Национальный вопрос портит жизнь людей похлеще квартирного. Лично знаю двух братьев, которые имея одного папу и одну маму, являются представителями разных национальностей: старший – белорус, младший – татарин. По паспорту и по вере. А если взять домашних животных, собак там, к примеру, или котов. Чувствуют ли они свою особенность по пятой графе? Судя по эпатажному французскому мультфильму «Кот раввина» некоторые дымчатые ориенталы этой проблемой озабочены не слабо. Быть или не быть коту евреем, дозволят ли ему ортодоксы пройти обряд инициации? Не зря же бедное животное обрело дар речи, правда, в придачу ему не был ниспослан дар послушания, и поэтому сто минут необыкновенных приключений зрителю, набредшему на этот редкий в наших палестинах фильм, обеспечены.
А мультфильм действительно незауряден. Уже начиная с локаций и персонажей. Много ли вы встречали, нет, не говорящих котов, с этим в мировом кинематографе всё в порядке, а алжирских раввинов, которые в компании с советскими единоверцами (да-да, истинными коммунистами) вступают в диспуты с эфиопскими мусульманами и затерянными предтечами исполинского роста и характерной картавостью. И все ради подтверждения гипотезы – человечество произошло от чернокожих иудеев. Адам и Ева были немножко смугловаты и пухлогубы.
Отдельная песня славянской речи в стиле «Кокаиниум», которой пропитаны многие сцены. Все-таки целых два героя, пылкий художник, присланный бандеролью, и местный бодрый старец, владелец гусеничного ситроена, представляют русскоязычную шестую часть населенного глобуса. И запоминаются куда больше опереточных вождей племени и занудных служителей синагог. Не знаю, какой эффект русское слово производило на заморского зрителя, здесь же комический эффект был неоднократной величины.
Хотя сам мультфильм, несмотря на свою скоморошность, достаточно серьезен. Там, где дело касается религий, ступать нужно, просчитывая каждый шаг. Легкое провоцирование, вроде, какая вера истинней – ислам или иудаизм, можно ли крестить кота Соломоном, считать ли пейсатых русских евреями, присутствует постоянно, но открытого богохульства замечено не было и вспышек на Солнце Недовольных не зафиксировано – создатели Антуан Делево и Жоанн Сфар к Рушди и Эйхману причислены не были. Впрочем, возмущение анимированным котом сродни ненависти к, допустим, Микки Маусу. Несерьезно даже для фанатиков догм.
И вот пески сменяются глинобитными хижинами, Магриб скрывается за дюнами, дочь раввина Злобия чарующе возлегает в одеянии, напоминающим открытый купальник, на знойной террасе. Злые арабы точат ятаганы, распутные русские напиваются в хлам. «Сезар» за анимацию, на всякий случай, выдан («Монстр в Париже» отвергнут за попсовость). Полочка с работами в стиле «Не знаю, что это было, но в этом что-то есть» пополнена, и даже грозит накрениться. Моисей с Марксом консенсуса не достигли, кота циркумцизии не подвергли. Тема «Только евреи являются людьми, неевреи – это животные» (Мециа 114а-114в.Talmud, 1935, Soncino Edition) осталась нераскрытой.