И не случайны сравнения с главным французским 'социальщиком'. Пичулу и Дюмона роднит это умение запечатлеть на камеру обратную сторону жизни - здесь и 'совковый' застой и подростковый бунт и секс(!!!).
Такого в советском союзе ещё не видели. Даже сейчас зрителю, привыкшему к сексу и насилию на экране, не удобно смотреть подобное в контексте того времени.
Перед нами обычный вялотекущий конфликт в типичной советской семье - частое явление в домохозяйствах. Юная вера всячески старается вырваться из под опеки родителей, хотя родителей она по-своему любит, и даже нежно ухаживает за выпивающим отцом. Всё меняется, когда на сцене появляется студент металлургического института Сергей, в которого героиня влюбляется. Сергею девушка тоже нравится и он даже собирается на ней жениться, но вот с родителями у парня как-то сразу не ладится.
- Скучно как-то, ты не замечаешь? - спрашивает Сергей у Веры. - Ну почему твои родители такие тупые?
В той же 'Жизни Иисуса' Дюмона конфликт достигает пика в финале, а здесь для накала страстей достаточно половины фильма. Благо, что режиссёр прибегает к коротеньким интерлюдиям, между сценами сшивая всё спокойствием моря или ландшафтами промышленного города. История как будто просится быть снятой. Тут и внимание к деталям позднего СССР, и вросшие в образы актёры, среди которых особенно выделяются молодые таланты, и кропотливая работа режиссёра, погружающая в обстановку неприглядной жизни взрослых и безрассудства молодости.
Фильм смотрится тяжело. Кажется, какая-то позднесоветская маргинальная история, ан нет, - злободневная, вхожая во многие дома, и это пугает больше всего.
Проблема алкоголя актуальная тогда и не менее актуальная сейчас поднимается остро. Праздник – нужно выпить, знакомство – нужно выпить, горе – нужно выпить, человек лежит в больнице – нужно принести ему пиво!
Проблема отцов и детей также, к сожалению, никуда не делась. «Не кури, это вредно!» - «Правильно» - говорит отец, стоя с сигаретой на балконе.
Проблема «Как мы людям смотреть в глаза будем?» - вечна.
Проблема «Безнадега.ру», произрастающая из десятилетий выбивания инициативы, приветствую тебя в 21 веке!
Вера окончила школу и понятия не имеет, что делать в жизни, не видит перспектив. Предел мечтаний - стать телефонисткой - работа непыльная, и все мужчины хотят с тобой познакомиться.
Девочка. Одевается, красится, ведет себя вызывающе, изображает взрослую прожжённую уверенную в себе женщину. Но в избранные моменты мы видим ее наивность, неуверенность, желание взаимности, любовь к родителям и заботу о них. Ей не нравится окружающая ее реальность, но как нужно или как ее поменять она не знает, да и откуда.
Сережа сначала выглядит этаким «героем нашего времени»: девушки падают штабелями, а ему скучно. Его мы видим только с Верой и не понимаем кто он, а их история кажется заранее обреченной на провал: первое «Ты меня любишь?» звучит смешно. Характер Сережи раскрывается при столкновении с родителями Веры. Он выбивается из матрицы и не оправдывает ожидания ни героев фильма, ни зрителей. И именно его персонаж дает надежду на будущее, показывает другой путь.
Образы отца и матери Веры в процессе фильма показываются с разных сторон от нравоучений и истерик испуганных родителей до игнорирования проблемы и разрушения жизни дочери, но характеры не претерпевают никаких изменений. На финальных титрах мы понимаем, что это те же люди, что и на начальных.
Общее впечатление: Приморский город. Обычная рабочая семья. Отец и мать озабочены лишь бытовыми проблемами и довольствуются непритязательными житейскими радостями. Дочь Вера, только что закончившая школу, проводит время на дискотеках, за бутылкой вина в подворотне и за болтовней с подружками. Важным событием в жизни Веры становится встреча со студентом Сергеем — он вырос в другой среде, самостоятельно мыслит, у него другие культурные ценности. Молодые люди «из разных миров» стараются понять и принять друг друга.
Вот бывает такое, что человек растет в семье, где есть и мама, и папа, вроде все работают, но родителям начхать друг на друга. Семейные ценности размыты, культуры тоже никакой. Растет такой человек в нелюбви и хочет сбежать как можно быстрее в мир другой. Таким человеком является Вера. По большому счету именно пьянки-гулянки и отвлекают ее от нелюбимой семьи. Ведь проще забыться с подругами, друзьями, нежели слышать пьяного отца и ничего не видящую мать. Но Вера встречает в своей жизни абсолютно другого человека. Он задает ей вопросы: о жизни, о целях, влюбляется в девушку. Сергей совсем не такой как Вера, да и воспитан иначе. Кажется что такие разные люди не могут быть вместе, однако друг для друга становятся спасательным кругом, но на время, которое для них становится в миг туманным.
Не скажу что это легкое кино, отнюдь. Здесь хватает острого накала в отношениях как с родителями, так в паре Вера-Сергей. Реальность такова, что это не сказка и от нее не сбежишь в стакан с вином. Смотришь на Веру, и грустно становится, да только таких вот Вер, на нашей необъятной Родине — тьма. Нереализованные надежды, растоптанные мечты о лучшей жизни, печально.
Уроки свободы: мечты и надежды 'перестроечного' кино (часть 7)
Схожим образом, как и Рязанов, в очень острой, драматической форме, проблему цены свободы и эмансипации, но на этот раз сексуальной, мучительного мировоззренческого несовпадения поколений ставят в своих картинах совсем еще молодой Василий Пичул и уже зрелый Петр Тодоровский, совпадая, как это не странно, в выводах. Один из лидеров советского проката за всю его историю, дебют 27-летнего Василия Пичула «Маленькая Вера» и сейчас смотрится невероятно актуально для российской провинции, потому что в большей степени чем о свободе, это фильм о рабстве, убожестве и тошнотворности советского быта, токсичных родителях, хамстве, каждодневном психологическом насилии и давлении, которому подвергаются все те, кто решил «жить не по правилам», а это коллизия обрела новую жизнь уже в постсоветской провинции.
По-моему, именно с этого фильма стоит вести отчет современному острому социальному кино России от жестких лент Быкова и Звягинцева до притчевых высказываний Твердовского. Фильм Пичула разрушает ложь коммунистической идеологии о благополучии советской семьи, безжалостно выворачивая наизнанку ее подноготную с алкоголизмом, мещанством, животной погруженностью в быт и полнейшей бездуховностью. Удивительно, как совсем молодые режиссер и сценаристка смогли выразить посредством точных деталей невыносимость жизни в советской семье: постоянное чтение нотаций, вездесущая засолка огурцов, крики и вопли, ссоры и нравоучения, гадкий психологический шантаж и агрессивное неприятие всего нового.
Ведь Вера после своих «похождений» все же вышла замуж, а значит – главное в фильме не ее эмансипация от устаревших законов (она – в общем-то хорошая дочь, на что указывает сцена ее ухаживаний за пьяным отцом) и не сексуальный аспект (пресловутая постельная сцена снята в общем-то невинно по нынешним меркам), а невозможность «нового» человека жить в старых условиях. Во многом «Маленькая Вера», конечно, - о «сексуальной революции» в позднем СССР, частично эта картина ее и инспирировала, но в большей степени это рассказ о конфликте поколений, столкновении нигилистически настроенной молодежи и их родителей, увязших в трясине нравственных компромиссов с властью, но при этом двулично учащих своих детей жизни.
Блестящее обыгрывание сексуальной фактуры Негоды и Соколова (длительное время актер показан с обнаженным торсом), ее безупречность и красота четко противопоставляется карикатурному уродству родителей Веры (Зайцева и Назаров сыграли безупречно, сами во многом не понимая что они делают, на это указывает ненависть сегодняшнего Назарова к этому фильму и своей роли, не зря он вступил в КПРФ, доказав этим, что остался советским человеком). Пичул и Хмелик нащупали в своей картине нарождение новой ментальности – несоветской, любящей и ценящей свободу, но морально разболтанной, без стержня совестливости, который был, допустим, у шестидесятников и диссидентов, а потому молодое поколение, которое обладает этой ментальностью, в будущем, как показало время, станет хищническим и в конечном счете – потерянным на просторах 1990-х.
«Маленькая Вера» - кино о том, и на это указывали многие критики, что базовая вера в коммунизм подорвана, она действительно стала у молодежи маленькой, если не исчезла совсем. Молодежь хочет устроить свою личную жизнь, судьба страны ее не волнуют: трагедия «перестроечного» поколения – в том, что оно было в массе своей политически индифферентно, его не интересовал коммунизм, но и ненависти к нему оно не испытывало. Именно политическое безразличие будущих строителей свободной России и стало причиной анархии 1990-х, свобода была им дана просто так, а не завоевана в борьбе с коммунизмом.
