К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Тогда все было вновь – и поднимающаяся после войны страна, и широкие ленинградские улицы с редкими авто, и молодые увлеченные своим делом специалисты, и, конечно, любовь – всегда новая и чистая, как первый снег.

Когда в 1955 году вышел фильм «Неоконченная повесть» Фридриха Эрмлера, возможно, он воспринимался в привычной социалистической парадигме: он принципиальный инженер, она добросовестный врач, дело превыше чувств и само их дело первостепенное для общества. Но за этой ширмой стандарта режиссер спрятал возможность иных интерпретаций, и потому нам сегодняшним эта картина может многое рассказать тому, кто будет смотреть его без скепсиса и готовности к иронии.

Здесь прежде всего стоит сказать, что в самом соцреализме нет ничего плохого и тем более антиэстетического. Его переизбыток в определенный отрезок времени вызвал пресыщение у зрителя, но сегодня мы же можем смотреть на него с более отдаленных позиций и попытаться объективно оценить не только его недостатки, но и неоспоримые достоинства. Вообще в любом «-изме» самым главным остается сам художник, именно его индивидуальность, его видение мира наполняет любое течение в искусстве смыслом и придает ему ценность. И соцреализм богат творчеством таких титанов, как Георгий Чухрай или Михаил Ромм.

Фридрих Эрмлер в эту плеяду художников-соцреалистов с человеческим лицом прекрасно вписывается, и его лента «Неоконченная повесть» согревает своей человечностью. Герои только на первый взгляд идеологически верные и несгибаемые, но на самом деле внутри каждого из них есть глубокий психологический надлом, но если у Ершова (Сергей Бондарчук) он и внешне выражен в его травме и прикованности к постели, то у Елизаветы Максимовны (Элина Быстрицкая) он глубоко спрятан. Сложно сказать, что предшествовало тем событиям, которые показаны в фильме, через что прошли герои, но итогом этого стало их одиночество. Оба они уже не молоды, за плечами каждого из них – свой жизненный опыт, юношеская романтичность уже уступила место зрелому скепсису… Чуткий зритель понимает, что самоотверженное служение больным для доктора Муромцевой (хочется лечиться только у таких врачей) – это попытка сбежать из собственного плена, так же, как и ожесточенные дискуссии инженера Ершова с другими членами его конструкторского бюро.

И оказывается, что плакатные герои давно уступили место другим типам героев, которые, будучи пропитаны идеологической правдой, могут быть сломлены физически, но не… А вот здесь понимаешь, что и морально тоже. И вообще они обычные люди – понятные и похожие на нас. Делает ли это их слабее? Возможно. Делает ли их это хуже? Нет. Потому что их сила не в неуязвимости, а в способности противостоять, видеть свет, когда сгущается мгла, любить, когда кажется, что надежды уже нет. Наверное, такой в 1950-е была вся страна: ослабленной и надломленной, но жаждущей жизни, обновления, и обретающей силы для своего восстановления только в этом естественном и неистребимом инстинкте жить и расти.

Какую-то особую близость героям придают исполнители главных ролей, судьба которых в чем-то схожа с Ершовым и Муромцевой: первая красавица советского кино Элина Быстрицкая, прожившая всю свою жизнь в одиночестве, и легендарный Сергей Бондарчук – актер и режиссер огромного таланта, в творческой судьбе которого были и заоблачные взлеты, и трудные падения. Легенда гласит, что во время съемок фильма отношения между ними были настолько напряженными, что общие сцены пришлось снимать без присутствия партнера – соединяя затем их в процессе монтажа. Но наблюдая вновь историю невысказанной любви, мы верим, что это лишь легенда, что толику той любви, который горели герой, испытывали друг к другу и артисты. И эта актерская школа, воспитывавшая не только молодых артистов, но и зрителя, тоже является достижением соцреализма, противопоставить которому российский кинематограф пока не может ничего. На фоне исполнителей главных героев не теряются ни артисты второго плана, ни эпизодические роли: Евгений Самойлов, Софья Гиацинтова, Эраст Гарин, Александр Лариков – каждый несет такую яркую и харАктерную краску, без которой общая картина была бы неполной.

16 июня 2017 | 14:09
  • тип рецензии:

'Неоконченная повесть' - прекрасный советский фильм. Фильм глубокий по своему смыслу. В фильме показана человеческая доброта, взаимопонимание, дружба, преданность своему делу и чувство безграничной благодарности. Все мы помним случай с маленькой девочкой у кровати которой просидела всю ночь героиня великой актрисы Элины Быстрицкой. Как дед и отец были благодарны за спасение дочери и внучки.

Фильм, на мой взгляд, учит быть благородным, не отступать от своих принципов, быть честным с собой и с окружающими людьми. Вспомним разговор Елизаветы Максимовны со своим коллегой Аганиным относительно Ершова. Муромцева настаивала на том, что Ершову нужен стресс для выздоровления, а Аганин настаивал на обратном. И как показал конец фильма, права оказалась Муромцева.

На мой взгляд, актеры подобраны с высочайшей точностью. Каждый актер, как мне кажется, идеально вписался в роль. Каждая роль была была не сыграна, а прожита. Каждый актер показал всю полноту исполняемой им роли, всю глубину характера и эмоций каждого героя. На мой взгляд, режиссер показал, что есть благородной души люди, которые верны себе, своему призванию и людям которые им доверяют.

Поэтому я считаю этот фильм в высшей мере душевным, добрым и поучительным.

Смотреть этот фильм было приятно и интересно, поскольку, я считаю, что фильм наполнен смыслом, эмоционально окрашен, и как мне кажется, затрагивает важные вопросы. А именно взаимоотношения между людьми, жизнь простого трудящего народа.

01 октября 2012 | 20:21
  • тип рецензии:

После безумия и пламени ранних лент Эрмлера 'Неоконченная повесть' выглядит сентиментально, пресно и предсказуемо. Персонажи не похожи на живых людей, скорее на пункты в плане конспекта. Елизавета Максимовна – одна идея, Александр Аганин – другая, Ершов – даже не идея, а поле применения двух идей, правильной и неправильной. Верно, что 'Великий гражданин' тоже биполярный фильм, но энергия актёров и гениально написанный сценарий превратили его в шедевр. Но Элина Быстрицкая – не Елена Юнгер и не Зоя Фёдорова, а Сергей Бондарчук – не Боголюбов и не Фёдор Никитин. И при этом с первых минут совершенно понятно, чем фильм завершится…

Однако, при всей своей ходульности, 'Неоконченная повесть' - очень символичный фильм. За год до ХХ съезда партии Фридрих Эрмлер объявил: пришла весна. И мы видим ледоход на Неве, тающие сосульки, видим оживающую природу… Даже зима пахнет весной… Звучит патетическая музыка Чайковского.

В центре картины – участковый врач Елизавета Максимовна, которая готова прийти на помощь людям в любое время дня и ночи, которая ходит с больным ребёнком на руках ночь напролёт, которая уверена, что человек должен бурлить, кипеть, жить, что покой только вредит больному…

Фильм снят сразу после смерти Сталина, после знаменитого 'дела врачей', очередной кампании, которая не завершилась великой чисткой только благодаря смерти вождя… А тут, у Эрмлера, врач вовсе не отравитель и не убийца, а человек долга, без остатка посвятивший себя больным. Елизавета Максимовна постоянно рассуждает о людском счастье, она не враг народа, а человек, которого любит простой люд. В этом смысле, эпизод с застольем в квартире рабочих отца и сына Спириных весьма показателен и значим. Она знает свой район, не боится ходить одна, и милиционер, человек в фуражке с красным околышем, ранним свежим утром отдаёт ей честь. Студенты обступают её тесным кольцом, смеются… Впереди длинная счастливая жизнь.

Ей противостоит врач-психотерапевт Александр. При этом он осторожен и трусоват, на рожон, если не нужно, не полезет, но если нужно, тоже не полезет, он приписывает больному только покой, но при этом не верит в то, что тот способен подняться. И с первых минут фильма ясно, что в борьбе с Елизаветой он проиграет. Время трусов и подлецов закончилось, говорит Эрмлер. У них уже ни сил, ни возможностей, ни влияния… Опять вспомним тот эпизод с милиционером, отдающим честь врачу. На дворе – весна, жизнь, страсть…

Герой Сергея Бондарчука кораблестроитель Ершов прикован к постели… Но он не собирается сдаваться. Фильм начинается с его бурного обращения к студентам, которые 'ещё не стали полноценными специалистами, а оглядываться уже научились'. Он много говорит о весне, о людском благе. Он страстен, безжалостен, неуступчив в спорах, его душа бьёт через край. И именно его страстная натура становится объектом применения двух взглядов: Елизаветы, олицетворяющей новую, свежую жизнь, и Александра, целиком оставшегося в прошлом.

Эрмлер здесь не ставит сверхзадач. Столкновение двух миров здесь лишено накала, остроты и ужаса, которыми пронизаны 'Великий гражданин' или 'Крестьяне'. А главное, как сказано выше, это противостояние предсказуемо и пресно. Режиссёр не изучает характеры, не развивает их, не сталкивает их лбами, а просто ведёт их к заранее решённому финалу.

