Новые тёлки лучше мотивируют быка. Это эффект Кулиджа. В широком плане работает он не только на ферме. И не только с тёлками. Любой объект, обещающий новые впечатления, держит внимание дольше, чем давно знакомый. Вот и фильм якутов нельзя было не посмотреть — это же неведомая мне Саха.
Несколько безыскусных житейских историй, замешанных на алкоголе, невысоком уровне общей культуры и культуры коммуникаций в частности. Показаны бодро. Без артхаусных претензий и ложной многозначительности. Головотяпство родителей, глупость ребёнка, хамство соседа, зависть, от которой сносит крышу, чванство и безнаказанность властей, продажность полиции, просто мерзкое пьянство… и ещё раз низкая культура. Я ожидал увидеть этноспецифику, но рассмотрел лишь гаплогруппу N1a1 и концентрат того, что можно встретить всюду, хотя и не в таком густом замесе.
Любопытно ли это? До некоторой степени, да. При этом, если заменить гаплотип N1a1 на условный R1a, то истории не стали бы от этого менее жизненными. Но вот смотреть такое про русскую деревню я бы до конца не стал. Я счёл бы это скучной и нарочитой демонстрацией примитивных моделей жизни в обществе.
Не хочу верить, что в этом и состоит национальный колорит якутов. Любая популяция формирует модели людского сосуществования. Адаты-шариаты, кодекс Хаммурапи или христианская этика — всегда возникают некие писаные или неписаные нормы, препятствующее самоистреблению живущих бок о бок людей. Или популяция обнуляется. Может от этого и хотели предостеречь свой народ якутские кинодеятели? Однако фильм крутят на международных фестивалях, и это уже выглядит посланием «вовне». В качестве такового фильм несколько спекулятивен. С закосом под Кулиджа.