«Маленькая Вера» - это во многом «чернушное» кино, эмоциональный накал в нем запределен, краски сгущены до невыносимости, но в то же время – это очень важный фильм о людях, которым хотелось просто жить, но и этого им не давали. К сожалению, молодежь «перестройки» так и не поняла, что для того чтобы строить частную жизнь, надо для начала идеологически очиститься, они оказались глухи к набатным призывам «Покаяния» Абуладзе, все больше глядя на Запад. Задыхаясь в удушливой мещанской атмосфере советской семьи с этими бутылками, банками, криками, они сами впоследствии стали мещанами, ибо увидели в Западе прежде всего потребительский рай, противопоставляя его дефицитному аду «реального социализма», но свободы как обличающей всякое рабство и тиранию совести они в нем не увидели.
Кино о позднесоветской действительности и апофеозе мещанства
Кино сильно впечатлило! Показаны убогие реалии промышленного городка, безысходность, отсутствие перспектив для саморазвития. Герои не вызывают сострадания, скорее некую жалость, даже презрение. Родители Веры живут в своем маленьком убогом мирке, погрязли в бытовых мелочах, сплетнях, хотят жить как все, чтоб 'все как у людей'. Отец спивается, хотя вся семейка в целом без водочки никак. Вера - типичная подрастающая шалава, прыгает по мужикам, пытается забыться, уйти от жестокой реальности и семейного убожества в сексуальные приключения. Подруга Веры - такая же, хотя по-дружески уступает Сергея своей подруге, когда видит, что у тех все 'серьезно'. Сергей - обычный студент, из более-менее интеллигентной семьи, учится в металлургическом институте, живет в общаге.
Примечательно, что показано отсутствие личного пространства, возможности уединения для 'влюбленной парочки', в общаге врываются в комнату дружки Сергея, а когда Вера приводит своего 'избранника' в дом, то мама заходит к ним, лежащим еще в постели и как ни в чем не бывало подсовывает книжку по домоводству. И смешно, и грустно. Еще убого и трешово смотрится момент, как своему сыну (старшему брату Виктору) мать дает баночки в дорогу, а в аэропорту втюхивает арбуз, тут я еле сдержался от смеха, ну настолько все это абсурдно, примитивно, убого. И конечно же, диалог отца Веры о свадьбе, чтоб 'соседям в глаза не стыдно было посмотреть'. Или речь матери о том, что пускай за того моряка выходит замуж, тот типа как 'при деньгах' будет. На чувства Веры родителям плевать, да и у самих никаких чувств, только серость, рутина, романтике здесь не место.
Некогда революционный дух, идеи о мировом коммунизме, новом человеке, романтика пятилеток, комсомольских строек, гордости за первый полет человека в космос - все это сменилось унылой картиной мещанства, отсутствие идеалов, целей в жизни. И можно конечно осуждать Сергея за неуважительное поведение в отношении родителей Веры и угрозы отцу (хотя это не оправдывает поступок отца, за который ему положено в тюрягу сесть). Но вопрос он задал правдивый своей Вере о тупости ее родителей, скучной жизни, бесцельности их существования. Сам старший брат Виктор, который вроде как живет в столице и 'выбился в люди', скорее спешит свалить из этого убого ада люмпенства, 'шариковщины'. В общем, фильм реалистичен, как и другие такие фильмы, как например Груз 200 Балабанова, Курьер Шахназарова, Дорогая Елена Сергеевна Эльдара Рязанова. Все эти фильмы показывает типичную обыденную жизнь в советских моногородах, где вся реальность складывается из хрущевок, завода, водки, сплетен с соседями, телевизора и потрахушек. Идеалы утрачены, в коммунизм люди больше не верят, романтизм утрачен и остался в их наивной юности, остаются лишь семейные ссоры, бытовуха, непутевые подрастающие дети, которые ощущают всю фальшь и лицемерие, потому и выбирают путь нигилизма, цинизма, беспорядочного секса, тусовок, вписок.
Даже со своей какой-никакой, но любовь к кинематографу, узнал я об этой картине в самом неожиданном месте. В музее, историческом, не посвященному кино. Кому стало интересно, музей называется «Россия моя история», действует с недавнего времени во многих городах. Фильм же входил в экспозицию «ХХ век в российской истории», в составе интерактивного теста о советском кинематографе. Сначала меня удивило что я был не слухом, не духом о таком фильме, как «Маленькая Вера». И как оказалось, не зря. Я как человек вообще не заставший всеобщего равенства и веры в социалистическую революцию, даже не задумывался о том, что революции происходили не только в стране, но и на экране. «Маленькая Вера» - отличный пример картины, которая с яростью разъярённого быка рвет все шаблоны о кино в СССР даже у современного человека. Посудите сами, в фильме демонстрируется провинция, не особо изменившаяся с тех времен (Здравствуйте, я с Поволжья), странные низменные ценности, от которых даже заядлый альтруист придет в трёхдневный ступор, и конечно же, любимая всеми нами – обнаженка. Причем всего этого с достатком, все это выливается на зрителя в количестве равному годам, в которые подобные фильмы не выходили в советском союзе. Но обо всем по порядку.
Хотелось бы особо выделить главных персонажей, большинство из которых актуальны и по сей день. Возьмем к примеру Веру. Бунтарка, не желающая жить по законам имеющегося общества. Вере в жизни ничего не хочется кроме как наполнять свою жизнь прелестями молодости, а именно: алкоголь, секс, тусовки с друзьями и не очень. Все бы ничего, все проходим через это не без ностальгической слезы. НО. Всегда есть одно но. Вере больше ничего не надо. Она надеется на сказку с принцем, который будет дарить ей только радость. И все-таки находит, как ей кажется, подобного в лице студента Сергея. О нем отдельно.
Сергей, на мой взгляд, единственный хороший персонаж фильма. В начале представляемый нам как человек загадочный и явно имеющий свои злобные мотивы, по ходу сюжета оказывается тем самым посторонним в мире картины. Плывущий по течению и острый на язык, он понимает всю гнетущую атмосферу места, в котором находится, и он единственный кто хочет большего. За что и поплатился…
Про остальных персонажей нет большого смысла говорить. Все они являются дополнением к образу УЖАСНОЙ действительности, на них лучше смотреть и УЖАСАТЬСЯ.
Фильм хороший, но тяжелый. Словно волна, он сначала захватывает тебя, а потом бьет по камням со всей силы.
Особо впечатлительным смотреть в компании пледа и любимого человека, в которого можно будет плакаться.
Этот фильм я точно запомню, прежде всего из-за безумно годной актёрской игры, густейшей и сочнейшей атмосферы позднего, уставшего и расчеловеченного 'совка', обречённого и противоествественного. Из-за правдивой передачи духа времени и операторской работы тоже.
Итак, советский депрессивный город. Невежество и внутренняя пустота в лице родителей Веры, модный среди молодёжи цинизм и нигилизм, атмосфера разваливающегося сгнившего до корней уклада жизни, панельки! В общем, всё в точности как в 2019-м.
И вот среди всего этого адища мы имеем чуть ли ни единственного положительного персонажа - Веру. Кстати, символичное имя, не находите? Она сама по себе - обычная баба. Торчит в тусовках, порой выпивает, ничем особо не выделяется, кроме того что возникло у неё настоящее и искреннее чувство. Персонаж к которому оно возникло, впрочем, тоже особо не примечателен и особой роли в сюжете не играет, кроме того что он просто нормальный и адекватный. Ну умник, сейчас таких иронично называют 'илитка'.
И вот этот момент передан мастерски - я имею ввиду, что-то настоящее и чистое VS сгнившее противоестественное бытовушное месиво, которое ненавидит и стремится уничтожить всё, что на него не похоже. Родители Веры не просто 'заботятся только о бытовых проблемах' - они именно что токсичны и пытаются разрушить то, что сами не понимают. Подколки за столом, психологическое давление, невоспитанность, стадность, 'как я буду в глаза соседям смотреть' - жалкое зрелище. А с другой стороны - искренние чувства, которым нет дела ни до чего, которые даже на первый взгляд среди всего этого уродства смотрятся нелепо и не к месту.
Но в итоге, как бы ни давила трясина такого общества, как бы ни сопротивлялась и ни огрызалась среда, настоящее в итоге рано или поздно получает своё, а отжившая, зафейкованная среда умирает сама по себе, накатив водки на обшарпанной кухне, нанеся перед смертью немало вреда.
Конец внезапно очень вдохновляющий. Вера в слезах, но жива (ох уж этот символизм), старый мир умер, и не жалко его такого. Разве только совсем чуть чуть. А, что вы там говорите? Порнуха? Эротика? Даже близко не заметил.
Фильм, который я посмотрел всего один раз, меня потряс. Вообще всем, что в нём показано, потому что никто не привык видеть в кино правду. Все привыкли думать, что режиссёры рисуют фантазию либо больного воображения, либо описывают страдания своих жён или мужей. Тут всё не так.
