Мы всё равно вернёмся к человеку, который любит нас больше всего.
Вы замечали, как мы мало времени уделяем нашим матерям? Как иногда можно просто подойти и обнять маму, сказать ей как мы её любим? Но что же делаем мы? Мы просто обходим её стороной, не ведём никаких бесед о своей жизни с ней. Лишь обыденные диалоги, вроде 'Как учёба?' 'Ты позавтракал?'. Также и в фильме Ксавье.
Подросток встаёт на тот самый этап своей жизни, когда противоречия с матерью становятся чуть ли не его смыслом жизни. Он пытается наладить общение с ней, но вместо этого получает лишь, как кажется для него недопонимания и оскорбления, когда же всё совсем наоборот. Точно также видит всю ситуацию и его мать. Она не находит в причине конфликта себя, а лишь его. Ей кажется, что именно он, её милый сынок, которого она вынашивала и растила, причины всех бед в её жизни.
Но причина этого конфликта кроется глубоко в душе каждого из них. Ни один, из-за своей гордости не сможет сказать нежные и тёплые слова друг другу, которые согреют их обоих. Им не кажется, что чувства каждого из них подобно надувному шарику, ткнув в который острой иглой, можно полностью уничтожить.
Так зачем же так поступать, если в конце концов мы всё равно вернёмся к этому человеку? Мать и ребёнок - это два существа, которые связаны друг с другом не только кровной связью, но и эмоциональной, душевной.
Так и здесь, в конце фильма мать приезжает к своему сыну, они молчат, потому что им не нужно слов, ведь между ними есть тонкая нить, соединяющая этих двух людей.
Я не стала ничего писать о теме гомосексуализма в фильме, ведь главные здесь два человека - мать и сын.
Ксавье Долан ну очень талантливый, только его дебют многого стоит. Весь фильм с него невозможно оторвать глаз, настолько он естественен. Он не вычурен, в нём всё гармонично - от его вкуса в одежде до чёрных кудрявых волос.
'Я убил свою маму' - лишь название сочинения, не больше. Он ведь даже в подсознании не смог бы даже дотронуться до неё. 16-ти летний Юбер, действительно, немного витает в облаках, а потом резко падает на землю. И его, ну честно, только в нескольких моментах по настоящему становится жалко. Хотя за что его можно жалеть? За таблетки, только после которых он наконец вспоминает о матери? За ложные мысли 'она меня ненавидит!'? Даже и пробовать не стоит.
Долан написал сценарий к этому фильму в 16. Что ж, это сразу можно понять в процессе просмотра. Я не говорю, что фильм плохой, но он и в правду как-будто снят подростком про подростков и для подростков. Но картина продуманная и сделана так, как хотелось режиссёру. А значит, принимайте как есть.
Что-то есть тут общее с Залом Самоубийц. Одинаковые подростки, одинаковые 'королевства' всё их же, подростков. Всё те же разногласия, непонимания, недомолвки с родителями. Я не хочу сравнивать что лучше, просто скажу, что они схожи.
Как правило, в картинах такого рода мало слов, да они и не нужны. Такие фильмы всегда подают холодными, депрессивными, в чем-то даже безысходными. Но разве жизнь большинства подростков не такая в реальной жизни? Проблемы с родителями, отношения со сверстниками, одиночество, наша сексуальная сторона, наши противоречия.. Это не просто кино, это кино про нас.
Мне кажется, каждый когда-либо чувствовал одиночество, некую пустоту. Долану удалось показать и рассмотреть со всех сторон эти чувства. Так давайте же будем ему благодарны и оценим его работу по достоинству.
Ксавье Долана мне советовали долго и упорно. Говорили, что он уникален и неподражаем, снимает свои фильмы так своеобразно и оригинально, как до него ещё никто не снимал. Не скажу, что своей дебютной работой Долан меня поразил, но это, однозначно, лучшее, что было увидено мною за последнее время. Я уверенно могу сказать, что для такого рода фильмов должна быть своего рода небольшая 'подготовка' и хотя бы немного стоит знать о режиссерских наклонностях, что бы не было потом недоумения от присутствия сексуальных сцен гомосексуального характера. И после просмотра ясно одно - не смотря на столь юный возраст Ксавье Долан снимает качественное авторское кино с прекрасным сценарием, атмосферной картинкой и потрясающими саундтреками.
'Я убил свою маму' - это картина о борьбе молодого юноши с самим собой, собственными чувствами и эмоциями. Гиперэмоциональность выливается через край и главному герою некуда её девать, кроме как выплескивать всю ненависть и одновременно любовь, на свою мать. Юбера бесит в собственной матери все: от манеры одеваться, до манеры говорить. Он 'возвышает' себя над ней и не хочет мириться с тем, что его не устраивает. И в тоже время он искренне любит свою маму, пытается как-то к ней подобраться, найти общие ниточки и вновь, как в детстве, быть вместе. Эти два противоречия не умещаются в столь юном подростке и находят выход в постоянных скандалах, истериках и оскорблениях в адрес матери. Он импульсивен и несдержан, но сам в тоже время раним и романтичен.
Как мне показалось эмоции здесь преувеличены, как через призму, но это не выглядит громоздко и не перегружает картину. Всё гармонично и так легко, что фильм смотрится с упоением и каким-то надрывом даже - слишком эмоционально в некоторых моментах.
Оба главных персонажа составляют как бы противовес друг друга. Мы сразу видим на сколько они разные. Мать Юбера - Шанталь - женщина сдержанная, приземленная, без каких-либо стремлений к высокому. Её практическая безэмоциональность характера (за исключением тех моментов, когда она орёт на сына) находит выход в её одежде и обустройстве дома - всё настолько дико, вульгарно и безвкусно, на сколько вообще может быть. Юбер же, наоборот, очень чувственный, поэтичный юноша. Сколько он всего говорит: и хорошего, и плохого; сколько пишет и ещё больше снимает. Он живёт в мире духовного, в мире любви и не видит ничего общего с приземленной матерью.
Конфликт весь в том, что главные герои стоят каждый на своём. Да, они пытаются идти на сближение, но каждый раз срываются в очередной скандал. Мать измучена работой и повседневными проблемами; сын зациклен на себе и собственном мировосприятии, но в конечном итоге кто-то всё же должен будет сделать шаг на встречу другому.
'Я убил свою маму' - это история взаимоотношений матери и сына; история о поиске и понимании собственного Я. Это монолог души. Это крик чувств и разнообразие эмоций.
Можно ли снять хорошее кино, не имея солидного бэкграунда? Не опираясь на студийные доминанты в виде финансов и промо? Канадец Ксавье Долан на эти вопросы дает положительный ответ, доказывая это своим дебютным фильмом «Я убил свою маму», который он не только срежиссировал, и в котором отвел себе центральную роль, но также трудился над монтажом, визуальной стороной, саундтреком, что в общей сложности позволило его имени появится в титрах около десяти раз.
Долан опровергает постулат о необходимости опыта и образования, противопоставляя ему свой гений. Все, что потребовалось молодому режиссеру для того, чтобы решиться снять фильм – история, которую он решил рассказать.
Эта дебютная работа стала лауреатом Каннского фестиваля, подарив Долану не только признание кинокругов, но и нападки в виде обвинений во вторичности, отсутствии собственного стиля и несостоятельности его кинематографической деятельности. Как известно ложный снобизм всегда становится в оппозицию к истинному таланту.
Обвинения в киноцитировании, которые многие предъявляют к Ксавье абсолютно бессмысленны. Если заимствования в картине и присутствуют, то они не специальны, по словам самого Долана, он не видел тех фильмов «новой волны» в копировании сцен из которых его обвиняют (а вот свою дебютную работу, Ксавье будет цитировать в дальнейших своих фильмах неоднократно). Что до стиля, то он у Долана присутствует со всей очевидностью. Визуально «Я убил свою маму» почти идеальная работа, некоторые несовершенства полностью являются следствием маленького бюджета (примерно в 300 тыс. долларов), где-то недостаточно освещения, где-то цветокоррекции. Из-за этих несовершенств Долан впоследствии скажет, что «ненавидит» данный фильм.
