К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Альфа-самцы - малочисленная социальная группа. Они составляют всего лишь 1% мужского населения. Поэтому далеко не каждому человеку суждено когда-либо встретить такого мужика на своём пути. Но если ты, читатель, с ним(и) всё-таки сталкивался в жизни, то ты поймёшь, о чём я толкую. Альфа - это тот самый паренёк, который первым переспал с самой красивой бабой из твоего класса; тот самый сосед-уголовник, которому ты боишься отказать дать долг до 'как-только-так-сразу'; тот самый главарь ультрас, который бесстрашно ведёт свою армию хулиганов навстречу отрядам полиции; тот самый угрюмый таксист с глазами хищника, готовый удавить всякого злостного неплательшика; тот самый безбашенный боксёр, укусивший противника за ухо.

Психодрама 'Крепкий мужик' повествует нам об особо редком прецеденте - о падении альфа-самца, то есть о его психическом кризисе в результате первого поражения в жизни.

Шофёр Спиридон - первый мужик на деревне. Он горазд на всё: набить морду борзому хлопцу, затащить в койку лучшую бабу, даже стрельбой в ментов он не брезгует. Создаётся впечатление, что он должен носить погоняло одного известного кинобойца - Неоспоримый, потому что доминирование лихого Спиридона никто из местных жителей не рискнул бы опровергнуть. Но однажды в деревню прибыла роковая супружеская пара (Сергей и Ирина) - провести отпуск. Очень уж понравилась Спирьке баба - стал он её, как ему казалось, незаметно, цеплять. Однако стоило ему преступить черту дозволенного, бдительный Сергей незамедлительно избил Спиридона, причём зашкаливающе чётко так избил - в лучших традициях Стивена Сигала.

То был переломный момент в жизни деревенского альфа-самца. Как же так? Мол, я же всю жизнь был победителем, лапал всякую бабу, которую захочу, а тут - барьер. Откуда он взялся?! Избил... А, главное, кто избил - учитель! Интеллигентишка паршивый, мало ли Спиридон таких зубрилок в своё время бил и унижал на глазах смеющихся потаскушек? А теперь всё произошло ровно наоборот... Что делать теперь - убить падлу? А за что? Обещал Спирилон, лежащий с разбитым лицом на земле, Сергею 'уработать его'? А учитель с каменным лицом задавал в ответ резонный вопрос 'За что ты меня уработаешь, подлец?'. И впрямь - а за что? Сам же виноват вроде... Забавно - а ведь никогда раньше чувство вины Спиридона не мучило... Ну, допустим, застрелит он этого учителя из ружья - а дальше что? Как жить с позором? Акелло промахнулся - однажды оступившийся вожак уже никогда не возглавит стаю.

Фильм наполнен символами. Спиридон - находящееся в глубоком кризисе советское государство. Сергей - интеллигенция, которая целыми десятилетиями идеологически разлагала СССР. Шурыгин - совокупность бездуховных разрушителей культурного наследия, которым развязал руки сатанинский Совнарком. Святой отец - загубленное диктатом атеизма и потерявшее смысл своей проповеди духовенство. Максим - подавленный коллективизмом русский крестьянин, слабый и ничтожный человечек.

'Крепкий мужик' - один из лучших фильмов Перестройки. Такому карьерному старту, какой был у Бочкина, Сухорукова и Селина, позавидует любой начинающий актёр. Но предупреждаю - это тяжёлая психодрама, кому-то она понравится, а кого-то вгонит в депрессию. Любителям фильмов о психическом перерождении - смотреть обязательно.

7 из 10

15 августа 2017 | 13:21
  • тип рецензии:

Данная экранизация прозы Шукшина производит странное и неорганичное впечатление. Казалось бы, есть главный герой, стараниями Игоря Бочкина, производящий достаточно убедительное впечатление. И есть целый ряд второстепенных персонажей, призванных создать панорамное впечатление о жизни советской деревни, постепенно и все больше, погружающейся в отчаянье и безысходность. Но получается так, что неглавные герои даны совсем эпизодически, едва ли не покадрово, это какие-то разномастные типажи, а не полноценные характеры. Если мы вспомним фильмы самого

Шукшина, то там ничего подобного не было: даже самая маленькая роль у него уместна, зачем-то нужна для характеристики целого. Здесь же коллективный портрет неудачен, причем до той степени, когда не совсем веришь в 'деревенскость' героев. Складывается впечатление, что актеры разной степени одаренности лишь играют в деревенских, не до конца понимая, чего же тут, собственно, играть. Да и герой Бочкина, если совсем честно, больше похож на люмпенизированного горожанина из глухой провинции, нежели на жителя сельской местности.

Но ключевая промашка все же в другом. Шукшинский мир по своей природе трагикомичен. Режиссер же напирает лишь на трагичность, фильм суров, как взгляд главного персонажа. И это делает его фильмом по отдаленным мотивам не с точки зрения сюжета, но в контексте художественного пафоса. Простая экстраполяция деревенской жизни 1960-70-х на финальные годы Перестройки приводит к тому, что можно представить данную ленту как интерпретацию прозы писателя через призму тогдашней 'чернухи', в которой, кроме общего приговора времени, больше ничего и не было. А этого мало, чтобы экранизация непрямолинейного по своей природе творчества Шукшина удалась. Кстати, в более позднем фильме 'А поутру они проснулись' его создатели пошли по противоположному - комедийному - пути, также не приблизившись к удовлетворительным результатам. Внешне простой, едва ли не компанейский, как многим кажется, Шукшин очень сложен для интерпретации, что данный фильм и доказал. Жалко, что он не доказал чего-то большего.

09 января 2015 | 21:15
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: