а может, еще в утробе матери ребенок чувствовал свою ненужность и грезил о собственном Аустерлице?
Или же все иначе, и главная героиня вовсе не виновата в том, что происходило с ее сыном? Вполне вероятно, что молчаливый, нелюдимый, не по годам умный мальчик просто по-тихому ненавидел и презирал людей. В конце концов, Пульхерия Александровна нежно любила своего бесценного Родю, что не помешало ему отправиться «старушек топором наполеонить». А может даже, своим презрением к людям Кевин обязан именно матери, которая смогла победить в себе эту черту, но передала ее сыну, а он, в свою очередь, не преминул доказать свою исключительность и превосходство над прочими дрожащими и насладиться короткой минутой сомнительной славы.
В своем фильме шотландский режиссер Линн Рэмси не дает однозначного ответа на вопрос «почему?», напротив, порой создается ощущение, что она намеренно пытается запутать зрителя, подбрасывая ему подсказки, позволяющие краем глаза увидеть ситуацию с самых неожиданных сторон. Также режиссер не берется занять позицию истины в последней инстанции при определении природы Зла, рисуя при этом его портрет в облике тщеславного подростка. Зрителю представляется возможность самостоятельно проследить за извращенным противостоянием матери и сына, выделить среди великого множества деталей, на которых в течение экранного времени фокусируется камера, те, из которых и сложится его личное видение причин происходящего, и попытаться понять, какое человеческое чувство лежит в основе всего: ненависть, гордыня или, возможно, особая форма любви…
Как мать, смотрела на одном дыхании и со страхом примеряя на себя все сцены, сюжет, действия героев.
Да, Кевин нежелательный ребенок, не запланированный и на корню срезавший образ жизни матери (отца это задело по касательной, не особо парился). Но мне показалось, суть в том, что он Кевин воплотил то, чего не смогла мать. Еще их колоссальное внешнее сходство усиливает эффект и мою мысль. Она замкнутая, одинокая, растерянная, брошенная своим мужем в очень сложный период, лишенная самореализации, асоциальная. А Кевин - наглый, борзый и реализовавший свою ненависть без особого страха. Как бы выплюнув всю её злость и обиды на этот мир. А его взгляд постоянно говорит - видишь как это делается? Посмотри, жалкая. Зачем терпеть, молчать и унижаться? Можно вот так.
Даже в тюрьме он ей ответил- я знал зачем, а теперь нет.
Рекомендую посмотреть всем. Матерям-нематерям, всем. Это не только про материнство, это про внутреннее. Все наши зажатые, невыплеснутые эмоции, желания, обиды, страхи все равно находят выход. Как вариант - в детях. Иногда в извращенной форме. Надо начинать с себя.
Врожденное зло или плод воспитания? Этот вопрос встает особенно остро, когда речь идет о проявлениях жестокости в детском возрасте. Идея о том, что зло может быть заложено в человеке с рождения, пугает и интригует одновременно. Фильм Линн Рэмси “Что-то не так с Кевином” - один из немногих, исследующих тему. Концепция “дурного семени” нашла отражение в произведениях искусства разных мастеров. Сюжетная линия остается тревожно похожей и представляет собой мрачную историю о матери, пытающейся понять степень собственной ответственности в поступках ребенка.
Анализ сюжета
Ева, успешная писательница-путешественница, чья жизнь радикально меняется с наступлением беременности и появлением сына. Контраст между ее прежней свободной жизнью, символически представленной сценой участия в празднике томатной битвы, и последующей изоляцией в роли матери, подчеркивает глубину ее депрессивных переживаний. Рождение Кевина воспринимается как изгнание из рая и начало череды испытаний. «Ева, не сопротивляйтесь!» - кричит акушерка в родильной палате, указывая на предопределенность судьбы. Образ палаты напоминает камеру заключения, что усиливает ощущение безысходности и неприятия новой роли. В такой неуютной обстановке рождается Кевин. С самого начала с ним что-то не так. Плод с отравленными семенами.