Автобиографическая история об отношениях молодого человека Юбера и его матери, которые протекают в рамках формулы «люблю так, что ненавижу» доведена Доланом до невероятного напряжения – герои срываются на крик, потому что иначе существовать просто не могут. Вторая сюжетная линия затрагивает отношения Юбера и его бойфренда Антонина. Долан не выставляет любовные переживания на первый план, но показывает их таким образом, что они дополняют основную историю и в конце концов приходят к единому финалу.
Апофеозом всей картины и вообще удивительного киностиля Ксавье Долана, сочетающего глубину мысли и красоту взгляда, является секс-сцена между главными героями фильма в исполнении самого Долана и Франсуа Арно. Секрет в том, что физика режиссера не интересует, он смотрит выше и дальше, поэтому в этом прекрасном мире такого понятия как «стыд» не может существовать. Все детали в «Я убил свою маму» взаимосвязаны и дополняют друг друга. Визионерский подход не сыграл бы, не опирайся он на прекрасно написанный сценарий, исполненный талантливыми актерами, и обрамленный стильным саундтреком.
Актеры «Я убил свою маму» - Анна Дорваль и Сюзанна Клемент будут играть у Долана снова и снова, не только потому, что они удивительно талантливы, но потому что молодой режиссер так видит свою Киновселенную. Однако, для Франсуа Арно в ней места пока нет, так как сразу после «Я убил свою маму» он был принят на работу в сериал «Борджиа» где был невероятно занят на протяжении трех сезонов, возможно после того, как телеэпопея о самом развратном человека Ватикана завершилась, Ксавье вновь пригласит на площадку Франсуа.
Картина «Я убил свою маму», несмотря на отсутствие широкого проката и маркетинговой кампании стала культовой, явилась манифестом того, что и в эпоху студийной диктатуры можно создать по-настоящему независимое кино, концептуальное и ориентированное на искусство, а не на индустрию. Юность, талант, глубина и смелость суждений – вот незыблемые столпы успеха. Начиная с Каннской премьеры в 2009 году (на которой Долан расплакался, услышав адресованные ЕМУ аплодистменты) фильм до сих пор «дебютирует» в ограниченном прокате некоторых стран и получает «локальные» премьеры на небольших кинофестивалях.
Всё в истории с Доланом уникально в истинном понимании этого слова. Здесь есть только незамутненный талант и больше ничего. Ксавье Долан сделал смелый шаг, не заботясь ни о чем, кроме своей авторской позиции и ценности своего киновысказывания. Ему безусловно есть, что сказать и он безапеляционно декларирует это каждым своим действием. Просто смотрите и слушайте, потому что за долгие годы в мире кинематографа появился настоящий независимый художник, и неизвестно, когда на нас в следующий раз сойдет такая благодать.
Давайте все же разделим безусловное уважение к вундеркинду, сумевшему организовать вполне себе авторский неглупый 'проблемный' фильм, с оценками собственно картины. Кино пустое, выстроенное на одном приеме, неинтересное и неизобретельное на детали. Не могу судить, в какой степени для Долана имела значение биографическая составляющая (видимо, в незначительной), но для меня картина ну уж точно не является аналогом 'Над пропастью во ржи', тонким проникновением в мир подростка и проч. Тематически таких фильмов много и уровень рефлексии уж как-нибудь поглубже. Дело даже и не в теме, а в отсутствии мелкой моторики, запоминающихся лиц второго плана - можно ли предъявлять подобные претензии к подростку? Вероятно, можно, поскольку Долан во втором фильме выглядит совершенно иным: именно ироничным, изобретательным, с чувством юмора и красивости. Возможно, я разочарован дебютом именно потому, что второй фильм понравился безоговорочно.
С Ксавье Доланом впервые я познакомилась как с актером и честно говоря, не сильно он меня впечатлил. И вот спустя некоторое время я наткнулась на фильм, который он режиссировал, и решил, а почему бы и нет. Так вот я не пожалела.
Не смотря на свой юный возраст, он уже имеет свой узнаваемый стиль, который вряд ли можно спутать с чьим то другим. Безусловно, он еще не сформировался до конца, но то что мы видим, уже поражает. Но не думаю, что он всем придется по душе. Ксавье продумала все до мелочей, от одежды, раскрывающей характеры героев, до интерьеров, характеризующих сцену. Ксавье очень умело делает акцент на деталях. Когда ты всматриваешься в кадр, то понимаешь, что в нем ничего лишнего, все детали важны. Интересными оказались и внесюжетные вставки:воспоминания и воображение. Благодаря им создавалась впечатление, что мы находимся в голове у героя, можем читать его мысли, что помогло раскрыть его характер и понять его взгляд на мир. Таким образом мы глядим на мир его глазами. Фильм получился таким простым и искреннем, таким близким и знакомы, что каждый мог узнать в нем себя, в определенный момент своей жизни. И он писал, а потом и снимал о том, что действительно знает. Здесь нет никакого пафоса и наигранности, а только то, что многие подростки чувствуют, хотя и не всегда понимают. Эту любовь, граничащую с ненавистью.
Фильм Долана это тот искренний и чистый голос, который мы порой слышим в своей голове. Может быть поэтому в этом фильме есть настоящая, легкая и неуловимая магия, которая делает его таким прекрасным.
Ксавье это новый, чистый и нетривиальный взгляд на важные аспекты этого мира.
We should be able to kill ourselves in our heads and then be reborn.
В правом уголке моего монитора 03:05, а я встала, чтобы похлопать 'J'ai tue ma mere', который только что закончился.
Сто минут удивительной картинки, нарисованной канадским гением Ксавье Доланом.
Когда тебе шестнадцать, убивать свою маму можно не только при помощи кухонного ножа/ газонокосилки/ пистолета восьмого калибра/ садомазо игрушек и прочего.
Потрясающе, просто потрясающе.
Цвета, никогда прежде невиданные, вкупе с цветами, встречающимися в повседневной рутине каждому, именно в этом фильме производят всплеск и взрыв на фабрике эстетического наслаждения.
Идеальные саундтреки, кажется, я уже писала о своём желании украсть iPod у этого молодого человека.
Диалоги хорёчьей мордочки самого Долана и удивительной Энни Дорвал, из которых рекой хлещут настоящие, ни разу не наигранные, человеческие эмоции.
Похожий на Аполлона Франсуа Арно, которому спасибо просто за то, что осветил своими сиянием этот фильм - в Минске белые ночи.
И Сьюзанн Клемент, которую я боготворю после 'Laurence Anyways'.
Ах, да, и еще, конечно же, так ласкающий слух французский.
Я думаю, Юбер любил свою маму намного сильнее, чем обычные подростки. Он задумывался о природе этой любви, он разочаровывался в ней, он обретал ее снова. Он не был одним из тех, кто просто любит свою мать из-за того что так принято, потому что кто-то давно решил, что мы должны это делать, что дети и родители просто обязаны питать друг к другу теплые чувства. Но ведь это далеко-далеко не всегда так. Просто очень мало кто задумывается об этом, мало кто говорит об этом, просто нужна определенная смелость, чтобы так спокойно говорить о нелюбви или даже ненависти к человеку, который априори должен быть тебе самым родным и близким.
Авторские фильмы не всегда просто смотреть, иногда, как, например в «Воображаемой любви» Долана, которую я посмотрела раньше, чем добралась до этой его работы, легко можно потерять нить повествования, можно заскучать, а иногда банально раздражает однообразность картинки. «Я убил свою маму» не вызывает таких чувств. Да, он не относится к очень динамичным фильмам, но определенная смена картинки происходит, и на том большое спасибо. Впрочем, вторая работа автора не такая уж и скучная, она так же заслуживает внимание.
Очень нравятся крупные планы, как, например, в самом начале, когда акцент делается на разности матери и сына. Эти планы вообще, видимо, нравятся самому Долону, потому что в «Воображаемой любви» их так же предостаточно, может, даже больше. Так же, очень удачно вставлены рассуждения Юбера о матери и любви к ней, каждый раз они приходятся очень к стати и будто бы подводят черту под определенными событиями фильма.
Честно скажу, ничуть не отталкивает постоянно присутствующая тема гомосексуализма в фильмах автора, потому как показана она очень красиво и, несомненно, передает его личные взгляды. Единственная эротическая сцена выполнена так же очень удачно, не вызывает ни капли отторжения, в ней есть определенная динамика. Плюс безумно удачно подобран к ней саундтрек.
Теперь, что касается основной темы фильма. Я думаю, главный герой не врет, говоря о том, что убил бы любого, причинившего боль его матери. По своему он заботится о ней, по своему она его любит. Просто они не слышат друг друга, просто они не думают о том, чтобы начать слушать своего близкого, а не себя. И все-таки, ни у мальчика, ни у женщины нет человека ближе. У фильма открытый конец, но я очень надеюсь, что они смогут друг друга понять.
В общем, фильм довольно глубокий, и не самый простой для восприятия, хотя, все-таки достаточно интересный. Вот кому точно стоит его посмотреть так это родителям подростков, проходящих стадию переходного возраста, хотя, и самим этим подросткам тоже не повредит такой просмотр.
- Что бы ты сделала, если бы я сегодня умер?
...
- Я бы умерла завтра.
Дебют Ксавье Долана оказался, лично для меня, просто феноменальной работой. Настолько пронзительной и тонкой картины об отношениях матери и ее ребенка я ни разу не видела. При всей своей жизненности и яркости, фильм еще и по-доброму наивный и где-то действительно пронесен через призму юношеского максимализма: с ругательствами, криком и пульсирующей болью в сердце недолюбленного ребенка. И вот эта молодость и свежесть взглядов юного дарования делает фильм чем-то отдельно стоящим от всего остального.
Несмотря на то, что я уже знакома со стилем Долана (по фильму 'Воображаемая любовь'), я все равно не могла не восхищаться тем, как это все снято. Одной операторской работы достаточно, чтобы назвать это кино искусством. В нем есть свои краски, свои запахи, своя атмосфера. Цвета и манера съемки настолько сочные и дико привлекательные, что оторваться от картинки невозможно.
Кроме того, музыка. Долан опять же выбрал очень красивую музыку. На это у него вкус уж точно есть. Пианинные мелодии отобразили эту историю на своем уровне.
Посмотрев 'Я убил свою маму', есть о чем задуматься. Притом, что история узнаваема, о ней никто так не думает, как думает Ксавье Долан. Ведь не зря он делает из этого трагедию при том, что финал открытый. И вперемешку с горьким финалом, впечатление остается как о светлом фильме. Это тебе не игривый и беспощадный финал 'Воображаемой любви'. Это по-настоящему трогательная история настоящей взаимной любви матери и ее ребенка.
Юбер не может разобраться в своих чувствах к матери: он в одно и то же время любит ее и ненавидит. На протяжении картины мы видим множество проявлений и того, и другого. Раньше они друг с другом всем делились, теперь они чужие друг другу люди, между ними годы недопонимания. Как сын и мать существуют в таких условиях, какие сложности приходится им пережить - обо всем этом фильм.
Дебют Ксавье Долана в качестве режиссера. Он играет в фильме главную роль. Думаю тут ему не пришлось пользоваться актерским мастерством, ведь, кажется, что этот фильм и о нем самом ( Долан написал сценарий в шестнадцать лет).
Саундтрек фильма прекрасен. Качественные инструментальные мелодии звучат на протяжении всей картины. Советую обратить на них внимание.
Фильм для всех, кого были недопонимания с родителями в детстве. Неважно, смогли вы их преодолеть или нет.