Недавно отмечали 30-летие фильма, хотя по факту он был снят ещё в конце 1987 года. В программе Андрея Малахова так никто и не ответил, о чём этот фильм. Все цеплялись за секс. Вот он показан и так, и сяк, но это же не порно, даже советское... Похоже, только сценарист Мария Хмелик изначально хотела сказать в своей повести 'Сломанный телевизор', о чём этот фильм и хотела, чтобы эту мысль уловило её поколение. Увы, не поняли этого и тогда, и сейчас. Потому что фильм оказался пророческим.
Если хотите, прочтите эту повесть. Сквозь письма зрителей в квартиру Хмелик и на киностудию Горького, проходит призма параллельной жизни актёров в Италии и Америке, где 'Маленькая Вера' взяла все призы, просто чуточку не хватило везения. А между всем этим есть реальная жизнь нас, зрителей, которых изменил этот фильм, ведь мы тоже родились под эти песни Матецкого, голос Ротару, алкоголизм родителей и беспорядочный секс мажоров в шортах. Всё это прошло сквозь нас.
Так вот, фильм Пичул снял о любви. Она вечна, подобно лучу, проходящему сквозь тьму неуставных отношений родителей Веры и молодого ловеласа Андрея. Поэтому вопрос 'Как жить-то дальше' имеет другое очертание: будет ли любовь в будущем? Со смертью отца Веры умирает любовь, потому что в его сердце - страна, в которой он жил. И любви между новыми русскими, вступившими в новую эпоху капитализма уже нет. есть секс, деньги, разврат, похоть, ложь и лицемерие. В такой модели государства нет любви.
Во множестве источников, авторитетных и не очень, данная кинокартина представлена нам как один из ярчайших символов перестройки, переходного периода, жуткого хаоса ценностей и ориентиров в сознании людей.
Однако по моему скромному мнению, герои и ситуации, выведенные в этом фильме, вневременные. Это маленькие люди с маленьким морально-нравственным и интеллектуальным багажом. И они это прекрасно понимают. Кто-то спокойно принимает сей факт, кто-то этого сделать не в силах. Остается два пути: вырваться из порочного круга, порвать с осточертелым вызким болотом (всеми доступными путями), либо же страдать и мучиться, варясь всю свою жизнь в этом котле, как грешник в аду.
Ад существует не только в душах, ад вокруг этих несчастных людей. К минимуму сведено личное пространство. Везде скученность, количество людей на квадратный метр зашкаливает. При всем при этом вышеупомянутые люди еще и не дают друг другу спокойно жить. А жить так невероятно скучно. Вот и приходится развлекать себя самому. Каждый находит развлечение по душе сообразно своим возможностям: кто падает в пучину алкоголизма, кто наслаждается сплетнями, ну а для кого-то милее плотские утехи. И все эти прекрасные способы времяпровождения накладываются друг на друга, сплетаются в один мерзкий клубок.
Так почему бы не жить нормально, по людски? Почему не стремятся к саморазвитию и совершенствованию мира вокруг? Да потому, что отсутствуют благоприятные условия, нет достаточного количества времени, физических и духовных сил для всего этого. Нужно ежедневно в поте лица добывать хлеб насущный. Ну а после тяжкого трудового дня хочется только отдыха, и больше никаких усилий.
Очевидно, что неказистое бытие породило такое же сознание. Или наоборот?
Прав был старик Толстой, что все счастливые семьи похожи друг на друга, но каждая несчастливая семья несчастлива по-своему.
«Маленькая Вера» - это яркая квинтэссенция всей драмы и трагедии в советских семьях в последние годы СССР. Родители обеспокоены лишь бытовыми вопросами, а там, где не могут подумать и решить сами, заглядывают в профильные книги, брат Веры живет в другом городе с молодой семьей и мало заботится о родителях и сестре, сама Вера пускается во все тяжкие с подругой. Но даже знакомство с прогрессивным ровесником Сергеем не вырывает Веру из круга пьянства, черной бытовухи и узколобства.
Я искренне не понимаю негодования людей, которые считают фильм низким, очерняющим советские семьи. С момента выхода фильма на экран прошло почти 30 лет, а воз и ныне там. «Маленькая Вера» - это фильм о классической проблеме «отцов и детей», о пьянстве в русских семьях, о наплевательстве на детей.
Что прекрасно, «Маленькая Вера» - не чернуха, это история любви и непонимания, отчаяния и бунта. На мой взгляд, этот фильм не назидание детям, мол, вот какими можно стать и куда упасть, а в первую очередь урок родителям. Если после просмотра «Маленькой Веры» хотя бы один отец отставит стопку водки в сторону, а мать перестанет закрывать бесконечные банки с консервами, и поговорят с ребенком, это будет победой фильма.