С первых дней жизни ребенка становится очевидным, что ребенок несет в себе некую деструктивную силу, разрушающую жизнь матери. Истерики, манипуляции и садистические наклонности свидетельствуют о формировании патологической личности. Кевин выбрал свою мать в качестве мишени для систематического поражения: непрекращающийся плач становится лишь первым залпом в долгой компании, направленной против Евы. Пассивность отца, неспособного установить границы дозволенного и противостоять деспотичному поведению сына, а также отсутствие доверия между родителями-партнерами лишь усугубляют ситуацию. В контексте отношений с матерью Кевин систематически применяет разные манипулятивные тактики, последовательно усложняя их. Например, он использует анальную манипуляцию, чтобы вызвать у Евы чувство отвращения и бессилия (эпизод со счетом и сменой подгузника); он сознательно провоцирует мать на негативные реакции, чтобы подтвердить свои негативные ожидания о ней и оправдать свое деструктивное поведение; он применяет манипуляцию чувством вины (эпизод со сломанной рукой и шрамом); использует приемы газлайтинга, перекладывая ответственность на других, заставляя Еву сомневаться в собственной адекватности (эпизод с глазом). Искусно маскируя свои истинные намерения, Кевин создает иллюзию нормальности, что затрудняет диагностику психопатических черт его личности.
Визуальные параллели между Евой и Кевином
В фильме намеренно создаются визуальные параллели между Евой и Кевином, подчеркивая их внешнее сходство (эпизод с умыванием, эпизод с игрой в гольф) и подтверждая: Кевин является продолжением матери. Однако, несмотря на эти визуальные отсылки к идее генетической преемственности, характеры героев диаметрально противоположны. Между матерью и сыном существует значительный дисбаланс в эмоциональной вовлеченности. Ева стремится к близости, Кевин – к доминированию и контролю. Появление младшей дочери становится олицетворением материнской любви и семейного счастья, которое так и не было достигнуто в отношениях с Кевином. Ее появление усиливает конфликт в отношениях между Кевином и семьей.
Библейские отсылки
Выбор имени главного персонажа – Ева, - это библейская аллюзия на первую женщину, вкусившую запретный плод, подчеркивает тему первородного греха и предопределенности. Однако в сюжетном контексте фильма Ева предстает более сложным и противоречивым персонажем: одновременно жертвой обстоятельств, действий своего сына и соавтором трагедии, поскольку она произвела Кевина на свет и не смогла предотвратить его ужасные поступки. Она остается в городе и смиренно переносит нападки городских жителей, поскольку несет бремя вины за произошедшее.
Монтаж
Повествование фильма ведется от лица главной героини, Евы, что является сознательным художественным приемом, позволяющим вплотную приблизиться к анализу инцидента. Нарушение хронологической последовательности в повествовании создает нарастающее напряжение и позволяет зрителю постепенно собирать пазл событий, предшествовавших трагедии. Прием флэшбеков и нелинейного монтажа усиливает ощущение неопределенности, заставляет постоянно переосмысливать увиденное. Зритель вместе с главной героиней пытается разгадать загадку личности Кевина и найти объяснение его поступкам, что создает эффект глубокого эмоционального погружения. Линн Рэмси с хладнокровной изобретательностью создает у зрителей острое чувство предвкушения, подталкивая к возможным предположениям, объясняющим причины, почему Кевин попал в тюрьму. Тем трагичней выглядят последствия его действий, тем сильней шок от осознания собственной неспособности предвидеть исход.
Вывод
Ответ на вопрос о степени ответственности родителей в развитии ребенка не может быть однозначным, поскольку невозможно отрицать влияние генетической наследственности и соответствующие предрасположенности, проявляющиеся у ребенка. По сути, это адская лотерея, поскольку некоторые девиантные поступки могут быть связаны с серьезными психическими заболеваниями, которые не всегда возможно вовремя обнаружить и предотвратить осложнения. Некоторые отклонения вовсе не поддаются лечению.
«Что-то не так с Кевином» - это «фильм-луковица» с множеством символических слоев, которые возможно интерпретировать в совершенно разных подходах. Просмотр фильма пробудил во мне сильные и противоречивые переживания. Попытка осмыслить его привела к проведению детального анализа символики, сюжета и характеров персонажей. Итогом стала эта рецензия, моя первая рецензия на Кинопоиске.
Инфернально красивый мальчик Кевин (Эзра Миллер) натягивает тетиву лука и выпускает стрелу прямо в центр мишени, отражающейся у него в глазах. Его мать (Тильда Суинтон) с содроганием наблюдает за ним в окно. Кому, как ни ей знать, что она выносила в себе самого настоящего дьявола, приближающегося к точке невозврата, за которой детская жестокость превратится в жуткое преступление.
Шотландский режиссер Линн Рэмси обращается к теме неудачного мистического материнства, на поле которого поработал и Роман Полански, и Джон Мур, но ее история о женщине с проклятым плодом – это скорее о предательстве материнского инстинкта и его искуплении в сугубо социальном срезе. Ева приводит в мир Каина и между ними вырастает пугающая стена и парадоксальная связь. Ребенок кричит день напролет, отталкивая мать, но лишь ей одной он открывает свою истинную природу, и когда-нибудь она упрекнет его в жестокости, а он покачает головой и заметит, что пошел весь в нее.
В фильме мы лишь мельком видим, что Ева недовольна своей беременностью, в то время как в первоисточнике («We Need to Talk about Kevin» Лаонела Шрайвера) достаточно прямо утверждается, что причина моральной дегенерации Кевина кроется в нелюбви к нему матери. Собственно, русские переводчики так и озаглавили британский бестселлер, за экранизацию которого взялась Рэмси - «Цена нелюбви». Режиссер же не столь категорична в объяснении природы Кевина и выдерживает интригу.
Анализируя «Что-то не так с Кевином», многие критики упускают из виду одну старую, но очень занимательную книгу Дорис Лессинг «Пятый ребенок», зеркально отражающую историю Евы и Кевина. Нобелевский лауреат и классик британской литературы также рассказывает о странном малыше по имени Бен, которому чужды любые социальные нормы, и о его любящей матери Гэрриет. Бена от Кевина отличает лишь уровень развития интеллекта: врачи прямо называют его парадоксальным атавизмом, прорвавшимся из глубин времен. Зло здесь действительно беспричинно и служит лишь мерилом нашего сочувствия и восприятия Чуждого. Гэрриет до самого конца борется за своего чудовищного ребенка, потому что «это-сидит-в-ней», как бы сказала любая женщина. Ева, в отличие от нее, движется к любви постепенно, и может быть даже слишком медленно, так как Каин уже готов бросить вызов Богу.
При просмотре и вовсе может сложиться впечатление, что фильм либо о беспричинном зле, либо о зле, причины которого кроются в нашем обществе, поскольку Рэмси стилистически близка к британскому социальному кино, но она так тщательно конспирирует свою ленту, что однозначного ответа не находится. Что-то не так с Кевином? «С Кевином все не так».
Насколько близка агрессия нашей природе, и может ли быть так, что чувство сострадания – это искусственный конструкт, к которому принуждает нас общество для своей же безопасности? Откуда берутся преступники, и почему их прощают матери? Хочется отметить, что весь следующий день после просмотра я ощущал источник агрессии в себе, и в случае чего легко бы освоил модель мышления Кевина, отрицающего любую форму взаимоподдержки. Так же понятно и его утверждение, которое лучше поставить в форму вопроса: почему мы с удовольствием смотрим свидетельства очевидцев преступления, их горе и слезы по телевизору, но отказываемся лицезреть настоящее убийство воочию? Линн Рэмси через Кевина задает множество вопросов, обрамленных во всевозможные заменители крови от томата до краски, но, как водится, ответа на них не дает.