И ещё один интересный персонаж картины – секретарь райкома. 'Власть переменилась' говорил другой герой Евгения Лебедева, то есть, она осталось той же, но изменилось лицо этой власти. Эрмлер показывает власть другую, живую, человеческую, открытую… К этой власти можно прийти за помощью, как делает Елизавета, сражаясь с нерадивыми руководителями завода, и она примет твою сторону. С этой властью можно разговаривать на 'ты', запросто, можно шутить, можно даже сказать: 'Иди ты к чёрту!', а она всего лишь ответит: 'Уже в пути'…

Этот фильм был началом, той самой первой ласточкой, которая ещё не делает весны, но уже извещает всем, что скоро, скоро…

6 из 10

11 апреля 2012 | 13:48
  • тип рецензии:

Есть в этом фильме что-то такое, что притягивает наше внимание, заставляет, начав просмотр, уже досмотреть картину до конца, не отрываясь от экрана. Фильм простой, и в то же время поднимает перед нами важные человеческие ценности. Возможно, за это я и люблю старые советские фильмы. Отмечу, что в картине нет того героического пафоса, долгих жизненных рассуждений о человеческих качествах и пороках, которые сразу же выставляются на показ и зрителю даже не нужно формировать своё мнение о героях картины (иначе это просто будет выглядеть глупо). Возьмите хотя бы советские фильмы того времени: «Верные друзья», «Карнавальная ночь» и др. Все свои рассуждения режиссёр «Неоконченной повести» Фридрих Эрмлер оставляет за кадром, заставляя нас самих оценивать поступки главных героев. Зато чувств в этой картине – предостаточно. Переживания Елизаветы Максимовны, горько плачущей в своей комнате в одиночестве, её забота о тяжело больной маленькой девочке, наконец, трудный выбор между зовом сердца (любви к беспомощному инженеру, который живёт в свою очередь лишь одной надеждой, что молодой доктор когда-нибудь обратит на него своё внимание) и коллегой по работе – перспективным, но немного грубоватым. Прикованный Юрий Ершов потерял весь интерес к жизни с тех пор, как оказался замкнутым в четырёх стенах. Заниматься любимой работой – проектировкой кораблей – он уже не мог, а без дела всей своей жизни смысла в своём дальнейшем существовании инженер не видел. Казалось, никто уже не верил в то, что чудо когда-нибудь случиться. Все знакомые советовали ему сдаться и тихо долёживать отведённые ему дни. Лишь доктор Елизавета Максимовна не теряла надежды. Она знала – только любимое занятие сможет отвлечь его от всех злых мыслей и вновь обрести смысл жизни. Проникшись сочувствием к растерянному талантливому инженеру, она стала часто посещать его, справляться о его самочувствии, и сама не заметила, как чувство переросло в любовь…

Это чувство всегда творит чудеса. Нужен был сильный стресс для того, чтобы случилось чудо, и оно произошло. Но перед этим двум влюблённым пришлось пройти долгий путь переживаний, обиды и опасения за близкого и родного своему сердцу человека. Готовый на всё ради счастья своей любимой, Ершов не говорит ей о своих чувствах, поскольку знает, что будет ей лишь обузой. И лишь узнав о её взаимности, решается на отчаянный поступок – во что бы то ни стало начать ходить.

Игре Элины Быстрицкой искренне веришь, переживаешь каждому её чувству. Образ участкового врача – доброй, отзывчивой, умной и одинокой женщины получился у неё очень ярким. То же, в общем, можно сказать и про игру Сергея Бондарчука, сыгравшего в картине целеустремлённого, но скромного инженера Ершова. Хотя были у него роли и гораздо более проникновенные. Даже не вериться, что в жизни оба актёра просто не выносили друг друга.

Этот фильм сразу напомнил мне другую картину той же поры – «Весну на Заречной улице». Есть у этих картин что-то, что роднит их между собой. Та же магия чувства, взлёты и падения, переживания и трудный жизненный выбор.

У некоторых может возникнуть вопрос – почему повесть называется неоконченной, ведь конец фильма расставляет все точки? Однако замысел картины гораздо шире – через образы двух героев показана судьба всей страны в первые послевоенные годы. Также как и герой Сергея Бондарчука, она только встала на ноги и будущее перед ней – открытая книга, которую ещё лишь предстоит познать.

Хороший фильм для того, чтобы отдохнуть душой после долгой рабочей недели, чтобы разобраться в своих чувствах для тех, кто переживет трудный жизненный период, да и просто для тех, кто решит скоротать вечер у телевизора. Если вы также любите старые фильмы – «Неоконченную повесть» советую не пропустить, также как и уже упоминавшуюся мной «Весну на Заречной улице».

9 из 10

15 сентября 2011 | 20:29
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: